Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №20 (1205) → Священник Константин Корепанов: Прилоги помыслов

Священник Константин Корепанов: Прилоги помыслов

№20 (1205) / 22 мая ‘23

Читаем Добротолюбие

Продолжение. Начало в №№31, 34 (2020 г.) – 23, 25–29, 31–36, 38–39, 41–48 (2021 г.) – 1–3, 33–39, 41–43, 45–48 (2022 г.) – 1, 3–11, 13–19 (2023 г.)

Продолжаем читать наставления преподобного Ефрема Сирина из второго тома «Добротолюбия». Напомню, речь идет о помыслах. Мы в прошлый раз разобрали 10-й абзац, где подробно разбирается, как происходит падение человека.

Начинается от приражения (или прилога), сдружения (или согласования), потом – соизволение и страстьи (порока или совершенного пленения страстью). Порок иногда называют совершенным пленением человека. Невозможно освободиться просто так, без благодати Божией, от порока, этого плена в прямом смысле слова.

Мы говорили о том, почему обычно у нас эта цепочка не выстраивается. Потому, что мы страстные и не определяем сами прилог. Определить и остановить развитие прилога можно только в самый первый момент, до того, как наступило согласие наше с прилогом, потому что именно на этом этапе подключается наша воля. Когда наша воля подключилась (соизволяет с развитием прилога), дальше остановить очень-очень трудно. А раз мы не можем распознать эту цепочку, видеть, как входит, развивается в нас страсть, то мы не знаем, как бороться со страстью.

Естественно, отсюда почти тупиковая задача, она стоит перед каждым из нас. Мы знаем, что мы страстны, что увлекаемся очень быстро. Рассмотреть эту цепочку мы не можем, поэтому и победить страсть, вовремя отвергнуть помысел мы тоже не можем. Как только мы приняли прилог, то сразу, резко начинаем желать греха, жаждать его или уже грешить. И чтобы начать освобождение от страсти, чтобы начать борьбу с прилогом, нужно сделать две вещи.

Первое – это всячески делать то, что низводит на нас благодать. Мы пребываем во тьме, мы не видим развития страсти от прилога до пленения. Раз не можем распознавать развитие этой страсти, то и противиться, естественно, тоже не можем. Нам нужен свет, нужна благодать, с одной стороны, просвещающая нашу страстную область, просвещающая нашу зависимость. С другой стороны – изменяющая наше сердце, давая нам благодать, то есть и силы бороться с тем злом, которому мы подвержены.

И вот то, что низводит благодать: молитва, вера, исполнение заповедей, служение людям – все это нам крайне необходимо, потому что разгоняет тьму. Постепенно мы начинаем видеть, как с прилога все быстро развивается до страсти. Как только мы начинаем видеть, у нас появляется возможность это остановить, то есть не соглашаться с этим.

Можно образ такой нарисовать: кругом темно-темно, и вот мы слышим звук, пусть это будет звук спущенной тетивы, и через три секунды один из наших солдат падает мертвым. Мы ничего не можем сделать: слышим звук – и кто-то падает мертвым. И остановить ничего нельзя, невозможно. Если мы находимся на открытой местности, то ничего сделать нельзя. Можно спрятаться за какое-то дерево. Но где гарантия, что мы спрячемся у нужного дерева, потому что мы не знаем, откуда раздается этот звук.

Но очень простой момент: надо включить свет (в примитивном смысле слова), просто поднять высоко фонарь, тогда мы будем слышать звук, видеть стрелу и сможем на нее среагировать. Может, не сразу, но постепенно сможем среагировать на эту летящую стрелу, защищаясь от нее щитом или железякой, чем-нибудь таким, чем можно стрелу отразить. Либо нужно просто дождаться дня, и тогда мы увидим, кто стреляет и куда, и сможем избежать дальнейших потерь.

То есть главный момент именно в этом: мы делаем все, что привлекает благодать. Вроде это никак не связано с той или иной страстью. Это может быть самая страшная страсть, допустим, наркомания или блудная страсть. Это может быть гнев, просто жуткий, страстный гнев.

Мы не знаем, как с ним бороться, понятия не имеем, как бороться с этой страстью, но мы начинаем ходить в церковь и молиться, начинаем прощать других людей, потому что Бог сказал всех простить. Вроде бы к этой страсти непосредственно это не относится никак, но в целом, поскольку мы начинаем слушаться Бога, верить Богу, молиться Богу, мы попадаем в зону действия благодати. Благодать – это свет. Мы как бы просвещаемся изнутри и начинаем постепенно, по мере восхождения солнца, видеть, как развивается прилог, как он нас убивает. Это первое.

Второе, что мы должны делать. Большинство людей страстны не всеми страстями, а одной-двумя страстями или искаженностью, испорченностью в одной какой-то области человеческой жизни.

Скажем, сложно представить себе человека, который развратен, пьяница, наркоман, всех ненавидит, всех осуждает, страстно любит деньги и власть, ненавидит собственных родителей, у него нет друзей, да еще и предатель Родины. Ну, бывают такие люди, конечно. Но большинство людей все же имеют какую-то одну из этих страстей. Ну, может, и другую еще, а все остальное у них более или менее здорово. Это более или менее определяется тем, что есть области нашей души, в которых мы видим, как развивается страсть, как мы попадаем в плен к этой страсти.

И вот в тех областях нашей души, в которых мы видим развитие страсти, нужно научиться прилог отражать. Например, мы видим, что с блудной страстью справиться не можем, но по отношению к деньгам начинаем замечать, как вожделение той или иной вещи проникает в наше сознание, почему это происходит. И там, где мы начинаем это замечать, там, где можем контролировать себя, нужно научиться бороться с помыслом, поскольку сам по себе этот навык очень ценен.

Еще такой пример приведем. Например, человек решил заняться боксом, но у него слабые руки, он совершенно не прыгучий, очень тучный, рыхлый даже, движения вялые. Его не берет ни одна боксерская секция, ему говорят, что у него ничего не получится. А он очень хочет заняться боксом, но что делать, не знает.

Тогда он начинает, скажем, ходить пешком, берет палки и начинает ходить. Непосредственно для бокса это бесполезно, это ничего не даст. Но постоянное хождение с палками, день за днем, день за днем, формирует терпение, которое пригодится ему в том числе и при занятиях боксом. Он привыкает преодолевать себя, что ему пригодится и при занятиях боксом. Вроде он делает не то, но сам навык, основной метод, ему пригодится. Так и у нас.

Скажем, наша главная страсть, например, блудная, а мы не можем с ней побороться, мы вообще неуправляемые в этом отношении. Но мы видим, как развивается наше сребролюбие, и это контролируется нами. Мы видим, что какой-то товар вроде нам безразличен, но кто-то начинает нам что-то говорить, и мы начинаем присматриваться: «Вроде ничего… Наверное, хороший, но он мне пока не нужен». Но рассматриваю дальше и дальше, начинаю примерять его к своей комнате или к своей кухне. Уже думаю: «Может, и нужен …». Начинаю придумывать, как он может быть использован. И в конце концов иду покупать.

Процесс медленный, поскольку это не моя болезнь, у меня другая болезнь. Но, видя, как это все созревает во мне, я могу понять, могу убедиться, что удовлетворение этой страсти и покупка бесполезной вещи мне ничего не дают, ни радости, ни наслаждения, потому что это не моя страсть, она не цепляет меня. Я вижу, что нужды в этом никакой нет. И в конце концов прихожу к выводу, что тогда, когда мне пришло в голову, что мне этой вещи не хватает, надо было сразу выбросить этот помысел из головы.

Если тебе начинает кто-то говорить, что ты ничего не понимаешь и надо все-таки купить эту вещь, ты не слушаешь тех, кто тебе это говорит. Вот и всё. И ты обретаешь покой. Сам навык выбрасывания помысла из головы, сам навык сопротивления помыслу, сам навык отказа слушать советчиков льстивых пригодится. Это второе, что мы должны делать для сопротивления прилогам, вползающим в нашу душу, в наше сознание.

Третий момент, который надо добавить для борьбы со страстными помыслами. Если мы все-таки поддались помыслу в случае, когда заметили действие прилога и ему поддались, то обязательно в этом должны покаяться. Но покаяться не в смысле сходить на исповедь, а осознать глупость, греховность своего поступка, своей увлеченности, своего доверия прилогам. Если со слезами не получится, то хотя бы просто на молитве исповедать: «Господи, прости, я не прав. Я больше так не буду поступать».

Если мы будем так делать, то постепенно подготавливаем необходимую базу, создаем фундамент, который поможет нам справиться и с основной нашей страстью.

11-й абзац: «Кто своим противоречием и твердостью в самом начале отражает от себя первое, т.е. приражение, тот за один раз пресекает все остальное. Истребляется же чревоугодие – воздержанием, блуд – Божественной любовью и влечением к будущему, сребролюбие сострадательностью к бедным, гнев – добросердечием и любовью ко всем, мирская печаль – духовною радостью, уныние – терпением, твердостью и благодарностью пред Богом, тщеславие – тайным деланием добродетелей и постоянною молитвою с сердечным сокрушением, гордость – тем, чтобы никого не осуждать и не уничижать, подобно хвастливому фарисею, но почитать себя последним из всех…».

В самой первой части 11-го абзаца, в самой первой строчке, в самом первом предложении преподобный Ефрем Сирин говорит, что страсть истребляется только тем, что на уровне прилога мы прекращаем ее развитие. Все. По сути дела, это все, что нужно знать здоровому, бесстрастному человеку. Все остальное не имеет смысла. То есть, если мы здоровы, больше ничего нам вообще не нужно знать ни про согласование, ни про пленение, ни про страсть. Нам нужно понимать, что есть прилоги и их надо выбрасывать, не соглашаться с ними, не слушаться их и так далее.

Для здорового человека этого достаточно. Но мы нездоровые люди. Как уже много-много раз говорилось, мы уже страстные люди, поэтому прилога при из развитии своих страстей не видим, ни одного прилога. Мы мгновенно становимся страстными. Но все же прилог истребляется только тем, что мы на уровне прикосновения к нам прилога, любого помысла просто перестаем с ним общаться.

Здесь преподобный Ефрем ничего не пишет, но из других писаний святых отцов мы знаем, что для того, чтобы сопротивляться этому прилогу помысла, нужно молиться. Мы должны научиться молиться, уметь молиться и действительно молиться, то есть отгонять этот прилог молитвой. Это просто, это понятно. Ну, скажем, летит комар, чтобы нас укусить, а мы его отгоняем, может, даже прихлопываем. В отношении прилога это вроде понятно, но никто так не делает. Большинство людей так не делает.

Мы начинаем с помыслом спорить. Он говорит: «Съешь!» А мы говорим: «Нет! Зачем я должен есть, что в этом такого?» Начинаем с помыслами собеседовать, не в смысле собеседования как согласия с ним, а начинаем отражать помысел противоречием ему, не молитвой, а просто нашим противоречием.

Вот нам говорят: «Пойди и купи эту вещь», «Видишь деньги? Укради их», «Видишь, мясо лежит? Съешь его». Мы начинаем спорить: «Нет, это некрасиво, неправильно. И как я буду потом думать, что я буду говорить, что потом буду делать?» Мы возражаем правильно, но возражаем только с помощью своих разумных действий, своего собственного мышления. Какое-то время нам удается отражать прилоги этого помысла, но в итоге, если мы выбираем способ противоречия им, рано или поздно мы падаем, мы подчиняемся помыслу, исполняем то, что он нам говорит. Причем независимо от того, как долго может сопротивляться наша душа, она рано или поздно падет, потому что она выбрала спор с помыслом вместо его отсечения.

Можно тоже привести примером, скажем, осаду города. Если враг достаточно напорист, рано или поздно город он возьмет, хотя бы измором. Поскольку помыслы все напористые, то, когда мы начинаем просто возражать, рано или поздно они нашу крепость возьмут.

Может, такой пример будет даже понятнее – соблазнение девушки в стародавние времена. Девушка должна сразу резко оттолкнуть человека, положить непреодолимый барьер, грань между собой и соблазнителем, и больше никогда с ним ни в какое общение не вступать. Если она вяло сопротивляется, спорит с ним, разговаривает, что это нехорошо, неприлично и как можно такое предлагать в приличном месте приличной женщине, в итоге она согласится. Собственно, так всегда и было, и бывает, и будет, если человек резко не прекращает собеседование с помыслом.

Почему это происходит? Потому, что тогда, когда мы вроде бы спорим, мы проникаемся энергией помысла. Мы же с ним разговариваем. Это как смрад. Вместо того чтобы сразу его отчистить, мы продолжаем в нем стоять. Он, может, дальше не идет, но постепенно запахом пропитывается все, отравляется все. А поскольку помысел – это некая энергия чьей-то воли, побуждающая нас к действию, то, естественно, наша воля заведомо, априори слабее той воли, которая предлагает нам помысел. И поэтому мы постепенно отравляемся ее миазмами, ее богопротивлением.

Любой помысел предлагает нам грех, предлагает нам нарушение воли Божией. Если бы мы любили Бога, то сразу бы отвергли этот помысел. А поскольку мы начинаем беседовать, то мы Бога не любим, на себя надеемся и потихоньку пропитываемся этой самонадеянностью, гордынею и нелюбовью к Богу, что в итоге приводит к тому, что рано или поздно помысел мы примем.

По Промыслу Божию мы какое-то время можем сопротивляться прилогу помысла. Вот не хотим принимать его, не хотим кушать мясо в пост, не хотим, скажем, помнить чью-то обиду, хотим выбросить ее из головы и уже не знаем, как это сделать. Все равно мы приходим к молитве: «Господи, уврачуй мое сердце! Не хочу помнить того зла, которое он сделал. Помоги мне! Я не хочу, не хочу! Убери это из моей памяти!» Или: «Не хочу я больше каждый день думать, съесть мясо или не съесть, съесть – не съесть, съесть – не съесть. Да уже надоело все! Пусть уйдет из моей головы этот помысел!»

Рано или поздно мы, если хотим сопротивляться, все равно придем опять-таки к той же молитве, только выбросить все это из сознания будет гораздо труднее. Гораздо проще было бы отразить любой прилог помысла сразу же молитвой: «Господи, Иисусе Христе, помоги!» – и все прошло, то есть ничего бы и не началось.

А если мы долго-долго спорим, то в конце концов наше сознание почти целиком погружается в этот помысел. Он заполняет собой все наше сознание. И чтобы его отвергнуть, уже надо очень сильно и продолжительно помолиться. Но если мы не помолимся и тогда, то в конце концов помысел своего добьется.

Записала:
Инна Корепанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс