Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №4 (1237) → Архимандрит Мелхиседек (Артюхин): Нельзя жить только в одну утробу

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин): Нельзя жить только в одну утробу

№4 (1237) / 22 января ‘24

Беседы с батюшкой

Батюшка, Вы недавно ездили в Узбекистан по приглашению митрополита Викентия на одну из конференций. Я, признаться, хотела с Вами поехать, но дела не пустили. Ждем с нетерпением Вашего рассказа.

– Есть такая программа, созданная Владыкой Климентом, председателем Издательского совета, – «Радость слова». Книги, изданные Русской Православной Церковью, развозят по епархиям, их презентуют, о них рассказывают, проводят встречи с теми, кто эти книги написал, и с лауреатами Патриарших премий.

То есть идет популяризация христианских книг. Когда-то Достоевский сказал, что перестающий читать перестает мыслить, что надо читать серьезные, глубокие книги, все остальное жизнь расставит на свои места.

Кстати, Герцен сказал, что Достоевский был одним из самых образованных русских писателей в области истории, литературы, естествознания, обществоведения, знания политической обстановки в мире. Только одно в нем, по мнению Герцена, было ужасно: он везде лез со своим Христом. Атеист, безбожник, революционер – и такая высочайшая оценка Достоевского.

Было интересно: я увидел европейскую страну – Узбекистан. В Ташкенте огромный собор Успения Божией Матери – полный. Там же находится Управление митрополии, семинария. Встречался с семинаристами, а они есть, пополняются. Это наше будущее, перспектива.

Меня поразило отношение государства к Православию. Управление – трехэтажный дом, актовый зал, библиотека, музей христианства, разные социальные отделы – все строилось при Каримове. Он издал указ, чтобы все губернаторы областей (у них они по-другому называются) складывались и строили центр.

Я про себя подумал: вот бы где-нибудь у нас в Калужской, Тульской, Рязанской областях губернатор принял решение для Церкви что-то доброе, светлое сделать. Как было бы радостно!

Все приведено в идеальный порядок. Знаете, что меня потрясло? На улицах, центральных и отдаленных от центра, вдоль дорог – дорогие композиции (это туи, анютины глазки, кустарник). У нас в Москве очень активно идет программа озеленения. Сергею Семеновичу за это – респект, благодарность. Но там зеленые композиции занимают целые проспекты.

Удивил рассказ про священника. Молодого священника назначили в город, далекий от Ташкента. Люди его спрашивают: «Что ты не обратишься к властям за помощью?» Так власти сами пришли и спрашивают: «Какие у вас проблемы, в чем нужда?» Думаю: мэры наших маленьких городов придут к священнику с желанием оказать поддержку? Почему у них по-другому? Потому что очень сильный религиозный стержень. Люди понимают, что нельзя жить одними материальными ценностями. Как говорил Достоевский, нельзя жить только в одну утробу. Не материализм, а вера всех объединяет. Понятно, что есть огромные расхождения в вероучении, но, во всяком случае, в Творца верят, в Бога над нами, нравственность, душу бессмертную и с огромным уважением относятся к людям с религиозными взглядами...

Население на сегодняшний день в Узбекистане растет, сейчас оно составляет 36 миллионов, в 2000 году было 26 миллионов. За 20 лет выросло на 10 миллионов.

У нас сейчас поднимают проблемы демографии, рождаемости, абортов, которые Патриарх давно добивается вывести из обязательного медицинского страхования. К сожалению, ничего не получается. В 2000 году у нас было 144 миллиона населения, в 2023 году по-прежнему 144 миллиона, несмотря на то что многим раздавали гражданство. У нас в этом плане просто трагедия. Представляете, если бы от 140 миллионов был прирост 50%? Даже не 50%, хотя бы 10%. Это было бы 14 миллионов. Но у нас этого нет. Почему?

Меня потрясли целомудрие, нравственность людей.

В Узбекистане в семьях в среднем 5–7 детей. Потому что библейское мышление, религиозное отношение к браку, целомудрию, семейным ценностям. Там нет такого блуда и разврата, как у нас.

Очень много было мероприятий. Замечательная семинария на весь Среднеазиатский округ. И опять тема нравственности. Если бы мы так жили!.. А еще меня вот что поразило. Нас пригласили перекусить в один ресторанчик местной кухни. Он переполнен, все четыре этажа. Мы тоже собрались, батюшка своих прихожан-активистов взял. Я был потрясен: алкоголя – ноль!

Представить русский стол без алкоголя сложно...

– Мы ехали по центральным улицам, я не видел вывески: «Красное&Белое». Кстати, слышали поговорку: «Истина в вине»? А знаете, что она сокращенная? «Истина в вине не раз тонула!» Когда напьешься, вся истина перечеркивается.

