Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Знаю не понаслышке, что Вы занимаетесь с людьми, болеющими рассеянным склерозом. Да и вообще Ваша деятельность в последние годы связана с особенными людьми. Давайте посвятим сегодняшнюю программу особенным людям в храме и в нашей жизни. Чем мы можем им помочь?
– Они особенные, и, естественно, к ним нужен особый подход. Болезни бывают разные, их очень много. Знать все болезни невозможно. Священник хоть и получает более-менее универсальное образование в духовной семинарии или академии, но у него помимо особенностей самих прихожан есть еще и богословские темы, и работа с молодежью, и миссионерство, и катехизация, и многое другое. Поэтому он просто не может вникнуть в разнообразие особенностей этих людей. А они очень важны для них. Например, при определенных заболеваниях инвалид не может поститься, как все. Но священник, не зная этих особенностей, не может посоветовать что-то человеку. Ему приходится во все вникать. Но не всякий священник может себе это позволить.
Да и человек может не сказать, что у него есть болезнь.
– Совершенно верно. Сами больные часто стесняются своих диагнозов и не говорят об этом даже своим близким. Часто родственники не знают, что человек болен и ему тяжело.
Есть люди с ментальными проблемами. Они не могут долго стоять в храме. Как требовать от них, чтобы они посетили всенощную, а потом еще и всю Литургию? Для них это просто невозможно. Они не могут полностью прочитать положенное правило. Но им же тоже надо причащаться и встречаться с Господом. Многие инвалиды вынуждены с утра принимать препараты. Это все становится заграждением перед Богом для них. Поэтому часто они не посещают храм, ведь надо много чего объяснять, а их не выслушивают, говорят: «Не готов? Не читал? Значит, не будешь причащаться». И не спрашивают о причинах. Церковь до сих пор еще не совсем готова работать с особенными людьми – им нужно и особое время, больше, чем для других.
Вы имеете в виду, Церковь – это мы, люди?
– Да, все мы. От прихожан часто видишь непонимание, что человеку нужна поддержка. Например, больные рассеянным склерозом часто ходят так, как будто немножко выпили. Сейчас они пользуются палочками от скандинавской ходьбы, приходят с ними в храм, а там на них смотрят...
Я их мило и называю: «Мои любимые лыжники». А они не могут иначе: падают и сильно разбиваются. Это для них большая проблема. Они часто боятся выходить из дома, потому что боятся упасть.
А возьмем, например, аутистов… Они не могут находиться в храме больше 10–15 минут. Если серьезная степень болезни, то к ним нужен индивидуальный подход. К некоторым надо относиться, как к детям. Это большая проблема. Ими, безусловно, надо заниматься, какие-то храмы должны специализироваться на работе с разными категориями особенных людей.
А пока у нас есть с этим проблемы. Но уже проходят семинары, обучаются социальные работники, но часто в храме социальный работник не имеет специального образования. В данном случае нужен специалист. Таких специалистов мало. Да и у социального работника помимо инвалидов есть еще другие категории: и бездомные, и одинокие мамочки, и малоимущие семьи, и многодетные... Он не может все это охватить. Это направление даже в Москве еще не настолько развито, как хотелось бы.
Особым людям нужно больше внимания, но они, к сожалению, получают его даже меньше, чем другие прихожане. Потому что они не могут пойти в обычную воскресную школу. В храме нужны пандусы, туалеты для инвалидов. Нужна определенная специфика. Не все готовы этим заниматься. На сегодняшний день это большая проблема для Церкви.
Вопрос от телезрителя Евгения из Белгорода: «Есть ли хотя бы один случай исцеления от рассеянного склероза в храме?»
– Именно в нашей общине есть ремиссии. Это же неизлечимые заболевания. Я читал, что в нескольких монастырях люди исцелялись от тех или иных заболеваний, в том числе и от рассеянного склероза. Но это исключительный случай.
Почему все должны исцелиться? Если Господь посылает такой крест, то он нужен для спасения этого человека. Почему он должен исцелиться? Если это его единственный шанс именно через эту болезнь получить Царство Небесное...
Почему мы считаем, что на земле должно быть все хорошо? Но Господь как раз говорит о том, что каждый должен взять крест и пойти за Ним. То есть предполагается, что на земле человек как раз должен что-то осознать, сдать свой экзамен, к которому нужно готовиться. А это никому не нравится: сидение за книгами и так далее, правильное отношение к обстоятельствам, скорбям, болезням. В духовном мире все святые отцы воспринимали это всегда очень серьезно и позитивно.
Возьмите первую главу апостола Иакова, брата Господня, одного из авторитетнейших людей Церкви после Христа. Что он говорит? Что нужно радоваться великою радостью, когда выпадают эти искушения, когда мы имеем такие обстоятельства жизни, потому что через это мы приобретем терпение. А через терпение – совершенство. А через совершенство – любовь. Нам всем нужно будет что-то перетерпеть: кому-то простуду, кому-то двойку, кому-то, может быть, строптивую жену. Человек должен в этой жизни что-то претерпеть, потому что без этого он не поймет совершенства, а без совершенства ему нечего делать в Царствии Божием. Это путь, это то, что мы называем крестом.
Смотрите, Сам Господь нам это показал. Он ведь в этой жизни не сидел за столом в царском дворе. Он три года ходил пешком по Израилю. Представьте себе, как Он мог выглядеть. Палящее солнце, все время голодный. Иногда Его где-то принимали, где-то не принимали, иногда кормили. Он постоянно проповедовал. У Него не было возможности менять одежду два раза в день, регулярно мыться. Если проходили возле Иордана, можно было сполоснуться, или, может, хорошие люди давали такую возможность. Господь все претерпевал и говорил: научитесь от Меня …ибо Я кроток и смирен сердцем. Он действительно выглядел кротким и смиренным. Сейчас мы бы не взглянули в Его сторону, понимаете? И поэтому люди не могли Его воспринимать как Христа. Раввины говорили, что Христос будет царь-завоеватель. Они думали, что Он придет в золоченой одежде, сытый, лощеный. А тут вдруг нечто такое, на что у нас даже не принято смотреть… Это было камнем преткновения. Но дело в том, что именно в этом и заключалось спасение. Мы уже приобрели через гордыню, через тщеславие, через лоскутный блеск и лощеность Адамов грех – гордость. Грех, который разрушил нашу жизнь. И чтобы победить его, нужно горькое лекарство.
Смирение и есть это лекарство. Господь говорит: научитесь от Меня …ибо Я кроток и смирен сердцем. Только тогда обрящете покой душам вашим. Сколько бы у тебя ни было денег, они будут жечь тебе душу, если ты неправильно к ним относишься. Сколько угодно будешь их тратить, куда-то ездить, но покоя не найдешь, от себя не убежишь. Будешь бояться закрыть глаза и остаться наедине с собой.
Очень важно взять крест, какой бы он ни был. Крест у каждого разный. И у особенных людей он тоже свой. Они тоже должны его нести и не возроптать, а принять. Да, мы должны стараться просить исцеления, но всегда добавлять: «Если есть Твоя воля». Если я не достигну главной цели, то есть не войду в Царство Небесное, то зачем мне это исцеление? Апостол Иаков и говорит: радуйтесь, великою радостью радуйтесь, когда выпадают некие искушения, потому что через это приобретается терпение. Но никто не желает приобретать терпение. Зачем я буду терпеть?
Человек должен разумно смотреть на какие-то обстоятельства. Это не значит кивать на все. Все воспринимать ра- зумно, бороться, просить исцеления, но, если на это есть воля Божия. А если пока этого не дается, мужественно претерпевать то, что Бог тебе дал. Если Он заберет у тебя этот крест, то появится другой. Кресты разные. Для кого-то крест – пьянство. И для его семьи тоже. Для кого-то те или иные болезни. Или человек тщеславный, или богатство, или крайняя бедность. Это тоже кресты. Нужно адекватно к этому относиться и жить адекватно. Смиренномудрие, к которому призывает нас Господь, – это просто адекватный взгляд на все.
У нас сейчас самая большая проблема – это повсеместная инвалидизация общества гордыней. Это намного страшнее, чем когда у тебя чего-то не хватает. Такой человек, можно сказать, обречен. Ему практически невозможно опомниться, потому что у него нет авторитетов, он сам все знает. Если ему кто-то что-то скажет, он в ответ обозлится. Ему не нужен Бог, и это страшно.
А наличие инвалидов, которых Господь посылает в этот мир для того, чтобы мы адекватно мыслили, немножко опомнились и смягчили свое сердце, чтобы иметь благодать, общество должно воспринимать нормально. Как некий путь. С инвалидами нужна разная работа, поэтому надо воспринимать это как крест и нести его до конца. Это очень важно.
Слышал такое выражение, что есть благородные болезни, а есть не такие благородные (когда ты простудился, потому что не оделся по погоде)...
– По нашим грехам.
Скажем так. А благодарные – это такие, как онкология, когда знаешь, что умираешь, но у тебя еще есть время на покаяние.
– В афонских монастырях многие монахи даже просили онкологии для себя, потому что тогда знаешь, сколько тебе осталось, можно поднатужиться, и все: уже готовенький для Царствия Небесного. Секулярному обществу это очень не по душе. Псалмопевец Давид писал: скажи мне, Господи, кончину мою и число дней моих, какое оно, дабы я знал, какой век мой. День кончины – очень важный момент для каждого человека. Цыплят по осени считают. Не хвали день до вечера, а человека – до смерти. Смерть очень многое решает, тем более для Царствия Божия. Почему за богослужением мы молимся о безболезненной, непостыдной, мирной христианской кончине? Мы просим у Бога в покаянии перейти в вечность, а не остаться с мятежной душой где-то сбоку, пройти мимо цели, мимо Царствия Небесного.
Мы часто говорим об онкологии. Да, человек должен с ней бороться, обязательно лечить, но если вдруг что-то пошло не так, он должен иметь упование на Господа и смотреть через призму вечности. Иначе эта болезнь страшна. Только через призму вечности она дает надежду и какое-то осмысление. Поэтому многие больные монахи радовались. Они уже отреклись от этого мира и жили надеждою на Царствие Божие. Им это свойственно. А для православных христиан, которые действительно очень мирские и приземленные, наверное, такая позиция очень шокирующая. Надо иметь очень много мужества. Но если ты столкнулся с этим, то что бросаться туда-сюда и метаться по комнате? Ты должен все же распределить это время с пользой. Есть хороший рассказ французского писателя Эрика-Эмманюэля Шмитта «Оскар и Розовая Дама». Его можно найти в интернете. Есть замечательный моноспектакль «Оскар и Розовая Дама. Четырнадцать писем к Богу» с участием замечательной актрисы Алисы Фрейндлих. Можно посмотреть и его.
Моноспектакль сейчас уже никто не ставит. Но мы поставили в Нижнем Новгороде. Было очень интересно. Я тогда как раз был одним из инициаторов. Мы поставили спектакль с сейчас уже директором театрального училища в Нижнем Новгороде актрисой Еленой Дертевой. Мы приглашали разных специалистов, сделали его с душой. Маленький ребенок узнает, что ему осталось жить всего лишь несколько дней, и волонтер, дама в розовой униформе, чтобы хоть как-то помочь этому мальчику, который на всех обиделся (и на Бога, и на мир, и на родителей), играет с ним в игру: 14 писем Богу. Он их пишет и уходит совершенно счастливым, с полным осознанием, что жизнь удалась.
Очень важно переосмысление. Если человек спокойно, адекватно все это воспримет, то получит утешение. Потому что в таких случаях Господь дает неимоверную благодать, и она в свою очередь дает людям ощущение полноты жизни и главного смысла. Я помню, девушка заболела онкологией, мать троих детей. К сожалению, все было безнадежно. Я начал ходить и часто ее причащать. Она стала изучать Священное Писание, святых отцов, стала меняться. Она радовалась моему приходу. Но в последний мой приход она уже была без сознания. Я ее причастил. У нее в руке была бумажка. Муж разжал руку, дал записку мне, говорит: «Это для Вас». Я прочитал и прослезился. Там было написано: «Я благодарна Господу за то, что Он мне послал эту болезнь, иначе моя жизнь прошла бы мимо. Я бы не познала Его. А сейчас я, может быть, переживаю за своих детей, потому что я их оставляю. Но я думаю, что в раю, молясь за них, я сделаю для них намного больше, чем если бы я была на земле». Вот такое осмысление пришло к ней.
Это некая сила даже.
– А это Бог дает силу. Апостол говорил: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак. 4:6). И еще: Сила Божия в немощи совершается. И это так. Сегодня у нас на службе был проповедником батюшка, который очень плохо себя чувствовал. У него особая болезнь, тяжелая. Он еле служил. Я говорю: «Сегодня Вы обречены на успех – сказать лучшую проповедь». Он улыбается, потому что понимает, о чем я говорю. И действительно, заходит в алтарь окрыленный после проповеди. Он ее замечательно сказал, потому что в таких случаях Бог нами руководит.
Почему Господь и сказал ученикам: идите и проповедуйте всем народам. А они, которые никогда никуда не ездили, задумались: куда они пойдут и как будут проповедовать, ведь там другие языки? Господь говорит: не думайте об этом, Дух Святой будет говорить за вас. Если человек спокойно уповает на Бога, в нем что-то такое открывается, что ему все ясно и понятно, и он радуется. Как говорит Господь: научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим (Мф. 11:29).
Пока мы не обретем смиренномудрия, пока кротость не будет постоянно в наших делах, мы не обретем покоя. А без покоя нет счастья. Послушайте, что говорит наш классик Пушкин в произведении «Борис Годунов»:
Но если в ней единое пятно,
Единое, случайно завелося,
Тогда – беда! как язвой
моровой
Душа сгорит, нальется
сердце ядом.
Как молотком стучит
в ушах упрек,
И всё тошнит, и голова
кружится,
И мальчики кровавые
в глазах...
Это то место, в котором царь Борис в пьесе Пушкина размышляет о совести и убийстве царевича Димитрия (хотя исторически его роль в этом убийстве не подтверждена). Он говорит, что это беда, которая сводит его с ума. И это так и есть.
Митрополит Антоний Сурожский говорит, что человек, который грешит и не кается, – бесноватый. Он не находит покоя, он в таком же состоянии, как и бесы. Они озлоблены и не могут успокоиться. И только в кротости может быть мир и счастье.
Или в «Медном всаднике» тот же классик описывает совесть как некоего зверя, который ранит человеку душу. И это действительно так. Посмотри внутрь себя. Это, как пчелиный рой в твоей голове: «ты сделал что-то не так», «ты обидел ближнего своего», «ты не имеешь любви Христовой в сердце твоем». И так далее. Эти мысли мешают нам жить. Мы только жаждем обрести покой. И мы его получим, если посмотрим на Христа, начнем у Него учиться, обретем смиренномудрие, кротость.
Тогда будет радость. И какие бы обстоятельства ни были, человек будет спокоен и радостен. Болит у него что-то или нет, есть проблемы или нет, он обращается к Богу, говорит: «Да будет воля Твоя». Но он спокоен, и у него много сил. Ведь силы мы теряем, когда нервничаем. Все болезни от нервов. То есть человек может терять силы, беснуясь в каком-то своем состояниию...
Или можно спокойно смотреть на что-то. Да, нет денег, но человек не будет переживать, что у него их нет. Да, у него могут быть проблемы, но у него будут силы и мужество. Бог гордым противится… смиренным дает благодать, то есть дает и силы для несения креста. Надо поверить в Него и нести этот крест, что бы ни было.
Люди с инвалидностью, получается, тоже переживают некие моменты, когда возникает болезнь. Потом происходит ее принятие, и это на самом деле есть настоящее смирение.
– Да, это адекватность. Все равно жизнь продолжается, и надо жить. Эту адекватность очень трудно принять. Гордые люди как раз не могут принять. Понимание все равно придет, но через озлобление. И это тоже неадекватность. Весь мир не виноват в этом. Но человек иногда говорит: «А почему я, а не он?» А почему он-то должен быть, а не ты?
Адекватное состояние, когда человек понимает: значит, у него такой особый путь. Значит, Господь к нему по-особому и будет относиться и особые дары ему даст. И за это терпение и несение креста он получит больше: яко мзда ваша многа на Небесех (Мф. 5:12).
Есть жизнеописание Мат- роны Анемнясевской. Вот уж удивительная жизнь! Она жила с парализованными руками и ногами и была слепой. Да еще в такой семье, где ее били, за животное считали. Она утешалась только в Боге. И у Бога испросила мира душевного, дара исцелений. Она всегда лежала в одном положении и принимала людей, утешала их. К ней многие приходили. Почитайте, чтобы понять смысл страданий. Нам это святые отцы показывают очень хорошо.
Записали:
Анна Вострокнутова
и Елена Кузоро
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.