Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №47 (1232) → Архимандрит Александр (Глоба): Душа и дух

Архимандрит Александр (Глоба): Душа и дух

№47 (1232) / 4 декабря ‘23

Беседы с батюшкой

Батюшка, 21 ноября мы отмечали праздник Архангела Михаила. Мы знаем об ангельских чинах, всего их девять. Можете подробно рассказать, откуда мы это знаем, что они означают, могут ли являться нам?

– Очень интересная тема. Прежде всего хотел бы людей заинтересовать чтением духовной литературы. Есть такая книга: «Закон Божий» Серафима Слободского. Каждый мирянин обязательно должен эту книжку прочитать. И, конечно, «Катехизис» нашего святого митрополита Филарета (Дроздова). Эти две книги обязательно каждый христианин должен прочитать. Они касаются и нашей темы, там очень хорошо рассказано об ангельских чинах, ангелах, даны первые представления.

Отвечая на ваш вопрос, хотелось бы дать простой ответ, понятный всем, кто нас слушает. Ангелы – это служебные духи, они были сотворены Богом. Откуда мы это знаем? Из первых глав Книги Бытия, когда говорится о сотворении невидимого мира. Там и всплывают первые представления об этом Божием творении. Когда творились эти невидимые силы, они были поставлены на услужение Богу, чтобы Господь Своим разумением, Своей силою, Божественной властью творил все то, что мы можем видеть, о чем можем догадываться. И сотворено еще очень многое, что нам откроется со временем. Откроется тогда, когда мы предстанем перед Богом и будем отвечать за нашу жизнь, будем помещены Богом в Царствие Небесное для того, чтобы познавать Божие творение.

Основываясь на традициях Священного Писания Ветхого Завета и Нового Завета, на исторических документах, которые мы имеем от таких святых, как Дионисий Ареопагит, мы знаем, что есть три чина, три лика и девять чинов, в каждом лике по три чина. Между ангелами имеются иерархические ступени. В первую очередь ангелы направлены на услужение Самому Богу, они как бы окружают Престол Божественного Величия. Есть те, кто служит людям, те, кто составляют Небесное Воинство. И самые близкие к нам ангелы те, которые называются ангелами-хранителями. Когда человек рождается, ему дается ангел-хранитель. Это определенные силы, сущности, имеющие разум, они защищают нас в течение всей нашей жизни от множества обстоятельств.

Человек, желающий очень часто грешить, отгоняет от себя Божию силу, ангела, оскорбляет его. И в Священном Писании сказано, что там, где нечистота, скверна, грех, где нет Божия присутствия, любви, ангел Господень не бывает. Ангел-хранитель настолько близко к нам, насколько крепка наша вера, насколько сильно наше желание быть рядом с Богом, насколько сильно наше стремление идти в направлении Бога. Ангел Господень помогает в этом.

Мы помним, что в утреннем и вечернем молитвенном правиле обязательно есть молитвы, обращенные к личности ангела-хранителя, который должен защищать нас, который нам помогает, укрепляет нас, дает нам возможность нести свой жизненный крест. В церковных документах, апостольских постановлениях, в правилах сказано, что мы не можем поклоняться ангелам так, как поклоняемся Богу. Этим духовным существам есть определенная служба, мы воспеваем их как особые силы Божии. Не как творческие силы, потому что Творец – Бог, но как особые силы Божии, нам помогающие. Они могут так же, как и святые, донести нашу просьбу до Престола Божьего, могут за нас ходатайствовать, как и святые. У них есть такая возможность – защищать нас.

Очень часто люди, бывает, рассказывают из жизненного опыта, что происходят какие-то события в жизни и вмешивается невидимая сила. Она этим злым событиям, направленным на разрушение человеческой души, психики, не дает сбыться. Здесь есть объяснение, что Господь по молитвам, по ходатайству и святых угодников, и ангелов-хранителей посылает человеку возможность еще просуществовать на этой земле, пройти школу жизни, чтобы предстать перед Богом с определенным запасом духовных компетенций, если хотите, духовного запаса Божественной благодати, чтобы в дальнейшем участвовать в творческих актах Бога. По учению Церкви, мы живем в восьмом дне творения. Это как бы продолжающийся день творения, он сопричастен Пасхе Христовой, мы в эту Пасху живем и ожидаем Христа, встречи с Ним.

Ангелов (к нам направлены их сила, мудрость, разум) мы почитаем именно как творения Божии. Мы чтим их как особенное творение Божие. И если смотреть на вероучительное, догматическое богословие – человек поставлен выше ангелов.

Мы можем причащаться Святых Христовых Таин, а они нет.

– Да, они могут только лицезреть Бога. На какое-то короткое время мы поставлены ниже их, чтобы набраться духовных компетенций, особенного духовного разума, чтобы предстать перед Богом. Чтобы человек как личность и Церковь как сообщество поняли свою ценность и цельность. Потому что ценность и цельность были потеряны в раю, когда первые люди нарушили пост, обеты. Мы потомки первых людей, проходим школу жизни. Так Господь захотел.

Наша жизнь для нас ценна определенное количество времени, а в пределах космоса, макрокосмоса (мы, по учению Церкви, микрокосмос) это мгновение, оно может быть и незаметно. Но Господь нас поместил в такие условия, чтобы мы испытали эту боль, недостаток Бога и пытались восполнить это самым главным, что Господь дает каждому, – любовью. Чтобы мы уподобились Богу, потому что Господь и сотворил человека подобным Себе.

Вопрос телезрителя: «Еще Моисей определил в Книге Бытия, что такое душа. Также определили, что такое душа, арийские философы, у них свое определение. А как определяет, что такое душа, Православная Церковь? Не что такое человек, из чего он состоит, а что такое именно душа»?

– Вопрос и простой, и очень сложный. До сих пор пишут кандидатские и докторские диссертации, собираются духовные религиозные симпозиумы, люди пытаются понять, что это такое. Прежде всего душа – это то дуновение Божественной благодати и силы, что Господь вдунул в человека, созданного из земли, глины, имеющего животное происхождение. Но нас отличает от животного мира именно существование души. Можно задать встречный вопрос: у животных тоже есть душа? Она есть, но она не имеет духа.

Душа животворит тело, а дух воскресает это тело. Душа, как батарея энергии Божественной благодати, оживотворяет все человеческое тело. И в каждой живой клетке есть частичка души, которая животворит, запускает биохимические процессы. Тело творилось определенным образом для того, чтобы оно сосуществовало с душой, с благодатной Божественной энергией. Чтобы душа была родная для Бога, Бог и одухотворил тело Своей любовью, Своим благодатным дуновением и дал человеку определенный дух для того, чтобы мы могли служить Богу и исполнять Его святую волю. Чтобы мы были людьми Небесными, а не были людьми душевными. Казалось бы, душа – это хорошо, но в Священном Писании Нового Завета говорится, что мы должны быть людьми духовными, а не душевными. Душевный человек – тот, кто печется о земном, приземленном. Все радости, эмоции, удовольствия, касающиеся нашего тела, – это душевные пристрастия. Когда человек имеет какую-то страсть и привыкает к ней, в нем раскрываются его душевные качества, и эти качества сродни качествам животного.

Допустим, пристрастия, реализация каких-то внутренних потребностей или всей той информации, которая прописана в ДНК, в генах, открывающиеся феномены – все это качества души животного, чтобы реализовывалась, как-то открывалась личность человека либо животного существа.

И не только животное, но и, например, дерево тоже имеет ДНК, какие-то свои качества, там тоже есть душа, но эта душа не наследует Царства Божия, как наследует его человек. Человек – это творение Божие, а что касается животных или, например, деревьев, то относительно них не было особой воли Божией, чтобы эти творения начальствовали над всем.

Господь творит новое существо, ставит его даже выше ангелов, и это существо – человек. Человек дает имена всему тому, что имеет, потому что у него есть Божественный дух и особое благословение Божие, ему дана особая сила, особое разумение, чтобы он показывал свои творческие способности, приближающие его к Богу.

Как бы там ни было, никакое животное не может проявлять творческих способностей. У животного могут открываться какие-то явления, которые человек, в силу своего не совсем духовного, не совсем зрелого ума, может интерпретировать как похожесть на человеческие эмоции, на какие-то человеческие дела, но это совсем не то.

Нельзя сказать, что ветер, дующий из вентилятора, такой же, как и тот, что формируется в атмосфере. Их дуновения похожи, но силы, приложенные к их образованию, разные, и совсем разный смысл заложен в это. Перемещаясь в атмосфере, воздушные потоки формируют погодные условия – тепло, холод, ветер, дожди, все это зависит от них. Ветер же, дующий из вентилятора, образуется за счет силы двигателя и движения определенных лопастей. Поэтому они похожи, но это не одно и то же. Так и то, что Господь дает человеку, и то, что обнаруживается у животных, совершенно разные вещи.

Вопрос от телезрительницы Светланы из Липецка: «Что такое Соборование? Хотелось бы узнать, что дает Соборование».

– Соборование – таинство Церкви, которое Господь установил через Своих учеников. И в Священном Писании Нового Завета, и в апостольских посланиях сказано: болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне.

То есть священники собираются, молятся, читают определенное постановление из Священного Писания, из Апостола, слова Господа Иисуса Христа, молятся определенными молитвами, совершают некие действия над елеем, который может быть либо со святой водой, либо с вином. Этим елеем – естеством, облагодетельствованным Божественной силой, являющимся видимым носителем Божественной силы, человек помазывается, он употребляет его в пищу и таким образом получает духовное исцеление.

И когда после таинства Соборования человек получает духовное исцеление, то и силы его организма, его резервные способности тоже могут быть активизированы, и он может получить и телесное исцеление. Почему происходит такое благодатное действие? Потому, что в Соборовании священники очень много молятся о нем самом и его забытых грехах.

Но таинство Соборования не заменяет таинства Покаяния?

– Не заменяет. Если человек помнит свои грехи, знает о них, может донести их до священника, то он должен это сделать, чтобы произошел процесс метанойи, изменения себя, чтобы он осознал неправильность своих действий, чтобы то греховное состояние, в котором он пребывает, не имело под собой духовной основы и права на существование. В этом и кроется весь секрет духовного исцеления, когда человек начинает меняться и выполнять волю Божию, и таинство Соборования помогает ему в этом.

По церковным правилам таинство Соборования должны совершать семь священников, читается семь Евангелий, семь Апостолов, прочитывается семь молитв, делается семь помазаний. Но если нет семи священников, его может совершить один, два или три священника, а могут его совершить и двенадцать священников, если большой храм или монастырь. Одни священники могут читать, другие – молиться, третьи – помазывать елеем, если собралось много людей.

Здесь как бы получается прообраз малой Церкви, которая спасается в ограде Божественной любви и Божественного созерцания, и здесь как бы воочию присутствует это созерцание, потому что очень много говорится о Боге, о прощении грехов, изменении человека посредством молитвы.

Человек как бы меняется в этом информационном поле (говоря новомодным сленгом) – в месте благодатного воздействия на него. Это поле как бы действует на него извне, но и проникает в него до мозга костей. И такой человек, получая эти духовные воздействия, изменяется, и потихонечку происходит процесс его исцеления.

А в каких случаях нужно собороваться?

– В Священном Писании сказано: болен ли кто из вас… Наверное, человек зовет священника, когда сам не может к нему прийти, то есть в этом случае обязательно нужно собороваться. Сейчас медицина шагнула далеко вперед. Допустим, раньше инвалид без ноги не мог прийти в храм Божий без посторонней помощи, а сейчас он может прийти в храм и с протезом, и с искусственным суставом.

У каждого из нас можно найти какую-то болезнь, и не одну. Конечно, благодаря уходу, лекарственным средствам, которые человек принимает, существовать он может, но, по сути, все равно остается больным. Этим вполне объясняется большое количество людей, приходящих в храм Божий на Соборование.

Но некоторые говорят: «И чего это так много людей приходят собороваться? Им как бы это не нужно, а они ходят, только деньги тратят, свечки жгут и отбирают время у священников». Должен сказать, что эти люди очень глубоко заблуждаются. Присутствие в храме желающих собороваться говорит об их вере, о желании измениться и получить исцеление от Бога.

Правда, на Соборование не приводят детей до семи лет, потому что, по учению Церкви, такие дети не могут осознанно грешить, а перед Богом грех то, что совершается сознательно. Первородный же грех смывает в бане пакибытия таинство Крещения, и такой человек считается искупленным Божественной любовью.

Если дети болеют, лежат в больнице и нуждаются в особой молитве, конечно, они могут быть соборованы, но только если им исполнилось семь лет. Дети же до семи лет, приходя с родителями или с бабушкой на Соборование, могут быть помазаны маслом от лампады святого, с ними можно поговорить, можно дать им просфорочку, уделить им время.

Соборуются люди взрослые, которые имеют в этом необходимость, которые чувствуют, что им обязательно нужно собороваться. Они знают, что у них в организме идет какой-то патологический процесс, но если они начнут с этим разбираться, то оказывается, что у них чуть ли не десять таких процессов. У таких людей начинается движение их души в сторону Церкви, к принятию таинств, к изменению себя. Возможно, они боятся совершенных грехов и просят, чтобы Господь их простил.

Иов Многострадальный даже приносил жертвы. Он говорил: «Господи, я не знаю, может быть, мои дети как-то согрешили, да и они, наверное, не знают, что согрешили, но Ты прими эту мою жертву и прости им все это». И вот, как бы уподобляясь молитве и вере святого Иова Многострадального, мы тоже приходим в храм и просим Бога, чтобы Он простил нас Своей благодатью.

Вопрос от телезрителя: «У Бога было войско ангелов, затем случилось падение Денницы, и войско разделилось и уменьшилось. Восполняется ли это Небесное воинство какими-то праведниками?»

– В Откровении Иоанна Богослова сказано, что люди, пострадавшие за Церковь, за Христа, за веру истинную, находятся как бы перед Престолом Божиим и все время взывают к Богу: «Почему Ты никого не наказываешь, не проявляешь Свою Божественную волю?» И там дан ясный ответ: пока не наберется определенное количество праведников, Господь реагировать на это не будет.

Какое это количество – мы не знаем, но мы знаем, что Господь держит еще мир в этом состоянии, еще поддерживает нас, не дает нам испытать состояние ужаса перед скорой смертью и Пришествием Господним, потому что это на самом деле будет очень страшное явление.

Ведь сам факт того, что мы предстанем перед Богом, зная о безнадежности своего положения, если мы не стремились к Богу, уже будет для нас адом. Но Господь любит нас, удерживает в таком состоянии и восполняет число праведников. По словам Христа Спасителя, в Царстве Небесном не будет ни мужей, ни жен, ни свадеб, ни разводов, но все будут пребывать в ангельском состоянии.

Каждый день, совершая какие-то грехи, в вечерних молитвах мы читаем перед Богом молитву очищения, прощения, чтобы Господь не вменил нам во грех то, что мы сотворили в этот день. Просыпаясь утром, мы тоже просим, чтобы Господь простил нас, если мы ночью каким-то образом согрешили, в ведении или в неведении.

В принципе, в суточном круге домашнего богослужения, домашней молитвы мы показываем пример подготовки встречи с Богом, но мы не знаем, когда встретимся с Ним. Как на самом деле все сложится – Господь весть. Поэтому мы должны молиться и все время быть готовыми к встрече с Богом. Как евреи были готовы перейти пустыню препоясанными, с посохами и с надетыми на ноги сандалиями, так и мы должны быть подобны им, чтобы пройти этот путь и достигнуть Царства Небесного.

Еще вопрос от телезрителя: «Не является ли грехом, когда исповедуешься и причащаешься в разных храмах, или лучше придерживаться какого-то одного храма?»

– Если в силу особенностей работы или каких-то других причин человек вынужден это делать, то почему бы и нет? Он может исповедоваться и причащаться в разных храмах. Допустим, сегодня празднуется Собор Архистратига Михаила, и человек идет в Михаило-Архангельский храм, на праздник Николая Чудотворца он пойдет в Никольский храм. Плохого в этом ничего нет.

Если же он не имеет этому какого-то духовного объяснения, то лучше ходить в один храм. Потому что есть люди, которые приходят со своими грехами в храм, а священник им говорит: «Воздержитесь от Причастия. Вам нужно изменить свою жизнь». Допустим, мужчина и женщина живут вместе, но не хотят регистрировать брак, и в одном храме им разрешают причащаться, а в другом не разрешают. Выводы каждый должен делать сам.

Записали:
Ольга Смирнова
и Людмила Белицкая

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс