Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №8 (1241) → Архимандрит Мелхиседек (Артюхин): Когда мы с Богом, Бог с нами

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин): Когда мы с Богом, Бог с нами

№8 (1241) / 19 февраля ‘24

Беседы с батюшкой

Как всегда, поступило много вопросов. Один из них очень серьезный и своевременный. Одна женщина пишет, что у нее сын уже больше года участвует в специальной военной операции и муж ее тоже решил пойти добровольцем. Женщина, по сути, остается одна. Она спрашивает, какие ей читать молитвы, каноны. Она сейчас молится с такими же женщинами, как она, молитвой по соглашению, но чувствует необходимость более углубленной молитвы.

– Самое главное, чтобы молитва была от души. У нас нет каких-то специальных молитв о том или о другом, чтобы одна молитва помогала от этого, а другая – от другого. Вы можете читать Псалтирь (по нескольку псалмов), акафисты Божией Матери, Спасителю, любому святому, лишь бы это было от сердца. И посильное маленькое правило, которое каждый сам для себя определил.

Вспоминается история из жизни Николая Сербского. Ему один из священников рассказывал, что в Великую Отечественную войну остался жив потому, что родная мать всю войну по средам и пятницам за него держала пост, не ела и не пила в эти дни. Нам, современным расслабленным людям, это, конечно, тяжело представить. Но вот такой вывод сделал сын о том, почему он остался жив.

Молитва матери со дна моря достанет. И, конечно, в помощь храм, богослужение, Причащение. Главное, чтобы это было постоянно. Все мы ходим под Богом. И везенье от Бога.

Хочу поделиться историей, как я был в ростовском госпитале. Иногда попадаешь первый раз в какую-то неожиданную обстановку и не знаешь, как себя вести. Если бы мне кто-то что-то подсказал в свое время, я был бы рад. Поэтому подсказываю. Мы были в госпитале с мощами святителя Николая. Кстати, не только в этом госпитале, но и в госпиталях в Волгограде, Мариуполе. В общей сложности 300–400 человек приложились к святым мощам. Только человек пять деликатно сказали, что они как бы не в теме. Все остальные знали, кто такой святитель Николай, и принимали нас с большим вдохновением.

Обстановка в госпитале, сами понимаете, непростая. Мы посетили раненых, которые находились в госпитале первые дни. Я понимал, что надо как-то разрядить обстановку. Смотрю, идет воин с большой перевязкой на плече. И он был с бородой. Я подхожу к нему и говорю: «А Вы батюшка?» – «Я? Нет». – «А я подумал, что Вы батюшка». Смотрю, он заулыбался. Понятно, что это была шутка. И потом он мне говорит: «Знаете, а меня спасла икона». Но он затруднился ответить, какая именно, и тогда я попросил показать ее. Он взял спортивную кофту, расстегнул боковой карман, достал документы, а перед документами лежала бумажная Донская икона Божией Матери. Осколочное ранение – в верхнюю часть легкого, пять сантиметров над сердцем. Он говорит, что Богородица его спасла. И он показал дырку на спортивной кофте: осколок прошел чуть выше сердца...

По преданию, Донская икона Пресвятой Богородицы была в войске Дмитрия Донского на Куликовом поле.

– Нам, верующим, не так важно, какая икона. Например, когда я пошел в армию, знал, что будут обыскивать, поэтому взял с собой «Сикстинскую мадонну» Рафаэля. Что интересно, потом, когда я увлекся творчеством Достоевского, узнал, что он, оказывается, перед этим образом молился. Если бы у меня была настоящая икона, ее изъяли бы, а эту, когда обнаруживали, пропускали. Это был обыкновенный черно-белый бумажный образ.

Один священник рассказывал мне такую историю. Наши разведчики рано утром перешли границу. Это было летом (может быть, в прошлом году). Засекли квадрокоптеры, обстреляли минометами. Но вдруг взрыв – и он потерял сознание. И ему видение: над ним склонились солдаты, с кем он был, и говорят: «Ты с нами или остаешься?» Он говорит: «А вы куда?» – «Мы на Небо». Он говорит: «Я остаюсь». – «Тогда пойдешь по светлячкам», – сказали они. И видение исчезло. Он очнулся уже ночью. Рядом с ним лежали все убитые товарищи. Он посмотрел на себя, понял, что ранен. И вспомнил голос: «Тогда пойдешь по светлячкам». И смотрит: один светлячок, второй, третий… Поскольку он был ранен, только под утро выбрался к своим. Потом, когда его спрашивали, как же он смог выбраться, он отвечал: «По светлячкам». – «По каким светлячкам?» И он рассказал. Это невероятно! Со всех сторон были минные поля...

