Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №20 (1205) → Протоиерей Михаил Потокин: Молитва – самое верное средство открыть для себя веру

Протоиерей Михаил Потокин: Молитва – самое верное средство открыть для себя веру

№20 (1205) / 22 мая ‘23

Беседы с батюшкой

Вопрос телезрителя: «Я ежедневно молюсь и добавляю к утреннему правилу молитву о павших в Великой Отечественной войне, о тех, кто не пережил блокаду, кто погиб во время гонений. Считаю, что самое главное – не забывать молиться за наших павших воинов. Что еще посоветуете? Может быть, как-то еще можно за них молиться?»

– То, что вы делаете, – замечательно. Я считаю, это очень хорошо и может стать примером для других. Память о павших и благодарность тем, кто принес в жертву свою жизнь ради того, чтобы мы могли иметь жизнь свидетельствуют о том, что мы с вами духовно развиты и понимаем, что мы не просто так откуда-то взялись. Это и воля Божия, и в то же время жертва тех, кто защитил тогда нашу Родину.

Поэтому хорошо, что вы так делаете. Я бы не стал ничего добавлять. Если только в памятные дни еще что-то добавить: или литию краткую прочитать, или почитать Псалтирь, 17-ю кафизму, то есть что-то из заупокойных богослужений. Но специально усиливать правило не нужно.

Есть молитва о павших воинах. В конце зимы 2022 года Священный Синод рассмотрел, благословил и утвердил молитвы о воинах, в том числе есть молитва о павших воинах. Но, думаю, того, что вы делаете, достаточно. И спасибо вам большое, что вы сохраняете память о наших воинах. Я считаю, это важно.

Есть у нас родительская суббота Димитриевская, а вот именно в честь погибших во время Великой Отечественной войны нет. Может быть, Церкви хорошо было бы посмотреть какой-то поминальный день для этого. Потому что десятки миллионов погибших! Такой родительский день напрашивается. Или соединить поминовение в какую-то родительскую субботу (например, в Димитриевскую), или сделать отдельный поминальный день именно для павших в Великой Отечественной войне. Потому что огромное число людей погибло.

Еще один вопрос поступил от телезрителя: он считает, что в Библии есть противоречия. Какие – не указал. Скажите, в Библии есть противоречия?

– В Библии противоречий нет, потому что это богодухновенная Книга. Есть противоречия в нашем понимании Библии. Мы знаем, насколько далеко бывает наше понимание от того предмета, который мы изучаем. Мы всю жизнь изучаем природу и все никак не поймем, как она работает. Здесь то же самое.

Я хочу вот что сказать. Есть несколько моментов, которые очень важны для понимания библейских текстов. В частности, библейский текст очень высокий, духовно возвышенный. Для того, чтобы читать духовно возвышенные тексты, нужно иметь такое состояние души, которое может это усваивать. Если я пришел, например, с шумной вечеринки слушать органную музыку, то что будет?

Здесь важно состояние именно нашей души, а не библейский текст. Библейский текст свят, это Богом данный текст. Нам очень трудно его понять и запомнить. И его еще нужно исполнять. Стихи-то мы легко учим наизусть, а вот библейские тексты – никак. А почему никак? Потому, что исполнять надо, а исполнять трудно.

Мы легко читаем и запоминаем что-то низкое. Потому что мы в себе имеем много низких начал, которые подавляем волей. А о чем-то высоком думать сложно, потому что высокого в нашей жизни очень мало. Надо вспомнить какой-то духовный момент в своей жизни, когда душа немножко поднялась, – вот тогда можно понять, что написано. А нам проще читать какие-то детективные истории про разбойников, потому что в каждом из нас внутри сидит разбойник, и этот разбойник очень хорошо понимает других разбойников.

Сейчас все читают только короткие тексты. По сути, мы перестали читать книги, читаем только то, что видим в смартфоне...

– Я думаю, все-таки люди читают, но, к сожалению, читают меньше. Я не думаю, что в Средние века больше читали: во-первых, книг не было, во-вторых, грамотных было мало. Тут дело не в самом чтении только. Дело в том, как люди живут, чем живут, как понимают и усваивают прочитанное.

Есть такое воспоминание, по-моему, из жития Антония Великого. К нему пришел молодой человек и спросил, как ему жить монашеской жизнью. Антоний Великий ему сказал: «Возьми фразу из Священного Писания, например: блажен муж, иже не иде на совет нечестивых. И живи так». И молодой человек ушел. Прошло десять лет. Антоний подумал, что, наверное, юноша не справился, пошел его искать. Видит, он уже опытный монах и, когда молится, поднимается над землей. Антоний его спрашивает: «Как ты достиг этого?» Тот ответил: «Выполнял одно это: блажен муж, иже не иде на совет нечестивых». Он жил только одним этим словом, старался мысленно, чувственно не прикасаться ни к чему нечистому, нечестивому – и достиг святости.

Можно прочесть очень много книг, но при этом не приобрести ни разума, ни опыта, ни знания. Мне однажды в жизни удалось побеседовать с одним профессором, филологом Токийского университета. Он японец, преподает русский язык в Японии. Я его спросил, какой у него любимый писатель, подозревая, что это будет Достоевский. Он сказал, что это Федор Михайлович Достоевский, но в Японии его читают как мастера детектива.

Так что дело не только в книгах, дело в нас самих. Иногда, может быть, и слава Богу, что не читают, потому что прочитают и поймут, как детектив. Нужно все-таки к книгам относиться по-другому. А если серьезно читать духовную литературу, мы видим, что достаточно совсем немного прочесть и постараться это исполнить, чтобы это изменило твою жизнь. Поэтому чтение – это не только чтение пассивное.

Часто нам задают вопрос, нужно ли женщине покрывать голову платком при чтении Евангелия, зажигать лампадку или свечку?

– Я считаю, что покрывать женщине голову уместно в церкви, а зажигать лампады и свечи должно стать правилом. Но если человек никогда не зажигал их и молится без них, то можно и не делать этого. Здесь вопрос в том, чтобы читать сосредоточенно, не в расслабленном состоянии, лежа на диване, когда и внимания-то особого нет.

Есть очень хороший пример. Человек сходил к врачу, ему поставили диагноз, и он его читает. Он будет читать его очень внимательно, несколько раз, может быть, даже заглядывая в интернет, чтобы понять, что там написано. То есть, когда дело касается нашего здоровья, мы бываем внимательны и стараемся понять каждое слово.

Нам нужно осознать, что и чтение Евангелия очень важно, что оно меняет нашу жизнь, причем сейчас, а не когда-то потом. Если это станет для нас важным, то мы поймем, как достойно его читать.

Вопрос от телезрителя: «Человек живет не по средствам. Он может взять кредит и накупить себе каких-то вещей, совсем не умея тратить деньги. Что это такое?»

– Это грех сребролюбия, только обратная его сторона. У греха есть разные стороны. Есть чрезмерное накопительство и чрезмерная расточительность, и, в принципе, это одно и то же. То есть желание тратить деньги и желание их копить – одна и та же страсть, только разные ее полюса.

Здесь нужно помнить слова Давида: богатство аще течет, не прилагайте сердца. То есть сердце нужно все-таки оторвать от этого. Почему же мы это делаем? Не потому, что нам это нужно, а потому, что всякая страсть дает нам временное удовольствие. Вот пошли мы и купили три какие-то вещи по цене двух, и это доставило нам удовольствие.

Но нужно бороться с этим, потому что это мнимое удовольствие, оно больше у нас забирает, чем дает нам. Все-таки душа должна жить другим. Найдите себе другое занятие, а не просто ходите и что-то покупайте.

Просто сейчас везде очень много рекламы. Говорят: «Возьми кредит – 120 или даже 200 дней без процентов, и позволь себе все, что ты хочешь». Получается, что это провоцирует грех?

– Да, конечно. Это так же провоцирует, как провоцирует грех пьянства вид распивающих спиртное людей. То есть какие-то наглядные вещи провоцируют грех. Если бы людям, которые хотят взять кредит, показывали в рекламе последствия банкротства, наверное, они брали бы меньше кредитов. В Европе и Америке в плане борьбы с курением одно время показывали ролики о том, как люди умирают от рака легких, страшной болезни. И это действительно действовало на людей – убеждало их бросить дурную привычку.

Во всем подобном борются две силы: одна сила – желание получить огромную прибыль, а другая – духовное здоровье людей. Конечно же, человек имеет разум, и он волен поступать как хочет, но нужно помнить, что люди имеют слабину. И если мы знаем, что некто склонен к алкоголизму, не нужно открывать при нем бутылку и предлагать ему выпить, не нужно его искушать.

Часто я задумываюсь о том, что будет с обществом, построенном на потреблении, чем все закончится. Я понимаю: чем больше мы потребляем, тем больше производим. Чем больше мы производим, тем больше работаем. А чем больше мы работаем, тем, соответственно, у нас больше денег, и тем больше мы снова потребляем.

Эта спираль все время крутится, и экономисты капиталистического толка говорят, что предела этому нет. То есть людям нужно все больше и больше потреблять, больше работать, больше получать денег – и экономика будет расти.

Если же мы перестанем покупать и будем экономить, то экономика рухнет, зарплат не будет, люди потеряют работу и так далее. Вот чем нас пугают. На самом деле человек должен жить по средствам, он должен жить необходимым, а не желаемым, потому что желаемому нет предела.

Кстати, умение зарабатывать деньги тоже может быть талантом?

– Это талант, но, скорее всего, согласно Священному Писанию, это данность. Если в руки тебе течет богатство, которое ты не заработал, это значит, что ты оказался в нужное время в нужном месте. Конечно, есть люди, которые имеют определенный талант, но, как показывает практика, все-таки богатеют очень немногие. Из талантливых людей разбогател совершенно небольшой процент, а остальные остаются при своих талантах.

Мы знаем состоятельных людей, которые занимаются производством, знаем талантливых артистов и так далее, которые много заработали. То есть нет такого понятия – «талант приобретения денег». Человек должен что-то уметь делать – играть на бирже или на фортепиано и с помощью этого зарабатывать. На самом деле хорошо зарабатывает совсем небольшое количество людей.

Сейчас молодежь говорит: «Зачем учиться? Стану блогером и сразу начну зарабатывать». Но дело в том, что хорошо зарабатывают 10, 20, 30, пусть 100 блогеров, но не 10 миллионов. Остальные 10 миллионов блогеров не зарабатывают ничего. Молодым нужно помнить эту статистику.

Если кто-то выиграл в лотерею, не нужно бросаться играть в лотерею. Нужно понимать, что, согласно статистическим данным, выигрывает один из 10 миллионов. Есть другие способы и возможности жить. Люди живут не только деньгами, не только приобретением имущества.

Важно найти свое место в жизни.

– И найти интересное занятие, и раскрыть свой талант, но это уже другой разговор. Просто я хочу сказать, что ситуация с тратой денег сейчас действительно актуальна, потому что реклама провоцирует людей на то, чтобы они всё больше и больше покупали, приобретали новое.

А вопрос-то в том, нужно ли все это, есть ли в этом необходимость и какую цену мы за это платим, ведь мы платим не только деньгами, но и временем нашей земной жизни. Мы работаем, а свое время оцифровываем в валюте, в рублях и этими деньгами платим за вещи. Но стоит ли свое время обращать в вещи в таком количестве, в каком они нам не нужны? Конвертируется в вещи не только наш труд, но и время нашей жизни, а это очень серьезная величина.

А ставки на спорт? Как-то телезритель задал вопрос, не грех ли зарабатывать на ставках.

– Вообще, всякая игра не приветствуется, потому что игра – это тоже страсть. Здесь важно, что человек хочет заработать не трудом, а удачей. Игорная страсть хорошо описана у Достоевского в романе «Игрок». Это обычная страсть, такая же, как и остальные (пьянство, наркомания и так далее), только действует она по-другому. Страсть к игре основана на сребролюбии, на желании выиграть, приумножить выигрыш, но потом все равно все проигрывается.

Вопрос от телезрительницы: «Я домохозяйка уже десять лет. У меня дети-подростки. Почему многие не считают труд домохозяйки трудом? Ведь это тяжелая работа, причем она не оплачивается. И как относиться к тому, что родственники упрекают меня в том, что я нигде не работаю?»

– Думаю, что это совершенно правильное замечание, ведь труд домохозяйки – это настоящий труд ради семьи, ради воспитания детей. К сожалению, государство никак не оплачивает этот труд, и мне кажется, что это наша проблема. В многодетных семьях, где трое и более детей, требуется много трудиться, чтобы их вырастить, накормить, одеть, воспитать, обучить. Я считаю, что это, конечно же, труд достойный, и человек, который занимался воспитанием детей, должен иметь хоть какую-то пенсию. Мне кажется, такие разговоры у нас уже были.

В настоящей семье очень важно, что нет твоего и моего, что все наше. У Макария Великого я читал, что если в монастыре один монах трудится на просфорне, другой читает в храме, третий поет, четвертый убирает, то каждый из них пользуется трудом другого и молитвами тех, кто поставлен молиться в храме. И если один член семьи, например, муж, работает, а супруга занимается домашними делами, значит, муж пользуется результатами ее труда, а жена на совершенно законных основаниях использует плоды труда мужа, потому что все у них общее. Поэтому нельзя сказать, что в семье трудится только муж, а жена не работает. Трудятся они оба, и каждый из них пользуется трудом другого.

Вопрос: «Мы, православные христиане, регулярно посещаем богослужения. Наши дети учатся в школах, поют и играют в разных музыкальных коллективах, в общем, у нас творческая семья. Нередко разные мероприятия, концерты проходят в воскресные дни, и мы пропускаем Литургию. Как нам быть в такой ситуации?»

– Если дети учатся, то ради учебы, конечно, им можно Литургию пропустить, потому что учеба – основное их послушание. Может быть, в храм пойдет кто-то один из семьи и помолится за всех остальных, а другие будут учиться музыке или выступать на концертах, ведь концерт – это тоже часть обучения, это как бы отчет человека. Если этого отчета не будет, то учиться будет совсем сложно. Это все равно что учиться без оценок, контрольных, экзаменов и сессий. Поэтому концерт как часть учебы нельзя исключать из жизни. Одни члены семьи учатся, другие молятся.

Вопрос телезрительницы: «Как привести родных к Богу, если они отвергают истину?»

Здесь проблема в том, что в этой семье оскорбляют Бога, хулят убеждения верующего, иконы.

– Когда человек так активно противится вере, здесь ничего не изменишь. Изменить что-то можно только терпением и молитвой за близких. Нужно понимать, что человек в какой-то момент может быть противником Бога. Вспомним, как апостол Павел говорил о себе: «Я был извергом, я не просто обзывал христиан, я гнал и отдавал их на суд, а в какой-то момент обратился к Богу».

То есть нужно иметь надежду на то, что человек может измениться, но не в наших силах его поменять. Господь встретил Павла и сказал, что идти против рожна ему будет тяжело, и Павел ослеп, а потом прозрел. Кстати, недавно читали это место из Деяний святых апостолов.

Так вот, я думаю, что все-таки нужно, чтобы человек прозрел. Пока он слеп, говорить с ним бесполезно, он не видит того, что видите вы. А чтобы он прозрел, действительно нужно какое-то действие Божие, направленное на него. И здесь молитва – самое верное средство для того, чтобы Господь помог вашим близким открыть для себя веру.

И в то же время, наверное, не нужно провоцировать их.

– Не нужно провоцировать… Помните, у Крылова: «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать»? Дома висят иконы – это уже вина. А как православному жить без икон? Иногда, к сожалению, ко мне в храм приходят люди и жалуются, что их близких раздражают иконы: «Убери их отсюда, они не должны здесь стоять», – и нужно искать для них какое-то другое место.

С другой стороны, необходимо отстаивать свои права, ведь право на веру есть у каждого. Если мы лишаем человека этого права, значит, наше отношение к нему уже совершенно нечеловеческое, и это не просто негуманно, а выходит за все рамки. То есть свобода совести все равно должна присутствовать. Даже если мы связаны какими-то семейными обязательствами, свобода совести для каждого – первое право.

Записали:
Нина Кирсанова
и Людмила Белицкая

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс