Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №12 (1245) → Протоиерей Александр Березовский: Отец Небесный ждет всех

Протоиерей Александр Березовский: Отец Небесный ждет всех

№12 (1245) / 18 марта ‘24

Беседы с батюшкой

Батюшка, недавно мы слышали Евангельское чтение о блудном сыне. Давайте напомним нашим телезрителям об этом Евангельском сюжете.

– Я думаю, его все знают. Это одно из самых известных мест в Евангелии. У одного человека было два сына. Младший попросил у отца причитающуюся ему часть имения и, взяв ее, ушел на страну далече и все там промотал, живя блудно, стал нуждаться. В той стране начался голод. Он страдал и прилепился к одному из жителей той страны. Тот послал его пасти свиней. Он так нуждался, что даже желал напитаться рожками (пищей свиней), но не всегда ему это удавалось. И вот он пришел в себя, вспомнил дом отца своего, раскаялся в содеянном и решил вернуться, просить прощения у отца своего, просить взять его хотя бы наемником. Он был принят отцом с радостью и восстановлен в сыновнем достоинстве. Все радовались, кроме старшего сына, который огорчился и как-то даже посетовал на отца, что отец принял с такой радостью, так щедро своего распутного сына.

О каждом эпизоде этой притчи можно много беседовать. В ней очень много смыслов. Самый главный смысл, который до нас хотел донести Господь, в том, что любой человек, как бы далеко ни отпал от Бога, может, если захочет, вернуться к Богу, и Отец Небесный выйдет ему навстречу и примет его.

Почему отец согласился отпустить сына? Нет ли вины отца в том, что сын ушел в таком состоянии?

– Есть такая пословица: «Насильно мил не будешь». Сын все равно бы ушел тайком (человека ничем не остановить, когда в нем есть некое страстное желание: ни уговорами, ни просьбами, ни запретами). Можно было надеяться только на вразумление, и оно произошло. Те родители, которые пытаются препятствовать своим детям в каких-то юношеских увлечениях, могут засвидетельствовать, что это очень трудно.

Эта притча очень емкая. Обычно получают наследство, когда умирает родитель. А тут не терпелось младшему сыну, ему захотелось свободной жизни, в тягость стали послушание и постоянный родительский кон-троль. Своих средств он еще не заработал, поэтому дерзнул сказать: «Дай мне причитающуюся мне часть имения!» Это говорит о том, что страсть настолько поглотила, пленила его, что удерживать его было бесполезно.

В итоге против кого согрешил блудный сын – против себя или против отца?

– Он говорил в своем раскаянии: «Согрешил я на Небо и пред тобою». То, что он сам пострадал, это его страдание. Самое главное, что он понял, что предал своего любящего отца и согрешил перед Богом, поступил во всех отношениях нечестно, и пришел загладить свою вину. Он был готов на любое решение отца, например, чистить хлев вместе с чернорабочими. Лучше так, чем та жизнь, в которую он окунулся. Поначалу, когда были деньги, эта жизнь казалась ему и веселой, и интересной. Но когда кончились деньги, он стал не нужен никому, никто о нем не позаботился. Когда он был голоден, никто не дал ему кусок хлеба.

Так бывает с теми, кто пытается устроить свою жизнь без Бога. Все, что имеет человек, это дары Божии. Он их растрачивает и остается просто ни с чем. Кто может исцелиться сам, если заболел? Если у человека что-то серьезное произошло в жизни, как он может сам решить проблему? Как правило, никак. Например, потерял работу, думает, что с его образованием, связями его везде возьмут, но ему только обещают, что его возьмут на работу. Так бывает с самонадеянными людьми. Господь врачует эту самонадеянность через такие страдания и нестроения, как с этим блудным сыном.

Почему старший сын так болезненно отреагировал на возвращение своего брата?

– Он объяснил это отцу: «Я всегда с тобой, выполняю твои послушания, что бы ты ни сказал, никогда тебе не перечу, а ты мне даже козленка не дал, чтобы повеселиться с моими друзьями. А когда он (даже братом не называет младшего сына), твой сын, расточивший с блудницами все свое имение, вернулся, то ты ради него заколол откормленного тельца». С его точки зрения, это вопиющая несправедливость. Он трудился с утра до вечера, только пришел с поля (он там работал), а в доме вдруг веселье. Он возмутился несправедливостью.

А можно ли понять его негодование?

– Очень даже можно, потому что мы все так себя ведем. Когда мы сталкиваемся с несправедливостью, то первая реакция точно такая же, как у старшего сына: «Как же так? Я тружусь не покладая рук, а кому-то премия, кого-то хвалят и награждают. Где справедливость? Я столько всего сделал, а мне даже не сказали „спасибо!“» Каждый из нас может увидеть в себе этого старшего сына. Мы всегда возмущаемся, когда в отношении нас творится несправедливость.

Батюшка, чему эта притча может научить христиан? Она только о покаянии или о чем-то еще?

– Она о том, что каждый человек может всегда вернуться к своему Небесному Отцу и будет Им принят, как бы он далеко ни ушел от Бога, где бы он ни заблудился, как бы ни проводил ранее свою жизнь. Эта притча о надежде, о радости на Небесах о кающемся грешнике, о том, что для любого человека, как бы он низко ни пал, всегда есть возможность быть принятым в Отчий дом и быть прощенным.

Я могу свидетельствовать, что нередко, даже на Исповеди, люди говорят: «Нет мне прощения, я так много нагрешил, низко пал, что нет мне прощения. Бог меня не слышит и знать меня не хочет. Я чувствую, что нет мне прощения». А Господь говорит: «Есть! Неужели ты думаешь, что ты согрешил более, чем этот младший сын?!» В притче не описаны все его похождения. По молодости люди пускаются во все тяжкие, когда есть деньги и свобода.

Уже и совесть его особо не мучает, он ее уже давно победил, прежде чем с такой просьбой обратиться к отцу. В этой просьбе уже было оскорбление отца, когда он говорил: «Отче, дай мне причитающуюся часть имения!» Это хамство. Отец мог бы сказать ему: «Что ты меня уже хоронишь? На тебе нет ни одной нитки, которую бы ты заработал. Я тебя одел, обул, обучил всему. Все, что ты имеешь, мое. А ты еще так по-хамски со мной разговариваешь!»

И после всего этого отец выходит навстречу сыну, с радостью встречает, обнимает и восстанавливает в сыновнем достоинстве, принимает его не как чужого, а как своего. В этой притче есть ключевые слова: придя в себя. То есть он как бы пришел в себя, был слеп и прозрел. Ему все казалось каким-то радужным, потом все померкло, погрузилось в кромешную тьму… И вдруг прозрение! Он увидел свет, который воссиял внутри его сердца. Оно сжалось сначала от того, что он сделал, а потом вдруг загорелось надеждой. Мы знаем, что его надежда была оправданной.

Где в этой притче современные христиане? Мы, скорее, блудные сыны или старшие братья?

– Мы и те, и те. Мы своевольничаем и не всегда слушаемся Бога. Зная Его заповеди, мы поступаем по-своему. Тем самым уходим от Него, пренебрегаем советами, просьбами и милостями Божиими, Его Отеческой любовью, предпочитая свое.

Когда у человека есть некий соблазн в жизни, он начинает ему следовать, идет за ним. Идет туда, где Бога нет, где соблазн, разврат, пьянство. Потом люди приходят каяться из таких мест, особенно после каких-то светских праздников. Идет просто череда кающихся в том, что они соблазнились, поддались, неразумно поступили и этим предали Бога. И это тот самый младший сын.

Дай Бог, чтобы покаяние было искренним. Ну а старший брат по нашей гордости живет в каждом из нас, потому что нам все время хочется справедливого отношения к себе. Не к кому-то другому, а именно к себе. И в этом эпизоде притчи мы можем увидеть себя.

А как правильно реагировать на собственное падение?

– Когда человек падает, обычно он сильно ударяется. Удар неизбежен, потому что мы всем своим существом ощущаем действие греха. Это удар и по совести, и по нашей душе, и по всему хорошему, что есть в нашей жизни.

Люди нередко свидетельствуют о том, что уныние, тоска, безрадостность бывают у них из-за удаления от Бога. Вот упал человек каким-то образом и пребывает в этом падении. Больно на душе, очень больно. И что остается делать? Можно заглушить эту боль вином, развлечениями. Почему люди так любят развлекаться? Чтобы заглушить тоску, которая все равно вызревает в душе.

Тоскливо жить из-за ежедневной рутины: утром встал, нужно что-то поесть и бежать на работу, не всегда интересную и любимую. Нужно общаться с людьми, которые, может быть, неприятны, выслушивать неприятные вещи. Потом по дороге домой нужно забежать в магазин, что-то купить, и нужно что-то сделать по дому. Круговерть обычных мирских дел просто бесконечна. Людям тоскливо в такой безвыходной ситуации.

А когда у человека есть Бог, он встает перед Господом, и все с него слетает – и усталость, и обида, и неприязненное отношение к кому-то. Все Господь с него снимает, и человек как бы воскресает, он живет этим. А неверующему остается лишь искать развлечений. Наша мирская радость – это на самом деле некий суррогат, который только убивает нашу душу. Трудно человеку вырваться из паутины этой повседневной жизни, но Бог его из этого вырывает.

Если спросить любого уверовавшего во Христа, как это с ним произошло, как случился тот самый момент, когда он из неверующего стал верующим, он не ответит на этот вопрос, потому что очень трудно уловить момент, когда какие-то мгновения в жизни наконец складываются в то, что меняет всю жизнь.

Вот человек что-то где-то услышал и задумался, но надолго это в нем не задержалось. Потом он что-то увидел, и это его поразило. Возникло какое-то сопоставление, и это уже осталось в его подсознании, и все это меняет жизнь. А в одно мгновение стать по-настоящему верующим очень трудно, ведь для этого нужно сразу же преобразиться.

Вот сидел человек в кресле и, может быть, молился или о чем-то думал, вел какой-то внутренний диалог. А потом он встал с кресла и все, что было в его прежней жизни, выбросил. Он вынес на помойку телевизор, вынес книги светские и развратные, удалил из телефонной книги все контакты, которые были для него соблазном. Но так бывает редко.

В основном это происходит постепенно, потому что все это ему дорого. Он размышляет: «Нет, это друг детства, это хороший человек, а это полезный для меня человек. Я оставлю их». То же происходит и с какими-то вещами, и с какими-то привычками. Но все же что-то его уже не радует так, как радовало раньше, и он говорит: «Это мне уже не в радость. Я этого уже не хочу, не буду это делать». Так Господь вытаскивает этого человека из болота, в котором он пребывает.

Вопрос от телезрителя: «Бывает, что верующий молодой человек отходит от Бога, начинает гулять, жить в свое удовольствие, но он знает, что в любой момент можно вернуться к Богу и Господь по Своей любви примет его. Не от этого ли в храмах сейчас так мало молодых людей? Не противоречит ли это притче о десяти девах?»

– Да, люди думают, что на самом деле можно гулять и делать что хочешь и в любой момент вернуться и быть прощенным и принятым. Но попробуйте бросить что-то, к чему вы пристрастились, бросить привычки, которыми вы живете, – не так-то просто это сделать.

И вообще, что значит – вернуться? Вот человек просыпается утром и первым делом включает телевизор, потому что ему нужно слушать новости. Для него вернуться – это не включать телевизор и не слушать новости. Но он уже не может этого не делать. Он привык пять дней работать, а вечером в пятницу пойти в бар и посидеть с друзьями, расслабиться, и не ходить туда он не может.

Поверьте, вернуться к нормальной жизни очень тяжело, если ты к чему-то пристрастился, привык. Для этого нужно иметь твердую, очень серьезную решимость. Да еще и дьявол мешает. Вот представьте, идет молодой человек, который решил вернуться к отцу. И на каждом шагу у него мысли: «Куда я иду? Зачем иду? Кому я там нужен, ведь я их предал? Да на меня никто даже смотреть не будет, меня просто выгонят вон. Отец вообще не станет со мной разговаривать, я же его оскорбил, обидел».

И дьявол ему нашептывает: «Да не ходи ты туда, ты для них уже умер. Посмотри вокруг, ты же не один такой несчастный. Голодные времена пройдут, и может быть, и тебе перепадет хорошая работка. Немножко подзаработаешь, как-то обоснуешься и будешь жить здесь. Ну, другие же живут, и ты живи здесь. Куда ты пошел? Не забывай, что вообще-то ты бесполезная вещь».

Все это нужно в себе преодолеть. Нужно отвергнуть эти бесовские наваждения, не поверить им. «Нет, я пойду к отцу, и будь что будет. Я приду к нему и попрошу у него прощения. Выгонит – тогда уже пойду, куда смогу дойти. Но сначала попрошу прощения». И он идет, и это очень непростой путь.

Поэтому не нужно думать, что, пока мы молодые, мы будем жить так, как хотим, а потом придем и скажем: «Отец Небесный, прости меня. Я грешный, нехороший». Так ничего не получается. Вот человек говорит: «Да я в любой момент брошу пить, курить, материться, я вообще могу за собой следить». – «А чего не следишь?» Да потому, что на самом деле ничего не получается.

Этот очень серьезный путь называется покаянием. Поэтому, если вы видите в себе недостатки и грехи перед Богом, начинайте каяться прямо сейчас. И путь этот долгий, совсем не в один день.

«Батюшка, а как реагировать на покаяние ближних?»

– С радостью. Господь сказал: если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то при- обрел ты брата твоего. То есть радуйся, потому что ты приобрел брата твоего. Чего же держать на него обиду? Лучше быть вместе. А мы всегда друг против друга чем-то согрешаем: досаждаем друг другу, обижаемся и вольно или невольно огорчаем. Но лучше обиду не держать.

Если человек способен попросить прощения, нужно обязательно его принять. И даже если он еще раз согрешит и опять попросит прощения, нужно его простить. Мы же читаем постоянно, каждый день «Отче наш»: и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим. То есть мы просим прощения у Отца Небесного и напоминаем себе, что и нам будет прощение, если мы будем прощать. Поэтому нужно радоваться, если наши близкие начинают каяться и хотят восстановить добрые отношения.

Мы уже подходим к Великому посту, и в наших храмах начинают петь: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». А как прийти к покаянию, если на него нет сил?

– На покаяние силы дает Бог, если у человека есть к этому желание и решимость, ведь покаяние требует именно изменения. Помните, Иоанн Креститель говорил приходящим к нему фарисеям: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойные плоды покаяния.

Что значит – плоды? Это означает, что нужно что-то в своей жизни изменить, чтобы это было видно. А меняться трудно, ведь нам все очень привычно. Древние говорили, что в человеке все – привычка. Когда мы привыкаем к какому-то греху, он становится для нас родным и даже жизненно необходимым.

Ну не может человек без того, чтобы, например, прийти на работу и не обсудить последние новости светской жизни, не посплетничать, не осудить кого-то. Но все это нужно в себе менять. Господь сказал: не судите. И поэтому нужно, приходя на работу, перестать начинать день с обсуждения и осуждения всех и вся, нужно перестать всех ругать, критиковать, иногда наговаривая что-то на людей.

Но, как правило, люди все-таки удерживают что-то любимое, а несущественное выносят на покаянии. Вот приходит человек и говорит: «Батюшка, простите. Я забыл, что была пятница, и съел кусок сыра, и мне теперь так стыдно! Скажите, простит ли меня Бог за это?» А то, что в этот день он и осуждал кого-то, и ругался, и обижался на кого-то, и наговорил много лишнего, и где-то слукавил, и, может быть, переложил на кого-то свою вину, и с кем-то не помирился и расстался в ссоре, – об этом он вообще умалчивает. Он этого не замечает, это его обычная жизнь.

Вот идет человек и немножко прихрамывает, но это видно только со стороны. Он уже настолько привык к собственной хромоте, что не замечает ее, и ему кажется, что он всегда так ходил. И если у него спросить, отчего он хромает, он ответит, что все у него нормально и ничего не болит.

Как же трудно каяться! Поэтому Господь помогает нам посмотреть на себя со стороны через Слово Божие, через Евангелие. И во всех этих притчах, во всех Евангельских эпизодах, во всем мы должны как бы видеть себя со стороны и признавать, что все это в нас есть. Недавно звучала притча о мытаре и фарисее, и в нас есть и фарисей, и мытарь.

Да, иногда и у нас есть слезы покаяния, и мы бьем себя в грудь и говорим: Боже! будь милостив ко мне грешнику. Но и фарисей в нас точно есть. Нельзя покаяться, не признав, что в нас есть и фарисей, и младший сын, и старший сын из притчи, и много всего в нас тоже есть. И вот когда мы это признаем, тогда и начнем просить у Бога помощи, и вместе с Божией благодатью мы начнем воскресать.

Батюшка, прошу Вас дать наставление нашим дорогим телезрителям в эти последние подготовительные недели перед Великим постом.

– Мы уже немного поговорили и об этих неделях, и о том, что мы никогда не должны унывать и отчаиваться, и о том, что Господь всегда нас ждет. Отец Небесный каждого принимает в Свои распростертые объятия, тех, кто хочет к Нему вернуться.

Ну и не объедайтесь в Масленую неделю. На целый пост не наешься, а расстроить свое здоровье можно. Поэтому пусть все будет сдержанно, чтобы пост был посильным. Помните, пост – это не только еда, это все, что составляет нашу жизнь. И если вы видите, что у вас слишком много слов, много праздных мыслей, каких-то развлечений, сокращайте все это. Высвобождайте время для общения с Богом.

Записали:
Ирина Овчинникова
и Людмила Белицкая

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс