Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №20 (1205) → Священник Константин Кокора: Бог не заставляет нас верить в Него

Священник Константин Кокора: Бог не заставляет нас верить в Него

№20 (1205) / 22 мая ‘23

Беседы с батюшкой

Когда мы учились в семинарии, поздравляли друг друга с праздником – днем расслабленного. Шутки шутками, но почему в Пасхальные дни мы вспоминаем это событие? Что за Овчая купель? Где она сейчас? Почему чудеса прекратились?

– У нас было другое – что это профессиональный мужской праздник. Сначала Неделя жен-мироносиц, а потом Неделя о расслабленном.

Все довольно грустно. Расслабленный – это паралитик, он лежал тридцать восемь лет около купели Вифезда близ Иерусалима. Она называется Овчая, потому что через нее прогоняли скот, чаще всего овец. Этот человек лежал в числе прочих людей с поломанными судьбами, которые болели, изнемогали.

Почему они были у этой купели? Потому, что раз в год воды в ней возмущались, и сказано: кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал. Есть стих в эпизоде с исцелением, отсутствующий в самых древних рукописях, о том, что ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду. Таким образом она становилась целебной.

Важно, что Спаситель обращается именно к этому человеку. Он задает ему вопрос: хочешь ли быть здоров? Ответ напрашивается сам собой. Кто бы сказал, что не хочет? В Евангелии нет ни одного лишнего слова, и Господь задает вопрос не просто так. К сожалению, есть категория людей, которые пользуются своим унизительным положением, когда не могут работать, обеспечить сами себя в силу тех или иных обстоятельств. И они находят в этом некую прекрасность, говорят: «Мне и так хорошо, я работать не хочу и не буду. Мне нравится, когда меня кормят и обо мне заботятся». Поэтому Христос и спрашивает, собирается ли он менять свою жизнь, если станет здоров; сможет ли найти в себе силы жить своим трудом, искать себе пропитание, быть здоровым не только физически, но и душевно.

Человек отвечает, что хочет. И, наверное, он ждал, что Христос поможет ему подойти к воде. Он говорил о том, что нет никого, кто бы ему помог. Но Иисус вместо того, чтобы окунуть его в купель или попросить апостолов сделать это, говорит: встань, возьми постель твою и ходи. Это двойное чудо. Если долго лежать, у нас затекает какая-то конечность, и мы не можем сразу начать двигаться. А этот человек лежал в параличе тридцать восемь лет и вдруг встал, взял циновку и пошел. Это уникально.

Дальше враги Христа, ревнители религиозных практик и традиций – фарисеи, спрашивают расслабленного, Кто его исцелил. Он отвечает, что не знает. И они говорят ему: сегодня суббота; не должно тебе брать постели. То есть их волнует не то, что он здоров, а то, что Иисус исцелил в субботу.

«Подумаешь, чудо».

– Чудо-то ладно, главное то, что Он субботу нарушил. В очередной раз мы видим в Евангелии конфликт формы и содержания первостепенных и второстепенных вещей. В итоге фарисеи допрашивают этого человека.

Он встречает Иисуса второй раз, и Христос говорит ему еще одну знаковую фразу: не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже. То есть какие-то его действия привели к тому, что он стал паралитиком. Видимо, он вел такой образ жизни, что оказался в этом тяжелом положении. И человек возвращается, говорит фарисеям о том, Кто сделал это чудо. Может, он таким образом сдал Христа или же, наоборот, хотел Его проповедовать. Святые отцы по-разному оценивают это действие. В любом случае конфликт разгорается с новой силой, возрастает их желание разделаться со Христом за то, что Он ставит себя равным Богу, приказывает человеку ходить, прощает грехи, повелевает природе изменяться. Все это будоражит их ум, и они с новой силой наступают на Него.

Эпизод очень сильный, продолжительный, ему посвящена целая неделя. Эта купель была найдена археологами, сейчас ее можно посмотреть. Она большая, вместительная, с цистернами. Люди находились там в ожидании чуда. И оно достигло этого человека, который, как мы надеемся, спасся, исцелился и даже поменял свой образ жизни.

В те времена часто были какие-то чудесные явления. Люди входили в воду в нужное время, ангел сходил, вопросы решались. И сейчас многие не отказались бы от таких чудес. Почему они тогда совершались? Почему Христос их совершал? Неужели Ему нужно было благодаря им привлечь к Себе как можно больше людей? Или здесь есть что-то особое?

– Мы мыслим, как люди. Если бы в нашей жизни были какие-то чудеса, то мы их сразу бы растиражировали, привлекли к себе внимание.

Были бы новости, социальные сети, подписчики.

– Господь же делает наоборот. Помните, Он часто советует не распространяться о чудесах. А на какие-то большие чудеса, как Преображение, Он берет только трех апостолов. То есть даже не все апостолы удостаиваются чести видеть их.

Интересно, что в Евангелиях нет греческого слова «чудо». Там есть два слова, заменяюющие его: первое значит «могущество» или «сила», второе – «знамение» или «знак». То есть получается, что Христос не творит чудо в прямом смысле, это всегда либо явление Божия могущества, либо знак. Евангелие от Иоанна недаром называют «Книгой знамений»: там используется только слово «знамение», то есть знак того, что Христос есть Царь.

В древности люди не сомневались в существовании чудес и в том, что кто-то мог творить их. Но знамения Иисуса ставят другие вопросы: Кто есть Христос, если Он творит такие чудеса? Что означают эти чудеса? На что они указывают? Конечно, для верующих они значат, что Христос есть Царь, это знамение пришествия Царства Божия в силе. Само Евангелие напрямую говорит только о Царствии Божием.

Чудеса обязывали людей. Христос перед сотворением чуда часто спрашивает, верит ли человек, сможет ли вместить это в себя. Почему? Кому-то Он говорит, что тот исцелился, кому-то, что спасся. Чудо – это вторая сторона служения Христа. Первая – Его проповедь о покаянии, а вторая – чудеса, наглядная проповедь Евангелия. Когда Господь творит какое-то чудо, Он надеется на то, что человек исцелится не только физически, но что прозреет его душа и он станет христианином, Его последователем.

Из Евангелия мы знаем, что такие люди были. Они оставляли то место, где получали милостыню, уходили из семьи и следовали за Христом именно потому, что понимали, что Он есть источник жизни.

В наше время чудес меньше. Но мы можем ошибаться, ведь о чудесах не сильно распространяются. Думаю, в жизни каждого есть вещи, которые он вкладывает в копилку своего сердца, понимая, что так его посетил Господь. Какие-то исцеления или маленькие чудеса. Может, человек опаздывал, но успел. Или не успел, но это спасло его жизнь. Может, кто-то не склонен об этом говорить, поэтому мы и не узнаем. Но это могло привести его к вере. И есть еще вторая сторона этой проблемы: даже в Евангелии не все, кто видел чудеса, приходили к вере. Они могли только удивиться.

Как прокаженные – один только вернулся.

– Да. Кто-то мог поблагодарить, что исцелен, и жить дальше примерно так же. Или, наоборот, чудеса могли приводить людей в неистовство и грех, как это было с врагами Христа. Человек исцелился, а их это напрягло.

Да, а нам кажется, что произошло что-то невероятное, что вот она – истина.

– В Евангелии от Иоанна Господь говорит, что сами чудеса не так необходимы для человека, они не могут заставить его поверить. Иоанн передает это так: пришел к своим, и свои Его не приняли. В другом месте Он говорит: люди более возлюбили тьму, то есть сами чудеса как свидетельства света им были не нужны. Это звучит парадоксально, но кому-то эти чудеса не были угодны.

Чудо всегда заставляет человека поменяться. Господь призывает учеников и дает им силы изгонять все вражеские ополчения. Апостол Марк пишет, что они проповедовали покаяние и творили чудеса. Они пошли и проповедовали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями.

В первую очередь, апостолы проповедовали покаяние. Господь говорит: ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное. А чудеса – это как бы сопроводительные знаки. И, если в жизни человека мало чудес, это не значит, что он неверующий, что Господь его не любит. Это, наоборот, значит, что вера его настолько большая, что чудеса ему в принципе не нужны. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что чем меньше в жизни людей чудес, тем более зрелая их вера.

Читая Евангелие, мы часто представляем себя именно людьми, принимающими чудо. Мы говорим: а где же чудо в нашей жизни? Но даже в сегодняшнем повествовании сказано, что не было человека, который спустил бы этого больного к купальне. Тридцать восемь лет не было. А где же я? Я не сказал, что сейчас побегу быстрее всех. Но где моя любовь, когда я говорю, что прибегу на следующий год, а тут пусть кто-то другой?

Так Господь указывает на необходимость милосердия к больным и прокаженным. Проказа была не только физическим недугом, но и моральным, нравственным. Это были изгои общества. Недаром в Средние века появились и стали популярны лазареты, лепрозории, где пытались исцелить людей. Церковь напрямую в этом участвовала, потому что больным нужна была не только физическая поддержка, но и моральная.

А Христос прикасается к прокаженным. Это был скандал. Он дает коснуться Своей одежды и кровоточивой женщине. Господь убирает средостения между людьми, разрушает ритуальные перегородки, мешающие тому, чтобы человек относился к другому как к образу и подобию Господа. Он помогает расширить любовь, распространить милосердие как можно шире.

В Священном Писании не так много чудес. В Евангелиях их порядка тридцати пяти. За три с половиной года служения. Девятнадцать в Евангелии от Матфея, восемнадцать в Евангелии от Марка, двадцать в Евангелии от Луки и семь в Евангелии от Иоанна.

Апостолы не стремились передать благовестие Христа только чудесами. Их заботили не столько сами чудеса, сколько то, на что они указывают. Все чудеса укладываются в одну схему: у человека есть какая-то надобность – болезнь, беснование, страдание, вопрос, требование исцеления (иногда безмолвное), потом следует ответ Христа в виде незамедлительной помощи, происходит исцеление, и тут же толпа реагирует: или она уверовала, или восхищена, или улюлюкает и так далее.

В каждом чуде есть некая сноска – то, на что оно указывает. Например, Спаситель спрашивает: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? Он не просто так это сказал. Он указывает на то, что люди живут только этим чудом. А жить чудом неправильно. Мы не можем только требовать от Бога чудес. Когда-то они прекратятся, и мы останемся ни с чем, потому что мы не нашли Бога в этих чудесах, не обрели веру, не стали довольными и благодарными за них.

Очень важно еще и то, что через чудо Господь показывает Самого Себя. Он приглашает человека найти источник. Не довольствоваться только чудом, а пойти дальше.

Мы все равно ищем чудеса у разных бабушек, целителей, экстрасенсов. Почему-то их чудеса милее, что ли, для многих? Или спрос рождает предложение?

– Да. Мы с вами говорили о язычниках, а это все очень близко, люди этим сейчас очень живо интересуются. Посмотрите, сколько таких журналов в киосках.

И люди чем интересуются? Гороскопами, кто ты по знаку Зодиака, в какой год родился. Поразительно, что и чудеса люди примечают: вот мне это помогло. Помню, женщина раскладывает карты Таро. Естественно, это грех, она об этом знает. Я говорю: «А Вы можете от этого сейчас отказаться (на самом раннем этапе)?» Она говорит: «Нет, уже не могу». То есть человека это все обязывает, привязывает к чему-то. Он приходит к экстрасенсу и понимает, что от того зависит его жизнь. Еще и ментальная психологическая привязанность будет стопроцентная. И люди говорят, что какие-то чудеса происходят.

Чудо чуду рознь. Чудеса есть вообще везде. Есть чудеса в других религиях, когда физические законы преодолеваются. Человек может очень долго не есть или не пить, или предать себя самосожжению. Но у Христа каждое чудо на вес золота, потому что оно всегда осмысленное. Христос всегда руководствуется целью спасения человека, чтобы это чудо помогло ему обрести физическое и духовное прозрение. Чтобы это чудо, в конце концов, сделало его полноценным.

Поэтому после чудес, которые происходят не с помощью Бога, человек может вообще никак не поменяться: не стать более сострадательным, более вдумчивым, более верующим, милосердным и любвеобильным, более благодарным. Чудо от Христа – это всегда призыв к перемене своей жизни.

Вопрос телезрительницы: «Для меня самое главное чудо – это жить по Евангельским заповедям. Но выходит, что у меня веры нет, если у меня ничего не получается? Я верю в Господа Бога своего, в Творца. Его заповеди прекрасные, они мне очень нравятся, до слез. Святые отцы пишут (особенно я люблю Иоанна Кронштадтского): делай вот так и так. Начинаешь делать – все кувырком. Ну хоть бы что-то я у себя отметила, что у меня что-то получилось! Но ни грамма не получается! Начинаешь стараться – спотыкаешься, и ничего не получается. Естественно, и уныние приходит, иной раз и ропот. Как быть? Вера-то есть…».

– Мы в начале нашего эфира сказали о мнении святителя Иоанна Златоуста: чем меньше чудес, тем осознаннее вера. Поэтому, наоборот, ваша вера тем и крепка, что в ней нет каких-то чудес и знамений, но при этом вы идете за Христом. Христос говорил: возьми крест свой, и следуй за Мной (Мф. 16:24). Как отмечал христианский философ Кьеркегор, идти вслед за кем-то – это не видеть спины впереди идущего. То есть идти за Христом, когда Он при тебе, когда есть знамения, чудеса, когда все спорится и ты сам становишься источником чудес, – это одно. Но когда ты идешь и спотыкаешься, ничего не понимаешь, вроде как сеешь доброе, а пожинаешь злое от своих домочадцев – это как раз и есть исповедание Христа.

Вдумайтесь, ведь Сам Господь в таком же положении. Несмотря на обилие чудес, на Его восхитительную проповедь, на Его заповеди, что Он получает в ответ? Где вся та толпа, которых Он исцелил, когда Он был на Кресте? Никого нет. Казалось бы, где все эти прозревшие слепые, исцелившиеся бесноватые, бывшие хромые и так далее? Никто не пришел, не поднял руки, не возвысил голос в защиту Христа.

Как сказано в Евангелии, блаженны невидевшие и уверовавшие (Ин. 20:29). И поэтому ваша вера еще более крепка, чем вера людей, которые строят ее на чудесах. Наш век, может быть, более зрелый в этом отношении, с нас по-другому спросится. Конечно, время земной проповеди Спасителя было уникально. Никогда и нигде не было столько чудес. Но при этом Христос не строил Свою проповедь на одних чудесах. И сами апостолы не стремились передать все чудеса.

Помните, как Иоанн Богослов говорит, что не вместить всех чудес Христа в книги, то есть просто невозможно было их описать. Но чудеса когда-то заканчиваются. В Деяниях мы видим, что апостолы продолжают чудеса. Апостол Павел ни разу не пишет, что мы должны чудотворить, добиваться больших чудес.

Он говорит: даже если я могу горы передвигать и чудеса творить, но любви не имею – это не имеет абсолютно никакого смысла. Поэтому есть или нет чудеса – это не так важно, а важно то, как ты относишься к ближнему, как исполняешь заповеди.

Все в жизни будет по-другому, если вы не сойдете с этого пути. Когда-нибудь эти чудеса Вы точно обнаружите. Господь обязательно присутствует в вашей жизни, если вы живет по заповедям. Просто нужно, наверное, сколько-то потерпеть. Но вы блаженны в этом смысле.

Многие просят чудес, хотят их. Меня много раз спрашивали, какой эффект будет от общения с тем или иным священником. Я даже не знал, что ответить. Им хотелось каких-то резких изменений в своей жизни. Но если действительно в твоей жизни произошло чудо, как к нему нужно относиться?

– Чуда любой ценой добиваться не нужно в том смысле, что мы говорим: да будет воля Твоя на все. То есть момент доверия Христу в любой ситуации должен присутствовать, будет чудо или не будет. В Евангелии есть пример. К Иисусу приходят ученики Иоанна Крестителя, и Он говорит: идите и скажите ему, что слепые прозревают, хромые ходят, мертвые воскресают. Но Иоанн в скором времени будет обезглавлен. То есть само наличие чуда в жизни не изменяет хода природных вещей: мы обязательно будем болеть, все равно когда-то умрем и так далее.

Чудо именно в том, что Христос Воскрес. И это самое главное. В том, что мы обрели смысл жизни, через воскресение призваны найти Царство Божие в себе, обрести встречу со Христом, найти эти отношения. И поэтому чуда любой ценой просить не надо, но в первую очередь надо найти источник этих чудес. И тогда мы сможем заметить чудо даже в нашей повседневной жизни.

Записали:
Анна Вострокнутова
и Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс