Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №20 (1205) → Игумен Филарет (Пряшников): Если смерть побеждена, почему люди умирают?

Игумен Филарет (Пряшников): Если смерть побеждена, почему люди умирают?

№20 (1205) / 22 мая ‘23

Беседы с батюшкой

Тема передачи: «Если Христос победил смерть, то почему люди умирают?» Вы совсем недавно, буквально 4 мая, вернулись из поездки на Донбасс. Вы были в госпиталях и общались с самыми разными людьми. Было бы очень важно, чтобы Вы, раскрывая тему, использовали в том числе и Ваши впечатления от этой поездки. То, что Вы мне рассказывали до передачи, меня чрезвычайно взволновало. В чем же парадокс победы над смертью и ее присутствия в нашей жизни?

– Сейчас Пасхальный период, и мы, христиане, в это время по-особому живем, снова и снова переживая одно из важнейших событий всего христианского мира – Светлое Христово Воскресение. Почему? Я сегодня прочитал интересную вещь. Когда готовился к встрече с вами и нашими телезрителями, нашел такую мысль, что мы живем не для того, чтобы быть в вечной жизни, а для того, чтобы воскреснуть. Как это и просто, и парадоксально. Мы все эти дни поздравляем друг друга: «Христос Воскресе! Воистину Воскресе!» В храмах мы слышим тропарь и отчетливо понимаем слова: смертию смерть поправ. Господь Своею смертью разрушает узы смерти и ада.

Здесь необходимо пояснение, потому что задаются вопросы: как телесная смерть существует? Это то же самое, как спрашивают: «Господь приходил, а почему войны не прекратились?» Несправедливость иногда в нашей человеческой жизни приобретает такие размеры, что возникают вопросы: где же Господь, где справедливость, где та любовь, где милосердие, что Господь наш Иисус Христос проповедовал?

Если говорить глобально, то Христос победил тотальность смерти как таковой. Ведь и до Христа люди воскрешали. Вспомните, у некоторых пророков есть упоминания про чудеса. Пророк Илия воскрешает мальчика. Мы видим, что Господь наш Иисус Христос воскрешает и Лазаря, и еще несколько человек. Мы находим в Священном Писании сам факт возвращения из той жизни, из того бытия в наше бытие. Но здесь в чем загадка? Я вспоминаю еврейский период. Ведь евреи очень ценили жизнь. Потому что за гробом у них был мир теней. Как называлось то место, куда все попадали? Это была «безнадега». Есть такая интересная мысль, что ад был монополистом на души людей.

А что же произошло, когда Господь Своей Божественной душой сошел туда? После Воскресения Христос уже не умирает. Что парадоксально, и мы с вами после смерти, после короткого периода воскреснем. У нашего Создателя была суббота. Когда мир был сотворен за шесть дней, в седьмой Господь отдыхал. У Господа Иисуса Христа была суббота покоя после страдания, когда Он Божественным Своим телом находился во гробе. А для нас суббота – это период от нашей телесной смерти до славного воскресения. Вот тогда-то мы воскреснем совершенно по-другому. Мы воскреснем уже в наших телах. Господь победил смерть в Своем человеческом теле, которое Он воспринял от Пресвятой Девы Богородицы.

Вопрос телезрителя из Ярославля: «Что такое смерть? Не с медицинской, не с физиологической точки зрения, а с духовной. Потому что говорят „усопшие, успение“. Это как бы уснувшие. Как это понять?»

– В церковном календаре есть праздник: Успение Пресвятой Богородицы. Я только что говорил про субботу для человека, когда от смерти человеческой пройдет какое-то время и мы воскреснем. Но мы воскреснем для совершенно другой жизни. В физиологическом смысле смерть – это прекращение всех функций человеческого тела. А что такое смерть в духовном смысле? Это невозврат в ту точку, где человек может возродиться духовно. Смерть – то, что разделяет нас с Богом.

Еще раз хочу отметить, что монополия смерти до того, как Христос Воскрес из мертвых, была однозначно непререкаемой. Люди попадали в ад. Вот для них был конец, вот для них была смерть. Все. Но Господь Своею смертью разрушает законы смерти. Он разрушает врата ада. Более того, Он спускается в мир теней и выводит всех тех, кто Его когда-то ждал, о Нем проповедовал, о Нем говорил. Ведь само событие Воскресения Христа – это краеугольный камень всей нашей веры. Апостол Павел говорит: если Христос не Воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша.

Для многих апостолов телесная смерть Спасителя была трагедией. Мы в Евангелии читаем, как апостол Петр говорит ученикам: «Иду рыбу ловить». Апостолы были рыбаками, и они, пережив все это, потеряв Спасителя, потеряв надежду на то, что что-то должно поменяться, должны были вернуться к своей прежней работе. Апостол Петр пошел рыбу ловить, а с ним и остальные апостолы пошли. Здесь мы видим, как происходит явление Христа на берегу, когда Он говорит: «Придите, обедайте». Никто не смел спрашивать Его, потому что знали, Кто это. Почему они после смерти Христа до удостоверения о Его Воскресении были настолько боязливы, забиты, запуганы? Могли ли они пойти в жестокий мир, чтобы проповедовать? Что должно было произойти в их жизни, чтобы они начали такую рьяную, активную проповедь о Нем? Если бы это было неправдой, сколько людей можно было бы обманывать, говорить о том, чего не существовало? В любом случае эта неправда всплыла бы и показала свое лицо.

После Воскресения Христа они удостоверяются и становятся отчаянными проповедниками, которые взорвали весь мир изнутри. Потому что у них внутри было удостоверение, что смерти нет, человек, который уходит отсюда, прекращает свое земное бытие, переселяется совершенно в иной мир. Об этом говорят многие религии: и о загробной участи, и о загробном мире. Но никто не говорит о Воскресении, потому что там не было Христа, там не было вот этого события, очень важного и самого главного события всей нашей веры, всего нашего упования.

Наверное, в жизни каждого бывают такие тяжелые моменты, когда болеют близкие. Бывает так, что человек болеет, и мы начинаем задумываться о том, что нужно пойти в храм и поставить свечку. У нас все довольно просто: заболел – надо пойти поставить свечку. Когда наши близкие умирают, мы вдруг начинаем сильно молиться, потому что сами не можем пережить и осознать смерть. Но бывает и так, что, как Вы рассказывали, люди, которые ходят по краю, начинают молиться, у них появляется такое желание и умение.

– Да, так происходит, когда человек оказывается на грани жизни и смерти, когда понимает, насколько его жизнь хрупка. Я посещал Донецк, который на протяжении уже очень большого периода времени подвергается бесчеловечным обстрелам, и общался с местными людьми. Я не посетил Аллею ангелов. Я очень хотел туда поехать.

Я разговаривал с этими мужественными людьми, и они говорили, что, когда находишься на грани жизни и смерти, когда выходишь из квартиры и не знаешь, вернешься ли назад, доедешь ли до работы, учишься молиться. Я разговаривал с заместителем главного врача одного госпиталя. Он сказал мне: «Батюшка, я перестал слушать в машине музыку». Почему? Тут можно ответить рационально, что он слушает прилеты. А он говорит: «Я научился молиться. Я выключаю радио, еду и молюсь. Потому что не знаю, доеду до своей работы или нет».

На грани жизни и смерти человек понимает хрупкость жизни. Меня даже спрашивали: «Вам было страшно? Вы боялись как человек?» Потому что я не знал, что может произойти в любую минуту. Чисто человеческий внутренний страх присутствует. Мы привыкли жить в мирных городах, где жизнь сегодня идет своим чередом: работает общественный транспорт, люди отдыхают, развлекаются. А где-то там льется кровь ни в чем не повинных людей.

Мы говорим, что Господь разрушил смертные узы, и это очень хорошо сказывается на тех, кто находится на той грани, когда понимаешь, что в любую секунду можно перейти в мир иной. Святые отцы всегда говорили: помни последняя твоя и вовеки не согрешишь. Поэтому нам, живущим здесь, когда мы слышим рассказы простых людей, у которых укрепляется вера, которые начинают здравомысленно и бережно относиться к своей жизни и жизни своих близких, есть о чем поразмышлять.

Когда размышляешь о смерти, всегда вспоминаешь детей. Например, когда умирает бабушка или дедушка, маленький ребенок не осознает этого, для него смерть как объект отсутствует. Но чем старше мы становимся, чем больше появляется этот опыт, тем больше мы об этом размышляем.

Вопрос телезрительницы из Гомеля: «В каких случаях Господь забирает человека к Себе: когда видит, что человек готов к вечной жизни, или когда видит, что он неисправим и, живя дальше, может натворить много бед?»

– Вы сами и дали ответ на свой вопрос. Безусловно, Господь определяет рамки жизни человека праведного и забирает его к Себе, когда он уже готов, как колосок, созрел. Например, когда наступает период жатвы, поля пшеницы убирают. Вот так и человек забирается, когда он уже собрал все, что необходимо, выполнил свою миссию в этом мире. Даже Господь пришел в этот мир с миссией. У каждого есть своя миссия, своя задача по отношению к себе, к близким или к народу, миру, если мы берем правителей мира или Священноначалие Церкви Христовой. Ничего случайного не бывает.

Часто видишь, как хорошие люди болеют, рано уходят. А люди, ведущие асоциальный образ жизни, опустившиеся (например, потерял квартиру, стал человеком без определенного места жительства или пороки сковывают), живут. И всегда задаешься вопросом: почему Господь терпит такого человека до последнего? Потому, что Господь ждет покаяния и от такого человека, ждет, что он вразумится.

Великим постом мы вспоминаем притчу о блудном сыне. Для Господа люди заблудшие, которые находятся далеко от Него, – самые дорогие. Мы-то всегда с Ним. Вспомните, как отец сказал старшему сыну: «Сын мой, ты всегда со мною, и все мое – твое. А брат твой пропадал и нашелся...». Эту притчу мы должны переносить и на свою жизнь.

Есть еще третий момент. Конечно, Господь определяет грани жизни, но очень многое зависит от свободы человека. Ведь когда он едет на машине и не соблюдает правила дорожного движения, в результате погибает в автокатастрофе, – кто виноват? Это Господь определил ему рамки?

Наши предки, бабушки, дедушки всегда боялись внезапной смерти, они считали, что это самая страшная смерть. Когда человек, облеченный какими-то земными мыслями и переживаниями, находящийся в греховном состоянии, резко переходит в мир иной, он забирает с собой весь багаж греховного мусора в тот мир.

Например, некто пренебрегает своим здоровьем, курит, и через какое-то время у него – рак легких. Я, конечно, утрирую. Вовсе не значит, что у всех, кто курит, обязательно будет рак легких. Конечно, нет. Но часто мы своими делами и своим неправильным поведением сокращаем свою жизнь. Господь был бы рад, чтобы мы жили до 150 лет, но мы сами сокращаем свою жизнь. И здесь великая тайна свободы человека. И за эту свободу Господь расплатился кровью Своего Сына.

Когда человек спросит у Бога: «Господи, что Ты сделал, чтобы мир стал лучше, добрее, чище?», Господь такому скажет: «Посмотри на крест, на котором распялся Сын Мой. Это символ того, что Я могу ради вас, людей, сделать, отдав самое дорогое».

Мы сами выбираем зло или добро, грех или праведность. Есть Закон Божий, и надо самому выбрать, нужно это или не нужно, соответствуешь ты сам этому уровню или нет.

Смерть телесная, в принципе, легкая и быстрая. Господь говорит: «Не бойтесь убивающих тело, но бойтесь того, кто может погубить вашу душу». Смерть духовная, когда человек живет вне Бога, намного страшнее. Отсюда и поступки, дела, влияние на окружающий мир. Добрый сеет вокруг себя благо, добро. Злой сеет смерть вокруг себя, позволяет убивать (или сам убивает) ни в чем не повинных, мучает тех, кто этого не заслужил. Человек сам это делает. Господь может ограничить его жизнь, когда Его чаша терпения будет переполнена. Это непростой вопрос, но актуальный для сегодняшней жизни.

Мы помним из Библии разговор Авраама с Господом, когда он спрашивал, ради скольких праведников Господь не разрушит Содом и Гоморру. И ради десяти праведников Господь не истребит города, которые погрязли в грехе. Исходя из этого возникает вопрос: терпение Господне имеет какие-то границы или все-таки не имеет никаких?

– Здесь тоже некий образ. Господь неизменяем. Господь – это всегда доброта, милосердие. Господь не изменяется по характеру, как это бывает у нас. Это, наверное, педагогический момент, когда мы читаем, что Бог разгневался или еще что-то. Действия человеческие порождают нарушение духовного закона, и они имеют свойство накапливаться. То есть безгранично зло не может увеличиваться; Господь установил этому увеличению рамки. Для злого человека смерть – это конец злу, которое он творил.

Господь определил законы природы. Первоначально Он сотворил этот мир совершенным. Кто исказил этот мир? Человек, человеческая свобода. И в мир вошли грех, проклятие, смерть, несправедливость. Бог ничего этого не творил, это свободный выбор Его творения. Знал ли Господь, что люди так сделают? Конечно, Он Всемогущий и знает все.

Я как-то уже приводил в пример икону Святой Троицы «Предвечный совет». У каждого Лица Святой Троицы определенная задача: Отец благословляет этот мир, Сын соглашается прийти в этот мир, чтобы его спасти...

Я уверен, Господь знает все. Есть такие интересные слова: Господь все предвидит, но не все предопределяет. Потому что вмешивается человек со своей свободой.

Вспомним того же разбойника на кресте: ведь для него смерть была концом и земной жизни, и жизни души, потому что понятно, куда он попал бы после смерти. Вспомним притчу о богаче и Лазаре: куда попадали грешники?

Поэтому этот вопрос раскрывается следующим образом: Господь все предвидит, но не все предопределяет. Если бы разбойник не покаялся, его конечная точка уже была бы определена. Но он покаялся, и Господь изменил его конечную точку...

Второй разбойник не сумел покаяться.

– Таков был его выбор, он не захотел. Вот мы говорим: почему Господь такой жестокий, сотворил ад, геенну и прочее? Да потому, что есть люди, которым Божия рука не нужна, они не нуждаются в Боге. Клайв Льюис, английский богослов, говорит, что грешники закрылись от Бога изнутри в своем аду. И пример двух разбойников нам прекрасно показывает волю одного и другого, к чему она приводит.

У того же Льюиса в книге «Просто христианство» есть очень интересная мысль, что люди, выбирающие наслаждение, не нуждаются в Боге. Господь в этом случае не нужен, потому что Он мешает их комфорту. Если мы помним о том, что смерть разрушена, как этим людям можно рассказать о том, что все мы уготованы к вечности? Просто вечность может быть разная. И вечность – это же не бесконечное количество времени, это что-то другое. Может быть, им можно успеть обратиться к Господу?

– Как написано в одном из романов, беда в том, что человек внезапно смертен. Эта мысль беспокоит любого, кто начинает взрослеть и приходить в разум. Одни отворачиваются от этой мысли, отодвигают ее. Люди, которые погружены в этот мир, в эту жизнь, даже слышать об этом не хотят, если им задаешь вопрос о том, что произойдет с ними дальше. Но ведь Господь определяет нам жизнь как некое испытание, чтобы мы определились, на чьей стороне мы будем в вечности: или мы будем со Христом, или без Него. Все очень просто, третьего не дано...

У меня вопрос о молитве за наших усопших близких. Понятно, что мы относимся к своим близким с пиететом, и это не позволяет их осудить: мол, мои родственники были ужасные, и хорошо, что они горят в аду. Нет, мы относимся к своим родственникам с другими чувствами и молимся о них. Мы таким образом тоже преодолеваем смерть, тоже преодолеваем эти врата? Или это просто сотрясание воздуха?

– Если мы говорим о молитве и о добрых делах, которые Церковь заповедует нам совершать во имя наших усопших, то следует рассуждать об этом со слов Христа. Два момента хотелось бы вспомнить. Первый момент: разговор Христа с Петром. Христос говорит: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на Небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на Небесах.

И второй момент: Господь после Своего Воскресения явился ученикам, поприветствовал их, потом дунул на них и сказал: примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.

Примеры молитвы за усопших есть и в Ветхом Завете. Люди всегда молились за своих близких. В Новом Завете – тем более. Есть пример исцеления расслабленного, когда к ногам Спасителя принесли человека, совершенно неспособного что-то сказать, потому что он был, парализован. И сказано в Евангелии, что Господь, видя веру их, говорит этому человеку, что прощаются грехи его. Вот эти косвенные моменты дают нам надежду на то, что Господь слышит наши молитвы о близких. Когда мы молимся за своих родителей, детей, предков, эта молитва слышится. Где-то я прочитал, что молитва за усопших – это любовь, которая простирается в тот мир.

Поэтому, когда мы приходим в храм и возжигаем свечи, когда собираемся в родительские субботы и приносим поминовения, – это наша милостыня во имя того, о ком мы просим Церковь помолиться...

Благословите наших телезрителей.

– Я прочитаю одно предложение: «За наше право быть свободными Бог платит собственной жизнью». Это должно быть девизом каждого из нас. Дорогие братья и сестры, пусть Господь сохраняет вас на всех путях вашей жизни. А мы с вами должны беречь жизни тех, кто находится рядом с нами. Пусть Господь хранит всех. Христос Воскресе!

Воистину Воскресе!

Записали:
Таисия Зыкова
и Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 
Первосвятитель

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: Вера становится спасительной, если она споспешествуется добрыми делами

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!Сегодня в Евангельском чтении (Ин. 5:1–15) представлена достаточно драматичная ситуация. Это столкновение благочестия и добродетели. Несчастный не мог дойти до спасительных вод, через которые люди раз в год получали исцеление, и лежал десятки лет. Лежал потому, что у него не было сил доползти, а надо было непременно первому войти в освящающие человека воды. Но так как у него не было ни сил, ни возможности, то он лежал многие-многие годы, уже теряя, наверное, всякую надежду, что кто-то поможет ему избавиться от недуга.

 
Беседы с батюшкой

Протоиерей Михаил Потокин: Молитва – самое верное средство открыть для себя веру

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс