Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №4 (1237) → Протоиерей Вадим Буренин: Как оценить свою духовную жизнь?

Протоиерей Вадим Буренин: Как оценить свою духовную жизнь?

№4 (1237) / 22 января ‘24

Беседы с батюшкой

Мы все знаем замечательные слова: Верую, Господи! Помоги моему неверию. Когда мы думаем о вере и неверии, то пытаемся оценить свою жизнь: кто-то старается мерить ее по добродетелям, кто-то по смирению… Хорошо бы Церковь издала такую тетрадь, где были бы вопросы, и рядом можно было бы ставить плюсики, минусы. И потом смотришь результат: в правильном направлении идет твоя жизнь или нет. Я, конечно, шучу, но все-таки очень хочется понять: топчемся мы на месте, идем вперед или откатываемся назад. Как же оценить свою духовную жизнь?

– Прекрасная тема. Но прежде хочу напомнить всем, что телеканал живет на пожертвования, поэтому смиренно прошу вас: проявите любовь и милосердие, пожертвуйте каждый сколько может, прикладывайте усилия для того, чтобы на ваших страничках в социальных сетях отображалось то, что происходит на телеканале «Союз». Тем самым вы будете способствовать распространению именно тех важных духовных передач, которые смогут помочь не только вам, но и другим людям. Не пройдите мимо доброго дела, которое можете сделать. Также рассказывайте о телеканале своим близким, друзьям, знакомым. Каждое такое действие будет очень важным для жизни нашей страны и общества. А для людей в остальном мире это будет в том числе важным свидетельством того, что духовная жизнь в России не что-то эфемерное, а реальность, с которой нельзя не считаться.

Итак, когда мы говорим о духовной жизни, то, конечно, можем вспомнить чудесные строки: «духовной жаждою томим». Томление души испытывали люди во все времена, испытывает его и современный человек. И чтобы разобраться, что же с ним происходит, очень важно, чтобы он был именно в лоне Церкви. Может быть, у человека даже есть духовник, который имеет с ним общение на протяжении какого-то периода времени, скажем так, хотя бы во время Исповеди. То есть он имеет некое представление о вас. В идеале же очень важно, чтобы духовная жизнь каждого проходила в непосредственном соработничестве с Творцом.

Душа, сотворенная Богом, получая благодать от Него, может совершать дела Божии. Но если душа в какой-то момент становится дырявым сосудом, то не в состоянии воспринимать благодать Божию. Благодать-то пришла, и человек в потенциале может вести духовную жизнь, но из чашки, расколотой снизу, вода быстро вытекает… Так и в духовной жизни иногда есть что-то такое, что не дает возможность продолжать ее и способствует тому, чтобы христианин, получая от Бога проявления любви, не мог этой любовью воспользоваться. Конечно, он может и должен себе помочь, но для этого нужно приложить усилия и сказать себе: «Раз у меня что-то не получается, то что же такое со мной происходит? Может быть, я нахожусь в состоянии прелести? Может быть, у меня такое состояние, которое требует более серьезного подхода и рассмотрения?»

Здесь надо приложить большие усилия, но опять-таки их можно приложить только тогда, когда человек понимает, что он грешник. Он помнит о том, что без греха только один Господь, и пытается приложить усилия, пусть даже очень маленькие. Может быть, он просто, проснувшись утром, будет иметь определенное намерение и в дальнейшем это намерение постарается в какой-то момент осуществить. Важно, чтобы намерение было. Если его не будет, то представить себе, что человек начнет разбираться в том, что с ним происходит, практически невозможно, потому что суета сует. Все суета, как говорит Священное Писание. Каждый день много различных обстоятельств, жизненных проблем, очень много всего, и среди этого нужно в какой-то момент сказать себе: «Стоп! Мне же нужно разобраться с самым главным. А что для меня самое главное? А что со мной происходит?»

С утра я общался с разными людьми. И одна женщина мне говорит, что не сможет приехать на очередное праздничное богослужение, у нее большие семейные проблемы. Я спрашиваю: «Какие семейные проблемы?» – «Нам надо ехать на дачу, там много дел». Я говорю: «Это понятно, что на даче много дел, но ведь можно эти дела отложить. Вы же можете прийти, помолиться, а потом с семьей спокойно поехать на дачу». Говорит: «Да, можем». – «Что-нибудь мешает этому?» – «Нет, ничего не мешает». – «Так надо будет это осуществить». – «Да, батюшка, мы так и поступим». Меня это очень порадовало. Они почувствовали, что им надо поступить именно так, чтобы это было во славу Божию.

Вот это намерение со стороны людей, которым мы, священники, призваны помогать, должно иметь место. Мы не должны быть равнодушными, не должны проходить мимо тех, кто нуждается в нашей помощи. Как же им разобраться во многих ситуациях, если мы сами будем говорить: «Моя хата с краю. У меня своих дел достаточно. Вы со своими проблемами как-то сами разбирайтесь». Нет, мы не должны быть такими. Мы должны очень внимательно относиться к тому кругу людей, с кем имеем общение. У каждого это свой круг. У кого-то он побольше, у кого-то поменьше, но мы имеем возможность помогать друг другу. И эта помощь должна исходить из нашей внутренней потребности проявлять любовь к своим ближним. Все, что мы делаем, мы должны делать из любви. И когда встает вопрос, что происходит с нами самими, есть у нас духовная жизнь или нет, то здесь лакмусовой бумажкой является понимание того, помогаем ли мы дела формально или из любви.

И если мы делаем это из любви, если общение идет из любви, то помощь придет. Во многих житиях святых мы читаем, как один подвижник благочестия приходит к другому, они общаются часами и не могут наговориться, потому что много всего хотят обсудить, многим хотят поделиться друг с другом. И эта любовь дает им возможность вместе радоваться тому, что у них есть возможность, как это сейчас принято говорить, сверить часы, посмотреть на свою духовную жизнь и, рассмотрев ее, сделать соответствующие выводы.

У нас тоже есть такая возможность. И мы тоже должны стараться ее использовать настолько, насколько это возможно, то есть жить полной жизнью. Но ведь для этого мы тоже должны себя в чем-то ограничивать, потому что в сутках часов столько, сколько есть. Надо постараться время не упустить. Потому что каждый день – это шанс рассмотреть, что с нами происходит, шанс в очередной раз засвидетельствовать Богу, себе и окружающим, что мы идем путем, о котором Господь сказал: Я есть путь, истина и жизнь. То есть тем путем, который ведет в Царство Небесное. И это, безусловно, будет возможным, если человек, отринув всякие проявления гордыни, эгоизма и прочего, приложит усилия, если будет считать, что достоин того, чтобы ему помогли и Господь, и окружающие, чтобы он вел в полном объеме духовную жизнь.

Иногда кажется, что мы топчемся на месте: год от года каемся в одних и тех же грехах. Бывает даже так, что возникает ощущение безысходности, что нет никакого духовного роста. Жизнь идет, а я топчусь на месте. Получается, иду назад. Как оценить, что со мной уже беда, если душа охладевает к богослужениям, если моя Исповедь уже формальность? Что делать в этом случае?

– Мы, как православные христиане, должны читать утренние молитвы. Прочитал ты утренние молитвы или у тебя не хватило времени, надо было срочно куда-то бежать? А вечером прочитал ли молитвы на сон грядущий или опять оказалось, что не смог прочитать, потому что устал и вспомнил об этом, когда глаза закрывались уже и не было сил?

«Ну ничего, завтра».

– Да, человек начинает успокаивать себя, что сделает это завтра. А если всенощное бдение в субботу вечером или перед каким-то великим праздником? Человек в это время сидит где-нибудь в театре, в филармонии… А дальше воскресенье, а там пригласили на день рождения или еще на какое-то мероприятие.

«В воскресенье же и выспаться надо».

– Да. Кстати, мне нередко приходится слышать, что люди так и говорят: «Я хочу просто выспаться в воскресенье». А я спустя некоторое время спрашиваю: «Удалось выспаться?» – «Нет».

Некоторые доходят до храма, а некоторые пребывают в весьма тяжелом состоянии, потому что знают, что нужно делать, но не делают этого. У них есть такая мысль: ничего, успеется, это никуда не уйдет, в следующий раз... И вот здесь-то и можно понять и осознать, что у тебя на данный момент есть некоторые сложности, которые не дают возможности вести духовную жизнь.

Но ведь бывает еще и такая ситуация, когда люди видят человека, который ведет духовную жизнь, и опять-таки начинаются разговоры от лукавого, когда кто-то пытается успокоить себя: «У меня столько денег нет, ведь в храме надо и записки подавать, и свечи ставить, пожертвования делать. Это же всё деньги, а у меня их не так уж и много. Вот у тех есть деньги, пускай они и ходят». Подобных разговоров полным-полно.

Надо останавливать тех, кто так говорит, и помогать тем, у кого появляются такие мысли. Ведь когда мы говорим, что эти мысли появляются не у одного, не у двух, а у многих, значит, у нас в обществе есть очень и очень серьезная задача: помочь своим ближним в том, чтобы они действительно вели правильный образ жизни. Не просто их обличать. Нужно своей любовью помочь им почувствовать, что жизнь в любви прекрасна, что так человек действительно может чувствовать себя счастливым, что он в этом состоянии может радоваться сам и приносить радость другим.

Ведь когда Серафим Саровский встречал каждого пришедшего к нему словами «Радость моя», он действительно видел его душу. А с чем люди к нему приходили? Они были духовной жаждою томимы. Они искали ответы на те вопросы, которые стояли перед ними, поэтому-то и было о чем преподобному Серафиму беседовать с ними.

Нам, современным людям, тоже нужно, когда мы имеем общение с тем или иным человеком, постараться помочь ему, а не как-то заклеймить, что он такой-сякой. Из любви, которая в нас есть, постараться дать этому человеку какую-то искорку. Но эта искра любви должна быть в нас, тогда можно этой любовью делиться.

Если человек начинает этим делиться, то у него все только приумножается. Я очень много раз слышал от опытных духовных священнослужителей, архипастырей Церкви о том, как они помогали своим ближним. Помогали в разных ситуациях, по-разному, но каждый раз они видели, как Господь давал им еще больше. Он приумножает то, чем мы делимся. И когда слышишь такие рассказы, благодаришь Господа, что Он никого из нас не оставляет, всем дает то изобилие, которое мы в состоянии принять.

Иногда человек думает: «Беда! Что же мне делать с этой бедой?» И если он начинает прикладывать усилия, то Господь помогает справиться с ней. А если он пребывает в состоянии гордости, то у Господа нет возможности помочь. Гордый будто в футляре, совершенно закрылся, а Господь-то при дверях. Он стучит. И тому, кто открывает Ему свою душу, Бог оказывает необходимую здесь и сейчас помощь. И если мы в это верим, то Господь осуществит все, что необходимо.

Но нужна крепкая и твердая вера и надежда на то, что Господь ни в каких обстоятельствах нас не оставит. Бывают такие ситуации, когда мы уже стоим на краю пропасти, вот еще маленькое дуновение ветра – и мы упадем, и даже в такой ситуации надо сохранять веру в Бога, Господь все управит. Ни в коем случае не надо впадать в состояние уныния, печали, тоски, отчаяния. Это все нужно врагу. Он пытается лишить нас мира и покоя. А мы должны ему противопоставить себя в той цельности, которая возможна, когда мы имеем жизнь с Богом.

Есть совершенно потрясающие скальные монастыри. Например, Успенский в Бахчисарае. Люди когда-то пришли и вырубили в скале храм. Тогда были тяжелые времена, особо не было прихожан, все это делали монахи. Вырубили в скале храм, теперь это Свято-Успенский мужской монастырь. Сейчас туда приезжает очень много людей. Их очень много и на богослужениях. Я понимаю, что это пример того, как люди своим примером, трудом, своей любовью привлекли огромное количество тех, что теперь стал православными христианами. Это просто удивительный пример. Вы недавно там были, в Успенском монастыре.

– Да, я там неоднократно бывал, как и в других скальных монастырях. И каждый раз я благодарил Господа за то, что Он настолько вразумлял людей, что они, не боясь никаких трудностей, уходили вести особую жизнь, которая кардинально отличается от современных комфортных условий. Даже когда мы приезжаем на Валаам и посещаем небольшой островок, где подвизался будущий великий светильник нашей Церкви преподобный Александр Свирский, мы видим его пещерку, где он молился. Какие суровые условия! Но он там молился, вел подвижнический образ жизни.

Когда мы говорим про Свято-Успенский монастырь в Бахчисарае, это все-таки очень благодатный климат, находиться там комфортно. А когда говорим о тех, кто вел подвижнический образ жизни в суровых условиях Валаама, Коневца, Соловков, то видим, что у Бога нет ничего невозможного. Если человек принимает для себя решение и точно осознает, что Господь его благословил, то Он дает ему и необходимое духовно-телесное здоровье, и силы, и возможности, чтобы задуманное было реализовано. История христианства все это подтверждает.

И на сегодняшний день мы видим подвижников благочестия, которые, оставив суету мира, изо дня в день служат Господу и своим ближним. Общаясь с этими людьми, мы радуемся тому, что они настолько любвеобильны, что всем своим естеством показывают свою духовную жизнь. И когда мы видим эту духовную жизнь, мы понимаем, что у нас есть определенные ориентиры. Поэтому, возлюбленные братья и сестры, не забывайте в своей повседневной жизни о том, что у нас всегда должны быть примеры, достойные подражания. Видя тех или иных наших современников – подвижников благочестия, мы понимаем, что их жизни можно подражать.

Совсем недавно в Псково-Печерском монастыре жил всемирно известный старец отец Иоанн (Крестьянкин), к нему за духовным советом приезжало множество людей, в их числе был и я, а некоторые приезжали к нему на службу, только чтобы получить его благословение. Немногим ранее жил святитель Лука (Войно-Ясенецкий), и к нему тоже приходило много людей, видевших, что этот архипастырь ведет совершенно духовный образ жизни. И когда Господь призвал его в Свои райские обители, многие пришли попрощаться с ним. А ведь это был советский период, когда существовали соответствующие запреты, но люди, не боясь никаких репрессий, никаких лишений в своей жизни, приходили, потому что они видели в нем настоящего служителя Церкви и для них было очень важно засвидетельствовать пред лицом Божиим, что их духовник, а для кого-то просто архипастырь, вел духовный образ жизни и что они тоже будут стремиться жить духовной жизнью.

То есть эти примеры нам необходимы. Когда мы чувствуем какое-то расслабление и оставление молитвы, чувствуем, что наша духовная жизнь замерла, тогда обращение к подвигу святых нам очень помогает.

– Безусловно. Кроме всего прочего, нам очень помогают посты. Многие у меня спрашивают: «Батюшка, а что мы еще можем сделать в пост?» Я, конечно, всем рекомендую читать Священное Писание, творения святых отцов и по возможности Псалтирь.

После поста я спрашиваю у людей, как они провели пост, и часто очень радуюсь тому, что им удалось почитать Псалтирь о своих родных и близких, прочесть сколько-то важных творений святых отцов. А кто-то очень радуется тому, что, в очередной раз прочитав Священное Писание, открыл для себя нечто, на что раньше не обращал внимания. То есть для каждого из нас во время поста есть удивительная возможность более внимательно отнестись к своей духовной жизни, помочь своей душе и своему телу получить от Господа то, что будет способствовать нам и дальше жить настоящей духовной жизнью и осуществлять какие-то духовные запросы.

Ведь бывает так, особенно во время Великого поста, что человек принимает для себя решение, может быть, даже впервые в жизни провести время поста именно духовно – стараться и храм посещать, и Священное Писание читать, и исповедоваться, и причащаться. И после того как он именно так проведет время Великого поста и встретит праздник праздников – Светлое Христово Воскресение, Пасху, он будет духовно ликовать и ощущать торжество духа.

Человек будет понимать, что прошел определенный путь, и в конце этого пути почувствует состояние благодати. В нем уже пребывает свет Христов, потому что, пройдя определенные этапы, преодолев определенные испытания и искушения, он смог увидеть, что дух его бодр, и, несмотря на плотскую немощь, он увидит в себе духовное преображение.

Да. И я могу сделать вывод, который поможет мне настроить свою духовную жизнь и не столько размышлять о том, в каком положении я сейчас нахожусь, сколько трудиться, молиться и соблюдать, что называется, духовную дисциплину. То есть не формально что-то читать, но читать Евангелие, не вычитывать молитвы, а молиться, не находиться в расслабленном состоянии, а трудиться. И тогда я уже не буду думать о том, что происходит с моей духовной жизнью, а буду жить духовной жизнью. Правильно ли я все это понимаю?

– Да, конечно. Человек в такой ситуации живет именно духовной жизнью.

А какой самый главный принцип оценки своей духовной жизни?

– Не навредить себе. Потому что в нашей повседневной жизни столько искушений, столько соблазнов, что навредить себе очень и очень легко. Нам нужно постараться, приложив определенные усилия, пройти тем путем, который приведет нас в Царство Небесное. Но если мы не будем прикладывать усилия, не будем трудиться, то все будет очень и очень плачевно.

Записали:
Анна Вострокнутова
и Людмила Белицкая

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс