Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №8 (1241) → Протоиерей Геннадий Никитин: Чудеса настоящие и ложные

Протоиерей Геннадий Никитин: Чудеса настоящие и ложные

№8 (1241) / 19 февраля ‘24

Беседы с батюшкой

Иногда кажется, что если бы мы были лишены чудес в нашей жизни, то и вера наша оскудела бы. Так ли это? Может быть, чудеса как раз и посылаются нам для того, чтобы укрепить в вере? Настолько мы немощны, что они необходимы.

– Если мы будем думать только о чудесах, то наша вера может превратиться в другую сферу, когда верят в чудеса, которые происходят не по благодати Божией, а, так сказать, по желанию. Мы знаем всяких целителей, экстрасенсов, биоэнергетиков и «чудотворцев».

Наша вера опирается совсем на другое. Апостол Павел говорит: если Христос не Воскрес… тщетна и вера ваша. Без Воскресения, то есть без Пасхи. Мы знаем, а не только веруем. Наше знание дополнено уверенностью в самом высоком и непререкаемом чуде Воскресения Христова.

И это чудо каждый год подтверждается в Иерусалиме схождением Благодатного огня. Это чудо из чудес пытаются опровергать наши, так сказать, оппоненты, но ничего у них не получается. Я бывал в Иерусалиме и знаю много иммигрировавших в Израиль. И как раз это убедило их в истинности христианской веры, особенно Православия, так как огонь принимает православный Патриарх.

По сути, не существует большего чуда, чем Пасха. Именно она – сердцевина нашей веры, стержень Православия. И поэтому, как известно, наша вера радостная и Пасхальная. Мы должны не на чудеса надеяться, чтобы они укрепили нашу веру, а на то, что Господь нас призывает. И призывает многих людей именно на Пасху. Верующие в этот день обычно приходят в храм, потому что и сама Пасха уже какое-то чудо, но в земном понимании – необычная служба и праздник, и состояние души. Между прочим, мы знаем, что и вербы расцветают как раз на Вербное воскресенье по нашему юлианскому календарю и Пасхальному чину.

Надо все-таки обратить внимание на другие чудеса. У нас их хватает. Церковь – это столп и утверждение истины. Но при этом внутри Церкви, то есть среди народа Божия, совершается много мелких, условно говоря, ежедневных чудес, которые люди неверующие и не замечают. Одно из самых главных чудес – это Евхаристия, то есть Божественная литургия. Мы много раз говорили об этом. Претворение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы – это же чудо из чудес. Батюшка Иоанн Кронштадтский был прославителем этого чуда. Он каждый день служил Божественную литургию и не знал, как вообще без этого жить.

Потому он и изображен с Чашей.

– Да, с Евхаристической Чашей. Он говорил, что это единственное чудо, которое нужно для исцеления людей. И еще потому он с Чашей, что причащал всех нуждавшихся в исцелении души и тела. И мы можем каждый день лицезреть это чудо в храме. При этом логически человеческим умом его не познать. Наша Церковь – как прозрачное стекло, даже больше, я бы сравнил ее с таким кристаллом, как алмаз. Мы все можем видеть, все открыто: текст читается для всех одинаковый, молитва всем известна, мы даем книги в руки, можно проследить что-то, даже тайные священнические молитвы открыты и всем известны, но при этом как совершается чудо, никто объяснить не может. Да и, наверное, не хочет. Зачем? Ясно, что это богослужение совершает Сам Господь Иисус Христос Духом Святым. И поэтому мы не делаем из этого какой-то особый культ среди обычного народа. Если человек верующий, он поймет и сердцем почувствует благодать Божию, исходящую на всех, кто молится за Евхаристией. А если неверующий, то может и не почувствовать.

Но были случаи обращения к Богу именно на Божественной литургии, и мы это знаем. Почему обязательно и молимся об оглашенных, о тех, кто еще не крещен. Половина Литургии – об оглашенных: за тех, кто готовится ко Крещению, но уже чувствует благодать, которая снисходит на верующего человека. Поэтому давайте говорить больше именно о истинных чудесах. Они совершаются не только в храмах, но и среди верующих людей, потому что Церковь – это же не только храм, это народ Божий.

У нас в интернате проживает около тысячи человек. Мы служим в маленьком домовом храме в честь Иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». Туда могут прийти не более пятидесяти человек, а в каждом отделении примерно по 180 человек. Все они прийти не могут. Многие лежачие, мы их причащаем прямо в отделениях. Многие парализованы или уже имеют болезни по старости: имбецильность, инвалидность, другие заболевания, которые практически не излечиваются. Поэтому для них чудо Причастия необходимо. Когда мы туда приходим, все оживляются. На моей практике был случай, как одна болящая лежала парализованная, без сознания, родственники не могли с ней общаться, пробудить ее, а когда мы приходили, она открывала глаза и начинала молиться. Представляете?

Вопрос от телезрителя Игоря из Москвы: «Все ли чудеса от Бога и как не ошибиться?»

– У меня был случай. Я причастил умирающего в реанимации. Женщина уже была на смертном одре, врачи отказались от нее, сказали, что через два-три дня отправят в морг. И после она исцелилась от таких заболеваний, от которых нельзя исцелиться. У нее было три смертельных заболевания: сепсис (заражение крови), менингит и онкология.

Телезритель Игорь спрашивает, как отличить от Господа чудо или нет.

– Конечно, не все чудеса от Господа. Я просто сделал предисловие. И радуюсь за ту самую Надежду, которая Божией милостью воскресла, можно сказать, из мертвых, но, конечно, не силами моей молитвы, а благодатью Божией. Чудеса совершаются не нашими умственными или другими измышлениями и способностями, а благодатью Божией. Так говорят святые отцы, в том числе батюшка Иоанн. Благодать Божия не в голове, она проявляется действием в жизни.

Исцеления могут быть ложные. Мы знаем, экстрасенсы пытались творить чудеса. И древние случаи были, как символ волка какой-нибудь. Классический пример «чудотворения» – Кашпировский.

А чудеса в Церкви творятся милостью Божией. И они подтверждаются тем, что человек изменяется. Тот, кто получил исцеление с Божией помощью, начинает молиться, бороться со своими грехами. По сути, начинает новую жизнь. Без благодати Божией это невозможно. То есть мы должны проверить: действительно это от Бога или нет. Не просто рука, нога зашевелились, а душа исцеляется. Господь говорит нам, что прежде всего нужно исцелить душу, а после тело исцелится само. Не наоборот. Поэтому мы всегда видим изменения в душе.

Игорю и каждому православному христианину нужно понимать, что чудо происходит даже на Исповеди, когда человек начинает каяться и менять свою жизнь на следующий день или в этот же день. Я думаю, каждый, кто истинно молился, истинно каялся, испытывал это на себе. Я лично могу сказать то же самое, потому что Исповедь – это тоже великая благодать Божия, как и таинство Причастия. И она помогает нам начать православную христианскую жизнь, потому что без Покаяния наша вера тщетна, сами понимаете. Она будет неполная или не совсем истинная. В Евангелии от Иоанна Господь сказал фарисеям: род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка. Ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи. То есть Он нам сказал, что только одно знамение будет истинное – это воскресение из мертвых.

И об этом мы как раз и говорим, это и есть Пасха. А человеческие желания чудотворения могут сталкиваться с ложными чудесами. Благодатное действие всем как бы понятно и известно, а вот подделка под это встречается очень часто. Хотел бы напомнить, что мы встречаем это и по телевидению, и особенно в интернете. И среди православных, между прочим. В свое время Синод и Патриарх принимали много решений о том, чтобы учредить комиссию и разобрать различные «чудеса», которые распространились на всю Церковь. Можно их даже перечислить, мы все их знаем. Такие явления соблазняли народ Божий. Я хотел бы рассказать верующим о книге, изданной в Даниловом монастыре в Москве по благословению Патриарха: «Чудеса истинные и ложные». В ней приводится очень много примеров истинных церковных чудес и ложных, бывших недавно, на нашем веку. Из ложных там приводится, например, массовое мироточение икон в городе Клине у Валентины на квартире; предсказания, пророчества (отрок Славик, например), воскресение из мертвых Андрея Берглезова и многие другие явления, которые люди принимают за чудеса и не понимают, что они их соблазняют, потому что часто связаны с личностью того человека, с которым происходят эти явления. Он не понимает, откуда они и почему, и проводит аналогии с нашими древними чудотворцами.

Вообще-то у нас мало святых, прославившихся именно чудотворениями. Главное все-таки не чудотворения. Господь повелевал нам, что надо не в чудеса верить, а исполнять заповеди Иисуса Христа, заповеди блаженств, любви к Богу и людям. И к тому же нам необходимо творить дела милосердия. Без них наша вера мертва. Это очень опасно.

И молитва разве не чудо?

– Молитва сама по себе чудо, это беседа с Богом или со святыми. Но наш ангел-хранитель защищает нас с утра до вечера, с вечера до утра, потому что может что угодно произойти. Но есть случаи, на которые мы обращаем особое внимание, а есть просто избавление от чего-то неприятного. Надо понимать, что молитва – это главное чудо. Если жить с молитвой, петь «Богородице Дево, радуйся», молиться ангелу-хранителю, то любое происшествие будет разрешено с Божией помощью.

Буквально недавно мы вспоминали нашего любимого отца Иоанна (Крестьянкина). Я хорошо помню, что к нему приезжали сотни людей за чудесами. Люди верили, что выйдет отец Иоанн и всех исцелит и прочее. Мы часто встречаем такую ситуацию, когда люди приезжают к неким старцам, чтобы получить от них какой-то знак или еще что-нибудь. Насколько я понимаю, отец Иоанн (Крестьянкин) был другим человеком. Вы знали отца Иоанна. Считал ли он себя старцем?

– О нем хорошо написал в книге «Несвятые святые» митрополит Тихон (Шевкунов). Мы знаем, что многие были духовными чадами отца Иоанна. Например, отец Димитрий Смирнов и другие известные священники и даже епископы, митрополиты. Батюшка Иоанн вряд ли считал себя в таком смысле старцем. Я не могу говорить за него. Есть братья, которые до сих пор живут его молитвами и с ним общаются, поэтому пусть они об этом свидетельствуют.

Я лично знал его и видел неоднократно. Первый раз приезжал в монастырь диаконом в 1992 году. Тогда я попал на праздник Псково-Печерской иконы «Умиление» и даже этого не ожидал. Я не знал ни монастыря, ни батюшки Иоанна – никого. Просто приехал в монастырь и пришел в начале вечернего богослужения в собор Архангела Михаила. Меня удивило прежде всего то, что батюшка Иоанн меня увидел и подозвал к себе. Он стоял в алтаре. И первые слова его были такие: «Что ж ты так долго ехал? Мы тебя давно ждали». Я был обескуражен и очень удивлен, потому что собирался поехать в монастырь, но все что-то мешало. Уже даже принял сан дьякона и только тогда решился поехать, просто помолиться, покаяться.

И когда батюшка пригласил меня к себе в келью, дал мне наставления, благословил и помолился, тогда я понял, что попал в необычный монастырь, где братья с большой любовью относятся друг к другу и принимают всех приезжающих так, будто это действительно их будущие родные братья. Я удивился этому, потому что до этого мало имел общения с монахами. Приезжал в Троице-Сергиеву лавру, в другие монастыри Москвы, но такой случай был со мной впервые.

Меня не удивляли его молитвы, батюшка Иоанн молился по-простому, никогда не делал, так сказать, вид молящегося, просто шел и молился. И всегда благословлял, даже если кого-то увидит издалека или вблизи. Но главная его задача, когда к нему приезжали на Исповедь или на беседу, – рассудительно помочь исправить и наладить духовную жизнь. Это покаяние, исправление жизни, разрешение каких-то обстоятельств.

Один человек по имени Николай, который часто к нему ездил, рассказал мне, как он взял список вопросов и пришел к нему, чтобы разрешить эти сложные вопросы. А когда он помолился у него в келье (сейчас там музей) и батюшка Иоанн его благословил и помолился над ним, то Николай вдруг понял, что все вопросы разрешились сами собой, все ответы уже известны.

Главная его особенность была, как, наверное, любого духовника и молитвенника, – это исцеление душевных страстей, наставление на путь истинной жизни. Причем простыми словами, без особого богословия, а именно из опыта духовной жизни.

Был такой духовник, который меня первый раз исповедовал, схиархимандрит Александр (Васильев). Он подвизался в Псково-Печерском монастыре, умер в 1998 году. Он рассказывал, как по молитвам батюшки Иоанна Кронштадтского (вот кто у нас явный, прославленный чудотворец) чудно попал в его монастырь. Тогда были только этот монастырь и Троице-Сергиева лавра. Он окончил семинарию в 1960-х годах и не знал, куда пойти. Один духовник сказал: «Иди к батюшке Иоанну Кронштадтскому, монастырь закрыт, но ты обойди вокруг, помолись, и батюшка поможет тебе определить путь в жизни: жениться или принять монашество, куда ехать и как служить». После этой молитвы ему явился батюшка Иоанн и сказал, как мне свидетельствовал лично схиархимандрит Александр: «Поезжай в Печоры, и вся семья туда приедет за тобой следом». Так и произошло. Сейчас он погребен там в пещерах, мы к нему ходим, за него молимся. Вот это и есть чудо: правильное изменение жизни, серьезное решение, которое мы принимаем по благодати Божией или по благословению наших святых.

Вообще, чудотворцев у нас мало. Последним из чудотворцев считается недавно прославленный святитель Иоанн (Максимович) из Сан-Франциско. Его мощи находятся там в соборе в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Мы его прославляли еще раньше, чем в Зарубежной Церкви. Его называют чудотворцем при жизни. Почему? Он жил блаженной и святой жизнью, много претерпел как исповедник Православия в свое время. Вся его жизнь была исповедничеством. Там обретены его нетленные мощи. Архимандрит Серафим (Роуз) и другие наши священнослужители написали о нем воспоминания. И простые прихожане свидетельствовали о чудесах, исцелениях, изменениях в жизни, которые совершались по его молитвам. Тогда в Америке было трудно жить, и нужно было много претерпеть. Тот же отец Серафим (Роуз) по его молитвам из протестанта стал православным монахом. И мы можем даже сказать, известным православным монахом, который явил для нас пример настоящей монашеской жизни. Тем более в Америке, где монашества очень мало. Там есть один Свято-Троицкий монастырь (Джорданвилл). Но такие чудеса, особенно с молодыми людьми, нечасто случались. Так что батюшка Иоанн Кронштадтский главный. И отец Иоанн (Крестьянкин), вероятно, унаследовал какие-то дары Божии, передающиеся из поколения в поколение, и мы знаем, что он тоже был исповедником. Он сидел в тюрьме, его сильно избивали. Он говорил, что следователь выбил ему все зубы, кроме одного, который оставил ему на память. Попробуйте претерпеть такие издевательства, причем за то, чего вы не делали! Отец Иоанн никогда не совершал никаких незаконных действий. Он пострадал за Христа.

Вопрос от Светланы из Тулы: «Вот какое чудо произошло со мной. Как-то я стояла на остановке и молилась Николаю Чудотворцу, чтобы он помог мне быстрее доехать до дома. Мне нужно было читать Богородичное правило, пока дома никого не было и никто бы не помешал. И, представляете, я увидела, что едет троллейбус, который шел прямо в мой поселок, хоть он не должен был ехать по этому маршруту, и я быстро приехала домой. Так мне помог Николай Чудотворец».

– Я этому не удивляюсь. Помощь Божия просто растворена в нашей жизни, и мы на каждом шагу прославляем Бога. Но когда ты видишь преображение души человека, изменение его жизни, это значительно выше.

Светлана еще сказала, что она поблагодарила Господа.

– Это очень важно. Один известный священник, опытный духовник рассказывал: «Однажды я стоял на остановке, а трамвая все не было. Я подумал: слава Богу, сейчас я помолюсь, прочитаю правило. И вдруг из-за поворота прилетел трамвай, которого я как бы уже и не ждал. Я подумал, что теперь, слава Богу, у меня будет больше времени для того, чтобы помолиться дома».

То есть все хорошо: и то, что есть, и то, чего нет, и главное чудо – сама молитва. Мы знаем, что молиться по-настоящему нас подвигают простые жизненные обстоятельства. Не было бы трудностей, каких-то жизненных испытаний, разве стали бы мы так молиться?

Как-то мы стояли в пещерном храме Успения Божией Матери в алтаре у престола, и батюшка Иоанн (Крестьянкин) сказал: «Когда я был в тюрьме, я молился по-настоящему. Там Небо было рядом. А здесь, стоя у престола, я не могу так молиться». То есть даже отец Иоанн чувствовал разницу той и этой своей молитвы. И еще он сказал: «У этого престола стояли валаамские старцы. Вот у них была молитва! А я не такой уж и молитвенник. Я против них совсем простой». А что же тогда мы можем сказать? Так вот, хотелось бы сказать, чтобы мы не надеялись на чудо, а сами совершали чудеса. Например, прощали друг друга. Как перед Великим постом мы прощаем друг друга, умиляемся этому и радуемся, что, слава Богу, нас прощают и мы прощаем.

Даже светские люди говорили: «Если человек хочет чуда, сотвори это чудо – подари ему то, что ему нравится, дай ему денег, если у него их нет, помоги с едой». То есть чудеса происходят в душе человека, когда он помогает людям, делает им приятное, а не только когда он рассказывает им о Боге. То есть во всей нашей обыденной жизни растворена благодать Божия.

Получается, что и мы можем творить чудеса.

– Конечно, и не только в исключительных случаях. Можно просто кого-то накормить, кого-то обогреть. Есть бедствующие люди, и нужно им помогать, и не только деньгами, но и своей душевностью.

Но истинные чудеса связаны с молитвой, с верой в Бога и с нашей Церковью. И мы знаем, что в наше время есть много ложных чудес. Эти чудеса нельзя воспринимать как чудеса от Бога. Если же такое все же случается, нужно идти с покаянием на Исповедь, на Причастие, и Сам Господь укажет, как все это понимать и разрешать. Вот такие у нас простые правила жизни.

Еще я прошу у всех телезрителей молитв за нашего батюшку Иоанна Миронова, которому в этом году исполнилось 97 лет. С виду он простой старичок, но какой он молитвенник! Поэтому его жизненный путь все продолжается, и это тоже для нас чудо. Он говорит: «Всю жизнь я умираю, но все живу и живу».

Отец Геннадий, благословите наших телезрителей.

– Бог да благословит всех вас! И дай Бог, чтобы мы с вами укрепляли нашу веру через какие-то знамения в жизни, данные нам от Бога во спасение. Аминь.

Записали:
Анна Вострокнутова
и Людмила Белицкая

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс