Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Вопрос от телезрителя: «Что происходит на Небе в день, когда на земле празднуют память какого-нибудь святого, например, святителя Николая или Сергия Радонежского?»
– Не будем представлять себе под словом «небо» астральную сферу, до которой можно долететь на гиперзвуковом корабле. Христос принес Небо на землю, и в глубинах человеческого сердца нам дано переживать радость об одном кающемся грешнике больше, чем о 99 праведниках. Царство Божие внутри вас есть. Вопрос достаточно таинственный.
В стихирах мы читаем, что воинства ангельские ликуют. Получается, есть какие-то эмоции.
– Безусловно. Очевидно, что хвала Воскресшему Спасителю, которая никогда не смолкает у Божия Престола, достигает и воинствующего колена Церкви. Ведь для того, чтобы понять тайну духовного торжества, достаточно прийти в храм в день Николая Чудотворца или преподобного Сергия, вслушаться в стихиры и тропари, прославляющие подвиг этих святых, и войти в благодатную атмосферу праздника. Тогда мы увидим, что Небо и земля едины, а небожители и те, кто несет свой крест на земле, – члены единого Тела Христова. Христос – наша Глава. Он – вечнозеленая лоза, а мы – ветви, питающиеся от нее благодатным соком. Таким образом, наша задача – стараться не допускать в глубины души никакого зла. Со святыми и Небесными покровителями мы эхо друг друга. Если в душе будет чисто от гордости, злобы, гнева, уныния и всякой нечистоты, то каждый из именинников будет предчувствовать Небесную радость.
В церковном календаре много дней, посвященных святым: и Александр Невский, и Кирилл и Мефодий. Заглядывая в их жизнь, мы пытаемся проецировать ее на себя. И порой нам нужно как будто заново заслужить то, что они нам оставили. Это ответственность. Не просто праздник: спеть стихиры, полиелей, причаститься. Возможно ли по-другому осмыслить эти праздники в наше время исходя из нынешней ситуации?
– Во все самые тревожные и страшные времена в сердцах людских загоралась лампада молитвы. Сегодня мы вступили в такую фазу жизни, когда Россия находится на гребне. Мы знаем, что защищаем и за что боремся. Как сказал главнокомандующий, международный глобализм – сатанизм – хотел бы сегодня подмять под себя все народы, все страны, ввести однополые браки, растлить юность, довести до предела войну с человеком как биологическим видом. Кто не захвачен обывательским сознанием, а смотрит немножко выше и дальше, понимает, что сегодня столкнулись свет и тьма. В этот час, безусловно, Небо становится ближе.
На войне неверующих нет. В зоне боевых действий защитники Отечества с благоговением принимают от священников иконку и крест, а в их душе сама собой рождается молитва: «Господи, Иисусе Христе, спаси и сохрани». Матери, жены, сестры, приходские пастыри – весь народ сегодня возносит молитву о том, чтобы тьма была изгнана, а в умах и сердцах человеческих водворились правда и мир.
Когда мы прославляем святого Александра Невского, Георгия Победоносца, вспоминаются все славные даты русской истории, и это не просто какие-то юбилейные точки, а повод помолиться за своих Александров, Георгиев, Юриев, Михаилов. Я глубоко верю, что подлинная победа разума и добра над тьмой, гордостью и ненавистью уже совершена и будет довершена. Мы верим, что эта тяжкая година минует, а земли нашего Отечества будут замирены.
Говорят, что Россия – особенная страна. Святая Русь. У нас есть свое русское Православие. Мы можем смело утверждать, что на нашей стране почивает Дух Святой. Можем ли мы Его потерять? Как этого не допустить?
– Все это любовь к своей Родине. Любая страна, культурные корни которой уходят в первые века христианства, в средневековую православную Европу, чувствует эту Божию милость. Она накапливается от поколения к поколению. Преподобный Серафим Саровский был человеком, просвещенным вселенской любовью. Он молился за всех людей, живущих на планете Земля, но тем не менее свидетельствовал, что Православие преимущественно будет сохранено в России, даже в самые тяжкие богоотступнические времена.
Прежде всего я связывал бы с вашим вопросом слово «ответственность». Кому много дано, с того много спросится. Мы живем в столице, тут копни лопатой и найдешь княжеский крестик или копейку времен Ивана Грозного. Конечно, это не вечный город Рим – срез всех времен от античности до современности, но в Москве нам легко возвращаться к своим корням. Здесь стены наших древних обителей. Студия телеканала «Союз» находится в зданиях древнего Андреевского монастыря, одного из самых красивых в Москве. Его стены помогают нам и дышат святостью.
Кому много дано, с того много спросится. И, конечно, ответственность крещеного петербуржца или москвича перед Господом Богом неизмеримо больше в сравнении с добропорядочным и работоспособным китайцем или гастарбайтерами – таджиком, узбеком. Мне как священнику не без трепета приходится произносить эти слова, потому что и с пастырей спрос особый.
Нельзя забывать свою историю, своих предков и могилы своих отцов.
– «Самостоянье человека, залог величия его… любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам». Я разделяю восторг Александра Васильевича Суворова, который, съезжая с Чертова моста в Альпах на голову французам, произнес: «Мы – русские. Какой восторг!» Дай Бог нам быть в преемстве с нашими святыми предками, находиться в живой связи с нашими Небесными покровителями, чтобы жить чисто, честно, благородно и делиться светом веры и любви со всеми, кто готов их воспринять.
Вопрос от телезрителя Александра: «А сейчас есть святые?»
– Убежден, что среди наших телеприхожан есть святые, то есть те, кто причастился Святых Христовых Таин в праздник Всех святых, восприняв Тело и Кровь Господни, освободившись от каких-то страстей, и почувствовал за спиною крылья молитвы и радости. Святые – это те люди, в сердцах которых живет и действует Воскресший Христос. Священное Писание именует всех учеников Христовых этим словом, между тем как «святой» по библейскому значению – это «взятый в удел», то есть принадлежащий душой и телом Господу. Святой, тот, кто всецело посвятил себя Господу.
Апостол Павел в Деяниях говорит: в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке. Можно ли понимать эту цитату как указание на необходимость перевода богослужения на русский язык?
– Нет. Мы призваны понимать Священное Писание не как придется, а в соответствии со смыслом, вложенным самим апостолом Павлом. Речь идет о даре говорения на языках, о каком-то таинственном, не вполне понятном нам сейчас, спонтанном, исходящем из глубин сердца под непосредственным воздействием Утешителя Духа славословии Творцу. Святой Иоанн Златоуст говорит, что уже в его время этот дар практически не наблюдался. Он характерен для I–II столетий, когда вера распространялась по лицу земли.
В цитате апостола Павла мы видим призыв служить ближним и все свои духовные дарования обращать на созидание душ братьев и сестер во Христе. Как и говорит апостол Павел, истолкователи пророчеств и те, кто назидал Церковь словом, всегда пользовались большой честью. Дай Бог, чтобы и к нашей передаче хотя бы в малой степени относилось обращение апостола Павла. «Светить всегда, светить везде – вот лозунг мой и солнца».
Вы как филолог, преподаватель русского языка категорически против перевода богослужения на русский язык?
– Люди, которые ленятся ходить на богослужение на церковнославянском, точно так же будут лениться, если им все преподнести на блюдечке с голубой каемочкой. Церковнославянский – это язык Александра Сергеевича Пушкина, Михаила Васильевича Ломоносова, ведущего Сергея Платонова, протоиерея Артемия. Это высокий штиль, чистый извод русского языка. Его духовные реалии не совмещаются с пошлой вульгаризированной современной речью. Создатели русского литературного языка не только Карамзин и Пушкин, но и святитель Феофан Затворник, святитель Игнатий (Брянчанинов), в какой-то степени и преподобный Серафим Саровский с его наставлениями. Все святые нашей земли своими делами и жизнью показывают, что чистота, высота, умение облечь мысли в ясные, прекрасно звучащие, красивые слова – это прерогатива человека воцерковленного. Человека, вобравшего в себя всю тысячелетнюю православную русскую культуру, пропустившего ее через свое сердце и умеющего делиться своими убеждениями без вульгаризмов и жаргона. К сожалению, мы иногда видим попытки заигрывать с татуированной молодежью, пытаясь рассказать им о духовной жизни. Но это не производит никакого восторга в самой публике, потому что люди хотят подниматься из грязи в князи, а не наоборот.
Вопрос от телезрителя: «Почему Дух Святой не сходит на нас в виде огненных языков, как когда-то сошел на апостолов?»
– Хотелось бы, чтобы сейчас, во время нашей передачи, мы вдруг увидели, как над нами явлено какое-то светлое облако.
Страшно будет.
– И вдруг наше сердце, исполнившись смирения, чистоты, радости, любви, чувствует какое-то вышеестественное просвещение. И мы уже обращаем наше слово не только к дорогим нашим соотечественникам, но телеканал «Союз» уже работает на Китай и Южную Корею, Индию и всю Евразию (почему бы и нет?).
Нас уже везде могут посмотреть в интернете.
– И мы с вами говорим на родном наречии, а они слышат наше слово уже в привычных им фонемах, огласовках. То есть Дух Святой им все транслирует.
Я недавно об этом думал. Видимо, Дух Святой в тот самый момент, когда апостолы исполнились благодати и их окружали паломники со всего Средиземноморья, доносил до людей слово, прославляющее Воскресшего Христа, на их родном наречии.
То есть мы говорим по-русски, а они все понимают, хотя русский не знают. Как-то так, да?
– Это моя субъективная догадка.
Один мой очень хороший знакомый, который сейчас стал батюшкой, был в сирийской Маалуле. Это колыбель древнего христианства. И у них случилась такая ситуация. Они начали разговаривать с местным жителем, абсолютно нормально общались минут десять-пятнадцать, а на следующий день обнаружили, что они друг друга не понимают. А тогда они спокойно обсуждали какой-то важный момент. Для них это был некий шок и чудо. Видимо, им нужно было с ним в тот момент пообщаться (этот человек пережил террористическую атаку, там же были гонения на христиан), поэтому общение произошло.
– Есть особый язык, понятный вне всех границ и политических разделений, – это язык любви. Особенно если мы знаем, что перед нами православный христианин и нас признали за таковых. Происходит некое таинство общения.
Мне вспоминается приход преподобного Ефрема Сирина к святителю Василию Великому. Василий Великий не знал сирийского языка, а преподобный Ефрем – греческого, но общение состоялось. Очевидно, сила Божией благодати как раз и свершила некое чудо.
Я позволю себе и некоторую политическую реалию. В какой бы полуденной стране вы сегодня ни оказались, Центральноафриканской Республике, Конго либо Мали (я общаюсь и со священниками, и с рядовыми верующими), приедете ли в Индию, Китай, произнесите только три слова на русском языке: Москва, Кремль, Путин, – и общение состоится.
Есть мнение, что «аллилуйя» – это отголоски тех слов, которые произносили тогда апостолы.
– Я не специалист по древнееврейскому языку, но, насколько помню, на древнем библейском языке «аллилуйя» – это «хвалите Господа, прославляйте Его». Это красивое сочетание гласных и сонорных звуков (это я уже как филолог говорю). Существует немало даже современных музыкальных переложений, в центре которых воспевается «аллилуйя». Судя по этой звучности, исходящей из уст человека, когда мы произносим подобное слово, что-то действительно говорит о том, что эти глоссолалии очень сходны с самим предметом, который был центром прославления.
То есть это Божественный язык. Некая мистическая часть Церкви всегда интересна. Видимая церковь – для некоторых это просто здание, а мы же видим что-то большее (стараемся, по крайней мере). И когда ты заглядываешь немного глубже, начинаешь понимать, что Церковь – это не только обряд, здание, фрески, памятники архитектуры, а нечто большее. Наша вера не очень проста, нужно быть умным и содержательным человеком, чтобы думать и рассуждать об этом.
– Ее средоточие – это, конечно, единство в Духе Святом, в духе ведения Творца, взаимного смирения, любви, тепло которой согревает сердца славящих Господа. Мне нравится изречение одного из современных почивших людей благочестивой жизни: там, где нет любви, там нет Церкви. Могут быть здания, но, если сердца иссохли от гордости, раздражительности, высокомерия, там нет тайны Церкви. А там, где присутствует Христос, где есть любовь, – там Бог.
Наш Бог есть Бог мира и любви. В этом смысле, радея о букве, мы никогда не должны забывать о Духе. Тем и прекрасен праздник Святой Троицы и последующие воскресные дни, прославляющие святых, что от них мы черпаем эту силу, в которой соединяются премудрость и любовь, вера и знания, любовь и милость. И, конечно, радостно, что телеканал «Союз» работает круглые сутки.
Почему мы в Церкви все время говорим о тайнах (таинства, тайна Церкви)? В чем тайна?
– Господь Бог, создавший Небо и землю, пребывает втайне. Он не навязывает нам Себя. Он свидетельствует о Своей благости как Творец, Искупитель и Судья, как наш Отец теми дарами, которые изливает на нас.
В день Святой Троицы, я как раз думал о Духе Святом. Когда о Нем говоришь с ближними, какие найти аналогии? И мне тотчас пришел ответ. Воздух – мы его не видим, но неким образом осязаем. Но попробуйте лишить сейчас это помещение воздуха – я думаю, на нас будет неприятно смотреть пять секунд спустя. Воздух все собой наполняет, он и внутри нас, и снаружи. Это благословенная живительная среда, без нее человек, как рыба, вынутая из воды.
Так Дух Святой обыкновенному глазу не виден, но мы чувствуем Его присутствие. Признаюсь, когда мне выпадает честь участвовать в эфире вместе с Сергеем Платоновым, у меня потом неделю хорошее настроение, я перестаю раздражаться, унывать. Значит, это не без действия Святого Духа.
Давайте как-то подытожим нашу сегодняшнюю встречу. Как мы должны правильно осмыслять эти праздники, которые сейчас идут один за другим? Мы много говорили сегодня об ответственности, с чем я полностью согласен. Мне кажется, нужно заново заслужить то, что мы веками копили.
– «Поэтом можешь ты не быть», христианином «быть обязан». Назвавшись груздем, полезай в кузов. Кузовок, с моей точки зрения, – это и есть родная Мать Церковь, которая всех нас собирает (как и телеканал «Союз» укомплектовывает телезрителей) и согревает нас дыханием любви, светом ведения. И поэтому очень хочется, чтобы тема нашей передачи перекочевала бы на кухни, в гостиные к нашим прихожанам. И они, завершая вечер, еще раз поразмышляли бы о святых, в честь которых они названы, об именах, каждое из которых имеет свое значение, и помолились на ночь своим святым, чтобы те снизошли с горных сфер и хранили их сон мирным и благодатным.
А как-то можно с ними общаться? Например, приходишь к преподобному Сергию… У меня сын тоже Сережа, говорю ему, что это его святой. Он говорит: «Да? А что он там лежит?» Можно ли уйти от форм молитвы и чисто по-человечески, по-детски общаться с ними?
– Будьте как дети, вы как раз обронили это слово, и этим же призывом можно завершить нашу передачу. Посмотрите на детей (я знаю, у вас двое детей и вы недавно крестили своего второго сына). Ребенок берет любимую иконочку, целует ее, кладет рядом с собой и засыпает, убежденный, что его святой находится рядом с ним.
Записали:
Анна Вострокнутова
и Елена Кузоро
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.