Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Мы вступили в Петров пост. К чему подготавливает нас это время?
– Петров пост подготавливает нас к празднику в честь святых апостолов Петра и Павла. Говоря о посте, нельзя не погрузиться в историю, в события жизни Петра и Павла. Мы знаем, что Петр – один из ближайших учеников Христа. Этот человек видел Христа лично, поэтому он так ценен для христианской культуры. Петр – христианин первого поколения.
Апостол Павел – христианин второго поколения, чей путь ко Христу был достаточно тернист. Мы знаем, что он был гонителем христиан и преуспевал в этом. Когда он шел из Иерусалима в Дамаск, чтобы продолжить там гонения, по пути ему явился Христос, и произошло чудесное обращение Павла. С тех пор Павел становится ярым проповедником христианства.
Так получилось, что жизненные пути свели Петра и Павла в Риме, и последнее время своей жизни они провели в Риме. Павел был отправлен в Рим после того, как был схвачен римскими войсками. Так как Павел был римским гражданином, он захотел, чтобы его судил кесарь, император (в то время он имел на это право), его пришлось конвоировать в Рим, и там суд выносил приговор по его делу.
Петр к этому времени уже окормлял еврейскую общину в Риме, он являлся первым папой Римским (одновременно он был и папой Антиохийским). То есть события сводят Петра и Павла в Риме: Павла этапируют в Рим, Петр там проповедует.
Посмотрим на тогдашнего императора. Император Нерон – очень яркая фигура, человек неординарный, очень странный, если не с признаками сумасшествия, то с какими-то отклонениями точно. Он был жестоким, любил развлечения, разврат, гулянки, пьянки. Нужно понимать, что к тому времени в Риме начинает формироваться образ императора по восточному типу. До этого несколько поколений римские императоры были достаточно строги к себе: нельзя было ходить в золоте и шелках, это считалось моветоном. Нерон был одним из первых императоров, который перенимает восточный, персидский образ правления, когда император – просто как бог и царь, может позволить себе делать что угодно, ходить в красивейших шелковых одеждах, и ему все кланяются.
Нерон был опьянен властью. Мы знаем, что он считал себя деятелем искусства – сочинял песни, танцевал, причем выставлял свои умения на обозрение толпы. Конечно, люди были в шоке, но не могли ничего сделать – у него была абсолютная власть. Нерон сочинял музыку и стихи. Он писал очередную поэму о падении Трои, и ему нужно было описать пожар в Трое. Но у него ничего не получалось, не было вдохновения. Он пришел к выводу, что не может писать о пожаре в Трое, потому что никогда не видел, как горит город. В связи с творческим кризисом он решает вдохновиться новым пожаром.
Надо сказать, что Рим до великого пожара сильно отличался от того Рима, который мы привыкли видеть, когда мраморные улочки, колонны – все красиво. В начале первого тысячелетия Рим рос, как и любой другой город, в нем было достаточно много построек разного качества, все было хаотично. Нерону не очень нравился Рим, потому что город был пропитан старой римской аристократией, которая воспитывалась в традициях некоторой аскезы. Это считалось достоянием, и даже если ты был человеком власти, должен был вести себя подобающе. Нерон же отличался разнузданными действиями. Понятно, что был некий конфликт. И Нерон решает убить двух зайцев: и вдохновиться, и всю аристократию, которая ему мешает, прижучить. И он отдает приказ, и воины с разных сторон поджигают Рим.
Рим горит семь дней. Мы знаем из исторических сведений, которые были написаны чуть ли не современниками Нерона, что это был ужаснейший пожар: горели дома, памятники архитектуры, древние храмы. То есть был всеобъемлющий пожар. Нерон издалека наблюдал за пожаром, творил, пел песни. И он написал финал своей поэмы. До нас не дошли его труды, мы не можем их оценить.
Тут мы должны еще больше погрузиться в историю и посмотреть на окружение Нерона. Его вторая жена (ее звали Сабина) хоть и была римлянкой, но была верующей иудейкой. Рожденная в Риме, она приняла иудейскую веру. Мы это знаем достоверно из источников. До нас дошли труды Иосифа Флавия (он был современником великого уничтожения Иерусалима и тех событий), из которых мы знаем, что она была верующей иудейкой. Следовательно, она ненавидела христиан. Когда случился пожар, очень быстро стало понятно, что виноват император. Его не любили, о его сумасбродстве знали все (если говорить о его гонениях на христиан, можно понять, что человек не дружил с головой очень сильно). Жена посоветовала Нерону, чтобы он себя выгородил, отвел от себя подозрения и обвинил во всем христиан, которых римляне к тому времени уже ненавидели. У Тацита, римского историка, жившего через пятьдесят лет после Нерона, так и написано: что нужно направить свой гнев на того, кого ненавидят.
За что ненавидели христиан? Было три обвинения: грех каннибализма, отравление колодцев и свальный грех (когда люди собираются и занимаются всякими непотребствами).
Нужно добавить, что это были выдуманные грехи.
– Сейчас мы дадим объяснение каждому из этих смертных грехов. Люди слышали, что христиане ходили на всенощное бдение, то есть ночью собирались на трапезу любви. И римский языческий ум сразу понимал, что они шли заниматься любовью, всяким непотребством. Второе: там христиане вкушали Тело и Кровь Господа Бога Иисуса Христа. То есть было четкое представление, что они убивали какого-то младенца Иисуса и пожирали детей. И третье обвинение – отравление колодцев. Когда христиане освящали воду, они выливали немножко святой воды в общий колодец, чтобы хоть как-то люди приобщились к благодати. Вот такие три обвинения были выдвинуты. И началось первое гонение на христиан.
Почему мы об этом так много говорим в контексте поста в честь апостолов Петра и Павла? Потому, что это причина того, что апостолов убили. Мало того, император Нерон – это прообраз и предтеча антихриста, который придет к нам перед Вторым Пришествием Христа. Мы знаем, что антихристов много. Иоанн Златоуст говорит, что Нерон был первым антихристом. И сейчас тоже много людей, выступающих против Христа. Но последний будет как бы самый главный антихрист. И вот Нерон – предтеча этого антихриста.
То есть, если мы разберемся в проблемах, которые были причиной первых гонений, мы поймем, чем будут вызваны последние гонения. Это клевета, ненависть и политическая воля.
Вопрос телезрителя: «Апостол Павел сказал прекрасные слова: не будь побежден злом, но побеждай зло добром. Подскажите, как пост может помочь в исполнении этого благого дела?»
– Я отвечу на вопрос, закончив предыдущую тему, потому что все это связано между собой. Началось гонение на христиан. Апостолы Павел и Петр как самые видные христиане первыми попадают под раздачу.
Есть предание, согласно которому христиане выводят апостола Петра из Рима, чтобы он спасся. Апостола Павла нельзя было вывести, потому что он находился под стражей. При выходе из Рима апостол Петр встречает Христа, Который идет в Рим с крестом. Петр задает вопрос: «Камо грядеши?» То есть: «Господи, куда Ты идешь?» Господь говорит: «Я иду в Рим умереть на Кресте за тебя». Это так отрезвляет Петра, что он возвращается и принимает крестную смерть.
Апостолу Павлу как римскому гражданину отрезают голову (быстрая смерть), апостола Петра распинают...
Вниз головой.
– Да. Петр был против, чтобы его распинали, как Христа, просил, чтобы его распяли по-другому. И это сделали. То есть апостол Павел и Петр погибли, их убили. 12 июля – дата смерти апостолов. К ним и приурочен Апостольский пост. Пост в честь Петра и Павла еще называют Апостольским.
Теперь отвечу на вопрос нашего зрителя, как научиться добру и направить пост во благо. В честь кого создан пост? В честь апостолов. Значит, мы должны этим постом особое внимание уделить именно апостолам Петру и Павлу. В чем это выражается? Апостол Павел оставил после себя четырнадцать Посланий, вместе с Посланиями апостола Петра – семнадцать. То есть для начала мы можем хотя бы прочитать Послания апостолов Петра и Павла.
Что еще важно? Апостольское служение – особенное. Апостолы шли и проповедовали о Христе. Их проповедь заключалась в том, что они просто рассказывали о Христе. Если мы хотим почитать проповеди апостола Петра, мы их можем прочитать в формате Евангелия от Марка. Марк был секретарем апостола Петра, и, по факту, Евангелие от Марка продиктовано апостолом Петром.
Читая Священное Писание, мы уподобляемся апостолам, делаем добрые дела. И если мы уже хотим кому-то это вещать, начинать нужно со своих близких. Например, с детей. Нужно рассказывать им о Христе, читать с ними Евангелие, Священное Писание, и, если у нас хватит сил, распространить этот наш апостольский задор на более старших наших близких и так далее.
Итак, одно из первых дел, которое мы можем сделать в этом посту, – прочитать Священное Писание (Евангелие от Марка и Апостол) и поделиться этим благовествованием с нашими близкими.
Есть мнение, что Апостольский пост необходим только тем, кто не соблюдал Великий пост. Что Вы можете об этом сказать?
– Да. Я много раз замечал, что любая норма, даже самая древняя, направленная на умягчение, послабление, всем хорошо известна, все ее знают, все могут ее цитировать.
Из церковных источников мы знаем, что этот пост установлен еще в III веке для тех, кто не постился Великим постом. Но здесь мы должны сделать некую ремарку. Изначально пост был один – с Пятидесятницы по Успение, то есть пост длился почти все лето. Но со временем Церковь поняла, что для людей это слишком тяжело, и пост разделили на две части: первую часть приурочили ко дню святых апостолов Петра и Павла, а вторую – к Успению Пресвятой Богородицы. Поэтому сейчас мы имеем как бы облегченный вариант поста, и этому нужно радоваться.
Святой Киприан Карфагенский произнес известную фразу: «Кому Церковь не мать, тому и Бог не Отец». Поэтому соблюдать посты в той форме, в которой мы их имеем, наша святая обязанность. Если же мы начинаем грешить против постов и искать этому какие-то оправдания, то, по мнению Церкви, мы вступаем с ней в конфронтацию, а значит, вступаем в конфликт с Богом. Но тому, кто пытается достойно исполнить пост, не нужно объяснять, зачем нужны посты.
Почему Апостольский пост называется так? Когда апостолы шли на проповедь, они постились, зная, что пост позволяет человеку приблизиться ко Христу, и это было подспорьем в их деле, в их служении. И для нас правильный пост будет великим подспорьем и наслаждением, что будет питать нас до следующего поста.
Батюшка, скажите, как лучше провести время поста? Мы знаем, что Апостольский пост имеет послабления, он не такой строгий, как, скажем, Великий пост, даже разрешается вкушение рыбы.
– Да, у нас сейчас есть уникальная возможность попоститься таким постом, каким он и был задуман. Мы знаем, что посты возникли в Палестине, на Востоке, где тепло и все прекрасно растет. И у нас сейчас все цветет и растет – овощи, фрукты, ягоды. И если мы решимся поститься именно в пище, то у нас есть огромная возможность сделать это вкусно и приятно.
Но любое ущемление себя в пище не самоцель. Мы все время говорим о том, что пост в пище – это некий мост, дорога к христианской жизни, к счастью через добродетели. И если я захочу творить добрые дела, я могу творить их и с сытым желудком, набитым мясом, курочкой и так далее, но делать эти добрые дела мне будет очень тяжело. Если же я буду делать это с сытым желудком, но без животной пищи, я почувствую, что делать это намного легче.
По установлениям нашей Церкви, если мы путешествуем, даже в самый строгий пост разрешается не поститься, потому что в путешествии у нас выбора нет. Но апостолы постились и в путешествии, потому что понимали, что через пост они становились ближе к Богу, у них открывалось больше возможностей быть счастливыми.
Пост – это средство для того, чтобы быть счастливым. Если же мы ограничиваемся только постом в еде, то это глупо. Мы просто заходим на этот мост, стоим на его середине, чего-то ждем и никуда не двигаемся.
А какой аскетический подвиг можно еще взять на себя, кроме пищевого?
– Начнем с самого малого – с вечернего и утреннего правила. Есть проблема, особенно у живущих в больших городах, – мы его не вычитываем. Если это можно как-то понять вне поста, то сейчас именно то время, когда нужно начать читать правило, и если делать это 2–3 недели, то это войдет в привычку, и потом мы будем делать это всю жизнь.
То есть начинаем с основного – с чтения утренних и вечерних молитв, а между ними вставляем чтение Священного Писания – Евангелия от Марка или Деяний святых апостолов. Это минимум, первый наш шажочек. А если мы это уже делаем, то можем начать молиться за себя более усиленно. Получается молиться за себя – значит, нужно молиться за кого-то еще.
Мы знаем, что Ксения Петербургская вышла на свою проповедь, на свое служение ради своего умершего мужа. У нее была задача – спасти мужа, который умер без Причастия, и из-за этого она стала юродивой. Постепенно она стала молиться за все большее и большее число людей.
Вспомните, когда мы летим в самолете, нас всегда инструктируют, что в экстренных случаях маску сначала нужно надевать на себя, а потом на ребенка. Так и здесь. Сначала мы сами напитываемся благодатью, а потом можем раздавать ее другим.
Петров пост готовит нас к празднику святых апостолов. А в чем заключается апостольское служение современного человека в современном мире?
– Существует мнение, что сейчас это уже невозможно. Слово «апостол» переводится на русский язык как «посланник», а посланник в переводе с еврейского, греческого языков и так далее означает «миссионер». То есть любые наши миссионерские дела и дела милосердия – это апостольское служение.
Вы подошли к бабушке или дедушке и отдали булочку со словами: «Приятного аппетита», – и вы уже апостол. Вы подарили своему коллеге в день рождения не бутылку коньяка, а Библию в хорошем издании и сказали: «Дорогой, читай во славу Божию», – и это тоже апостольство. Каждый вечер или хотя бы раз в неделю вы читаете детям Евангелие и объясняете прочитанное – и вы апостол.
Вы проповедуете и распространяете христианство вокруг себя, и самый лучший критерий этого распространения – когда вы сами христиане и знаете, что и как нужно делать. Вы своей жизнью свидетельствуете о том, что вы христиане. Преподобный Серафим Саровский говорил: «Спасись сам – и тысячи спасутся вокруг тебя». Поэтому спасаемся сами – сначала маску на себя, а потом на ребенка.
Нужно ли человеку уподобляться апостолам в проповеди и как правильно это делать?
– Мы можем уподобляться апостолам в проповеди Евангелия, но, конечно, мы не можем, как апостолы, встать на пересечении дорог и начать проповедовать. К сожалению, это будет воспринято плохо. Но мы можем своей жизнью, своими поступками, своими действиями проповедовать Евангельские истины.
Иногда мы проповедуем Евангелие, если промолчали. Вот коллеги хорошенько моют кости начальнику, а ты стоишь и молчишь, и у тебя спрашивают: «А чего это ты молчишь, дорогой?» А кто-нибудь скажет: «Да он христианин, он никого не осуждает». Как-то мы с друзьями начали кого-то осуждать (не думайте, что мы никого не осуждаем, мы тоже осуждаем). И я до сих пор помню, как один человек встал и сказал: «Ой, мне пора», – и ушел. Все мы поняли, почему он ушел, и нам стало стыдно. Я до сих пор помню это.
Вопрос от Елены: «Что делать, если я не могу найти в себе силы поверить в Бога?»
– Обратимся к Священному Писанию, как один человек возгласил Христу: верую, Господи! помоги моему неверию. Проблема веры – это проблема каждого из нас. Господь говорит: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет. А горчичное зерно – это очень-очень маленькое зернышко. Но мы с вами не можем этого делать. Это говорит о том, что наша вера очень слабая.
В наше время мы очень часто опираемся на свое мнение, позволяем себе поступать так, как считаем нужным, а это первое, что отдаляет нас от принятия того, что мир создан Богом, что Он Владыка и Правитель этого мира и что все здесь происходит по Его воле, все зависит от Него. Если же мы сами принимаем решения, то мы живем в мире, где бог – это мы, где наши слова – закон и мы можем делать все. И очень часто наши действия противоречат Евангелию.
Вот мы скажем: «Господи, моя воля – ничто. Я плачу о том, что я полный ноль. Скажи, как правильно». Откроем Писание, почитаем святых отцов, но так, как там говорится, поступать совсем не хотим. В Писании сказано: просящему у тебя дай, а мы не хотим подавать всякому просящему, потому что, например, он алкоголик. Но нужно без всяких разговоров делать так, как сказал Господь. Мы начинаем так делать, и у нас открываются глаза, и мы все уже понимаем – почему, как и зачем.
Нам нужно понять, что все мы больны, все уничтожены грехом, мы ходим, как толпа живых мертвецов (кстати, термин «живые мертвецы» очень часто используют святые отцы). Все мы заражены этой болезнью, и то, что для нас хорошо, по факту ужасно. Но для того, чтобы вылечиться, мы получаем вакцину, а вакцина – это Христос. Мы ее принимаем, мы доверяем ей, начинаем строить свою жизнь только через призму Евангелия и становимся счастливыми.
Вот маленький ребенок делает какие-то вещи, не зная последствий. Например, прыгает с гаража. Мы знаем, что, если так делать, можно упасть и сломать ногу, но он не знает, падает, ломает ногу и не понимает, в чем здесь проблема. А проблема-то в том, что не нужно было даже идти туда. И Евангелие пишет об этом. Даже если мы, как маленькие дети, чего-то не понимаем, в Евангелии написано, как избежать опасности, как сделать правильный выбор, и тогда мы не будем ошибаться и будем счастливы.
Батюшка, дайте краткое наставление нашим дорогим телезрителям в Петров пост.
– В конце каждого поста я всегда немножко расстраиваюсь из-за того, что планов было много, а сделал я мало. Проблема в том, что я многое пропустил в это время. И, чтобы в праздник Петра и Павла мы не огорчались об этом упущенном времени, дай Бог, чтобы каждый из нас прямо сейчас написал свой план на пост: читать Писание, позвонить маме, навестить бабушку – сделать доброе дело. И вы увидите, что дела, которые мы не могли сделать три года, мы, условно, сделаем в четверг. Поэтому дай Бог всем нам в посту возрастать.
Записали:
Нина Кирсанова
и Людмила Белицкая
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!В сегодняшнем Евангельском чтении (Мф. 10:32–33, 37–38; 19:27–30) находим очень сильные, в каком-то смысле даже страшные слова. Господь говорит: кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцом Моим Небесным. Когда говорил об этом Господь две тысячи лет назад, еще не было всей той долгой истории, в течение которой Его слова многократно актуализировались, являя людям величайшую Божию истину: если отрекаешься от Бога, то и Бог от тебя отворачивается, и живешь по своим законам или вообще без всякого закона. И мы знаем, к чему и в нашей стране привела жизнь без Бога.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.