Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №19 (1204) → Священник Александр Асонов: Внутренний человек

Священник Александр Асонов: Внутренний человек

№19 (1204) / 15 мая ‘23

Беседы с батюшкой

Когда мы говорим о внутреннем человеке, происходит такая же штука. Мы приходим в храм и вдруг чувствуем, что внутри нас есть что-то, отличающее нас от внешнего человека. Но в каждом ли существует этот внутренний человек, о котором говорил апостол Павел?

– Христианская Церковь исторически утверждает, что в каждом. Человек – это не только физика, не только плоть, но также дух и душа. Об этом много рассуждал святой апостол Павел в своих посланиях. Этой теме уделяли много внимания и отцы Церкви. Что такое внутренний человек? Как это понимать? Что имел в виду апостол? Как устроен человек? Как он был сотворен? Эти вопросы волновали очень многих: и богословов, и философов даже дохристианского периода. Разговоры о том, каков человек, идут с незапамятных времен и продолжаются до сих пор. И не только в религии, но и в областях некоторых научных дисциплин, в том числе околомедицинских. Вопросы психиатрии, психоанализа и нейролингвистики никто не отменял. Эти дисциплины занимаются изучением и лечением того, что с позиции традиционной науки не существует, – психеи, то есть души. Это понятие имеет прямое отношение к вопросам внутреннего человека.

Человек состоит из духовного и душевного начал. Они лежат в основе человеческого бытия. Церковь всегда утверждала, что человек – это не только плоть. Потому что если это так, то какой смысл в нашей вере и искупительной смерти Господа Иисуса Христа? Он пришел не только материально преобразовать нас и вернуть к первообразу и первобытию, но прежде всего открыть то духовное начало, которое связано с Богом, с Источником всего, со Светом светов.

Об этом рассуждали многие отцы Церкви. Например, Блаженный Августин в своем произведении «Исповедь». Рекомендую всем нашим телезрителям. Его изучают на философском факультете, на кафедрах религиоведения. В этом трактате Блаженный Августин к области физики относит все материальное, то есть soma (с латинского «тело»), со всеми вытекающими отсюда последствиями. А область метафизики – это комбинация духовного и душевного начал.

Что такое дух и душа? Этот вопрос остается открытым и в области богословия, и в целом в религии. Не только в христианстве, но и в иудаизме (современном и древнем), и в исламе, и в буддизме, если называть его религией (я склонен считать, что это все-таки философия), существует множество вопросов в отношении того, что такое дух, душа, как устроен человек и прочее.

С позиции древнего христианского богословия, есть дух сам по себе (данный человеку по факту его рождения и творения, ведь он был сотворен определенным образом) и душа. И то, и другое есть в нем как некоторое проявление его метафизического бытия. Дух, с точки зрения христианского святоотеческого наследия, имеет прямое отношение именно к Божественному. Поскольку Бог есть Дух, то и человек обладает искрой Божественности, которая связана с древним актом творения. Он был создан по образу и подобию Бога. Его духовная составляющая связана именно с этим подобием. В нем есть то, что есть в Боге. Всевышний наградил его этим качеством.

Душевное же также имеет отношение к духовному, но возникает вследствие существования биологического вида. В процессе существования биологического объекта возникает то, что называется «психея», то есть душа. Отцы Церкви рассуждали о том, что душа находится в духе и определяет сознание. Душа и сознание где-то рядом. Таким образом, мы можем сделать вывод, что душа напрямую связана именно с какими-то биологическими процессами. Это очень интересный и до сих пор не до конца раскрытый вопрос. Его пытались серьезно изучать и религиозные, и нерелигиозные люди. Этим занимаются и нейролингвисты, и некоторые психиатры. Сама по себе психиатрия занимается именно душой. Они пытаются понять, что именно лечат и как это делать. Но там всегда возникает биологический вопрос: какую химию использовать для того, чтобы заново восстановить нарушенный баланс тех или иных химических обменов в теле того или иного пациента.

Святые отцы напрямую связывают дух с Божественным, с подобием Бога. Душа связана и с телом, и с духом и некоторым образом влияет на него. Душа влияет на дух. Если рассуждать таким образом дальше, то получается, что от душевного состояния человека зависит его духовное бытие. В некоторой степени сознание определяет бытие.