Так вот, когда я был в госпитале, рассказывал эту историю, то говорил, что и у нас по жизни должны быть светлячки. Какие? Заповеди Божии. И я говорил ребятам, воинам: никакой чрезмерной, неоправданной жестокости, никакого мародерства, никакого мата (так чертей призываешь в свою жизнь). И молитва: «Господи, помилуй!» или «Пресвятая Богородица, спаси нас!» Вот такая молитва, два слова. «Господи, помоги! Господи, сохрани меня и моих друзей». Люди соображают, что это не простая война, но еще и война духовная.

Святитель Филарет Московский сказал: «Для того чтобы с нами был Бог, надо, чтобы мы были с Богом». Есть русская поговорка: «Сам погибай, а товарища выручай». Суворов сказал: «Главная победа – это победа над собой». Кто победил свою трусость, подлость и страх, тот уже наполовину победил. Отвага и благородство – половина победы. Господь, вера – это для нас святой свет. Вот так мы должны жить.

Раньше, когда я ездил в госпиталь Вишневского на праздники Пасхи, Рождества, всегда испытывал некое неудобство: заходишь в палаты, поздравляешь с праздником, а в каждой палате лежат не только православные, но и мусульмане. И как-то неудобно: мусульман же тоже надо как-то поздравлять, чтобы они не были обделенными. Но теперь неудобства нет – мне помогла моя недавняя поездка в Узбекистан, где я соприкоснулся с мусульманским миром.

Расскажу историю. Я захожу в палату с мощами святителя Николая, все прикладываются, мусульманин говорит: «Мне нельзя, я мусульманин». Тогда я, обращаясь ко всем в палате, говорю: «Ребята, смотрите все на него». Все сразу напряглись, особенно мусульманин. Я говорю: «Вот с них берите пример. Я был в Ташкенте, Самарканде, там домов для престарелых нет, детских домов нет, всех детей рожают, не пьют алкоголь, родных и близких уважают. Поэтому с них берите пример». Мусульманин сразу оживился. Я его спросил: «Как тебя зовут?» Он ответил: «Амир». Говорю ему: «В этой палате назначаешься моим заместителем по трезвости, за всеми присматривай». И человек радостный, довольный. Я ему руку пожал, с праздником поздравил. И поблагодарил их всех за то, что они на передовой... Вот так я нашел общий язык. Потому что нашел положительный стержень, фундамент. Нам надо учиться друг у друга положительному.

Часто задают вопрос: за кем правда? Правда за нами. Почему? Приведу простой пример. У нас в Москве (не знаю, как в других городах) больше десяти ресторанов, которые называются «Корчма», «Тарас Бульба».

Теперь вопрос: сколько времени в Киеве просуществовал бы русский ресторан под названием «Илья Муромец»?

И часа не просуществовал бы.

– А у нас за полтора года ни один ресторан не закрылся, ни один не сожгли, никого не убили. Почему? Широка русская душа... Потому что при чем здесь название ресторана?

У нас до сих пор украинские песни поют, колядки на украинском языке.

– У нас нет жестокости, нет фашизма, нет мести по национальному признаку. Как работали эти рестораны, так и работают. Может быть, если какие-то и закрылись, то по финансовым причинам. Вот такое наблюдение. Я думаю, это срез русской души.

Следующий вопрос: «Почему без Исповеди не допускают до Причастия? Это совершенно разные таинства».

– Когда человек идет, например, к стоматологу, он обязательно чистит зубы. Когда делают какую-то операцию, даже самую простую, это место обязательно моют, очищают. Сама операция и чистота – это разные вещи, но они взаимосвязаны.

Так и здесь: все, что возможно, нужно со своей стороны сделать, чтобы подойти к Причастию с чистой душой и чистой совестью. У вас совесть чистая? Несть человек, иже не согрешит (2 Пар. 6:6), даже если жития его один день.

Поэтому у нас Причастие связано с Исповедью. Но есть особые моменты. Например, прихожане просят благословения причаститься в сочельник и на Крещение. Если человек исповедовался и хочет причаститься два дня подряд, ему не надо второй раз исповедоваться. Если кто-то причащался на Новый год и хочет причаститься на Рождество, можно причаститься с прежней Исповедью. Важно: не без Исповеди, но с прежней Исповедью! Я не думаю, что за семь дней у человека могло произойти что-то кардинальное. Но если что-то произошло – нужно исповедоваться. То есть может быть одна Исповедь и с ней несколько Причащений.

Но когда человек причащается редко, раз в месяц или по большим праздникам, то ему Исповедь просто необходима. Как мы тело готовим к операции, так готовим и душу к Причащению. «Со страхом Божиим и верою приступите». Мы слышим на Литургии: «Святая святым». Покаянную голову и меч не сечет. Никто из нас не святой, но любой покаявшийся – уже почти святой.

На этот миг, когда мы причащаемся, мы святые... Признаться, не так давно батюшка отказал в Причастии женщинам, потому что они прямо перед Чашей начали переругиваться. И батюшка им сказал: «Отойдите».

– Сказано в Писании: Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой (Мф. 5:23–24). Только так.

Всем желаю в новом году доброты, сердечности, простоты и человечности. С ними можно решить все. Чехов говорил: «Берегите в себе человека». А Пилат только одно слово сказал про Господа: «Се, Человек».

Мы все хотим стать ангелами, но нам бы стать хотя бы человеками. Человечности вам, дорогие братья и сестры, от всей души желаю в новом году, чтобы вы каждый миг своей жизни обращали на это внимание. Это должно быть стержнем отношений с людьми.

Знаете, батюшка, что меня порадовало? Атеисты смотрят нашу программу, пишут нам, задаются вопросами, мол, связываться с Православием или нет.

– Связываться. Кто-то из мудрых людей сказал, что через пять минут после смерти все поймут и узнают, как надо было жить, только для одних это будет продолжением жизни, а для других – абсолютным откровением, но будет уже поздно. Кстати, об аде кто-то сказал, что ад – это невозможность любить. То есть ты должен был при жизни выбрать Господа Иисуса Христа, любовь, Евангелие. А если вся жизнь прошла непонятно как, то на что надеяться?

Василий Великий говорил: то, что в этой жизни началось, в той только продолжится, а что в этой жизни не началось, не может продолжиться и в той. То есть жизнь духовная, жизнь с Богом, начавшаяся здесь, в этой жизни, там только продолжится. А у кого здесь не началось, то там вдруг ничего не начнется.

Поэтому атеистам, которые нас смотрят, скажу: если вдруг окажется, что там ничего нет, мы ничего не потеряем. Потому что мы старались жить по правильным законам, по заповедям, не отягощая свою совесть, помогая ближним. Старец Паисий говорил: если святому скажут, что в раю все места уже заняты, мол, зачем ты подвизаешься и стараешься жить по Евангелию, он ответит: «Я так живу ради моего любимого Господа».

Если вдруг окажется, что там всё есть, тогда атеисты потеряют всё. А если там ничего нет, то мы ничего не потеряем.

Когда Вольтер умирал от рака, к нему пришел друг, взял его за руку и сказал: «Держись, брат!» Тот посмотрел на него и сказал: «Если бы я знал, за что держаться». Мы счастливые люди: мы держимся за небо, за Христа, за Евангелие, за Церковь, друг за друга. Нам есть за что держаться и ради чего держаться.

Булат Окуджава попросил о Крещении перед самой кончиной. Наверное, приходит какое-то озарение...

– И назвали его в Крещении, по-моему, Иоанн.

Вопрос: «Подскажите, как поступить. Ребенку шесть лет, но он уже не очень хочет ходить со мной в храм по воскресеньям, не очень хочет молиться утром. Нужно ли его принуждать или лучше отстать от него? Боюсь, если буду принуждать, спровоцирую неприязнь к храму и молитве. С другой стороны, очень хочется, чтобы он был причастен к церковной жизни хотя бы немного, потому что в семье папа – атеист, а дед и бабушка – в секте».

– Нужен пример матери. Садитесь за стол и произносите: «Господи, благодарю Тебя за эту кашу, за яблочки, мандарины, которые Ты нам посылаешь ради Своей любви к нам». Ребенок это слышит. «Господи, благодарим Тебя за вкусный обед и завтрак, который Ты нам посылаешь. Будь, Господи, с нами». Ребенок будет видеть, что мать молится, мать с Богом и к Нему постоянно обращается. Ребенок увидит, как мама перед иконой молится: «Господи, помоги моему сыночку быть добрым и мне дай мудрости, как себя отдавать людям».

Я спросил у одной женщины, как она пришла к вере. Она сказала: «Бабушка особо не учила нас вере, но я помню, как на Рождество и на Пасху она возила нас в город. Когда я засыпала, она всегда молилась в святом углу при свете лампадки; когда мы просыпались, она тоже молилась в святом углу». Этот пример бабушки заложил какой-то фундамент, и потом она пришла к вере.

Мне рассказывали, что в Московской духовной академии был неофициальный опрос среди студентов, благодаря кому они пришли к вере. Восемьдесят процентов ответили, что благодаря общению с бабушкой...

Но в данном случае бабушка и дедушка в секте.

– Мама пусть будет примером. Мы сейчас говорим о постоянной обстановке в доме. Можно иногда посадить ребенка рядом и сказать: «Я знаю потрясающий рассказ, садись послушай». И почитать ему. В общем, надо себе вымаливать мудрости в воспитании. Где-то необходимо нажать, где-то отпустить, где-то сказать, где-то промолчать. Пускать ситуацию на самотек нельзя. Когда родители отдают ребенка на уроки английского или в музыкальную школу, его особо не спрашивают, хочет он или не хочет. Так и здесь. Большую часть времени надо вдохновлять, объяснять. Это талант – воспитание ребенка.

Вопрос: «Священник не допустил меня до Причастия, потому что я живу с молодым человеком вне брака. Почему?»

– Правильно сделал. Потому что сожительство – это блудный грех. Пока вы не регистрируете отношения, вы живете в блудном сожительстве. Сказано в Писании: блудников же и прелюбодеев судит Бог (Евр. 13:4). Какое может быть Причащение?.. Сначала свою жизнь приводим в порядок, потом Причастие. И здесь совсем не важно, сколько лет вы так сожительствуете, что вы живете почти как муж и жена. Почему почти? Что вам мешает узаконить отношения? Значит, вы не доверяете друг другу, значит, до конца не разобрались. Сожительство вне брака гражданским браком не называется. Гражданский брак – это брак, зарегистрированный в органах государственной власти, когда вы объявлены мужем и женой.

В римском праве было такое понятие мужа и жены: это мужчина и женщина, которые объявили о своем союзе перед обществом. Тогда брак становился явным, потому что они об этом объявили обществу. А вы просто любовники, но любовников Церковь не причащает.

Вопрос: «Великим постом я уеду по работе в другой регион и буду жить у друзей-мусульман. Готовить специально постную еду они не будут. Можно ли есть то, что будет, даже если еда непостная?»

– Когда мы храним пост, нас хранит Бог. Я знаю людей, которые умудрялись в армии соблюдать пост, умудрялись в тюрьме соблюдать пост. У мусульман всегда есть рис. В один казан с рисом положили мясо, а в другой грибы. Мы живем в XXI веке, сейчас чего только нет... В Великий пост уже пойдет зелень, тем более в том регионе. Масло есть, картошка есть. Какая проблема самому себе готовить? В чем проблема картошку пожарить и овощи нарезать?

Я считаю, что это надуманный вопрос. Человек просто ищет предлог. Надо самому готовить еду. Если мусульмане нормальные, они, наоборот, специальную еду из уважения к тебе будут делать.

Ваши пожелания нашим зрителям.

– На горизонте Великий пост, который святые отцы называли весной души. Василий Великий говорил относительно поста: «Пост должен быть не ниже сил, но и не выше сил». Вот этот юноша заранее хочет поститься ниже сил: мол, я в гостях, я путешествующий... Кто хранит пост, того хранит Бог.

И в радости, и в горести, и даже когда стресс,
Держите под контролем мозги, язык и вес.

Великий пост как раз будет помогать контролировать свой вес, свои мозги и свой язык. Это самое главное. Бог нам дал один язык и два уха, чтобы больше слышать и меньше говорить. Знай, что сказать, когда сказать и какие из этого будут последствия. В Оптиной пустыни в музее осталась солонка, на ней надпись: «Ешь кашу с грибами, держи язык за зубами». Это надо нам всем запомнить. Молчание – золото.

Батюшка, большое спасибо за замечательные и мудрые ответы...

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
https://tv-soyuz.ru/Tainstva-Cerkvi-Beseda-s-arhimandritom-Melhisedekom-Artyuhinym-27-01-2024;
https://tv-soyuz.ru/Tainstva-Cerkvi-Beseda-s-arhimandritom-Melhisedekom-Artyuhinym-03-02-2024

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс