Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжение. Начало в №№31, 34 (2020 г.) – 23, 25–29, 31–36, 38–39, 41–48 (2021 г.) – 1–3, 33–39, 41–43, 45–48 (2022 г.) – 1, 3–11, 13–16 (2023 г.)
Мы продолжаем читать наставления преподобного Ефрема Сирина и продолжаем говорить о молитве, о тех условиях, от которых молитва зависит.
Прочитав 20-й абзац, мы увидели: Ефрем Сирин категорически говорит, что если молитва приводит к плоду и плод этот не исполнение молитвы, а приращение любви и веры (то есть человек преисполняется ощущением любви Божией и в силу этого делается способным любить, переживает благодарность Богу за Его любовь и в силу этого возрастает его вера), то переживший это действительно молится. Если же нет приращения благодарности и, стало быть, веры, приращения любви, то человек и не молился вовсе: он просто исполнял формальное действие.
Если нет плодов, значит, подход к молитве неправильный, он мертвый, формальный или ритуальный. То есть человек просто исполняет некий ритуал, потому что его так научили, так надо. Он не обращается к Богу, Которого любит, к Богу, Который любит его, к Богу, у Которого если попросишь что-то, то получишь (так сказало слово Божие). Я попросил, но не получил. «Он обиделся. Он не любит. Я не верю. Я не тот перед Ним, кем кажусь самому себе».
Я начинаю что-то делать, начинаю искать. Меня не удовлетворяет формальное вычитывание молитвы. Я ищу отношений, живых отношений с Живым Богом. Я ищу Его руки, Его объятий, Его радости или Его участия в своей жизни. В любом случае это личное отношение. И из этого выстраивается молитва. Тогда, естественно, она приводит к какому-то плоду. Не к результату, а к плоду, то есть появляется нечто изменяющееся во мне, а не исполнение просимого. Просимое тоже происходит, но оно может происходить и в другом случае. А собственно молитва является молитвой только тогда, когда приводит к изменению внутри самого себя, ведь молитва есть встреча с Богом, переживание единения с Ним.
Молитва – это не просто речь, обращенная к Богу. Это движение нашего духа, соединяющегося в этом движении с движением Бога навстречу нам. Это соединение двух любовей, двух стремлений: Его к нам и нашего к Нему. Наше к Нему порождается в ответ на Его к нам. И вот эта встреча, это соединение двух любовей и рождают естественным образом плод, как и всякая любовь. Плод этот проявляет себя в любви и вере, в любви и благодарности.
Еще раз подчеркну, как категорически пишет преподобный Ефрем Сирин: «ибо для таковых плодов они и подъемлются; почему, когда не находится в нас сих плодов, то всякое делание наше и все подвиги наши тщетны. Не имеющие сих плодов в день суда окажутся в одном ряду с юродивыми девами», то есть оставшимися за порогами царского чертога, брачного чертога, Царства Небесного.
Напрасны труды… Естественно, если молитва по сути своей есть соединение человека с Богом, то она приводит к плоду. Плода нет – нет соединения человека с Богом. Нет соединения человека с Богом – значит, молитва бессмысленна, пуста. Она для того и должна предприниматься, чтобы соединились Бог и человек.
Тогда возникает вопрос: «Если у меня это не получается, если иной молитвы, кроме формальной, я не знаю, не умею и вообще не в курсе, как это должно быть? Где это написано? Научите меня, как молиться так, чтобы мой дух, мое сердце соединялись с Богом, чтобы молитва приводила к плодам».
И вот дальше на этот вопрос в 21-м абзаце преподобный Ефрем Сирин и отвечает: «Неспособные еще в совершенстве посвятить себя делу молитвы, с верою и страхом Божиим уготовляйте себя на служение братии, или на прохождение послушаний; и вступив в сей труд, совершайте его, как исполняющие заповедь Господню и делающие духовное дело; будьте внимательны к нему, как к делу Божию, и служите с радостью, как рабы Господни, отнюдь не допуская злобе врага осквернять доброе дело ваше человекоугодием, или ропотом, или высокомерием, или разленением, или небрежностью; и напротив всячески стараясь прекрасное послушание свое освящать благоговением и любовью к Богу, да будет оно благоприятно пред Ним».
То есть что нужно делать? Варианта два. Первый, о котором здесь говорит преподобный Ефрем Сирин, – это служение братии.
Ну не могу я молиться, не знаю, как молиться, не умею я молиться. Тогда я буду служить братьям. Вот это я умею, это я понимаю: посуду помыть, носки заштопать, полы подмести, постирать что-нибудь, снег почистить, погладить, кушать сварить… Что нужно братьям, то и буду делать. Совершенно безо всякого, как здесь говорит преподобный Ефрем Сирин, человекоугодия, а просто потому, что я на большее неспособен, буду служить тем, кто способен.
И вот это служение смиряет, оно сокрушает сердце и умягчает его, оно помогает постепенно смириться, сокрушиться. А это приводит к излиянию благодати на человека, которая и учит его молитве.
Собственно, если молитва любого молящегося (не важно, что он сам о себе думает) истинна и он соединяется в ней с Богом, если от этой молитвы происходит плод, то эта молитва изначально есть дар Божий. Он, конечно, как правило, не помнит о том, как она была ему подарена. Но на самом деле если молитва приводит к указанным выше плодам, то эта молитва есть дар Божий, и, естественно, она всегда есть производная в первую очередь Божественной любви.
Это замечательно! И, кстати, в этом смысле очень помогает (преподобный Ефрем Сирин об этом пишет, и очень много об этом пишут Силуан Афонский и архимандрит Софроний Сахаров, особенно в последних своих речах) неожиданно человеку разбудить сердце и научает истинной молитве молитва за другого, именно за того, о ком он заботится.
Скажем, тот, кто моет храм, наводит чистоту, обращается мысленно: «Господи, там женщина плачет, пожалей ее, пожалуйста! Услышь ее молитву! Пусть ей будет хорошо. О! А там дедушка едва приковылял, на панихидный столик свечку ставит. Ну, наверное, тяжко ему будет. Господи, укрепи Ты его, пошли ему заботливого человека, чтобы за ним ухаживал, утешь его как-нибудь!»
И вот так можно делать, стоя у подсвечников или когда зашел в храм по какой-то своей потребности. Можно работая на кассе. Можно так делать, просто сидя за офисным столом, увидев, как одна коллега жалуется другой, что муж у нее сегодня пил. «Господи, как же страшно, когда муж пьяный постоянно! Это же никакой радости нет. Помоги Ты ей! Помоги!» Просто. Не какая-то там особая келейная молитва, или чтение Псалтири, или длиннющий помянник, включающий всех соседей и коллег. А просто одно-два слова, жалеющие перед Богом другого человека.
Пройдет полгода – и вы сердца своего не узнаете. Ведь как только вы начинаете специально молиться, вы начинаете думать о себе, что вы великий молитвенник. И эта мысль сама по себе оскверняет любое ваше начинание, потому что вы даже за себя не молитесь. А можно просто так, увидев человеческое горе, услышав о человеческой беде, сказать: «Господи, помоги!» И вот это постоянное сострадание другому человеку приводит в конце концов к тому, что сердце умягчается и получает благодать, делающую нас способными к молитве.
А второе, что необходимо делать, о чем говорит здесь преподобный Ефрем Сирин, это послушание Богу. Некоторое время назад мы говорили о служении больной бабушке или о спасении лежащего на морозе пьяного человека. Послушание Богу, то есть исполнение какого-либо доброго дела с мыслью о том, что так велит поступать Бог, естественно, тоже умягчает сердце, потому что послушание Богу дает благодать.
Скажем, ходит человек на работу. Не важно, это офисный центр, где он в кабинете сидит, или супермаркет, в котором он работает техслужащим или продавцом, менеджером, или детский садик, школа, трудовой коллектив, он слесарь, ремонтник, водитель автобуса, дальнобойщик – любой, кто что-то делает, делает это потому, что делает (как Портос: я дерусь, потому что я дерусь): я торгую, потому что я торгую; я мою, потому что я мою; я езжу, потому что я езжу. Ну и все, собственно, больше ничего.
Но это же любое дело может быть воспринято так: я должен кормить свою семью. Или, например, заповедь: в поте лица будешь есть хлеб свой (Быт. 3, 19). Я тружусь, потому что так велел делать Бог, а больше я делать ничего не умею, значит – буду трудиться.
Апостол Павел говорит: если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного (1 Тим. 5, 8). Я забочусь о своей семье – больше некому. Женщина, у которой нет мужа, заботится о семье, кормит, работает. Такой подход – совсем другое дело. Она может просто мыть пол или просто торговать в бутике, а может делать все то же самое, но потому, что так велел Бог: зарабатывать, кормить свою семью тем, что умеет делать.
Бог дал мне способность к труду. Например, я офисный менеджер. И я с помощью этого зарабатываю деньги, чтобы кормить свою семью. Или Бог не дал мне никаких талантов, я умею только мыть пол. Буду этим трудом своим служить людям: пусть будет чисто, а я заработаю, чтобы прокормить свою семью. И то же самое дело станет не просто «портосовским», оно станет Божиим и будет давать мне благодать. Каждый раз, когда я торгую в своем бутике, или сажусь за штурвал своего троллейбуса, или беру швабру, чтобы мыть бесконечно полы в этом офисном центре, это будет давать мне благодать и будет умягчать мое сердце.
Моя пол по всему офисному зданию, промыв пять-семь этажей, человек постепенно заканчивает это с миром и радостью, потому что он творил волю Божию. А если он просто делает эту работу потому, что ничего делать не получается, то может закончить ее с ропотом и гневом: «Как вы меня достали! Все противно, все мерзко. Какие они гадкие, эти люди! Ненавижу свою работу! Ненавижу этот центр! Ненавижу эту страну! Ненавижу свою семью!» – и идет прочь, ругаясь на всех. Все это зависит всего лишь от того, с какой мыслью он предпринимает труд: это Божия воля или его собственное желание.
Если человек делает нечто по послушанию Богу, в заповедях ли, стараясь не судить, прощать или служить, или потому, что Господь поручил ему: «Иди и делай!», – он делает, то это всегда созидает его в благодати. А раз есть благодать, то она умягчает сердце, и в нем рождается правильная молитва. Вот что важно!
22-й абзац. Он очень длинный, мы весь его читать не будем. Но вот первую часть этого абзаца прочитаем и несколько строчек из второй части: «Итак, поелику всем братиям, ведущим один образ жизни, предлежит одна, сказанная выше цель; то каждый да подвизается по мере сил, и да верует Богу, что при доброй тщательности и при упражнении в добродетели, достигнет он в совершенную меру христианского сыноположения. Простота же, искренность, взаимная любовь, радость и во всем смиренномудрие да будут всегда непоколебимыми в братстве, как основание, чтобы иначе превозносясь, или надмеваясь друг над другом, или предаваясь ропоту, не сделать нам труда своего напрасным. И тот, кто пребывает непрестанно в молитвах, да не превозносится над неспособным еще к такой постоянной молитве, чтобы дело его могло преспевать пред Богом и людьми. И тот, кто посвятил себя служению, или прохождению другого какого послушания, да не ропщет по внушению злобы, и да не клевещет на пребывающего в молитвах и постах, чтобы и ему приобрести благодать у Бога, и чтобы дело его стало благоприятно Богу…».
Из послания апостола Павла (то, что, собственно, здесь развернуто представляет преподобный Ефрем Сирин) мы знаем, что мы члены друг другу. И хотя можем отличаться друг от друга тем или иным функционалом, у нас некое единое существо, некая сила, некая особенность, нас объединяющая. Но функционал у нас разный. То есть мы должны быть похожи не тем, чем мы занимаемся, мы должны быть похожи не потому, что у нас одинаковые дары и предназначения, одинаковые призвания, одинаковые служения. Мы соединены и похожи тем, что, несмотря на исполнение нами разных служений, нас всех соединяет одна и та же любовь. Мы различаемся функцией, мерой даров, качеством и количеством этих даров, но не отличаемся друг от друга любовью. Правильнее было бы сказать: не должны были отличаться ничем, кроме функций и меры даров.
А у нас на самом деле никакой любви и смиренномудрия нет, поэтому у нас ничего не получается. Мы считаем свой функционал особенным и начинаем им превозноситься. Причем совершенно не важно, какой функционал: умеет человек молиться, или умеет поститься, или умеет мыть пол, или умеет, скажем, чистить подсвечники, или умеет готовить… Какая разница? Каждый в глубине души думает: «А проживи-ка ты без меня! Что ты без меня можешь сделать? А?! Ну и что, что ты молитвенник? Ну и что, что ты монах? Ну и что, что ты священник? Кушать-то, чай, хочешь? Одежду-то носить тебе надо? А куда ты денешься, если я тебе не буду шить подрясники или облачение? А что ты будешь делать, если я не напеку тебе просфор или не выращу тебе виноградник и не сделаю тебе вина? А что ты будешь делать, если у тебя не будет работать сантехника или не будет отопления в твоем храме? Куда ты денешься? Ну и молитвенник ты, ну и что?! Тепло само придет в твой храм, если ты не будешь следить, чтобы батареи правильно работали?»
И вот так человек делает какое-то дело, но внутренне считает себя особенным. Хотя он начал с того, что доказывал себе, что он не хуже священника или монаха, но постепенно начинает думать: «Вообще-то от твоей молитвы толку никакого нет. Она огонь с неба не низведет. Ничего она не даст, эта твоя молитва! А вот от меня есть конкретная польза, причем не только тебе, а всем прихожанам. Я человек нужный!»
Никто не спорит, что ты нужный человек. Любой человек нужный. Точно так же человек, ремонтирующий трубы, не обойдется без повара или того, кто шьет ему одежду. Но и тот, кто шьет одежду, не обойдется без сантехника и человека, который дает тепло. Это замкнутый круг, это циркуляция функций в социальном организме. Все нужны. Все!
Но в том-то и дело: мы как бы умом это понимаем, но так нам хочется как бы продолжить на более высоком и глубоком уровне тот разговор из детского стишка: «А разве плохо, когда мама вагоновожатый?» Поэтому «мамы всякие нужны, мамы всякие важны». Это мы знаем умом, но все-таки моя мама важнее вашей, и моя функция важнее вашей, потому что мне надо подчеркнуть собственную значимость.
А следующий шаг после этого: «А почему вы не оказываете мне чести? А почему вы мне не подняли зарплату? А почему вы меня сегодня не поблагодарили, не похвалили? А почему не обратили на меня внимание? Вы же без меня ничего не можете!» Но это и есть разделение!
Как говорит апостол Павел: «Скажет ли глаз, что он важнее, чем ухо? Скажет ли рука, что она важнее, чем нога?» Но именно этим мы и занимаемся. У нас все тело постоянно разрывается, пытаясь доказать, что именно его функция самая важная. И потому ничего не получается. Единства-то нет.
А на самом деле должно быть совсем не так. Должно быть так, как говорит нам в первую очередь Евангелие: заповедь новую даю вам, да любите друг друга (Ин. 13, 34). Любите! По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин. 13, 35).
А любовь в этом случае основывается как раз на том, что молящийся (даже священник у престола) знает, что в этом храме, в этой церкви все столь же значимы, сколько он сам, и он ко всем относится с глубоким почтением и уважением. И каждый человек (не важно, что он в это время делает: продает свечи, поет на клиросе или чистит подсвечники) знает, что на самом деле все в этом храме важны. И не свое дело он выделяет как особенное, а дело каждого выделяет как дело особенное, ко всем относится с уважением и почтением, а не требует уважения и почтения для себя.
Вот если бы мы с этого начали труд в наших общинах, если бы это было основанием, то мы бы шли по пути созидания не только самих себя в любви, но и Церкви в любви.
Записала:
Инна Корепанова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.