Это древний философский спор: бытие определяет сознание или сознание определяет бытие. Христианская Церковь исконно утверждала второе. Акт синергии предполагает, что человек совершает осознанный акт своей воли. Это очень важный момент. Есть хорошая формулировка, что такое вера. Это осознанный акт человеческой воли. То есть это не нечто порождаемое механически, как если бы какой-то великий программист нажал кнопку «ввод» на клавиатуре – и в жизни человека заработала бы программа. Нет. Очень многое зависит от осознанного акта человеческой воли. Насколько он осознан – отдельный вопрос. Когда мы что-то делаем – это осознанный акт, даже если мы это называем бессознательным движением. Психея – то, что мы определяем, как душу, в данном случае влияет на принятие индивидуумом решений.

Помимо этого в каждом из нас содержится и духовное начало – та Божественная искра, которая устремляет нас на протяжении всей жизни к поиску Источника. Откуда это в человеке? В иудаизме на древнем еврейском языке есть особая терминология. Сейчас сложно попытаться произнести эти термины, потому что мы не знаем настоящую их фонетику, как они звучали. В соответствии с древними сказаниями иудаизма, человек, в отличие от всех остальных биологических видов, был подвергнут Всевышним еще одному отдельному акту творения. Всевышний лично что-то вдыхает в лицо или ноздри (разные переводы) человека, а весь остальной животный мир творится сам собой. Это написано в Книге Бытия: И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою. То есть помимо того, что он стал живою душою и в нем зародилось определенное сознание, он еще получил определенное, если можно так сказать, вдохновение.

Всевышний в него вдохнул что-то из Себя. Это и есть то духовное начало, о котором мы рассуждаем, которое постоянно устремляет нас к поиску Источника. Это то, что позволяет человеку, сотворенному по образу и подобию Бога, совершать нечто, что ни один биологический вид не может делать в процессе своего цивилизационного развития. Человек может творить то, чего не существует в природе.

У каждого биологического вида, конечно, есть акты творения. Животные создают определенное место для жительства, у них есть какие-то групповые варианты существования тех или иных видов. Но все это хоть и похоже в некоторой степени на человеческое общество, сильно отличается от него.

Человек – единственное существо, которое придумывает какую-то определенную мораль, не существующую в мире. Этику, эстетику. Самое яркое проявление человеческого творчества – это речь. Мы с вами сейчас не только совершаем процесс когнитивного, то есть сознательного, осмысления чего-то, обсуждаем очень серьезные темы и думаем об этом, но в то же время вербально выражаем эти мысли. Мы находим определенные слова и их сочетания, строим синтаксис, фонетику. Речь – очень серьезный и сложный процесс. Я не имею в виду только русский язык, любая форма речи, даже письменная, есть очень сложный творческий процесс, им другие живые виды не обладают. У них есть сигналы, как азбука Морзе, но таких сложных и замысловатых вариантов не существует. Это научный факт.

Когда мы рассуждаем о человеке как о Божием творении, мы утверждаем, что духовное начало позволяет его душе (сознанию, возникающему в процессе биологического существования homo sapiens) участвовать в очень важных креативных (творческих) процессах. Это именно духовное начало. Об этом рассуждали и святой апостол Павел, и многие отцы Церкви, и до сих пор рассуждают многие богословы.

Тема интересная, очень глубокая и до сих пор открытая для дискуссии. Мы даже в своей речи часто путаем понятия «дух» и «душа». Мы говорим «духовное начало», «испустил дух», но при этом «душа понеслась в рай». Мы перемежаем эти понятия.

И тут следующий вопрос: «А что происходит с душой после смерти биологического вида?» Продолжает ли эта, позволю себе так сказать, некоторая энергия, сохраняя информацию, переходить в другой вид и существовать? По законам физики, энергия ниоткуда не появляется и никуда не исчезает. Если какая-то энергия из чего-то возникла, то она должна перейти в другую форму. Исчезнуть она не может. Это один из законов физики. Так меня учили в советской школе. Я помню, как меня поразило это правило. Оказывается, энергия ниоткуда не появляется и никуда не исчезает. Это какой-то парадокс, доказывающий существование вечности. Это тоже интересно.

Вопрос от телезрительницы Юлии из Москвы: «В любви нет страха. Но у меня присутствует страх, что я отойду от Бога. Вы сказали, что вера – это акт свободной воли ответить на то, что Господь, образно выражаясь, открывает тебе Свои объятия. И есть страх, что просто перестанешь верить, вдруг моя воля изменится. Это хорошо? Или этот страх свидетельствует о том, что нет любви? Что делать в таком случае? Просто просить: «Господи, помоги не отойти от Тебя»? Или что-то еще?»

– Этот страх – хороший фактор. Есть такое выражение: страх Божий. Очень важно, чтобы он присутствовал в нашей жизни. Это не боязнь Бога, а боязнь потерять возможность и способность слышать Его голос и видеть Его послания.

Страх, который вы описали, должен присутствовать в жизни верующего, потому что он позволяет ему увидеть, насколько важно духовно бодрствовать. Об этом говорили и апостолы: непрестанно радуйтесь, но и трезвитесь, бодрствуйте. Надо радоваться, потому что нам дано великое, которое мудрецы хотели постигнуть и почувствовать. Но в то же самое время нам нужно дорожить этим.

Бойтесь потерять это ощущение. Радость от того, что ты действительно слышишь глас Божий и видишь Его ответы, имеешь эту способность. Можно ее потерять. Бояться этого – позитивный фактор, означающий, что это для тебя важно. Это как бояться потерять любимого.

У каждого есть свои слабости (это вопросы физики, внешнего, материального человека), вследствие которых нам, даже при том, что в жизни все хорошо, хочется острых ощущений. Мы можем возжелать чего-то такого, что для нас вредно, но тем не менее манит. Мы перестаем бояться и ради эксперимента, задора совершаем глупости. Это очень опасно и плохо заканчивается. Но это просто факт жизни человечества.

Когда мы перестаем бояться потерять духовное в самих себе, то оказываемся в группе риска. И так каждый находится в пограничном состоянии, но когда он перестает бояться, то есть бодрствовать, и расслабляется, то становится очень хорошей добычей для разнообразных внешних форм влияния, в том числе и метафизического характера.

Это хорошо, что вы боитесь. вы боитесь не Бога, а боитесь утратить то духовное доброе переживание, которое присутствует в вашей жизни и периодически очень многое открывает.

Я боюсь точно так же, как и вы. Но тут такой очень важный факт: ваша воля в ваших руках, никто не может за вас принять решение. В результате решение принимаем мы сами, в том числе и в тех вопросах, которые касаются обмана. Например, в вопросе ереси. Жил добрый христианин и вдруг увлекся каким-то вроде бы христианским, но явно еретическим учением – вся атрибутика, все речи христианские, Христос упоминается и прочее, а духовная суть не имеет никакого отношения к христианству. Потому что христианство – прежде всего суть, духовный посыл, духовный стержень, он строится на Христе, воскресение Которого мы до сих пор празднуем. И вовлеченный в эту ересь думает, что это и есть та самая истина. Потом в его жизни может наступить прозрение, и он будет склонен винить тех, кто его увлек этой ересью, этой философией. Но не надо забывать, что насильно мил не будешь. Если ты чем-то увлекся, если оказался в какой-то ереси и в состоянии какого-то великого обмана и фальсификации, частица твоего участия в этом есть. Насильно мил не будешь. Как у классика: я сам обманываться рад.

Всегда надо понимать: если мы были обмануты, здесь присутствует и часть нашей глупости. Я не говорю о том, когда вас обманули гадалки на улице, это отдельная история вообще, это какое-то воздействие, манипуляция. Я говорю о том, когда человек увлечен длительный период явно негативными и деструктивными концепциями. Это очень возможно, это никогда не исчезало, это существовало всегда.

Тут на днях какую-то мадам арестовали. Она проводила какие-то семинары (мы не имеем к этому отношения, поэтому я не помню, как ее зовут), тренинги, не платила налоги, но арестовали ее не потому, что она кого-то обманывала. Если посмотреть извне на все, что происходит, очевиден подлог, обман. Как у Остапа Бендера: деньги на ремонт Провала. «Золотой теленок», «12 стульев» смотришь и изумляешься – потрясающе. Большое количество людей сидит в зале, в этом участвует, отдает свои деньги.

А главное, как это все работает: очень примитивно. Это Лиса Алиса и Кот Базилио. Столько об этом сказок и книг написано… А это существует в реальности, и люди в этом участвуют. И участвуют не так, чтобы их где-то на улице на дурачка застали врасплох, нет, они же посещают эти мероприятия.

Я почему это вспомнил? Потому, что мы видим: люди в этом участвуют, и это добровольный акт, никто их не заставляет этим заниматься. Мы думаем: как так? Почему так происходит? Потому, что внутренне они этого хотят. Они хотят в этом участвовать. Им кажется, что они найдут в этом какой-то важный ответ для себя, для них это событие. И здесь возникает следующий вопрос, связанный с психеей, то есть с душевным состоянием такого человека: а не аддикция ли это? То есть не степень ли это определенной зависимости? Той же одержимости, если хотите. Мы это называем одержимостью в нашей религиозной традиции, потому что бесноватость и одержимость все-таки разные вещи, давайте будем откровенны. Не является ли это в некоторой степени психической аддикцией? Потому что это очень похоже на игроманию, там тоже люди в трезвом уме, можно сказать, без всяких форм химической зависимости, которая действительно тяжелая и вызывает очень страшное физиологическое состояние, особенно у тех, кто принимает химические наркотики неестественного происхождения. Там все понятно – обязательная госпитализация под наблюдением медиков (наркологов, психиатров).

Но здесь речь идет о людях, которые не в химической зависимости, хотя можно предположить, что она у них в ходе этой психологической зависимости, может быть, и возникает, потому что организм вырабатывает определенные химические вещества (для эйфории). Но мы видим, что понятие аддикции в данном случае можно очень широко рассматривать в разных направлениях. В данном случае Церковь утверждает, что любой человек, будучи очень сложным Божественным творением, находится в группе риска и в пограничном состоянии и может быть подвержен в любой момент любому состоянию зависимости (то есть аддикции или одержимости), для него пагубных. Если он не бодрствует духовно, то есть не стремится к поиску истинного духовного начала, то есть Бога, Который ассоциируется у человечества с понятием добра, любви и милосердия (всю историю человечества эти начала были самыми главными).

Скажите, могут ли в то или иное время, в той или иной стране, при том или ином режиме возникать какие-то условия для роста либо для умаления внутреннего человека?

– Да, конечно.

В этом случае возникает еще один вопрос. Мы пишем словосочетание «внутренний человек» с маленькой буквы. Но хотелось бы представить себе такую ситуацию, когда Господь эту маленькую букву наконец поменяет на большую.

– Очень хороший вопрос. Мы знаем, что в нашей традиции есть понятие «обожение». Мы верим, что Господь Иисус Христос пришел в этот мир, умер смертью Крестной и Воскрес. Но произошло еще сошествие Святого Духа, благодаря которому Господь пребывает среди нас. Он здесь, в этом мире, среди нас, и это очень важно. Он взаимодействует с человеком, и если тот проявляет акт своей воли – отвечает на Его голос, обретает способность слышать, боится эту способность потерять и дорожит этим...

Мы знаем, что нашу волю никто не может поработить. Мы сами решаем, хотим мы или не хотим потерять нашу веру. Здесь очень многое зависит от нас. И если мы решаем ее не потерять, Господь нам в этом поможет. Так вот, если человек проявляет эту свою волю и отвечает на призыв Божий, в нем начинает происходить процесс обожения – духовного возрождения. И тогда уже можно будет сказать, что он – существо духовное и Внутренний человек с большой буквы возвращается к Первообразу.

Мы знаем, чем все должно закончиться. Если человек претерпит до конца – он будет спасен. С каждым из нас это происходит именно сейчас. Но с этого пути опять же по своей собственной воле можно в любой момент свернуть. И примеров этому много. На прошлой передаче мы вспоминали, чем все закончилось у бывшего протодиакона Кураева. Начал он за здравие, а закончил за упокой.

Я тоже могу начать сейчас за здравие, а закончить за упокой. Горе мне и всем нам, если мы расслабимся и забудем об этом и наше бодрствование закончится. Тогда все быстро схлопнется. Обожение – не автоматически происходящий с Неба акт. Это происходит при нашем участии. Вот сейчас это происходит, а через час может закончиться. Мы знаем, что это постоянное переживание нашей веры, постоянное событие.

Отче, благословите наших телезрителей.

– Да благословит и сохранит нас в истинной вере Господь! Аминь.

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 
Первосвятитель

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «Преодолевать скорби и болезни без ропота, во спасение души, а не в погибель»

– Во имя Отца и Сына и Святого Духа!Когда задумываешься о подвиге святой праведной блаженной Матроны Московской, начинаешь понимать особый смысл человеческих страданий. Их подлинный смысл был открыт Самим Спасителем через Его Крестную смерть. Невинного со всех точек зрения – закона, обычаев, правил – приговорили к смерти, самой позорной, и распяли вместе с разбойниками. Сейчас нет понятия «позорная казнь» – любая казнь воспринимается как трагедия; а в те времена отношение сильно зависело от того, как человек уходил из жизни. Один способ казни был предназначен рабам, разбойникам, душегубам, другой – римским гражданам; и жестокая, страшная, позорная смерть была уделом разбойников, отребья, тех, кто мучил людей и вызывал всеобщее презрение.

 
Беседы с батюшкой

Протоиерей Михаил Зазвонов: Даже нелюбимую работу можно сделать любимой, если поймешь, что эта работа для кого-то важна

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс