Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №4 (1237) → Митрополит Томский и Асиновский Ростислав: Святые заступники

Митрополит Томский и Асиновский Ростислав: Святые заступники

№4 (1237) / 22 января ‘24

Архипастырь

Владыка, 15 января наша Церковь отмечает память святого заступника Серафима Саровского, и мне хотелось бы уточнить, чей заступник батюшка Серафим. Скорее всего, Вы скажете, что преподобный Серафим Саровский – заступник Дивеевского монастыря, города Сарова. А кто заступник Томской земли? Насколько я знаю, у Томской земли не один заступник.

– Понятие «святой заступник» весьма относительное, ведь для того, чтобы святые были молитвенниками за нас и помощниками, к ним необходимо обращать наше молитвенное усердие. Святые, как и Сам Господь, никогда не вторгаются в нашу жизнь насильно. Помните известную фразу из Апокалипсиса, когда Господь говорит о Себе, уподобляясь страннику: се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему. Это же можно отнести и к святым.

Если люди обращаются к святым с молитвой, просят их о помощи, заступлении, то святые, движимые заповедью любви, которую они восприняли от Господа и соблюдали в своей земной жизни, будучи уже в ином мире, заботятся об этих людях. Святые – наши Небесные братья, и они, как братья, заботятся о нас и являют нам свою помощь.

Зачастую мы особо кого-то выделяем из сонма святых. Вы упомянули преподобного Серафима Саровского. На самом деле этот святой почитается не только в Русской Православной Церкви и не только православными, но иногда и инославными христианами. Я думаю, что этот святой – помощник всем тем, кто имеет к нему особое молитвенное усердие.

В начале ХХ века в городе Кронштадте служил известный своими многочисленными чудотворениями святой праведный Иоанн Кронштадтский. Когда во время совершения Божественной литургии он молился о тяжелобольных, несчастных людях, о людях с большими проблемами, Господь по его молитвам посылал этим людям помощь.

Очевидцы рассказывали, что иногда отцу Иоанну приносили срочные телеграммы, письма с просьбами помолиться Господу прямо в алтаре Кронштадтского собора, причем некоторые из этих писем и телеграмм были от иностранцев и даже неправославных людей. Отец Иоанн, движимый христианской любовью и состраданием, молился об этих людях, и Господь по его молитве творил чудеса.

Преподобного Серафима Саровского называют особым покровителем Дивеевского и Саровского монастырей, Тамбовской земли, где преподобный подвизался, Курской земли, где он родился и прошел первые ступени воспитания у своей матери. Но преподобного Серафима можно считать заступником всей Русской земли, всей Русской Церкви, потому что его почитание велико не только в Курске и Тамбове, но на всей Русской земле, в том числе и в Сибири, и наша Томская земля не исключение. У нас есть храмы, посвященные преподобному Серафиму Саровскому. Например, храм в городе Северске, есть придел Преподобного Серафима Саровского в Знаменской церкви в городе Томске.

Там, где тот или иной святой почитается, он и являет свою силу, свое покровительство. Конечно, святым более близка та земля, где они проходили свой земной жизненный труд и подвиг, поэтому живущие сегодня на этой земле особо выделяют тех из сонма святых, кто подвизался на этом месте. Наверное, было бы странно, если бы в Троице-Сергиевой лавре почитание преподобного Сергия было меньшим, чем почитание других святых угодников Божиих, потому что каждый камень дороги, каждый храм в лавре наполнены событиями, связанными с жизнью преподобного Сергия.

Даже если храмы были построены в более позднее время, то, как говорил святитель Филарет, митрополит Московский, они являются как бы драгоценным ковчегом, в котором заключена древняя пустынь Сергиева, наполненная его чудесами, молитвами и богослужениями.

На Томской земле особо почитаются подвижники, которые трудились здесь, совершая свой Евангельский подвиг. Это и святой праведный старец Феодор Томский, и блаженная Домна, прославившаяся подвигом Христа ради юродства, и праведный отрок Петр, который прославился так называемым умным деланием – творением сердечной Иисусовой молитвы.

Это и святитель Макарий Невский, значительную часть своей жизни отдавший служению Богу на Томской кафедре. Тогда Томская епархия была значительно больше, чем в настоящее время. Она включала в себя такие самостоятельные в настоящее время регионы, как Новосибирская, Кемеровская области, Кузбасс, Алтай, Хакасия, север Казахстана. И поэтому, когда святитель Макарий получил назначение на Томскую кафедру в качестве архиерея, первым его титулом был титул «епископ Томский и Семипалатинский». Потому что Семипалатинск был вторым кафедральным городом в епархии.

Святитель Макарий начинал свое служение в пределах Томской епархии сначала простым учителем в Алтайской духовной миссии, потом миссионером, начальником духовной миссии, потом стал викарным архиереем, а затем и Правящим архиереем Томской епархии. Святитель Макарий возглавлял Томскую епархию 21 год, ревностно совершая свое служение, и был готов служить здесь до гробовой доски. Но вот освободилась древняя Московская кафедра, и с подачи государя-императора Николая II он был назначен на эту кафедру.

Николай II познакомился со святителем Макарием, когда, будучи еще Цесаревичем, наследником престола, в 1891 году посетил Томск. Он сохранил самые трогательные воспоминания о святителе Макарии, считая его живым русским святым, подвижником. И когда встал вопрос, кого же назначить на Московскую кафедру, Государь предложил святителя Макария, полагая, что в то время, когда надвигалась буря революции, в Москве были нужны не столько высокообразованные люди, сколько молитвенники, подвижники.

Но я должен сказать, что святитель Макарий не был неучем. Он владел языками, занимался переводом Священного Писания и богослужебных текстов на алтайский язык, но все-таки богословом в полном смысле этого слова не был. Поскольку большая часть жизни святителя Макария прошла в Томске, среди сонма святых для нас он ближе всех. И когда я обращаюсь за поддержкой к святым угодникам Божиим, чтобы они вознесли за нас свою молитву ко Господу, то прежде всего обращаюсь к нашим томским святым, среди которых и святитель Макарий.

А как следует понимать старую русскую пословицу: «Не стоит село без праведника, а город без святого»? Она означает, что у города есть святой покровитель или что в настоящее время среди жителей города есть святой? Или эта пословица говорит о том, что на селе живет или когда-то жил праведник? И еще, пословица эта говорит о настоящем времени или о времени вообще?

– Ее можно понимать и так, и так. На самом деле мир держится не только благодаря физическим законам, например, закону всемирного тяготения и прочим, но и благодаря духовным законам. И если бы в мире прекратили существование любовь, милосердие, правда, если бы в мире не осталось того, что соответствует заповедям Божиим, то этот мир не мог бы существовать. Он превратился бы в ад и был бы обречен на погибель.

Представьте себе город, где живут одни грешники – люди, которые всех ненавидят, ищут только своего, алчные, жестокие, своенравные, гордые, тщеславные, любители разврата и порока. По сути, этот город был бы адом. Может ли устоять такой город? Конечно, нет. Он сам себя съест. В Евангелии от Луки мы читаем, что, когда Матерь Божия, встретившись с Елизаветой, воспевала песни, прославляя Бога, там были такие слова: расточи гордыя мыслию сердца их. То есть грешники уничтожаются и сокрушаются не какими-то внешними силами.

Некоторые говорят, что Бог кого-то наказывает, но Богу не нужно насылать на грешников бедствия. Бог всем желает спасения, грех же – смертоносный яд, он убивает и разрушает, он сам в себе уже имеет зачаток разрушения. Конечно же, такой город устоять не может. Любой город, любой населенный пункт стоит лишь в той мере, в какой в нем жива правда.

Но люди, живущие в миру, часто нуждаются в ориентире. Конечно, у нас есть Священное Писание, где изложены Божественные заповеди. Но когда мы его читаем, у кого-то может сложиться впечатление, что эти заповеди не для нас, потому что мы слишком немощные, слабые, живем в такое время, когда осуществить заповеди, данные нам Господом, крайне сложно, а то и невозможно.

И как раз святые подают нам пример того, как они, будучи такими же людьми, как и мы, проживая в нашем же городе, на этой земле, в этом регионе, осуществили подвиг жизни в соответствии с Божественными, Евангельскими заповедями, оставив нам пример того, как мы можем осуществлять эти заповеди, как можем любить ближних, совершать добрые дела, бороться с грехами и пороками в себе самих, очищая душу и сердце.

Если такие святые есть в том или ином городе и являют нам такой пример и есть люди, которые готовы стремиться взять этот пример на вооружение и осуществлять его в своей жизни, то эта народная пословица в этом городе осуществляется. И, конечно, счастлив город или населенный пункт, где не просто есть церковь, а есть свой молитвенник, а жители этого города, всматриваясь в его образ жизни, в то, как он благоугодил Господу, стараются ему подражать.

На примере батюшки Серафима можно сказать, что Бог поругаем не бывает. Достаточно вспомнить историю, как в Святой Канавке, устроенной в Дивеевском монастыре батюшкой Серафимом по указанию Пресвятой Богородицы, в советское время проложили канализацию. Казалось бы, больше осквернить это святое место невозможно. Но сейчас это снова великая святыня, и о том страшном времени уже никто не вспоминает. Мне кажется, это очень показательно.

– В Священном Писании есть такие слова: всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится. А то, что насадил Господь, ни человеческая, ни дьявольская сила искоренить не может. Я часто вспоминаю случай, и в одной из наших передач мы тоже о нем упоминали, как фашисты, завоевав Валдайскую возвышенность, пытались забетонировать истоки великой русской реки Волги, и родник в том месте, где начинается река, выбивался из земли то справа, то слева от этого забетонированного места, и Волга все равно несла свои потоки.

Какими бы ни были попытки разрушить, искоренить что-то Божественное, святыню осквернить невозможно. Человек, который пытается глумиться над святыней, оскверняет только самого себя, и, если он бросает вызов святыне, он бросает камень вверх, в адрес Бога. Пока этот камень летит вверх, у человека может создаться иллюзия безнаказанности. А потом этот камень возвращается вниз, и не потому, что Бог обрушивает на этого человека Свой гнев или Свою кару, но сам грех несет в себе и наказание. Бросающий камень вверх должен понимать, что и физические, и духовные законы заставляют камень лететь вниз и что он опустится именно на него.

Владыка, давайте перейдем ко второй части нашей программы и поговорим о празднике, не очень понятном для людей, которые ходят в церковь нечасто, – о празднике Обрезания Господня, хотя этот праздник считается одним из самых великих в Церкви.

– Да, помимо двунадесятых праздников, в Церкви есть еще пять праздников, которые называются великими. Они празднуются с таким же торжеством, как и двунадесятые праздники – Рождество Христово, Успение Божией Матери, Крещение Господне и другие, и к таким праздникам относится и праздник Обрезания Господня.

Христианская Церковь имеет свою дверь, через которую входит человек, желающий войти в Церковь Христову, и это есть таинство Святого Крещения. Заходя в купель Крещения, погружаясь в ее воды, человек умирает для этого мира и выходит оттуда рожденным для Церкви, для Бога. Дверью в Ветхозаветную Церковь, когда человек вступал в завет с Богом, было особое священнодействие, связанное с обрезанием крайней плоти. Тогда каждого младенца мужского пола на восьмой день по рождении родители приносили к священнослужителям, и совершался обряд обрезания, во время которого ему давалось имя.

В настоящее время христианин получает свое христианское имя в таинстве Крещения. Перед Крещением священник читает особую молитву, которая так и называется – молитва на наречение имени. В Ветхозаветной же Церкви человек получал имя при обрезании. Важность праздника Обрезания Господня заключается в том, что именно в этот день Спаситель мира через обрезание получил то имя, про которое апостол Павел скажет: нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись.

Господь получает имя Иисус. Это то самое имя, которое еще прежде Рождества Христова ангел возвестил праведному Иосифу Обручнику, говоря: не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус. Имя Иисус (или Иешуа) означает «спаситель», и ангел пояснил, что Иисус спасет людей от грехов их. В этот день Господь получил то имя, которым и мы спасаемся. В Библии есть вдохновенные слова, которые произносит один из пророков: имя Господа – крепкая башня: убегает в нее праведник – и безопасен.

В замечательной молитве Иисусовой всего восемь слов, и большая их часть – пять из восьми – это, по сути, не выпрашивание чего-то у Бога, а произнесение сладчайшего имени Христа Спасителя: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, и затем добавляется: помилуй мя грешнаго. Многократно повторяющий это имя уподобляется человеку, который непрестанно стучит в двери милосердия Божия, призывая имя Христово, и призывать это имя не тягостно, а радостно и сладостно.

Некоторые говорят: «Разве Господь не услышит с первого раза нашу молитву? Не Он ли сказал: молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны?» Но как раз смысл творения Иисусовой молитвы в том, что человек не произносит каких-то многочисленных слов, не излагает перед Господом свои нужды и прошения, а многократно повторяет имя Христово, которое для верующего – источник великой радости. Поэтому праздник Обрезания Господня – это, по сути, праздник сладчайшего имени Христа Спасителя.

В этот день мы празднуем и начало нового года по юлианскому календарю, поэтому в народе этот день чаще называют днем Старого Нового года. В этот день еще празднуется память святителя Василия Великого, но все-таки первый и главный праздник – праздник Обрезания Господня, праздник сладчайшего имени Христа Спасителя.

У нас еще есть вопросы телезрителей, и один из них больше похож не на вопрос, а на предложение: «Федеральный проект создания сети современных кампусов предусматривает строительство в Томске современного межвузовского кампуса на шесть тысяч проживающих. Возможно ли заручиться Вашей помощью и поддержкой в строительстве часовни (крещальни) в структуре кампуса? Ведь других храмов шаговой доступности рядом нет».

– На самом деле здесь нужна не столько наша поддержка, ведь позиция эта вполне ясна и мне как архиерею, и многим томичам, с которыми я обсуждал этот вопрос. Конечно же, государство обращает большое внимание не только на то, чтобы наши вузы были местом, где молодые люди получают высшее образование в определенных областях знаний, но и на то, чтобы вузы были и воспитательной площадкой. И когда мы говорим о воспитании, прежде всего мы обращаем внимание на традиционные духовно-нравственные ценности, неразрывно связанные с Православием и другими традиционными религиями.

Мне думается, что при студенческих кампусах, строительство которых запланировано не только в Томске, но и во многих других регионах, должно быть то место, где можно вспомнить о Боге, о душе, о духовной жизни. Возможно, должен быть православный молодежный центр, при котором будет либо церковь, либо часовня, тем более что в томских университетах проходят обучение люди из многих стран.

И пока эти люди учатся здесь, перед вузом должна стоять задача не только дать им хорошее образование, но и приобщить их к нашей культуре, чтобы они смогли всей душой полюбить нашу страну, нашу культуру, где бы потом они ни оказались, – в Африке, Латинской Америке, Австралии… А ведь наша культура – это не только Пушкин, Репин, Серов, Чайковский, но и Православие.

Приятно, что в данном случае инициатива исходит не от епархии, а от одного из наших телезрителей.

«Владыка, Вы говорили, что интересуетесь историей; в частности, историей Томской епархии. А Ваши труды где-то уже публиковались или, может, будут опубликованы?»

– До публикации пока дошло немного моих работ. Несколько довольно объемных статей, касающихся истории Томской духовной семинарии, я опубликовал в ежегодном сборнике, который издает Томская духовная семинария. Некоторые статьи настолько объемные, что занимают половину всей этой книги. Один очень объемный мой труд явился результатом многолетних исследований, проведенных в том числе и в государственных архивах, и не только в томских, но и в центральных архивах Москвы и Санкт-Петербурга.

Это биографический словарь всех преподавателей, наставников и сотрудников Томской духовной семинарии дореволюционного периода. Мне удалось найти документы обо всех, кто трудился в Томской духовной семинарии с момента ее образования в 1858 году и вплоть до ее закрытия в 1920 году. Есть много материалов, ждущих какого-то обобщения, потому что, работая в архивах, какие-то документы я копировал, делал их ксерокопии, выписки из них. Сейчас эти материалы потихонечку обрабатываются, и думаю, что они тоже найдут свое выражение.

Еще я задумал написать книгу, содержащую исторические портреты ректоров Томской духовной семинарии, и, если Господь сподобит, когда-то я ее напишу. Это будет книга обо всех, кто возглавлял Томскую духовную семинарию с 1858 по 1920 год. Это очень интересные, известные и достойные внимания люди, многие из них продолжали свое служение Отечеству и Церкви и за пределами Томска.

Думаю, томичам было бы интересно знать, кто возглавлял нашу Томскую духовную семинарию. В словаре, о котором я упомянул, есть статьи, посвященные всем этим ректорам, но они достаточно краткие, а мне хотелось бы дать развернутую картину, написать словесный портрет со всеми подробностями о каждом ректоре. Часть таких портретов уже написана, несколько биографий ректоров я проработал, но работа продолжается.

Записала:
Людмила Белицкая

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 
Первосвятитель

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: Заботьтесь о воспитании своих детей!

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!На второй день после Рождества Церковь вспоминает родственников Спасителя еже по плоти, тех, кто был в родстве с Его Пречистой Матерью: Иосифа Обручника и прочих близких по плоти Господу, включая Давида-царя, потому что из рода Давидова была Пречистая Дева Мария. Вспоминая эту замечательную семью – Богоматерь, Обручника Иосифа, который хранил Ее девство и заботился о всей семье, – мы невольно задумываемся о важности того, что собой представляет семья, этот Богом установленный институт.

 
Беседы с батюшкой

Протоиерей Вадим Буренин: Как оценить свою духовную жизнь?

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс