Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №13 (1246) → Игумен Филарет (Пряшников): Деятельное прощение

Игумен Филарет (Пряшников): Деятельное прощение

№13 (1246) / 1 апреля ‘24

Беседы с батюшкой

Начало Великого поста мы все ждем с нетерпением и радостью. Но прежде чем вступить в пост, пройдем Прощеное воскресенье. В этот день в храме стоит очередь из мирян и священников, все просят друг у друга прощения.

Я понимаю, когда просим прощения у близких людей или у тех, кого мы знаем и кто знает наши настроения, но просто писать в интернете: «Простите меня все»?.. Эта мысль меня мучает. Мне всегда казалось, что прощение должно быть, во-первых, обоюдным, во-вторых, деятельным, то есть это должен быть какой-то поступок. А как научиться прощать врагов, особенно тех, кто очень сильно насолил? Как прощать людей, находящихся у тебя в подчинении?

– Проблема деятельного прощения на самом деле чрезвычайно актуальна. Потому что мы не можем по-настоящему прощать, это я говорю и про себя в том числе.

Настоящее прощение – это когда безусловно забываешь, что тебе кто-то что-то причинил. Господь нас прощает безо всяких условий, когда мы идем на Исповедь и искренне каемся в своих грехах. Господь никогда не вспомнит нам нехорошие поступки.

И я часто вспоминаю наших предков. Потому что многие святыни, которые сегодня построены в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, да и в других старинных городах, строили люди зачастую в знак покаяния, испрашивая у Бога прощения за прегрешения. Это и храмы, и церковные здания, богадельни, школы. Люди часто приносили что-то материальное, давали обеты, благодарили Господа за то, что Он услышал, простил или восполнил недостающую благодать, которую человек теряет, когда согрешает против Бога.

Наши предки умели каяться. Это было действительно деятельное покаяние. Мы думаем, что если согрешили, то хватит одного слова, чтобы Господь нас простил. И это действительно так, потому что для Господа нет никакой преграды простить нас в чем-либо.

Существует и такое понятие, как епитимья. И это не наказание, а лекарство. Иногда за определенный вид греха священнослужитель может дать епитимью, поклоны или чтение молитвы какое-то время как некое исцеляющее средство, которое призвано дать человеку понимание, в чем тяжесть того или иного прегрешения.

В Прощеное воскресенье нам нужно постараться попросить у всех прощения. Хотим мы этого или не хотим. Согрешил ли кто-то против нас или мы имеем что-то против кого-то на своем сердце. Почему необходимо освободиться от этого гнета? Потому что начинается очень важное время для каждого христианина – Великий пост. Об этом говорят все священнослужители. Мы смотрим разные программы об этом, читаем книги. Нам нужно войти в пост, чтобы ничего не мешало, чтобы время, проведенное в молитве и духовных или телесных ограничениях, принесло пользу. А когда в сердце сидит заноза, она будет кровоточить. И вот ее-то и надо убрать словами: «Простите меня, пожалуйста». Может быть, невозможно сразу понять человека, принять его поступок, тем более если мы говорим о любви к врагам. Но Господь Иисус Христос говорит: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас. Не просто прощайте врагов, а молитесь за них.

Как простить того, кто действительно стал врагом? Надо за него молиться, тогда прощение само придет в сердце. «Господи, помоги этому человеку». Пойдите в храм, поставьте свечку о его здравии, пожелайте ему вразумления, чтобы Господь ему помог. В духовной жизни все очень просто. Главное, чтобы мы правильно использовали эти инструменты, в том числе и в деятельном прощении.

А как научиться прощать людей, с которыми живешь, служишь, работаешь, которые в чем-то от тебя зависят? Ведь больше всего проблем отцу приносят дети. Они знают, что папа все равно простит. Как это происходит у вас в монастыре?

– У каждого есть недоброжелатели, которых он когда-то обидел или невнимательно к ним отнесся. Тем более если мы говорим о коллективах, где работает много людей. Как они могут выстраивать взаимоотношения? Это могут быть дружеские отношения, а могут быть чисто деловые. И когда в коллективе какая-то ссора, люди делятся.

Почему грех так страшен для нашей духовной жизни? Почему от него надо освобождаться, что мы и пытаемся делать в Великий пост? Потому что он разделяет людей, разбивает коллективы, семьи, родственников. Единственное, о чем прошу, если я кого-то обидел в жизни, чтобы Господь дал разумение этому человеку. И часто прихожу в недоумение, когда прошло столько лет, а тот человек все еще помнит обиду, может где-то меня уколоть или навредить, сказать про меня кому-нибудь что-то нехорошее. Но вопрос-то в другом. Вопрос в том, что мы должны всегда смотреть на себя, оценивать свои поступки, а все остальное отдавать в руки Божии.

Вы говорили о том, что раньше люди умели прощать, и о том, что нужно прощать врагов. Но как научиться их прощать? Поставить свечку за здравие? Но на это нужно найти в себе силы, чтобы человеку, которого не очень сильно любишь, помочь в спасении. Как научиться искренне молиться о нем?

– В принципе, мы не изменились. Мы и сегодня тоже можем прощать. Вспомните наших предков, рушивших монастыри, храмы. Но ведь все прошло, и потомки этих людей сейчас строят храмы, воздвигают монастыри, возвращают к жизни святыни и прочее.

Конечно, чтобы научиться прощать, надо иметь такое качество, как великодушие, большую, широкую душу. Господь определяет тебе путь жизни, а ее широту ты определяешь сам, когда научаешься в горе, беде, бесславии находить смысл жизни.

Господь дал мне дар трудиться на благо восстановления Никольской обители, служить Старой Ладоге, помогать Владыке Варсонофию. Но наступит день, когда мне скажут: «Отец Филарет, хватит трудиться, у тебя будет другой жизненный путь». И надо успеть сделать столько хорошего, нужного, чтобы, когда придет отчет моей жизни, Господь судил по широте моей души как христианина и священнослужителя, а не по краткости пребывания в святом месте.

Что значит быть великодушным? Научиться прощать. А как простить того, кто тебя сильно обидел? Нужно сильно его полюбить. От этой любви будет большой толк, другого пути нет. Иначе будет война внутри тебя, и ты не сможешь погасить этот огонь. Апостол Павел говорил: солнце да не зайдет во гневе вашем. Ты разгневался на человека, лег отдыхать, помолился кое-как, потому что в голове крутится ситуация, завтра надо сделать то-то и то-то, разбираться. Потом не выспался, а утром скандал продолжается. Нам иногда очень тяжело принять обиду от человека, особенно близкого.

Христос учит нас совершенно другому. Великодушию, прощению. Он безусловно простил Петра, трижды отвергшего Его. Симон Ионин! любишь ли ты Меня? И потом Он восстанавливает его апостольское достоинство. Все почитали апостола Петра независимо от того, что он оступился. Не знаю этого человека. Понимаете? Это край низости – отречься от человека, с которым ты ходил. Нет страшнее греха, чем отречься от того, кто тебя любит.

Надо не просто прислать сообщение, хотя в каких-то ситуациях оно должно быть, но необходимо хотя бы что-то удалить из своего сердца, из своей памяти. Безусловно простить человека. А когда мы приходим в храм и просим прощения друг у друга, я бы не хотел, чтобы это было автоматически. Поэтому недаром чин прощения совершается на вечерне, когда могут прийти все свои, не просто захожане, которых вообще не знаешь, а те близкие прихожане, с кем ты живешь и молишься. Надо иметь великодушие, чтобы научиться прощать.

Вопрос от телезрителя Димитрия из Гатчины: «Иоанн Златоуст говорил такие слова: „А ничто так не уподобляет нас Богу, как то, когда мы прощаем людей злых, которые обижают нас“. Прочитывая эти слова, я вспоминаю православную программу, где мать обняла убийцу своего сына и сказала, что испытала самое большое удовольствие, когда пересилила себя и смогла его полностью простить. Мы стараемся простить человека, обязательно молимся за него, но все равно иногда посещает чувство обиды. Как быть с этим?»

– Мое мнение, что человек должен все-таки заслужить прощение. Он должен его желать, к нему стремиться. Если тот, кто убил твоего близкого, не осознает своего злодеяния, то он далек от прощения. Он не может простить сам себя. Безусловно, когда с нами случаются такие страшные вещи, как мать может простить убийцу своего сына или дочери? Как сын может простить убийцу матери или отца? Как? Я говорю, все начинается с нас, и, возможно, великодушие этой женщины, о которой Вы говорите, велико, но и тот, кого она обняла, был готов к прощению. Бог прощает любого человека безусловно, если тот кается. Вот о чем мы говорим.

Ведь на кресте было два разбойника. Один получил прощение, а другой нет. Что нам делать с обидой в нашей душе? Я думаю, боль от потери всегда будет в сердце, она никуда не уйдет. Ты всегда будешь помнить тот день и то событие, которое произошло. Мы поднимаем сложные вопросы. Но все-таки все должно происходить по воле Божией. Мы молимся за наших обидчиков, за всех ненавидящих и обижающих нас. Я уверен, что Господь по молитвам и монахов, и мирян, и священнослужителей, и всей Церкви дает долгожданный мир тем, кто его хочет. Ведь есть люди, которым не нужно прощение. А если нет прощения, нет Бога, то какой смысл, как написано, бросать жемчуг перед свиньями? Все нужно обдумывать и осознавать осмысленно. Не просто ставить клеймо, что кто-то не хочет или не может простить. Нет. Любая ситуация должна быть осмыслена целиком.

Тут есть еще один аспект. Мы уже несколько раз вспоминали историю про страну Гадаринскую, где люди отказались от Бога, сказали, что Он им не нужен. Получается, есть такие люди, которые не то чтобы не нуждаются, но не хотят Бога. И Он к ним не приходит.

– Господь насильно никого к Себе не привлекает. Мы вспоминаем слова апостолов на Пятидесятницу, которые после наития Святого Духа проповедовали еврейскому народу об Иисусе Христе, Его пришествии, об искупительной жертве. Многие обратили на них внимание, а кто-то отвернулся и ушел. Но все-таки большинство сказали: что нам делать, мужи братия? Апостолы ответили: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов. То есть покаяние все-таки является неким важным действием для самого человека. Почему мы говорим: деятельное покаяние? Потому что надо что-то сделать. Именно тебе. Как тот слепец, который сидел и кричал: Иисус, Сын Давидов! Помилуй меня.

Мы недаром вспоминали притчу о блудном сыне. На проповеди я говорю не о старшем сыне, у которого все в порядке, а о младшем. Посмотрите, он ушел далеко, потерял все в своей жизни. Но что он сделал? Встал и пошел к отцу, сказал: недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Очень важно, чтобы мы в покаянии еще что-то делали изнутри, желали отойти от греха, помириться с ближним. Как тот же Закхей: половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Обидели кого-то – верните. Покаяние начинается с конкретных дел. Почему строили храмы? Почему основывали монастыри? Это очень-очень важно, когда человек пытается что-то сделать.

Когда просто сижу на диване, читаю «Добротолюбие», наверное, это здорово, но плодов не принесет. Ты просто прочитаешь, у тебя будет теория, а практики нет. Это самое страшное, когда нет практики. Ты не имеешь опыта прощать близкого или далекого. Простить – не значит здороваться. Мы же не со всеми здороваемся за руку в метро. Есть приоритет общения.

Но с чего надо начинать? Со своих близких. Не надо мириться с далекими – с прихожанкой, с которой поругался. С ней, конечно, тоже надо, но вас связывает лишь приход, вы совершенно чужие друг другу люди. Нужно начинать со своих близких. Когда мы научимся прощать своих домашних, тогда научимся прощать и далеких. Говорить близким хорошие, добрые слова. Начните со своих детей, родственников, родителей. Сегодня был вопрос, как попросить прощения у мамы, чтобы ее не обидеть. Просто начните просить прощения у своих родных. А там видно будет.

Вы сейчас говорили практически о том, чтобы построить исповедальные отношения с людьми ближнего круга. Но тогда у меня возникает вопрос о силе Исповеди. Ведь мы в этом случае должны научиться исповедоваться. И пост тут нам в помощь.

– Пост – это удобное время для нашего покаяния, для того, чтобы примириться с близкими, оставить какие-то вещи, которые очень мешают в духовной жизни. Исповедь имеет колоссальную силу для преображения человеческой души. Я исповедуюсь не так часто, как надо, но как священнослужитель обязан это делать. Бывает, ты запутался, но пошел на Исповедь, помолился, и наступает ясность ума: ты уже знаешь, как поступить, что сказать, как себя вести. Исповедью нельзя пренебрегать. Но подходить к ней надо тоже с внутренней подготовкой и расположением.

Расскажите, пожалуйста, что мы вкладываем в молитву Ефрема Сирина и как должны ею молиться.

– Это замечательная молитва. Я не сравниваю ее с Великим покаянным каноном Андрея Критского или с Литургией Преждеосвященных Даров, но молитва Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего» сопровождает весь круг богослужения. Она читается и на часах, и на утрене, и на вечерне, и даже на Литургии Преждеосвященных Даров.

Многие любят эту молитву, потому что в ней есть средоточие всего того, что необходимо нам для покаяния. В ней говорится о том, что Господь слышит наше обращение к Нему, чтобы мы видели свои прегрешения и не осуждали брата своего и чтобы Господь многому нас научил. Это замечательная молитва, и она является для нас образцом для подражания.

Зачастую на первой неделе поста после Великого канона Андрея Критского священнослужители произносят проповеди на мою любимую тему – о молитве Ефрема Сирина, потому что в ней содержится великая глубина, и можно раскрыть каждое ее предложение, используя и Священное Писание, и святоотеческое Предание.

И вот представьте себе, насколько преподобный Ефрем Сирин был внутренне сильным, духовно широким человеком, если он составил такую молитву, которую читают в Церкви на протяжении столетий, тысячелетий.

Святые отцы не были роботами, возможно, они, как и все люди, совершали ошибки, но в их жизни был правильный духовной настрой. Поэтому, читая молитву преподобного Ефрема Сирина, вникая в ее смысл, мы получаем великую пользу.

Да. И мы понимаем, что научиться прощать, научиться исповедоваться и есть наша задача на пути к спасению. А чего еще здесь не хватает?

– Совершения добрых дел. Обязательно нужно совершать добрые дела. Без этого невозможно получить настоящее прощение, потому что мы, христиане, призваны к тому, чтобы проявлять милосердие к своим близким.

Поэтому, пожалуй, единственное пожелание, с которым я хотел бы обратиться к нашим дорогим телезрителям, чтобы они поставили перед собой задачу каждый день делать доброе дело, хотя бы понуждать себя к этому – кому-то помочь, кого-то поддержать. Иногда просто поддержать человека – это уже великое и доброе дело.

Если вы имеете возможность помочь кому-то материально, накормить голодного, напоить жаждущего, посетить кого-то в темнице или в больнице, послужить кому-то, пожалуйста, делайте это, и пост – это, безусловно, очень удобное время, когда наши добрые дела, как драгоценные жемчужины, собираются в мешочек нашей души.

Недавно у нас была Неделя о Страшном Суде, и мы слышали, что Господь говорит в пророчестве: как мы будем поступать с людьми, так и Он будет поступать с нами. Если мы не будем милосердными и сострадательными, то и Он не будет к нам милосердным и сострадательным. То есть очень важно понимать, что без добрых дел все наши постовые труды, все наши поклоны не будут иметь большого значения.

Отец Филарет, благословите наших телезрителей на Великий пост.

– В первую очередь я хочу попросить у вас и у наших дорогих телезрителей прощения. Простите меня, пожалуйста. Может быть, я не смог ответить на все ваши вопросы, на все ваши чаяния, но знайте, что я вас очень люблю и очень дорожу вами. И я хочу, чтобы Господь не оставлял всех нас, какими бы путями мы ни ходили. И, конечно, легкого и благодатного поста всем нам!

Записали:
Анна Вострокнутова
и Людмила Белицкая

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс