Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
В храмах мы слышали Евангельское чтение об исцелении слепца Вартимея, который встретил Христа у города Иерихона. Мы несколько раз слышим в Евангелии истории об исцелении слепых. Практически в каждом случае, когда слепой прозревает, Христос говорит ему: «Вера твоя спасла тебя» (Мк. 5:34). Он не говорит: «Я тебя исцелил». Или: «Ты исцелен по своей молитве». Он говорит: «Ты уверовал – и это тебя спасло». Эти слова могли бы и для нас быть напутствием в жизни: вера так спасает, что даже слепой может стать зрячим. Но такого не происходит. Слепые, несмотря на свою сильную веру, посещение церкви и молитвы, чаще всего остаются слепыми. Мы практически не слышим истории о том, чтобы какой-то слепой чудесным образом прозрел, придя в церковь и помолившись, доказав свою веру. Почему так?
– Сравните, сколько было людей в Евангельские времена, сколько сейчас – это несопоставимо. Несмотря на то, что сейчас очень развиты средства массовой информации, люди живут как-то разрозненно и не всегда делятся чудесами. Происходит чудо, и они хотят приписать его не Богу, а лекарствам или случайности. Здесь исцеляется слепец по своей вере. Я так понимаю, что он был слепой от рождения. Он услышал какое-то движение, шум, когда Господь подходил с учениками к знаменитому городу Иерихону. Спросил, кто это? «Это Иисус Назарянин», – ему ответили. Слепец стал кричать: «Иисусе, Сыне Давидов, помилуй меня, грешного!» Видимо, Господь дал ему какой-то знак, что Он не просто человек. Иисус подошел к нему и спросил: «Что ты от меня хочешь?» Этот человек ответил: «Я хочу прозреть». И тогда Господь исцелил его. Потому что была вера. Что такое вера? Это открытое сердце человека прежде всего.
Интересно составлен наш церковный устав, чтобы людям в назидание повторить. На службе они услышали это Евангелие в несколько другом ракурсе, в других словах и выражениях, почувствовали эту притчу во всей полноте. Вчера был тот же самый эпизод в Евангелии от Луки, а сегодня – от Марка. Эти эпизоды говорят о том, что если человек очищает свое сердце, открывает его Богу, то Господь дает нам такие великие чудеса.
Мы не видим, что такое происходит часто, это потому что вера наша слаба. Бывает, человек говорит: «Да не будет ничего… Все равно не получится». Есть даже притча у Христа, когда Он говорит: «Если будете иметь веру с горчичное зерно, то и горы сможете сдвинуть». Опять-таки это притча, и, наверное, ни у кого не получалось горы сдвинуть. Может, потому, что у людей действительно такая маленькая вера. А может быть, были случаи, когда человеческие усилия делали тектонические сдвиги в буквальном смысле. Когда молились, просили Бога о чем-то. Мы знаем случаи, когда просили, чтобы дал им дождь, устранил землетрясения. Я думаю, вполне возможно, что за историю нашей земли происходили такие вещи, когда по молитве, по вере, по чистоте сердца Господь действительно откликался и помогал людям.
Здесь Господь нам конкретно говорит: «Человек, Мне нужно твое чистое сердце. Открой сердце – и ты получишь все, что тебе надо, и даже с избытком». Богу не требуется никакого усилия, чтобы нам дать благо. Он и так нам дает, мы просто этого не видим, потому что закрываемся, тонем в мирской суете и не хотим все чудеса, которые происходят в нашей жизни, отдать Богу, а приписываем их случайности. И очень быстро забываем.
Я знаю множество случаев, когда люди порой страшно болеют, просят Бога, о ближних молятся – исцеляются, а потом наступает кратковременная благодарность. Приходят в храм, говорят: «Батюшка, спасибо, Вы помолились, Господь нам послал исцеление, мы все выздоровели». Им говоришь: «Не пропадайте. Приходите по воскресным дням, по праздникам». А потом человек куда-то исчезает, его засасывает суетная трясина. И он приписывает чудо случайности. Вспоминается знаменитая Евангельская притча о богаче и Лазаре, когда богач оказывается в аду и просит Авраама, чтобы хотя бы предупредили его братьев. Авраам ответил: «Моисей дал закон – пускай пользуются законом». Потому что даже если братьев предупредят, они не поверят. Это всеобщий менталитет человеческий. Чудо покажи – первая вспышка, удивление, радость, благодарность, а потом тина засасывает, и мы начинаем исцеления, чудеса, которые Господь дает, приписывать случайности, врачам. Это самое страшное – рутина, ее христианам нужно избегать. Необходимо всегда помнить эти притчи, прекрасное Евангелие, что мы слышали на Литургии, в котором Господь рассказывает, что надо иметь веру прежде всего. Вера – лейтмотив всех четырех Евангелий. Мы ее видим. Про нее говорит Господь ученикам и проповедует людям веру, чистое сердце, любовь.
Мы видим, что произошло с этим слепцом. Он исцелился, прозрел. Помните, когда Христос исцелил другого слепорожденного? Это был анекдотический случай. Фарисеи не поверили, пришли к родителям, а родители говорят: «Что вы у нас спрашиваете? Спросите у него». Фарисеи опять пришли к слепому. «Меня исцелил Иисус Назарянин. Спросите Его. Вы что, хотите стать Его учениками?» Фарисеи даже обиделись: «Какие мы ученики? Ты сам ученик Его». И прогнали его. Читаешь – и смешно, потому что такие неверующие люди. Случилось чудо – исцелился человек, получил зрение по своей вере, поблагодарил Бога. А у них жестокое сердце. Они видят – и не видят.
Мне еще кажется, что эта притча говорит не только о физическом спасении, прозрении, но и о том, что Господь нам открывает глаза духовные. Мы порой что-то смотрим, но не видим. Проходят десятилетия, когда мы начинаем понимать: «Вот Господь же мне показывал, а я не видел этого». И человек снимает шелуху с глаз, и начинает понимать очевидные вещи, и прозревать духовно. Он начинает понимать, что без храма, без исполнения заповедей Христовых жить невозможно. Люди думают, что, если свечку поставил, – все пошло-поехало, загадал желание – вдруг совпало – слава Богу, получилось. До следующей беды. Не дай Бог ждать беду. Ее надо предупредить. Как говорят врачи, лучше болезнь предупредить, чем лечить. То же самое в духовной жизни. Мы должны предупреждать наши духовные болезни. Не ждать катаклизмов, а быть со Христом, быть на страже, помнить, что этот мир – лукавый, мир войны, и всегда мы можем попасть в неприятную духовную ситуацию. Мы как христиане должны быть на страже и знать, что есть христианские правила, стараться их выполнять. Быть в храме, с любовью относиться к людям. Апостолы и Сам Господь говорят, что без любви у нас ничего не будет. Первая и главнейшая заповедь: «Возлюби Бога». И вторая, подобная ей: «Возлюби ближнего». То есть нужно уметь сосуществовать с близкими людьми в этой жизни.
Вопрос от телезрительницы Татьяны из Москвы: «2000 лет назад Господь никому не отказывал в исцелении. Это напрямую сказано? Он исцелял телесно? Или это просто притчи, и Он духовно исцелял: глаза духовные, руку иссохшую? У слепца и кровоточивой была такая вера… Но ведь веру такую сильную дает только Христос! И как нам просить? И еще Он говорит: „Без Меня ничего не можете”. Истина из истин. Без Господа невозможно что-либо ни врачу, ни учителю и т.д. Как это понять? Правильно, мы не видим чудес. Только потом доходит. А чудеса 2000 лет назад были великие!»
– Вы практически сами ответили на свой вопрос. Господь говорит: «Без Меня не можете творить ничего». Какой ответ? Будьте со Христом и тогда всё сможете, все будет вам открыто.
По поводу того, духовное исцеление или физическое. Я думаю, не стоит делить мир на духовный и физический. Мир един и сотворен Богом Единым. Я всегда говорю родителям перед Крещением, что не надо делить воспитание на духовное и недуховное. Оно должно быть единое.
По поводу физического чуда. Помните Евангельское событие – воскрешение Лазаря? Он же уже смердил. Господь специально медлил, чтобы показать великое чудо. Когда сестры Лазаря Его звали, спрашивая: «Что Ты медлишь? Иди быстрее! Он же болеет!», Господь ждал, пока Лазарь не умер, пока его не похоронили в пещере. И вот Он пришел, убрал камень и сказал: «Лазарь, гряди вон». И как Он молится Богу Отцу, чтобы показать людям правду Божию! Разве это не физическое исцеление? Это же нарушение естества природы. Попробуйте четырехдневный труп превратить в живого человека! Никто не поверит. Он же разлагается. И вдруг происходит чудо. Мы знаем, что это было реально не только 2000 лет назад, но чудеса происходят и сейчас. Сколько бывает случаев, когда люди находятся в состоянии летаргического сна, как бы смерти, а затем они возвращаются к жизни, и происходит то же – засасывание в трясину. Они пытаются рассказать об этом кому-то, а им не верят. Вспомните слова Авраама из притчи о богаче и Лазаре: если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.
И сейчас происходит много чудес и исцелений. Конечно, физические исцеления взаимосвязаны с духовным состоянием человека. Это нельзя разделять, ведь мы знаем известный духовный закон святителя Луки (Войно-Ясенецкого): «Дух творит себе формы». Если человек здоров духовно, то однозначно потихонечку будет исцеляться и его тело. Я думаю, что для этого ему нужно просто открыть свое сердце Богу.
Телезрительница еще заметила, что веру дает Бог. Так ли это?
– Да, это так, и нам нужно прилепиться к Богу и получить веру, ведь если мы от Него отдаляемся, мы лишаемся в том числе и веры. Мне кажется, что эта логика правильная. Если мы находимся в сфере света, любви, Христа, то Господь по мере нашего приближения к Нему дает нам и веру. А для этого нужно, во-первых, хотеть этого; во-вторых, нужно понимать, что есть моменты, которые мы должны соблюдать.
Мы только что говорили о любви к ближним. Так вот, если мы будем игнорировать ближних, гневаться на них, осуждать их, то этим мы будем отдалять себя от Бога. Если же мы будем бороться с этими страстями, то мы приблизимся к Богу и будем находиться рядом с Ним. Господь говорит: без Мене не можете творити ничесоже. Прекрасный логический вывод, говорящий о том, что с Господом нужно быть всегда.
Будем с Богом – и будет нам хорошо. Конечно, это звучит несколько примитивно, но сил для этого требуется немало. Царствие Божие нудится, и нуждницы восхищают его. Если сказать это словами народных сказок и пословиц, то прозвучит это так: «Без труда не вынешь и рыбку из пруда». Здесь требуется решимость, сила воли и большой труд.
Любому человеку, даже священнику, непросто вставать утром на ранние, поздние Литургии, да и на праздники. Но это нужно делать ради себя, ради своей души, ради ближних своих, которые тоже зависят от нас.
Если мы будем жить нечестиво, то и близкие наши тоже будут уязвимы, им будет плохо. Но если мы будем жить праведно, благочестиво, то близкие наши будут радоваться тому, что рядом с ними живет добрый, светлый человек. На мой взгляд, вывод здесь напрашивается сам собой: нам нужна сила воли, нужен труд, труд и труд.
Человек может не ходить в храм по разным причинам. Например, ему не хватает на это времени, он очень устал и в единственный воскресный день хочет отдохнуть после рабочей недели и перед новой рабочей неделей. Как же заставить себя утром проснуться, встать, собраться, найти в себе силы пойти в храм? А если еще зима и холодно? На работу-то он должен ходить каждый день в таких же условиях, а здесь как быть?
– Просто нужно иметь любовь к храму, к службе, и физическое недомогание будет этой любовью преодолеваться. Помню, в молодости я очень любил ходить на службы. Как-то мне нужно было идти на вечернюю службу, а до этого у меня было много разных служб – утренних, вечерних. Я уже начал вставать, отрывать себя от кресла, потому что уже нужно было выходить из дома, и один мой знакомый спросил у меня: «Наверное, тебе неохота идти?» Я ему ответил: «Знаете, а вот хочется. Мне нелегко, но я не могу не пойти. Моя душа хочет быть в храме, и я знаю, что сумею преодолеть физическую усталость и нежелание моего тела. В храме хорошо, красиво, там замечательные, красивые фрески, иконы, прекрасно поет хор, и душа моя просто рвется в храм».
Есть такое понятие – «сладость церковная». Если вы почувствуете сладость церковную, то легко будете отрывать ваше тело от кровати, от кресла, мотивируя себя тем, что вы – воины Христовы и что идете в храм, чтобы получить благодать Божию. Если же вы не пойдете в храм, то будете чувствовать себя обворованными, обделенными и благодать Божию не получите.
Иногда приходит человек и говорит: «Я месяц не был в храме. У меня какая-то беспричинная тоска, депрессия, панические атаки. Вроде бы все хорошо – хорошая зарплата, дети учатся». Вот какие катаклизмы происходят в жизни, а все потому, что он уходит из сферы благодати Божией.
Храм – это дом Божий, это место особого присутствия Божия. Если мы хотя бы раз в неделю не посещаем храм, то мы лишаем себя благодати Божией. Поэтому нам нужно поставить перед собой цель, дать себе такую установку: «Я должен быть в храме Божием, и чем чаще, тем лучше».
В советские годы людей пытались приучить к тому, что жизнь без храма – это нормально, и выходные были для того, чтобы провести их дома, с семьей, чтобы пообщаться с родными, близкими, которых люди практически не видели в течение рабочей недели. В принципе, это неплохо, но о храме речь не шла. «Какой храм? Зачем? Это все лишнее». Получается, что не лишнее?
– Нет, ни в коем случае не лишнее. И в храм нужно идти с семьей. Понимаете, Литургия служится примерно полтора часа. Что такое полтора часа в день? Мы взяли своих близких – мужа или жену, детей, пришли в храм как на праздник, вкусили сладости благодати, помолились, причастились – и у нас сразу стало совершенно другое состояние.
У человека, выходящего из храма, светятся глаза, и домой он приходит совершенно другим. Вчера он был раздражительным, злым, как зверек загнанный, а в воскресенье вышел из храма святым. Не зря священник, вознося Святые Дары над престолом, возглашает: «Святая святым!» Господь действительно на какой-то момент перед Причастием делает нас святыми.
И Литургия заканчивается очень рано, даже поздняя Литургия заканчивается в 11.30, а ранняя вообще около половины девятого, и целый день впереди. Вы можете поехать с близкими на шашлыки, можете поехать к родителям, к друзьям, куда-нибудь еще. Летом можно поехать на озеро, на речку, да куда угодно. Сделайте себе пасхальный праздник в воскресный день.
А в советское время людям раздавали бесплатно земельные участки, чтобы отвлечь их от Церкви. Я сейчас смотрю, как в пятницу вечером люди четыре часа едут по пробкам на этот свой участок. В субботу, полностью обессиленные, они отдыхают, а в воскресенье встают и начинают работать – газоны косить, или грядки полоть, или еще что-нибудь делать. Мы знаем заповедь: «Воскресный день отдай Богу», – и начинаем в этот день трудиться. Грех – трудиться в воскресенье на участке.
Бывает, что близкие не хотят идти в храм. Муж приходит и говорит: «Моя жена не хочет идти в церковь». Какое-то время можно походить без нее, а потом хорошо бы завести ее в храм на экскурсию. Глядишь, она и заинтересуется. Вот женщина ходила в храм одна, потом стала ходить с детьми, а сейчас и муж ее ходит.
Муж сначала зашел в храм из любопытства, когда жена ему сказала: «Ты довезешь нас и можешь погулять где-нибудь рядом. А хочешь – пойдем с нами». И он из любопытства стал приходить. А потом смотрит – в храме же хорошо, радостно. Теперь они все вместе ходят и причащаются. И ты смотришь – хорошие люди, и детки у них замечательные. Все должно быть постепенно, с усилием, с правильным упорством, и Господь подаст Свою благодать, и все получится.
Отец Владимир, прошу Вас подвести итоги нашего разговора и напутствовать пожеланием наших телезрителей.
– Конечно, хочется пожелать всем помощи Божией. Сейчас у нас небольшая передышка – пост еще не скоро. И нам нужно использовать это время в добрых целях – нужно постараться прилепиться к Церкви, наладить нашу внутреннюю дисциплину, начать ходить в храм Божий и быть с Богом.
А Великим постом можно будет много ходить в храм, будет много поводов побудить себя к этому.
– Да. Там уже начнется работа, а сейчас пока подготовка.
Записали:
Анна Купцова
и Людмила Белицкая
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
С приветственными речами на приеме выступили: митрополит Ювеналий (Поярков); заместитель председателя Государственной Думы ФС РФ А.Ю. Кузнецова; председатель Либерально-демократической партии России, председатель Комитета по международным делам Государственной Думы ФС РФ Л.Э. Слуцкий; губернатор Санкт-Петербурга А.Д. Беглов; губернатор Смоленской области В.Н. Анохин; митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий; митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор.В завершение Святейший Патриарх Кирилл обратился к участникам приема со словом, в котором, в частности, отметил:
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.