У нас ведь Церковь не осуждает ни вино, ни другие какие-то напитки. Осуждает пьянство. Просто меру надо знать.

– В этом плане я, конечно, порадовался, что алкоголя – ноль. Сколько трагедий, проблем было бы решено у нас, если бы разумной была какая-то политика... Кстати, я слышал когда-то, что штраф прислали дочери Клинтона...

За то, что пиво пила! А ей 21 года не было. И она пила не вино, а именно пиво. И это правильно.

Мне кажется, пора уже и депутатам нашим обратить внимание на то, что телевидение программирует людей: у вас случилось что-то – берите бутылку. Я могу это только так расценить. Почему это показывают, когда это прекратят? Это же и подростки смотрят… Мотивация поведения.

– Конечно... А еще в Узбекистане нет детских домов и домов престарелых. Если какая-то автомобильная авария, катастрофа, и дети остались без родителей – родственники возьмут этих детей к себе в семью.

Отец Мелхиседек, расскажите о самых ярких Ваших впечатлениях от поездки.

– Самые яркие впечатления у меня от яркости погоды, улыбок людей, их настроения. И еще я был на Боткинском кладбище, где похоронены выдающиеся личности: отец Борис (Холчев), архимандрит, который был духовным чадом старца Нектария, и один из трех дореволюционных кандидатов на патриаршество Арсений (Стадницкий)... Я зашел в Евангельский кружок. Это было в половине четвертого вечера. Я подумал: воскресный день, уже давным-давно служба закончилась… И вижу, с какой ревностью люди собрались внутри храма, обсуждают, толкуют Евангелие. У нас такое встречается редко. И я подумал: неужели нам надо оказаться в меньшинстве, чтобы полюбить Православие?

Да, мы избалованы. Мы не понимаем счастья.

– Река, которая течет широко, мелкая. Когда берега сужаются, уровень воды поднимается. Поэтому давайте любить наши храмы, святое Православие, молиться за родных, близких и за Среднюю Азию, где русские христиане в меньшинстве. Чтобы мир и согласие были на этой земле, чтобы, не дай Бог, ничего не было разрушено никакими иными идеями, конфронтацией. Храните святое Православие, читайте пророка Даниила и радуйтесь, что христиане есть не только в Российской Федерации, но и в наших братских странах.

Много вопросов поступило из-за рубежа.

Первый вопрос: «Живу в Швеции. После долгого перерыва хочу вернуться к вере, но вокруг только протестантские храмы. Муж мой тоже протестант. Что делать?»

– Швеция граничит с Финляндией, можно хотя бы раз в два месяца поехать туда на один день, переночевать где-то и посетить храм, исповедоваться, причаститься. Это страны шенгенской зоны, свободное передвижение через границы. Если бы человеку сказали, что у него, например, раковое заболевание и необходимо четыре раза в год появляться к профессору, то он поехал бы на край света. Ради души, ради жизни вечной поедешь куда угодно.

Что касается мужа-протестанта, у моей приятельницы дочка очень давно вышла замуж за бельгийца. Не помню точно, протестант он или католик, но он совершенно спокойно относится к тому, что жена остается православной. И всех четверых детей они крестили в Православной Церкви, приезжали в Россию. Так что можно и нужно договариваться.

– Апостол Павел говорит: неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим (1 Кор. 7:14). Но это не относится к ситуации, когда идет выбор. Если ты православная христианка, ищи мужа из своей среды. Другое дело, когда люди вступили в брак и потом кто-то один пришел к христианству. Тогда нужно оставаться в этом браке и до конца своих дней благодарить Бога, что есть муж (или жена).

Апостол Павел говорит: пусть будет брак, но только о Господе. Апостольские послания говорят, что за иноверцев не должны выходить замуж, но, когда люди уже в браке, тогда другое дело: каждый освящается своей половинкой.

Следующий вопрос: «Как крестить ребенка за рубежом? И как выбрать православных крестных, если таковых рядом нет?»

– За рубежом все приходы очень дружные, семейные, все друг друга знают. Нужно обратиться с этим вопросом к священнику. Если вы посещаете храм, то познакомитесь с прихожанами. Там гораздо теснее общение, чем в Москве, люди после богослужения остаются на совместный обед, чаепитие. Если совсем маленький приход, можно попросить священника, чтобы он был крестным. А так попросить батюшку, чтобы он посоветовал кого-то из числа прихожан, чтобы они на себя взяли такую почетнейшую и наисвятейшую миссию крестных. Все можно решить на приходе.

Теперь перейдем к вопросам, которые касаются нахождения в храме. «Как бороться с раздражением в церкви?»

– Греки говорят: куда бы ты ни пошел, везде найдешь то, что принес с собой. Добрый человек везде найдет доброе, а плохой везде найдет плохое. Поэтому надо бороться с раздражительностью внутри себя независимо от того, где ты находишься, – в храме, метро или магазине.

Иоанн Лествичник говорит, что гнев, раздражение – безобразие души. Поэтому надо свою эмоциональность, неуравновешенность контролировать. И когда идешь в храм, именно об этом и надо молиться... Лукавый обязательно будет провоцировать, пользуясь нашей брешью в душе. Гневливость – от гордыни.

Надо заранее приходить в храм, чтобы поставить свечи, подать записки, встать в спокойное местечко и, закрыв глаза, как говорит Серафим Саровский, начать свою молитву к Богу.

Следующий вопрос: «Почему праздничные службы такие долгие?»

– Храм – это Небо на земле. Находясь в храме, мы дышим воздухом вечности. Многие радуются, когда выпадает возможность выбраться на недельку в Кисловодск, Ессентуки, Пятигорск, подышать свежим воздухом, и никто не жалуется, что находится там долго.

Какие у тебя важные дела, что ты бегом бежишь из храма? Тебе надо маму или папу покормить, переодеть? Или нужно помочь брату с его многочисленными детьми? Или нужно собрать посылку на фронт? Куда тебе торопиться? Опять к телевизору?

Храм – это санаторий, зачем из него торопиться бежать? В свое время я работал в Институте Склифосовского, и там применялась оксигенотерапия: обогащение клеток организма кислородом. Была очередь на эту процедуру, поэтому сокращали ее время с 40 до 20 минут, чтобы большее количество людей могли этим воспользоваться. Но если бы предложили побыть в этой барокамере подольше, думаю, никто бы не отказался. Это необходимо для телесного здоровья. Телесное здоровье человек ценит. А храм необходим для здоровья духовного...

Думаю, все замечали, что после Причастия какое-то время, хоть пять минут, хочется любить всех.

– Да, настроение меняется в лучшую сторону.

Как у спортсменов появляется второе дыхание, после Причастия неожиданно появляется любовь, все кажутся милыми, хорошими, близкими, всех хочется расцеловать.

– Дай Бог, чтобы у большего количества людей это было почаще и подольше. Господь нам по временам дает почувствовать благодать, посылая Свою весточку, что мы с Ним, мы припали к этой пуповине, к этому кислороду вечности. Старец Амвросий говорил, что, причащаясь, мы вкушаем Хлеб Жизни. Это чрезвычайно важно. И многие православные христиане чувствуют перемену в душе, в сердце.

И все молитвы на это настроены: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей». «Пройди… во вся составы, во утробу, в сердце. Попали терние всех моих прегрешений». «Буди же ми благодарение сие в радость, здравие и веселие». «И даруй ми… до последнего моего издыхания достойно причащатися святынь Твоих». В благодарственных молитвах по Святом Причащении мы читаем эти слова.

Вопрос: «Сколько времени нужно не есть перед Причащением?»

– Принято, что после полуночи мы не едим. Но если службы ночные (на Новый год, Рождество, Пасху), Церковь определила шестичасовой пост. Значит, если богослужение начинается в полночь, то последний раз вкушаем пищу до 18 часов, за шесть часов до богослужения.

В некоторых храмах Литургия Преждеосвященных Даров служится вечером, тогда тоже определен шестичасовой пост перед Причащением. Хотя многие христиане уже настолько привыкли, что вообще в этот день ничего не едят. Конечно, это сложновато, но такая ревность у многих есть.

Вопрос: «Как реагировать на людей, которые очень некорректно ведут себя в церкви?» Таковые есть, особенно когда лето наступает. Невольно обращаешь внимание на не совсем закрытую одежду. Это, конечно, не может не раздражать. Или видишь какие-то шлепанцы, которые можно надевать только на пляж. Я уже как-то научилась абстрагироваться от этого, глаза закрываю...

– Надо начать все-таки со священника. Это дело священника, пастыря, который не должен все происходящее в храме пускать на самотек. Это что касается каких-то объективных вещей. Если это что-то субъективное и касается только вас, то сами должны с собой справляться.

Федор Михайлович Достоевский говорил: каждый в ответе за всех. Он, конечно, идеализировал и говорил про весь мир. А в храме мы ответственны. Если ты видишь кричащего ребенка, можно посоветовать отойти в притвор, потому что везде ведется трансляция богослужения... Когда в консерватории идет какая-то симфония, в бубны никто не барабанит и просят отключать телефоны. Детей можно приводить в храм только к Причастию. Если вы слышите, что кто-то разговаривает, можно сказать: «Сестры, потише». Люди забываются, но эти напоминания будут действовать. Если какая-то чрезвычайная ситуация, можно позвать алтарников. Потому что женщина с женщиной вряд ли договорятся. Есть такая поговорка: в споре рождается драка.

Вопрос: «Некоторые психологи считают, что поиск духовности – это показатель психологически нестабильной жизни». Мне кажется, сейчас враги народа – это психологи. Чего только не пытаются внушить людям...

– Только у животных стабильная жизнь: поели, попили, свои нужды совершили – и все. Только человеку свойственно искать смысл жизни. Надо обязательно жить со смыслом. А если нет никакого смысла и довольствуешься только жизнью по горизонтали, тогда ничем не отличаешься от животных. Еда, тепло, секс есть – значит, все нормально. Но мы же не можем одним этим жить и быть этим удовлетворенными. «Целому морю – нужно все небо, целому сердцу – нужен весь Бог».

Психологи считают, что поиск духовной жизни – это ненормальность.

– Один психиатр переговорил с двумя психологами и понял, что им срочно нужен психиатр.

Сейчас появились православные психологи. У вас в храме нет православного психолога? И чем они отличаются от обычных психологов?

– В наших храмах на подворье семь священников. Вот и получается, что у нас семь психологов. Потому что батюшки уже прошли огонь, воду и медные трубы, пропустив через себя тысячи ситуаций и событий. Это огромный человеческий опыт.

Вопрос: «Сейчас стало очень много мироточивых икон. Связано ли это с тем, что происходит в мире?»

– Сложно сказать. Это Промысл Божий.

Некоторые говорят, что икона мироточит к чему-то плохому.

– Я думаю, это для укрепления веры. Не все лежит в материальной плоскости, есть какие-то вещи, которые выходят за пределы материального. Через внешние проявления Господь напоминает о Своем присутствии. Это может быть и через такое событие, и через исцеление, и через преображение человеческой жизни. Например, был человек пьяницей и вдруг в одночасье изменился.

Вспоминается случай. Человек вышел из тюрьмы. Там он пришел к вере и написал такое четверостишие: «Со Христом и в тюрьме на свободе, без Христа мне свобода – тюрьма».

Знаете, у моего духовника полгода мироточила скатерть, на которой стояли иконы. Миро выжимали и собирали в баночку.

– Невероятно.

Дух дышит, где хочет. Представляете, не икона мироточила, а скатерть.

– Есть еще и оборотная сторона. Многие люди наивно думают, что, если они помолились или что-то сделали, сразу что-то изменится. И задаются вопросом: «Почему не исцеляется моя дочь (или мама, папа)?» Мы не должны ждать сверхъестественного по нашим молитвам. Бог не обещал нам безбедного плавания, но всем нам обещал тихую пристань. Не проси у Бога облегчения ноши, проси у Бога крепких плеч.

Многие наивные люди так и говорят: «Я просила, но даже в вашей церкви ничего не случилось, ничего не произошло». Случилось и произошло: ты – верующий человек, и ты понял, что над тобой есть любящий Отец и Творец. Этого уже достаточно! Необязательно, чтобы внешне жизнь преобразилась к лучшему: пропал диабет, давление, все стали верующими, бросили пить, курить, ругаться матом, перестали изменять. У верующих по большей части ничего не меняется, но меняется самое главное – отношение к жизни. Мы благодарим Бога за то, что приобрели смысл жизни. Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века.

Вспоминается рассказ одного святого, как он исцелил бесноватую девушку, красивую, молодую. Она пришла в себя, но после этого исцеления пустилась в такие тяжкие грехи, что он сказал, что лучше бы ее не исцелял. Мы даже иногда и не понимаем, что нам лучше оставаться с каким-то артритом...

– У старца Амвросия есть пример. У женщины был какой-то недуг, какое-то расслабление. И старец сказал ей: «Эта болезнь приблизила вас к Богу. Ведь сколько раз, пройдя мимо святого угла, вы осеняли себя крестным знамением, а иногда и вставали на колени, чтобы молитвенно воздохнуть к Богу. И вспомните, как до болезни по сто раз в день вы смотрелись в зеркало, чтобы поправить локон, причесаться. А теперь все переменилось. И это для спасения вашей души. А здоровому человеку Бог-то и не нужен». То есть все это тайна.

Батюшка, спасибо огромное! Мы ответили на большое число вопросов. Продолжим в следующих программах.

– У старца Амвросия есть замечательное пожелание: «Если хочешь жить легко и быть к Богу близко, держи сердце высоко, а голову низко».

Записали:
Наталья Титова,
Мария Лытасова,
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
https://tv-soyuz.ru/Tainstva-Cerkvi-Beseda-s-arhimandritom-Melhisedekom-Artyuhinym-23-12-2023;
https://tv-soyuz.ru/Tainstva-Cerkvi-Beseda-s-arhimandritom-Melhisedekom-Artyuhinym-30-12-2023

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс