Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №25 (1210) → Протоиерей Вадим Буренин: Мое место в храме

Протоиерей Вадим Буренин: Мое место в храме

№25 (1210) / 1 июля ‘23

Беседы с батюшкой

Мы часто не чувствуем, что храм – это место и нашего служения тоже. Мы думаем, что в нем есть служащие священники и диаконы, люди, которые поют, и те, кто следит за порядком. У них есть место в храме. А мы приходим и уходим, то есть мы – «захожане». Насколько я прав в своих опасениях?

– Каждый для себя делает выбор самостоятельно. Многие сейчас приходят в церковь в детском возрасте. Не могу не вспомнить отца Иоанна Кронштадтского, память которого (прославление) мы совершали на днях. Когда он родился, за него очень сильно переживали, выживет или нет, поэтому не стали долго ждать и крестили его.

Дальше он начал возрастать в Церкви: посещал храм, молился в нем. Думал ли он, что когда-нибудь станет священнослужителем? Наверное, такие мысли у него и появлялись, но ребенку до этого было еще далеко. Именно в храме Божием он ощутил радость, почувствовал себя счастливым и понял, что свою дальнейшую жизнь не мыслит без Церкви Божией. Он обрел себя именно в Церкви.

Обретали себя в Церкви и многие другие угодники Божии. Можно вспомнить благоверного Великого князя Александра Невского. Он тоже с детства присутствовал в храме Божием. Думал ли он когда-нибудь, что будет занимать в Церкви то или иное место? Скорее всего, такие мысли тоже могли его посещать, но прежде всего он готовился именно к княжескому служению. А его княжеское служение и место в Церкви совершенно не отделимы. Недаром перед отходом в вечность он принимает схиму, то есть мыслит себя человеком Церкви Христовой. Сколько бы мы ни говорили о наших святых угодниках Божиих, мы всегда вспоминаем о том, что они в Церкви обрели свою жизнь.

Я вспоминаю, как еще в советский период (в 80-е годы) мы приходили, например, в Преображенский собор, и у каждого там было свое место. Люди приходили в церковь, становились на место, которое они выбрали, и буквально считали, что это их место в церкви. Человек мог даже принести с собой маленький коврик, положить его и считать это конкретное место своим. Могли даже сказать: «Мальчик, не становись на это место, оно мое». То есть определяли свое место именно как местоположение непосредственно в храме.

Мы никогда так не делали. У нас никаких своих мест не было, такое даже в голову не приходило. Было неприятие этого, оно и по сей день остается. Если ты пришел в церковь, то должен отложить все мысли, связанные с житейской суетой. Потому что ты пришел сюда к Богу, чтобы вместе со всеми (с общиной) помолиться Ему единым сердцем и едиными устами. А когда начинается выяснение отношений, где чье местоположение, это уже никуда не годится.

Жизнь с Богом в Церкви может быть очень содержательной (а может и не быть). Если человек доверяет себя Духу Святому, начинает соработничество с Ним, то он ощущает, что храм Божий и есть его центральное место. С одной стороны, человек сам по себе представляет ценность перед Лицом Божиим. В то же время ощущает свою общность с другими людьми, понимая, что здесь он вместе со всеми хочет спастись и стать наследником Царства Небесного.

Празднуя Покров Божией Матери, мы видим на иконе, что Божия Матерь простирает Свой покров над всеми молящимися, хотя каждый стоит на своем конкретном месте. Мы должны чувствовать, что Господь над нами, Он любит нас. А то или иное местоположение в церкви не является определяющим. Самое главное – наша любовь к Богу и ближним. Если есть любовь к ближним, то не может быть выяснения отношений, кому где стоять. Но, к сожалению, такое случается, когда у кого-то есть определенное недопонимание ситуации. Конечно, очень важно, чтобы ему объяснили это и помогли обрести подлинную жизнь с Богом.

Наверное, это может сделать только настоятель. Я же не могу сделать замечание человеку по поводу того, как он себя ведет?

– Здесь такая ситуация, когда мы можем пройти мимо, а можем и сами с любовью попытаться человеку объяснить это. И если мы не найдем с ним взаимопонимания, тогда уже можно обратиться к настоятелю. Мне кажется, мы не должны здесь действовать по принципу: «Моя хата с краю, ничего не знаю», как будто нас это совершенно не касается. Если все мы члены одной Церкви, то происходящее вокруг нас имеет к нам самое непосредственное отношение. Любовь и проявляется в том, что мы не должны проходить мимо того или иного события, происходящего у нас на глазах, а принимать в нем самое деятельное участие.

Мне вспоминается, что отец Иоанн Кронштадтский даже после сорока лет своего служения приходил в Андреевский собор в те дни, когда служил не он (священники служили Литургию по череде, и он тоже находился в ней), и читал молитвы, Апостол, пел. То есть человек, даже будучи в священном сане, может принимать самое деятельное и активное участие в службе не только тогда, когда сам совершает богослужение. Иоанн Кронштадтский тому очень хороший пример.

Более того, у отца Иоанна Кронштадтского перед богослужением в церкви было еще и социальное служение: его ждали люди, которые хотели с ним пообщаться. Это говорит нам о том, что жизнь в церкви не ограничивается только ее стенами. За пределами храма есть социальное служение, и оно может осуществляться даже на паперти, когда мы можем помочь тем или иным людям.

Батюшку встречала толпа, часть ее составляли люди, приехавшие из разных мест Российской империи. Они приезжали со своими проблемами, нуждами, скорбями, надеясь, что обретут здесь помощь еще до того, как будет совершаться Литургия. Другая часть людей – это нищие, бедняки, которым нужна была именно финансовая помощь. Отец Иоанн раздавал каждому из них по копеечке.

Известно, что, например, к одному купцу он заходил в течение нескольких лет и каждое утро разменивал у него 10–15 рублей по копейке. Один раз он менял 20 рублей по копейке, и купец очень переживал, что у него самого есть много людей, которых надо отпустить, а тут приходится отсчитывать по копеечке, потратив на это много времени.

Мы видим такую его любовь: Иоанн Кронштадтский тратил свое время, которого у него было не так уж и много, на то, чтобы оказать людям помощь. Он знал, что людям эта помощь нужна, и разменивал деньги. При этом к нему боялись подойти профессиональные попрошайки, потому что точно знали, что Иоанн Кронштадтский их обличит. Это тоже учит нас тому, что наше поведение должно быть понятным для окружающих, предсказуемым и последовательным.

Когда мы входим в храм Божий, то можем трудиться и волонтерами, и трудниками, и дворниками, обеспечивая чистоту перед храмом. Человек может совершенно точно обрести то или иное свое место, принимая непосредственное и деятельное участие в жизни храма.

Я с Вами абсолютно согласен. Но иногда сложно сказать: «Отец настоятель, чем я могу помочь?» Человек может постесняться подойти. Каким образом можно об этом узнать? На вашем приходе все время организовываются паломнические поездки. И наверняка есть люди, которые принимают в этом деятельное участие. Есть паломники, а есть те, кто в этом деле помогает. Любой труд востребован? Даже организаторский? И как об этом узнать?

– Это очень животрепещущий вопрос, и для меня он стал актуальным с самого начала моего служения. Люди приходили со своими просьбами, нуждами, я знакомился более подробно, чем они занимаются, и, насколько возможно, помогал, давая возможность другим прихожанам себя проявить. И я не один такой пастырь Церкви. Рядом с нашим храмом Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове расположен Иоанновский монастырь, где до недавнего времени служил протоиерей Николай Беляев (Царствие ему Небесное). У него была книжечка, куда он записывал своих духовных чад, прихожан и помечал, кто чем может помочь. В результате сложилась община, в которой люди оказывали помощь по разным направлениям. Если кто-то может помочь довезти кого-то на машине и располагает для этого временем, к нему обращаются за помощью. Если кто-то может помочь организовать какое-то торжество, обращаются к нему. Если есть те, кто может помочь по уходу за больным, обращаются к ним. То есть определенные прихожане имеют возможность помогать по разным направлениям.

У нас на приходе точно так же: по разным направлениям оказывается помощь тем, кто в этой помощи нуждается. Если кого-то нужно довезти до храма или из храма, мы довозим. Если нужно посетить больного прихожанина в той или иной тяжелой ситуации, такая помощь тоже оказывается. То есть священнослужитель имеет возможность очень деятельно участвовать в жизни своих духовных чад, прихожан.

Не все прихожане духовные чада одного священника, тем не менее настоятель храма (или старший священник, как в Иоанновском монастыре) имеет возможность общаться со всеми на приходе. И люди, обращаясь за помощью, ее получают. Мы видим жизнь общины в полном объеме. Я очень надеюсь, что и на других приходах в нашей стране люди стремятся к тому, чтобы то, чем они занимаются, могло помочь в том числе и в жизни общины.

Есть еще один момент, который мы тоже укладываем в тему о своем месте в храме. Я имею в виду участие в богослужении (всенощном бдении, Литургии, молебнах). Мы часто безграмотны даже в знании Литургии, я уже не говорю про всенощное бдение. Согласитесь, что религиозная безграмотность – распространенное явление. Каким образом можно найти свое место в богослужении, если не знаешь богослужения?

– Здесь очень важно, чтобы у каждого человека был духовник, который может помочь духовным советом. Кроме того, в Санкт-Петербурге есть епархиальные курсы, где изучается литургика, и можно более подробно познакомиться с богослужением. На нашем приходе действуют Свято-Предтеченские катехизаторские курсы, мы очень подробно объясняем то, что происходит в храме, очень подробно разбираем богослужение. Также проходят занятия по церковнославянскому языку. Желающие принять деятельное участие в службе могут и почитать в храме, и попеть. У нас есть два любительских хора, проходят регулярные занятия. Хоры действуют не первый год.

То есть у людей есть возможность всесторонне проникнуться величием, красотой нашего богослужения и принимать в нем самое деятельное участие. Я очень рад, что многие прихожане так и поступают. По субботам любительский хор у нас занимает целый придел – приходит очень много людей, которые поют. Состав каждый раз не один и тот же (кто-то может прийти, кто-то не может). Люди считают для себя это очень важным. На ранних службах тоже поет любительский хор.

Главное, чтобы человек старался проявить свою активность, прилагал усилия для ознакомления с богослужением. Тогда он сможет, насколько будут позволять время и его способности, принимать более деятельное участие во всем. Ведь кто-то может во время службы помогать и в каких-то других вопросах. Например, в храм приходят родители с маленькими детьми. Знаю, что на некоторых приходах есть воспитатели, которые в то время, когда родители молятся, занимаются с детьми в помещении воскресной школы, а потом приводят детей именно к Причастию. В результате во время богослужения и родителям не надо постоянно отвлекаться на детей, и детям не надо суетиться и нервничать, и все прихожане могут спокойно молиться. Всегда есть возможность себя применить в той или иной ситуации.

Представим себе, что человек предлагает какую-то свою идею: «Давайте сделаем вот это». Нам всегда кажется, что только от церковнослужителей должна исходить инициатива. Если кто-то предлагает провести конкурс, фестиваль или еще что-нибудь, такая инициатива приветствуется?

– Это поощряется. Прекрасно, когда люди хотят принять деятельное участие в чем-то. Знаю, что некоторые даже расстраиваются: «Батюшка, а почему вы нас не пригласили? Мы тоже хотели принять участие». Бывает, люди приходят и говорят, что хотят к тому или иному великому празднику окна помыть. Это замечательно. Некоторые говорят: «Зима закончилась, давайте мы храм помоем, территорию приберем».

Такое желание людей, если у них есть возможность, время, здоровье принять участие в деле и улучшить то, что есть, конечно, поощряется. Более того, это важно, нужно и необходимо не только в храме. Есть часовни, церковные дома, богадельни. Такая помощь нужна. И когда в народные массы бросается воззвание с просьбой помочь в той или иной ситуации, всегда находятся люди, которые откликаются и идут навстречу, помогают.

Например, я состою в попечительском совете Дома ветеранов войны, к памятным датам мы осуществляем те или иные мероприятия, концерты, фестивали, в том числе моем фасад, окна. И каждый раз находятся добрые люди, готовые прийти на помощь. Хотя это бюджетная организация, государство выделяет необходимые средства, тем не менее в той или иной ситуации мы можем проявлять свою любовь, инициативу, чтобы улучшить положение. Окружающим ведь тоже от этого лучше. Каждый чувствует, что он может частичку себя отдать другим, поделиться своей любовью, радостью с окружающими.

Недостаточно декларировать свои добродетели, самое главное – дело делать. Именно служением и возможно найти свое место в храме. Еще один вопрос. Часто мы свои дела милосердия и служения измеряем в деньгах. Выходя из храма, мы раздаем мелочь людям, которые стоят с протянутой рукой, и говорим себе: «Какой я молодец – пожертвовал!» Галочку поставили – и спокойно идем дальше. Денежное отношение к происходящему имеет две проблемы. С одной стороны, мы за деньги, грубо говоря, покупаем свое спокойствие. С другой стороны, разве это способствует тому, чтобы мы нашли свое место в Церкви?

– Вспомним отца Иоанна Кронштадтского. Ведь те деньги, которые он разменивал, чтобы раздать нищим, он не на улице находил. Приходили добрые люди, давали ему деньги, чтобы он распорядился ими по своему усмотрению. И он распоряжался, помогая не только нищим, но и тем, кто приходил к нему с просьбой помочь в вопросах, связанных даже с церковной жизнью.

Когда человек имеет излишек денег и может употребить эти деньги во благо Церкви, он это делает. Но это внутреннее состояние человека. Вспомним преподобного Серафима Вырицкого. Он занимался таким делом, которое ему стало приносить достаточные финансовые средства...

Вы имеете в виду, когда он был купцом?

– Да. Деньги, которые у него были, он использовал для церковной жизни, на благо Церкви, помогал, насколько возможно.

Каждый раз, когда у нас есть возможность поделиться средствами и помочь кому-то, мы, конечно, стремимся помочь. Я знаю таких священников на нашем приходе и вообще знаю священнослужителей, готовых отдать собственные деньги, чтобы помочь тому или иному человеку. А ситуации бывают совершенно разные. Кому-то нужны деньги на лекарства. Человек приходит в храм и говорит: «Знаете, выписали столько лекарств, а денег не хватает. Помогите, пожалуйста». И мы, конечно, помогаем. Кого-то освободили из мест заключения, он приходит и просит помочь в такой тяжелой ситуации. Мы помогаем. У кого-то деньги украли, а ему нужно приобрести билет. Я обращаюсь к тому или иному прихожанину или, если есть возможность, сам помогаю, чтобы человек смог приобрести билет.

Таким образом мы проявляем милосердие, сострадание, любовь. И эта любовь не абстрактная: мол, я помолюсь – и спаси тебя Господи. Это деятельная любовь. Она проявляется в каждом конкретном случае, и она должна быть разумной. Мы должны понимать и отдавать себе отчет в том, что делаем это во славу Божию, а не с такими мыслями: «Поскольку я верующий, мне надо это совершить, потому что я хочу наследовать Царство Небесное».

То есть мы проявляем любовь и милосердие не потому, что есть такая обязанность (которая для кого-то, может быть, становится чисто формальной), а потому, что таково наше внутреннее состояние, мы этим живем, это потребность. Мы не можем поступить по-другому, не можем не помочь нуждающемуся.

Вы говорили про паломничества, которые объединяют людей. Неоднократно на приходе мы осуществляли благотворительные поездки. И делаем так из года в год: никаких денег на поездки не собирали и не собираем. А люди имеют возможность помолиться в том или ином месте. Это объединяет. Особенно когда это касается онкобольных, которым мы не только читали лекции, молились с ними в храме, но и давали возможность совершить паломничество к той или иной святыне, в тот или иной монастырь. И после этого многие говорили: «Батюшка, у меня появился вкус к жизни. Хочется жить во славу Божию». То есть они обрели жизнь с Богом.

Ведь немало людей, которые верят в Бога, но при этом говорят: «Я жить не хочу». То есть человек не хочет брать на себя никакую ответственность в этой жизни, не хочет, проснувшись, сказать своим близким: «Доброе утро!» Не хочет молиться, не хочет ходить в храм Божий, никакие дела совершать. То есть проявляет себя как настоящий эгоист. Вот такое внутреннее состояние.

Тот, кто живет с подлинной любовью к ближним, каждый раз стремится кротко проявить себя так, как нужно в данный момент. И он не бьет себя в грудь: «Вы же знаете, я не могу по-другому, поэтому обращайтесь, я не могу отказать...».

Очень важно, чтобы человек действительно любил Бога и ближних своих и оказывал дела милосердия и сострадания.

Есть возможность себя проявить и при нашей Санкт-Петербургской епархии, и при других епархиях, и люди проявляют себя. Очень радостно, что это делается с искренней любовью, с искренним пониманием того, что они могут это сделать.

Поэтому те люди, которые приходят, не то что не изгоняются вон, но, наоборот, мы всегда им рады и готовы помочь прежде всего в обретении жизни с Богом. И в дальнейшем человек может найти свое место в Церкви, принимая самое деятельное во всем участие...

Записали:
Таисия Зыкова
и Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс