Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Хотелось бы обсудить важную церковную проблему, которая особенно вводит в соблазн многих, кто только приходит в храм. Через некоторое время, погрузившись в церковную реальность, неофитов начинает смущать наличие в храме магазина, церковной лавки (или еще это место называют ящиком). В связи с этим мы можем обратиться к Евангельскому отрывку про изгнание торгующих из храма, на него чаще всего и ссылаются. Христос, когда еще проповедовал на земле, до Своих страданий и Воскресения, пришел в Иерусалимский храм, где увидел торгующих, и, возмутившись духом, раскидал столы и выгнал всех. Там продавали жертвенных животных, которых можно было купить и отвести в храм для принесения в жертву. Есть ли соотношение между этой торговлей в Иерусалимском храме и той, что сейчас происходит в храмах?
– Чтобы проводить такое сравнение, необходимо изучить исторические вопросы, подоплеку именно этого Евангельского повествования. То, что происходило в определенной части этого храма, действительно не отвечало Божественному духу, заложенному в смысл пребывания в храме, а это – молитва.
Христос сплел бич из веревок и изгнал торгующих, но это было место, где собирались меновщики. Значит, к храму оно не имело никакого отношения. Это, в принципе, был пункт обмена валют.
Люди, обменивавшие валюту, нарушали иудейскую заповедь не наживаться, то есть не давать денег в рост. Почему это происходило? Иудеи приходили в Иерусалим со всего мира и приносили с собой деньги тех стран, откуда приходили. И в Иерусалиме проходила операция по обмену этих денег по курсу, существовавшему в этой стране. Может быть, происходили также и другие мошеннические операции, абсолютно вредившие духу храма. И Христос об этом знал, Его сердце и дух возмутились, как сказано в Священном Писании.
Если бы это происходило без нарушения, а по установленным правилам, то Христос бы не возмутился. Если бы люди продавали животных, которые отвечали духу иудейского богослужения (не имели бы порока, были бы определенной чистоты), то Христос бы не возмутился. Но там происходили очень страшные вещи. И животные, предназначенные в жертву, не отвечали духу иудейского закона.
То есть не соответствовали?
– Да, не соответствовали существовавшим жесточайшим требованиям. И Христа, как Бога, это не удовлетворяло, потому что все должно было быть по тому, как сказал Господь в Писании, в Ветхом Завете. Христос говорил об этом. И Он видит, что ничего не соблюдается. Причем было придумано очень много таких правил, которые отводили от почитания величия истинного Бога. Христос все это видел, и дух Его возмутился именно поэтому, а не из-за того, что люди могли прийти и взять там чистое животное, чтобы принести его в жертву. Нет. Там происходили вопиющие нарушения.
Если, допустим, допускалось присутствие какого-то количества жертвенных животных, а потом производились операции, то они производились бы уже в том месте, где должна была быть молитва. Понимаете? То есть, получается, ярмарка разрасталась. На самом деле это была уже такая купля-продажа, и она к храму и к молитве не имела никакого отношения. А в этом месте должна была быть молитва.
Если сравнивать, допустим, наш православный храм, в нем есть алтарная, богослужебная, трапезная части и притвор. В притворе у нас обычно устраивается ящик, чтобы приобрести свечи, иконы, необходимую литературу. Но это часть храма, где можно производить такие действия, это не связано с валютно-обменными операциями и с нарушением молитвы. Да, во многих храмах, например, в Троице-Сергиевой лавре, церковные лавки вынесены за территорию храма. Они находятся на территории монастыря, и это отвечает более традиционному обычаю, чтобы люди не отвлекались от молитвы, но могли подать записки, получить просфору, взять свечу, чтобы поставить ее за здравие или за упокой.
В таких храмах, где соблюдается молитвенная традиция, в определенные моменты богослужения даже затворяют двери, чтобы никто не входил и не выходил. На Евхаристический канон, когда идет диаконское возглашение: «Двери, двери! Премудростию вонмем!», закрываются двери до тех пор, пока не произойдет главная часть Литургии, то есть преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Господни. Храм закрывается, и люди занимаются только молитвой.
Но в некоторых храмах, конечно, мы можем встретить то, что люди приобретают свечки. Кто-то приходит пораньше, кто-то позже, и к каждому необходимо относиться мягко, потому, наверное, надо смотреть на эту проблему шире. Ну, придет человек, будет стоять на улице в мороз. Или мать с ребенком не может прийти в определенное время. Такие как бы отклонения могут быть. Но опять-таки, наверное, это дается нам для того, чтобы мы развивали в себе чувство такта и взаимного уважения. Мы приходим в храм молиться в духе любви и истины и, когда сталкиваемся там с определенной духовной проблемой, то это Господь как бы нас закаляет прямо на богослужении, проверяет, как мы отреагируем на тот или иной момент.
Верующего ничто не отвлечет от молитвы. А человек, ищущий повода поссориться, поругаться, найдет время на это даже и вместо молитвы. Надо на эти вопросы смотреть через духовную призму.
Конечно, прямого сравнения с древним иудейским храмом, откуда Христос изгонял торгующих, нет. Там были большие требования. Допустим, если не иудей не мог заходить на эту территорию и заниматься какой-то деятельностью. А иудеи, которые брали на себя обязанность проводить обменные операции, добавляли к этому еще и процент и на этом зарабатывали. То есть это спекулятивные, мошеннические операции. Происходил обман, что недопустимо в этом святом месте. Поэтому Господь изгоняет этих людей.
Мы же должны ориентироваться на Господа как на пример?
– Да.
Но в этом эпизоде Он ведет Себя несколько отлично от того, как ведет обычно. В большинстве Евангельских эпизодов, особенно в эпизодах страданий, Христос очень кроток, смирен сердцем, тих, вежлив. А что Он показывает нам здесь? В чем этот пример? Разве мы можем так поступать?
– Можем, если в храме происходит какое-то беззаконие. Допустим, приходит какая-то группа людей, ставит банкомат и производит валютно-обменные операции во время службы или во время молитвы. Хотя в храме все время идет молитва. Она круглосуточная. Даже когда храм закрыт и нет людей, там все равно идет молитва – ангелы поют. Поэтому наше сердце должно быть возмущено до той степени праведного гнева, чтобы удалить эту раковую опухоль, чтобы ее не было в святом месте.
Или, допустим, забегут в храм собаки и будут драться. Это нормально? Нет, конечно. Или зайдет какой-нибудь богохульник и начнет громить иконы, шуметь… Разве люди будут молиться и не замечать этого? Нет. Обязательно должен сработать праведный гнев. Это естественное состояние нашего духа, его защитные механизмы. Конечно, нужно устранить беззаконие из храма. Вот и у Христа происходит именно это. Он нам как бы показывает границы возможного, если надо применить определенную силу. Конечно, чтобы не было кровопускания. Мы можем это сделать, чтобы задержать какого-нибудь беззаконника, даже ценой своей жизни. В одном городе люди закрыли храм и вытолкали человека, который пришел с оружием и начал стрелять по верующим. Вроде это было на Кавказе.
Такое было в разных городах. Во Владивостоке был такой случай.
– Вот люди, даже ценой своей жизни, спасают праведность храма, святость этого места. Они понимают, что Господь на их стороне, потому что Он дал пример, как себя вести… Христос сказал: дом Мой домом молитвы наречется. Мы должны рассматривать эту проблему именно с этой стороны, а не как-то по-другому. Не надо думать, что Христос бичами оскорбил этих беззаконников. Сейчас есть подмена понятий, когда начинают защищать человека, который, допустим, залез в квартиру и обокрал инвалида, побил пенсионера, причинил вред людям. Что он испытывал эмоциональные страдания, когда-то в детстве у него произошла травма – и он начал заниматься такими вещами. Нет, он должен получить полнейший отпор, дать ответ за проступок. Здесь не должно быть подмены.
Или у нас еще очень любят говорить про моменты, связанные с силовыми ведомствами. Происходит преступление – и нельзя тронуть преступника, у него, оказывается, есть какие-то права, то есть даже на насилие, на нарушение границ другого человека и его собственности. Что это тогда за силовое ведомство, которое не может защитить права большинства? Это даже переносится на современную жизнь. А именно в церковном плане это научает нас охранять наши святыни.
А как же праведный гнев и любовь к врагам?
– Любовь – это жертва. Даже ценой применения силы, чтобы человек не упал в грех. Это возможность и желание как бы пожертвовать собой, своими возможностями, временем, деньгами, чтобы сделать другому полезное для его души, для спасения. Это не эмоциональное состояние, когда хочется удовлетворить свои потребности, получить от этого удовольствие. Любовь – это когда ты что-то делаешь, даже если тебе плохо от этого, но знаешь, что человеку так будет полезно.
Допустим, ребенок хочет играть в телефон, хочет конфет или сделать что-то вредное. Ему потакать что ли? И разве ты ребенка не любишь? Наоборот, любишь. Ты хочешь, чтобы у него не было никаких проблем, связанных с тем, что он может сделать. У него нет ответственности, нет понятия. А у тебя, взрослого человека, есть.
А Бог вообще полнота всего, Он видит и знает, как все произойдет, знает все алгоритмы и механизмы, которые называются Промыслом Божиим. Господь по Своему Промыслу любвеобилен. Мы должны уяснить это как аксиому, должны понять, что Господь такой, и исполнять Его святую волю, чтобы не входить в конфликт со Святым Духом.
К новоприходящим в храм следует относиться как к детям?
– Как к неофитам. У твоей души должно быть такое качество – состояние любви. Ты должен понимать, что за человек перед тобой. Что касается храма, там должна быть, во-первых, организована церковноприходская жизнь. По благословению Святейшего Синода в каждом храме должны быть миссионеры, катехизаторы и люди, отвечающие за порядок и чистоту. И нужно учитывать тот момент, что приходящий человек может иметь какие-то душевные или психологические особенности характера. В этом плане в храме должен быть тот, кто научен контактированию с такими людьми.
Допустим, тренинги проводятся среди сотрудников магазина, как вести себя с конфликтными покупателями, с людьми с ограниченными возможностями. В храмах то же самое должно быть. Для работающего в храме не должно быть удивлением, что пришел человек агрессивный. Может прийти и человек с пониженной социальной ответственностью, или употребляющий наркотики, или вор. Всякое может быть. Люди, которые хотят выпить, приходят выпросить деньги, кто-то хочет обогреться, а кто-то хочет помолиться… Бывает, люди приходят в стрессе, и их поведение может быть не совсем адекватным.
Поэтому необходимо научиться соприкасаться с людьми с различными проблемами и уже иметь пакет знаний, чтобы знать, что ожидать. То есть должны проводиться какие-то семинары. Катехизаторы, те, кто занимается охранной деятельностью, должны тоже проходить эти тренинги для того, чтобы уметь правильно справляться с проблемами. Поэтому вход на колокольню должен быть закрыт, вход в технические помещения должен быть закрыт, вход в алтарь должен быть закрыт (то есть открывается во время богослужения). Те иконы, которые имеют материальную ценность, должны быть закрыты, потому что может произойти хищение… Нужно быть в контакте со всеми приходами, с благочинным, чтобы правила общения и безопасности соблюдать. Приходская жизнь должна быть налажена, в том числе в плане психологической помощи, психолого-педагогической деятельности.
Продолжим говорить про праведный гнев применительно к обычному христианину, обычному мирянину. Бесспорно, если в храм приходит человек, который ставит своей целью нарушить ход богослужения, осквернить храм, иконы, святыни, тем более как-то навредить людям, такого из храма выводят и отдают в руки полиции. Но если приходишь в храм и тебе кажется, что то, что ты видишь, несправедливо или неправильно, оскверняет дом Божий (вот такая ревность по Бозе просыпается), каковы критерии? Как понять, что эта ревность по Бозе оправданная?
– Очень хорошо вы сказали. У того, кто приходит, допустим, с каким-нибудь психологическим или психиатрическим повреждением, в голове именно такая установка и существует: что происходит беззаконие. И он по-настоящему в это верит. Поэтому мы возвращаемся к вопросу, как уметь с этими людьми контактировать. Надо просто уметь гасить конфликтную ситуацию, это практика. И, конечно, его надо изолировать и оказать полноценную помощь. А так любая бабушка научит и богослужению, и как правильно петь, и как правильно ухаживать за храмом, за храмовым комплексом. Каждый приходит с определенным пакетом своих знаний, которые он готов бесплатно предоставить. Поэтому здесь нужно просто-напросто знать, как перенаправлять их возможности и желание помочь храму в правильное русло.
А самому себе что сказать? Вот ты приходишь в храм, думаешь: неправильно вот это делают, я знаю лучше.
– Есть настоятель, есть дежурный священник, им надо изложить ситуацию. Это самый правильный подход. Но если человек считает, что он не добился справедливости, то есть Священноначалие церковное – благочинный, архиерей. Все церковные вопросы решаются по линии церковной. Конечно, если насилие происходит, допустим, нарушение какого-то закона, – такого в храме не может быть. Можно обратиться и в полицию… А если кому-то плохо, то вызывайте скорую помощь… То есть если проблема возникла, ее надо решить, – служители храма посодействуют этому. А если проблемы никакой нет, просто кто-то хочет поучить, что паникадила не так горят, свечки не так трещат, цвет храма не нравится, тогда это уже другое. Это невоцерковленные люди… Может, хейтер какой-то зашел… С такими надо тоже уметь взаимодействовать и делать так, чтобы они не мешали богослужению.
Мы говорим о праведном гневе, о любви к врагам, но также знаем об оскорблении чувств верующих.
– Очень хорошая тема, правильная. Остужает головы. Знаете, в природе существует такое понятие, как мимикрия. Допустим, есть оса, она ужалить может, а есть какой-нибудь трутень, который на осу похож. Если оса уже жалила или ты знаешь, что она ужалить может, ты трутня не тронешь... Церковь – это такой институт, где не применяется сила. В Церкви нет полицейских функций, как и в скорой помощи. Поэтому закон надо доработать: если оскорбляют или унижают, применяют какое-то неправомерное действие к сотрудникам скорой помощи, к людям, оказывающим социальную поддержку (Церковь именно такой институт), бьют священника, такие люди должны получать довольно суровые наказания... А когда человек, как он думает, шутит, он нарушает личные границы верующего.
То есть когда трогают тебя, пытаются задеть тебя непосредственно, это нужно простить? Нужно подставить другую щеку, нужно ответить любовью?
– «Подставить другую щеку» – это сделать все, чтобы конфликт был исчерпан. Не раздувай его, не дуй на угли, чтобы не было огня. Вот что это значит.
Если в рамках конфликта кто-то покушается на твоих родных или друзей, близких или на Церковь, то ведь ты обязан ответить?
– Даже до смерти. Сказано, что кто душу свою положит за ближних своих, тот сделает дело праведника и будет удостоен даже Царствия Небесного. Мы должны об этом помнить. Это поможет защитить и ближних. А если на тебя с ножом человек идет, то ты не должен подставлять себя, но есть какие-то предметы, которые ты можешь использовать против нападающего.
На мой взгляд, важно быть именно православным, потому что именно Церковь объединяет людей на основании общих ценностей. Отец Александр, благодарим Вас за беседу. В заключение программы прошу Вас подвести итоги и что-то пожелать нашим зрителям.
– Чтобы мы, приходя в храм Божий, прежде всего старались соприкоснуться с источником благодати, быть сопричастниками евхаристического общения христиан; чтобы любовь была естественным состоянием нашей души и нашего сердца. Пусть Божие благословение, покров Царицы Небесной, молитвенное предстательство святителя Николая Чудотворца и святой великомученицы Ирины пребывают со всеми вами.
Записали:
Анна Вострокнутова
и Елена Чурина
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.