Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Отец Михаил, здоровый образ жизни сейчас мало обсуждается православными христианами, потому что мы считаем, что это не самое главное. Прав я или нет?
– С точки зрения духовной жизни, тело вторично, дух первичен. Недавно на одном из научно-популярных каналов YouTube был сделан перевод программы, посвященной самому длительному психологическому исследованию Гарварда. Это исследование посвящено счастью. Оно началось еще в 1938 году и продолжается до сих пор. Несколько тысяч людей исследуют, что же влияет на человеческое счастье. Сначала это были одни люди, потом их дети, теперь уже внуки и правнуки, и скоро это исследование приближается к 100-летнему рубежу.
У этого исследования два основных вывода. Начну со второго. Это вывод о том, что самый главный фактор, влияющий на счастье человека, – отношение к близким. Очень приятно видеть, когда наука обращается к вещам, о которых мы свидетельствуем ежедневно: Божия заповедь о любви к ближним – самое важное в нашей жизни. Господь сказал: возлюби Господа Бога Твоего всем сердцем, всеми силами, всей душой твоей и ближнего твоего, как самого себя. По опросам в основном говорят, что счастье в деньгах. Это печальный факт, но особенно молодые люди в своем большинстве пребывают в иллюзии от того, что счастье прямо зависит от денег. Потом, с годами, люди говорят о том, что счастье в семье, в отношениях с близкими. Женатые мужчины живут в среднем на 14 лет дольше, а замужние женщины – на восемь лет дольше. Любовь к ближнему действительно наш фундамент.
Был и первый вывод от этого исследования. Конечно, на счастье сильно влияет физическое состояние, наша физическая активность, вообще здоровый образ жизни. Конечно, люди, которые целенаправленно уделяют время и силы здоровому образу жизни, не только здоровее, но и счастливее. Вот это надо понимать и учитывать.
Сейчас кто-то может сказать, что мы православные, у нас есть святоотеческая традиция. Что нам смотреть на всякие современные исследования? Многие вещи мы критикуем с духовной точки зрения (эвтаназия и прочие неприемлемые для нас вмешательства). Но надо признать, что Церковь отвечала на современность всегда, с одной стороны, критически, а с другой стороны, полезное принимала.
Сейчас мы живем по современному европейскому времени (день начинается с полуночи), по часам, которые у всех идут одинаково. Еще 500 лет назад такого не было. День начинался с утра, а церковный день с вечера. Не было единых часов. Нельзя было себе представить, что, допустим, богослужение на Пасху во всех храмах будет начинаться в одно время. Много разных вещей можно сказать и по строительству храмов. У нас храмы с золотыми куполами, золотыми крестами. Но мало кто знает, что на самом деле уже давно вместо золочения используют оксид титана.
Современные технологии вошли в нашу церковную жизнь. Храмы отапливаются центральным отоплением. А электричество? Ведь сравнительно недавно храмы жили при свечах. Теперь на полиелей открываются врата, одним нажатием кнопки загорается паникадило с лампочками. Это хорошо и удобно. Я даже знаю, что есть храмы, где при входе стоит терминал с экраном, с монитором, на котором расписание богослужений, справка, часто задаваемые вопросы (как вести себя в храме, где какие свечи поставить и так далее).
Современные технологии входят в жизнь Церкви. Это нормально. У большинства священнослужителей на телефоне стоит приложение «Богослужебные указания». Мы можем каждый день посмотреть, как по Типикону совершается служба. Хорошо и удобно! Это касается и поста, и вообще образа жизни. В любое время мы должны смотреть на то, что нам говорит об образе жизни современная наука.
Когда был пик ковида, мы слышали от наших отцов, что это посещение Господне, что болезнь посылается нам во многом для смирения, для обращения к Богу тех, кто, может быть, утратил веру и так далее. Совсем недавно я был в центре «Умиление», там живут дети с ограниченными возможностями здоровья как физического, так и психического. Мы всегда задаем себе вопрос: «Для чего Господь посылает нам больных людей, болезни?» Еще у меня вопрос про духовное здоровье, если мы говорим здесь о человеческом здоровье и здоровом образе жизни. Эти вопросы возникают и у наших телезрителей.
– Господь дает нам это все для того, чтобы делать нас лучше. Как бы это ни звучало непопулярно, но благоденствие не делает нас лучше. Благоденствие, к сожалению, развращает, хотя сам я сторонник благоденствия, комфорта. Мне нравится, когда тепло, уютно. Есть хорошее, здоровое стремление человека преображать мир, чтобы он стал лучше, удобнее, комфортнее, приятнее. Это хорошо, здорово. Это в каком-то смысле наше призвание от Адама «возделывать сад».
Надо признать, что трудности, болезни нас смиряют, делают нас добрее. Тот, кто претерпел болезнь, становится мягче, добрее. Кто не испытывал в жизни никаких трудностей, часто горд, не ценит то, что имеет... Вспомним классика, произведение «Выстрел». Одно дело юноша, не переживший трудностей в своей жизни, а другое дело, когда человек уже ценит то, что имеет. Никогда не болевший не ценит здоровье. Никого не терявший не ценит своих близких и так далее. Больные дети нам даны для того, чтобы мы стали лучше, добрее.
Да не будет с нами того, что творилось в безбожную годину, когда, допустим, на Валааме содержались инвалиды Великой Отечественной войны, которых хотели просто спрятать от общества, чтобы не огорчать, не мозолить глаза советского человека! Там они в ужасных условиях доживали свои дни. Вот это плохо.
Хорошо, когда есть то, что сейчас на современном языке называется инклюзией, когда люди с ограниченными способностями не исключаются из общества. Как говорит апостол, мы все одно тело. Тело Христово. Когда болит одна из частей тела, болеет все тело. Если у нас кто-то болеет, и мы ухаживаем за ним, то мы сопереживаем ему. Смиряется не только тот, кто болеет, но смиряются окружающие его.
Допустим, в подъезде живет колясочник. Хорошо, когда его окружают человечные люди, которые стараются сделать в подъезде пандус, добиться того, чтобы были тротуары со съездами, чтобы были автобусы без ступенек. Сейчас, по крайней мере, в Петербурге, слава Богу, очень много таких вещей, которые уже позволяют человеку выйти на улицу, но этого должно быть больше.
Больные люди с ограниченными возможностями, больные дети должны быть ближе к нам, не должны быть заперты, спрятаны где-то, в каких-то отдельных учебных заведениях, чтобы мы, как одно тело, вместе болели и становились лучше! И здоровый образ жизни имеет к этому самое непосредственное отношение.
Мы знаем, что наряду с Олимпийскими играми для здоровых атлетов проводятся Паралимпийские игры для людей с инвалидностью, включая колясочников, и эти люди, благодаря своему здоровому образу жизни, дают колоссальный импульс для жизни вообще всех людей. Когда мы видим, как, например, человек с ограничением по зрению преодолевает какие-то трудности, для многих это вдохновляющий пример.
Понятно, что мы, православные, в первую очередь должны смотреть на себя, но иногда и в неправославной среде можно увидеть очень яркие примеры стойкости людей с ограниченными возможностями. Например, протестантский проповедник Ник Вуйчич – молодой человек без рук и без ног, своим позитивом и жизнелюбием заражает сотни тысяч, если не миллионы людей во всем мире. Он пример и для нас.
И опять-таки без здорового образа жизни, без осознанного подхода к своему питанию, к своему состоянию, здоровью трудно стать для кого-то образцом жизнерадостности, счастья и так далее.
Хочется поговорить об этом, потому что часто мы теряем именно духовное здоровье, и потом это отражается на всех наших органах и системах. Согласны ли Вы с тем, что духовное здоровье потерять легче всего, а приобрести сложнее всего?
– Важно, что мы понимаем под духовным здоровьем. У святителя Игнатия (Брянчанинова) в «Отечнике» был такой пример. Один инок решил в пост проявить свою сугубую силу, подвижничество и отказался не только от пищи, но и от воды.
Многие думают, что без воды человек может прожить сутки или двое, но это не так. Существуют даже технологии сухого голодания, в свое время и я такую технологию практиковал. При правильном подходе к этому можно обходиться без воды даже до двух недель. Конечно, это уже экстремальный режим, и не всякий выдержит такие нагрузки, но это факт.
Так вот, этот монах отказался от еды, от питья и довел себя до крайнего истощения. Братия, боясь за его жизнь, взяли и погрузили этого уже практически умирающего инока в ванну с водой, и произошло настоящее чудо – крайне обезвоженное тело его впитало в себя треть воды из ванны. Сейчас это уже не является чудом, мы понимаем, что физиологически это совершенно нормально. Любой, принимающий душ, впитывает в себя через кожу чуть ли не пол-литра воды.
Но в случае с этим иноком можно задаться вопросом, был ли он духовно здоровым. С одной стороны, в Писании мы читаем, что Господь целует наши намерения, то есть Господь в каком-то смысле, наверное, принял его ревность, его жертву. Но, с другой стороны, требует ли Господь этого от нас в Евангелии? Скажем честно – не требует.
В Евангелии о посте вообще практически ничего не говорится. Господь только говорит, чтобы мы не были, как фарисеи, – не постились напоказ. Нужно, чтобы никто не видел, что мы постимся, и при этом мы должны быть радостными и веселыми. И молиться нам нужно так, чтобы никто этого не видел.
Люди часто ссылаются на то место в Евангелии, где Господь изгоняет из отрока беса. Апостолы удивлялись тогда, почему у них это не получилось. Мы знаем Евангельские слова, что сей же род изгоняется только молитвой и постом. Но, во-первых, кто из нас вообще занимается изгнанием бесов? Я, даже будучи в священном сане, не дерзаю заниматься отчиткой и прочими подобными вещами, потому что в духовном отношении это очень опасно. Здесь нужно иметь дар различения духов. И если интересоваться этой темой, читать о ней, то можно просто испугаться.
А, во-вторых, если посмотреть так называемый критический текст Евангелия на греческом языке, созданный по греческим оригинальным рукописям, который сегодня можно легко найти в интернете, то там только написано: «Сей же род изгоняется молитвой». Слово «постом» – это уже поздняя благочестивая приписка.
Я говорю это к тому, что же все-таки следует понимать под словами «духовное здоровье». Может быть, это следование Евангелию во всей полноте? А, может быть, духовное здоровье – это способность человека смотреть на мир глазами Христа? Ведь Христос пришел к грешным людям, Он сказал: не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Может быть, нужно обладать тем особым качеством, о котором апостол говорит: все испытывайте, хорошего держитесь?
Духовное здоровье – оно ведь не пассивное, и здесь нужно все испытывать. Духовное здоровье – это не какая-то внутренняя законсервированность, а, наоборот, постоянное любопытство: что происходит в этом мире, что еще открыли ученые? И хороша ли эта диета, хорош ли такой образ жизни, хороши ли эти физические упражнения, эти тренеры, учителя, психологи?
То есть мы должны быть очень образованными, любопытствующими, должны стремиться узнавать новое, знакомиться с новыми людьми. Если посмотреть жития преподобных Паисия Святогорца и Порфирия Кавсокаливита, то можно увидеть, что они были очень любопытствующими, хотели знать обо всем.
Преподобный Паисий даже говорил, что если древнему монаху не нужно было ничего знать, кроме своей кельи, а если он интересовался мирскими новостями, это вменялось ему в грех, то сейчас не так; если монах не знает о происходящем в мире, уже это вменяется ему в грех. Монах должен знать все, чтобы понимать, о чем и как ему нужно молиться.
Духовное здоровье – это некая подвижность. В каком-то смысле его можно сравнить с телом. Здоровое тело подвижно, активно, мобильно, и точно так же подвижен здоровый дух. Он постоянно ищет чего-то нового, хочет знакомиться с новыми веяниями. Например, я периодически захожу в интернет, чтобы познакомиться с молодежным сленгом, он сейчас очень быстро меняется. Нужно понимать смысл каких-то новых слов – «хайп», «лузер» и так далее. А как иначе общаться с молодыми людьми?
Меня волнует еще один непростой вопрос, потому что мы так или иначе сталкиваемся с ним. Я имею в виду смертельные болезни. Когда кто-то в семье заболевает такой болезнью, сразу все перестраивается, в том числе и отношение к окружающему миру и даже к Церкви. Эта перестройка может быть как позитивной, так и негативной. И здесь сопрягается несколько вопросов – физического, духовного здоровья, перестройки образа жизни...
– Все мы смертельно больны. Как только мы родились на свет, сразу начали умирать, поэтому все это очень условно. На протяжении 300–400 лет средняя продолжительность жизни была не более 30–40 лет. Тот же аппендицит еще 150 лет назад выкашивал людей похлеще ковида.
Поэтому вопрос о смертельно больном человеке, мне кажется, нужно переводить больше в область позитива, а мы в случае со смертельно больным акцентируем свое внимание на негативе. Все мы ограниченно годны для этой жизни, у нас у всех есть проблемы.
В свое время неразумным занятием спорта я заработал себе несколько межпозвонковых грыж. Я не могу делать некоторые вещи, но есть множество вещей, которые я делать могу. Есть, скажем так, определенные упражнения, которые я могу выполнять, и я стараюсь это делать.
У человека могут быть заболевания, связанные, например, с желудочно-кишечным трактом, тот же банальный гастрит, и есть диеты, которые ему не подходят. С другой стороны, соблюдение определенных медицинских предписаний вменится такому человеку в более строгий пост, чем обычный церковный пост.
Некоторые вообще не едят мяса. Для них что пост, что не пост. И получается, что пост им ни во что не вменяется, потому что пост – это все-таки сознательное ограничение себя в чем-то, для них же это никакого труда не составляет.
Один замечательный богослов ХХ века говорил, что милостыня наша начинается тогда, когда нам становится жалко того, что мы подаем. Если мы что-то отдаем и нам этого совсем не жалко, то никакой милостыни мы не совершаем. А вот когда мы что-то отдали и чувствуем, что нужно было дать меньше, что мы переборщили и наше сребролюбие уязвлено, тогда это была милостыня.
И в случае с больным то же самое. Вот человек лежит на постели, не может ходить. Но у него есть руки, с помощью которых он может приподняться на постели. Если он будет каждый день так приподниматься, со временем сможет с помощью рук спокойно по чему-то взбираться, подниматься, и для него это будет здоровым образом жизни. А кто-то не может этого делать, но может сжимать пальцами эспандер. И пускай он сжимает этот эспандер, и для него это тоже будет здоровым образом жизни, потому что он будет хоть как-то двигаться.
А вообще, что такое «здоровый образ жизни»? Это образ жизни, двигающий нас ко здоровью, потому что ни душевное, ни духовное здоровье, как и любое совершенство, недостижимы. К этому можно только стремиться. Господь говорит нам: будьте совершенны. Но Господь не сказал – будьте совершенны в духовном. Он просто сказал: будьте совершенны. Значит, совершенны во всем. Нам нужно стремиться к совершенству и в духовном, и в душевном, и в телесном плане – кто в чем может. Вот может на 90% парализованный человек сжимать эспандер одним здоровым пальцем, и он будет это делать.
То есть каждый должен стремиться к тому, что он может делать. Другой вопрос, что все это должно делаться без фанатизма и перегибов. А у меня бывали и слишком интенсивные тренировки с чрезмерной нагрузкой. Но ревность не по разуму может привести к не самому лучшему состоянию.
Бывают спортивные травмы, и, как мы знаем, большинство профессиональных спортсменов – потенциальные инвалиды, потому что они находятся в группе риска по разнообразным травмам.
То же касается и молитвы. Человек может так построить свой молитвенный уклад, что потом долгое время ему не захочется брать в руки ни молитвослов, ни Евангелие. Приснопамятный Владыка Маркелл (Ветров) говорил, что лучше недомолиться, чем перемолиться, да и я так же думаю.
Это же касается и питания. Некоторые в начале поста подходят к нему совершенно бездумно, и в итоге у них, как говорят диетологи, происходит нарушение пищевого поведения. Человек вначале в чем-то себя ограничивает, затем у него наступает компульсивное переедание, когда он заменяет нормальные, здоровые продукты, которые употреблял в пищу в обычное время, на булки, конфеты, бесконечные каши, и в итоге у него возникает недостаток белка, калорий, и он становится вялым, раздражительным.
И возникает вопрос: «Что же это такое? Пост начался, а я такой вялый, раздражительный. Не иначе, это искушение». Да никакое это не искушение, это нарушение пищевого поведения. Любой диетолог скажет, что он поступает плохо, потому что более-менее сбалансированную обычную свою диету он взял и превратил в ничто. Не посчитал, сколько организм получит белков, жиров, углеводов, а просто, возомнив себя великим постником, решил есть, например, одну гречку, а ведь для организма это настоящий стресс.
Нам нельзя допускать, чтобы наша духовная жизнь, будь то пост или молитва и наше так называемое подвижничество, вдруг совершенно выбивали нас из нормального, здорового состояния, потому что это как бы нарушает нашу социализацию.
Благословите наших телезрителей.
– Дорогие братья и сестры! Я желаю вам Божия благословения и прошу вас не забывать о том, что наше духовное, душевное и телесное здоровье связаны друг с другом. Помните об этом.
Записали:
Ирина Овчинникова
и Людмила Белицкая
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.