Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Сперва задам теоретический вопрос: что такое Промысл Божий?
– Это сложная тема. До конца постичь ее невозможно, потому что Бог безграничен, а человек ограничен. Тут вспоминается экранизация произведения Булгакова, в которой был задан такой вопрос: «Скажите, какое мое самое главное событие в жизни?» И был дан такой ответ: «Самое главное событие в вашей жизни впереди».
Согласно хрестоматийному значению понятия, Промысл Божий – это непрестанное проявление воли Божией, всеблагой, премудрой, всемогущей, направленной на поддержание жизни мира, его развитие и на спасение всех людей в целом и каждого человека в частности. Воля Божия всеблагая, потому что Бог есть Любовь. Соответственно, воля Божия заключается в том, чтобы все люди спаслись и пришли в познание истины. А истина есть Бог. Вот что должен знать человек о Боге и о себе.
А Промысл Божий, получается, где-то на соприкосновении нашего мира и воли Божией?
– Совершенно верно. Промысл Божий осуществляется в жизни каждого из нас. Но Бог не проявляется в жизни человека явно, а Промысл Божий проявляется таким образом, что Господь ставит его в такие жизненные обстоятельства, чтобы он был наиболее близок к познанию себя, познанию Бога и, соответственно, к своему спасению. А спасение – это единение со Всеблагим, бесконечно нас любящим Богом.
Наверное, проще всего рассказать о том, что такое Промысл Божий, на собственном примере. Архипастырь – прямой последователь апостолов. В наших глазах это самая высокая высота. Конечно, к этой высоте ведет Промысл Божий. Расскажите немножко о своем пути.
– Это очевидно, но, если я буду так говорить о себе, в этом будет много тщеславия. Конечно, это Промысл Божий. Хотя я сам не очень понимаю, как это вообще могло произойти, потому что я был неверующим. Но ничего не бывает случайного. Французы говорят, что случай – это бог дураков, людей неразумных.
После того как я отслужил срочную службу в армии, я никуда не собирался уезжать из своего родного, любимого города в Калужской области. Зеленый, красивый город, река, прекрасный бор в двух шагах от дома, любимая музыка, любимая профессия. Мне не хотелось ничего в этой жизни менять. Но моя мама, а она у меня педагог, как-то ненавязчиво, рассуждая со мной, все-таки сумела меня убедить в том, что мне нужно попробовать поступить в высшее учебное заведение, чтобы получить профессию. Она сказала: «У тебя все в роду педагоги, я педагог. Попробуй поступить. Наверное, не поступишь, но попробуй».
Я хотел на филфак, а поступил на историко-филологический факультет. Он все-таки больше исторический. Я даже сильно не готовился, но поступил. Сам удивился, но успешно сдал вступительные экзамены. Это тоже Промысл Божий. Потому что накануне экзамена, за который я волновался, у меня даже не было особо времени готовиться. А парень в нашей компании, который очень хорошо учился (у него в аттестате были одни пятерки), тоже сдавал экзамены, но не поступил. Он завалил как раз тот экзамен, за который я волновался, а это было сочинение, и не смог поступить.
Наверное, это Промысл Божий. И именно на этом факультете был атеистический кружок, была возможность изучать Священное Писание. В то время найти Евангелие и Библию было сложно, а там мы изучали Священное Писание с точки зрения атеизма. У меня всегда был интерес к религии, но, как я думал, научный. Я считал, что надо познать, узнать, как люди живут, чем они живут, каково их мировоззрение, даже бытовое поведение в жизни. Все неизвестное нас манит.
Тогда я и познакомился с верующими людьми и отчетливо понял, что вера действительно меняет жизнь. Не знание, не этика, не эстетика, не философия, а это те науки, которые я очень любил. Они не делают человека лучше. Они могут сделать его более совершенным во зле, если у него искривленное нравственное начало, нравственное основание. Если нет веры, мы понимаем, к чему это может привести. Поэтому консультанты по бизнесу обычно говорят, что, как правило, махинации проворачивают наиболее образованные, наиболее компетентные люди. Если у них есть этот корень зла, то, как правило, они совершают преступления.
Для меня это все было откровением, и я стал пристальнее все изучать. После этого я сначала пришел к идее Бога, а потом Бог уже Сам как-то Себя мне открыл, и я уже не выбирал веру, так как мне было отчетливо понятно, где Бог и в чем Бог. Соответственно, потом я уже сознательно пришел в Православие. Конечно, это был Промысл Божий. Могу даже сказать, что сам я, может, еще бы долго искал. Потому что все это длилось несколько лет. Это все было достаточно долго: я читал, сомневался, переходил от одной системы к другой. Как и большинство, наверное, молодых людей в мое время, я начал с Востока, но потом сознательно пришел в Православие.
А дальше мне хотелось помочь своей родной Православной Церкви. Потом мне предложили прийти служить в храм, а у нас тогда еще было православное братство в Нижнем Новгороде. Это уже после института, я преподавал тогда в гимназии. Батюшка, который преподавал там «Закон Божий», мне и предложил пойти служить. Нас было всего 12 человек (как 12 апостолов), и был большой разрушенный храм в Нижнем Новгороде. Теперь это кафедральный храм во имя Александра Невского, и это самый большой храм, посвященный ему.
В 1991 году осенью я там только помогал, а в начале 1992 года пришел в церковь и там остался. У меня были разные специальности, нес разные послушания. Потом был рукоположен во священники, а затем принял монашество. Опять же по послушанию монах отрекается от своей воли, отсекает свою волю и приносит Богу обеты. Я желал одного, а Промысл Божий проявлялся по-другому. Я никогда не хотел быть начальствующим, но стал игуменом монастыря. Я никогда не думал об архиерействе. Хотя и говорят, что плох тот солдат, который не мечтает стать генералом, я не мечтал об этом и понимал, какая это ответственность.
В моем монастыре в этом смысле меня все устраивало. В монастыре и так не просто быть руководителем. У игумена монастыря много задач, в том числе и хозяйственных. Это не очень способствует молитве. Тем не менее это все-таки лес, достаточно глухое место, и у меня было время для молитвы, для созерцания, хотя и немного. А тут я представляю, что такое быть архиереем. Но такой выбор Священноначалием и мною был сделан. Даже тогда Промысл Божий проявлялся. Там надо было пройти три фильтра – управляющий делами, Святейший Патриарх и Синод, и каждый раз я думал, что что-то не получится.
Все получилось, и тут я и понял, что я «попал». Но ты понимаешь, что это очень ответственное служение, и стараешься исполнить возложенные на тебя послушания, чтобы не подвести, чтобы созидать, развивать церковную жизнь уже на поприще архиерейского служения. Направлений у нас много, и задачи перед нами стоят серьезные. Слава Богу, уже вторая епархия. Святейший поручил уже Выборгскую кафедру. Стараюсь!
Владыка, можно ли сказать, что Промысл Божий – это в каком-то смысле залог непредсказуемости истории? Мы много раз видели в истории, что события по логике должны были развиваться так-то, но вдруг происходило что-то, что меняло ход истории. Это Промысл?
– Действие Промысла Божия, конечно, проявляется в истории человека и человечества. Если брать глобально, большие отрезки времени, то можно заметить в Ветхозаветной истории действие Промысла Божия. Вспомним историю с Моисеем, когда Промысл Божий изменяет законы физического мира. Например, чудеса египетские, которые показал Моисей фараону. Затем время 40-дневного странствия иудеев в пустыне, потом пленение. Бог ожесточил сердце фараона, попустил фараону ходить путями своими, в том числе в плане нравственном, духовном, так что он действительно ожесточил свое сердце. С другой стороны, после плена люди познали, от чего они ушли, куда пришли и что вообще с ними происходит. Они готовы были на своей родной земле на любые испытания, только чтобы не быть в плену. То есть они покаялись, пришли в себя. Бог вернул их в землю обетованную, Бог показал им Свое могущество. В то же время люди познали свою немощь и вернулись к Богу. И таких примеров много.
Если говорить не только об истории иудейского народа, а в общем, то есть такое понятие, как ось времени. Его сформулировал немецкий философ-экзистенциалист Карл Ясперс. Он говорит о том, что Промысл Божий проявлялся в людях, в разных народах, и, несмотря на разные мировоззренческие системы (зороастризм, конфуцианство, иудаизм или эллинская философия), люди приходили в конце концов к одним выводам. Постепенно человечество готовилось к тому, чтобы принять Христа. Платон очень близко подошел к идее Бога, Конфуций очень близко к этому подходил. Будда близко подходил, хотя, конечно, христианство и буддизм очень сильно отличаются. Постепенно во многих народах происходил процесс переосмысления, познания себя и Бога. И можно вспомнить итог. Когда Христос подходил к горе Елеонской и смотрел на Иерусалим, пришли язычники и хотели увидеть Христа.
Поэтому христианство распространялось. С одной стороны, это подвиг и совершенство христианского учения. С другой стороны, почва в сердцах людских была уже подготовлена.
Можно говорить о Промысле Божием и в нашем народе. Когда Византия уже приходила в упадок, мы восприняли от нее Православную веру. «Москва – третий Рим» – это теперь особенно актуально. И так далее. Много таких примеров можно привести.
Возникает такое чувство, что понятие Промысла Божия связано с неким негативом. Допустим, фашистская Германия вторгается на территорию Советского Союза. Казалось бы, негатив, зло, но Церковь возрождается, снова происходит поворот в сторону возрождения Церкви. Или, допустим, в жизни отдельного человека происходит какое-то бедствие, но в итоге оказывается, что это бедствие было промыслительным. Я сейчас читаю отца Иоанна (Крестьянкина), у него был период жизни, когда он 12 лет скитался с одного прихода на другой, а до этого было пять лет лагерей. Но в этом открывается Промысл Божий. Как это совместить? Казалось бы, происходит что-то, что мы называем злом, а в итоге получается, что это Промысл Божий.
– Здесь уместно вспомнить Максима Исповедника, который говорил о троякости проявления Промысла Божия: по благоволению, по домостроительству и по попущению. По благоволению – это когда человек живет согласно заповедям, праведно, и Промысл Божий благоволит к такому человеку. В конце концов такие люди становятся святыми, хотя их жизнь часто проходит через определенные испытания. По домостроительству – это когда люди все-таки уклоняются в грехи, и Господь ставит их в такие обстоятельства жизни, чтобы они увидели, познали свой грех и покаялись. По попущению – когда человек грешит, не раскаивается, и Бог попускает ему ходить греховными путями. Мы об этом читаем в Послании апостола Павла к Римлянам и в других местах Священного Писания. В этом случае Бог видит все, знает все, ставит человека в такие обстоятельства, в которых проявляется его греховная природа, но именно в проявлении этой греховной природы часто бывает так, что он приходит в себя. Как блудный сын, который принял наследство, потом все промотал и вспомнил об отце...
Но если бы голод не наступил...
– Не наступил бы голод, он бы не пришел в себя. Он пришел в себя только после того, как его лишили самого основного, что служит источником поддержания сил. Наверное, большинство людей идет именно таким путем.
Можно привести такой образ, что грех – это некое дно. Чем больше грех, тем глубже дно. Так вот, человек тонет, тонет, добирается до дна – и в ужасе отталкивается от него, выныривает и вдыхает воздух: «Ух, чуть было не погиб». Я знаю много таких примеров, когда люди освобождались от какой-то ужасной, злой привычки (алкоголизма или наркомании).
Приведу пример. Один наркоман никак не мог выбраться из этого, он пытался, но не получалось. Он чувствовал, что уже не справляется, говорил, что если бы кто-нибудь ему попался с деньгами, с кошельком, то он убил бы его, наверное. Настолько сильное было желание наркотиков. Но при этом он молился: «Господи, не допусти! Господи, не допусти». Он находился в квартире, его лишили телефона, он не мог позвонить друзьям и он решил через окно спрыгнуть (по-моему, был третий этаж). В итоге он упал и сломал себе ногу. Казалось бы, беда – человек сломал ногу. Но в этот острый период, когда у него было сильное желание опять пасть, случилась беда, которая сохранила его от большого греха. И таких примеров можно привести много.
Вопрос телезрительницы: «У меня вопрос практический. Господь нам дал молитву „Отче нашˮ. Господь говорит: просите, и дано будет вам. А надо ли вообще просить? Может быть, просто говорить: „Господи, помилуйˮ? Как нужно молиться?»
– Все зависит от ситуации. Бывает такое сильное искушение, когда, кроме «Господи, помилуй», мы ничего не можем сказать. Все зависит от нашего произволения, от ситуации. Однозначный совет очень сложно дать, и это было бы неправильно. «Отче наш» – молитва, которую Сам Господь нам дал, Он произнес ее в Нагорной проповеди. Я думаю, что эта молитва важна, нужна и этой молитвой можно Бога о чем-то просить. А можно просто сказать: «Господи, помилуй». Или: Господи, дай мне то, то и то... Самое главное, нужно просить того, что потребно для спасения нашей бессмертной души. Люди обычно говорят: «Дай Бог здоровья, а все остальное приложится». Конечно, здоровье – это важно, но и здоровый человек не вечно будет жить на земле. А спасение важно для всех. Тем более что факторов внезапной кончины становится все больше. Соответственно, нам нужно всегда готовиться к переходу в вечность, в иную форму бытия.
С точки зрения духовного роста более высоким является не просить о частностях или, наоборот, – иметь дерзновение просить обо всем?
– Если человек уже достиг святости, он может о чем угодно попросить. Например, к Серафиму Саровскому гость пришел, и он медведя попросил малины собрать. Конечно, такое возможно, но только в единичных случаях.
Когда человек понимает, что его жизнь с точки зрения спасения в опасности, он прежде всего и должен просить спасения. Вспомним Нагорную проповедь, Господь говорит: знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него (Мф. 6:8).
Поэтому можете от сердца просить что-то, но говорить: «Но не как я хочу, а как Ты хочешь, Господи». Сам Господь нам показал, как нужно просить.
В ежедневном молитвенном правиле мы же говорим: «Господи, или хощу, или не хощу, спаси мя».
– Да. И молитва «Отче наш» говорит об этом: на каждый день насущный хлеб дай нам. Насущный хлеб – это то, что нам действительно необходимо. Мы на самом деле не знаем, что нам необходимо, не понимаем, чего просим, иногда себе во вред просим. А то, что необходимо, Господь даст; Он знает об этом.
Как же нам все-таки практически положиться на Промысл Божий? Ведь можно себя иногда оправдывать: мол, я сижу ровно и полагаюсь на Промысл Божий. Это правильно? Или все-таки предполагаются какие-то действия?
– Сидеть ровно и полагаться на Промысл Божий – это буддизм. В буддизме человек должен отречься от всех желаний, потому что желания – источник скорбей. С одной стороны, правильно. С другой стороны, желания-то бывают разные, не только греховные. Буддизм предлагает отречься от этого, чтобы превратиться, скажем так, в камень, в куклу, заживо умереть.
Мы же говорим о чем? Чтобы жить в потоке Промысла Божия, нужно творить волю Божию. А творить волю Божию – это действовать. Соответственно, читаем Священное Писание, молимся, читаем святых отцов, стараемся творить добро. И это будет воля Божия. Когда мы хотим жить по воле Божией, мы должны каждый раз, каждый день, собираясь совершить тот или иной поступок, думать, как говорили святые отцы и как учили старцы: «А как будет по-Божии? Как бы в этот момент поступил Христос, или апостолы, или святой, мой духовный покровитель?» Вот так и поступай, и тогда будет по воле Божией. Жить по воле Божией – это, конечно, действовать.
Владыка, благословите нас, пожалуйста, на начало Великого поста.
– Как говорят святые отцы, Святая Церковь, постимся постом приятным, благоугодным Господеви. «Прииде пост, мати целомудрия...». Это время, когда мы можем сделать еще одну попытку (у каждого бесчисленное количество этих попыток) исполнить волю Божию. Дай Бог всем нам постараться это сделать через пост, через посильную молитву, через познание себя, через познание Промысла Божия и все-таки увидеть свет Воскресения Христова и со смирением петь: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангелы поют на Небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». Дай Бог, чтобы наши сердца Великим постом, Великой Четыредесятницей очистились.
Записали:
Таисия Зыкова
и Нина Кирсанова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!Этим богослужением, дорогие братья и сестры, мы входим в поприще Великого поста. Это важное событие происходит ежегодно, и у каждого из нас есть опыт прохождения через великое поприще самоограничения в пище и поведении, расширения молитвенного правила. Все эти меры, которые Церковь предлагает человеку, вступающему в поприще поста, преследуют одну цель – перемену к лучшему. Ведь человек может меняться и в лучшую сторону, и в худшую, а значит, задача для каждого в течение поста – измениться в лучшую сторону.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.