Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №19 (1204) → Протоиерей Игорь Аксенов: Трансгуманизм и Воскресение Христово

Протоиерей Игорь Аксенов: Трансгуманизм и Воскресение Христово

№19 (1204) / 15 мая ‘23

Беседы с батюшкой

Тема передачи очень важная и интересная. Многие что-либо читали или где-либо слышали о том, что такое трансгуманизм. Но представить себе эту тему во всей полноте сложно. Тем более на православном телеканале, тем более в таком аспекте, как трансгуманизм и Воскресение Христово. Поэтому интересно узнать Ваше экспертное мнение об этом. Вы уже девять лет занимаетесь этой темой, а до этого еще пять лет занимались биоэтикой. Что же такое «трансгуманизм»?

– Разговор о трансгуманизме я бы хотел начать именно с Воскресения Христова. Поздравляя всех телезрителей с праздником Воскресения Христова, я прежде всего поздравляю с праздником победы. Это самая главная победа в нашей жизни – победа над смертью. Потому что, кем бы мы ни были в этой жизни, всем предстоит умирать. А перед лицом смерти все наши дела, как сказал премудрый Екклесиаст, предстают суетой сует. Поэтому победа Христа над смертью – самая главная победа, которая нам дана в этой жизни.

Воскресение Христово – главное содержание всей нашей христианской веры. Ведь если нет Воскресения Христова, то все наши жертвы, все наши подвиги обессмысливаются. Более того, получается, что смерть будет единственным победителем над всеми и уравнителем и хороших, и злых, всех людей, какими бы они ни были. Так что победа над смертью – это прежде всего победа над этим веком и начало жизни века будущего.

Вопрос в том, что в Воскресении Христовом мы радуемся не просто тому, что Господь Воскрес, добро восторжествовало над злом, а в том, что мы воскреснем и воскреснем не в прежнем биологическом теле, а в теле уже усыновления Отцу Небесному в Господе Иисусе Христе. Качество этого тела Господь показал в Своем Воскресении. В Пасхальные недели Церковь читает различные отрывки из Священного Писания, повествующие о Воскресении Христовом, и все мы помним, что Господь вошел к апостолам через затворенные двери. Двери Он не открывал – и стал сразу посреди апостолов. Они тут же подумали: «Это дух, приведение. Как же так может быть? Нас не растолкал, затворенные двери не отворил». А Господь им говорит: для чего такие мысли входят в сердца ваши?.. осяжите Меня и рассмотри́те; ибо дух плоти и костей не имеет. Они осязают Господа и видят, что это действительно плоть и кости. Он говорит: есть ли у вас здесь какая пища? Дали Ему часть печеной рыбы, сотового меда. Он ел перед ними, доказывая, что Он действительно в теле.

А затем уже было явление Господа апостолу Фоме, который сомневался, что апостолы видели именно Воскресшего Спасителя. Он говорил: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю. Когда Господь снова явился, Он берет руку апостола Фомы, вкладывает в раны и в сердце Свое, тем самым показывая, что Его тело Воскресения – это уже тело не прежнее. Потому что раны, нанесенные Господу Иисусу Христу, не совместимы с биологической жизнью. Ведь апостол Фома вкладывает свою руку прямо в пронзенное сердце. Однако Господь живой и исполнен благодати, исполнен энергии жизни. Когда апостол Фома прикоснулся к Его телу, он говорит: Господь мой и Бог мой!

Почему? Потому что можно сказать, что тело Спасителя, а это наше человеческое тело, потому что оно наследовано от Пресвятой Девы Марии и преображено в Воскресении, уже живет не биологической жизнью. Возникает вопрос, какой же тогда? Вот здесь очень сложно подобрать богоприличные слова. Я воспользуюсь словами Христоса Яннараса, который говорит, что это прямое ипостазирование бытия Отца Небесного. Можно так сказать, можно сказать иначе. Может быть, нам сейчас во всей полноте это непонятно. Надеюсь, что мы достигнем воскресения и узнаем способ бытийствования тела воскресения.

Но прежде всего мы говорим о том, что это тело уже не является частью этого мира. Потому что Господь Воскрес при приваленном камне к пещере Его погребения, и этот камень Он не отвалил, а пелены остались свитыми, как они были свиты при Его захоронении. Таким образом получается, что Его тело не является уже частью этого мира. Поэтому мы ожидаем не просто воскресения и прежней жизни, а именно воскресения в преображенной нашей телесности.

А теперь представьте, что, если у вас нет веры в Воскресение Христово, веры в свое собственное воскресение и жизнь будущего века, веры в то, что у вас будет тело усыновления Отцу Небесному, то что вам остается в качестве главной заботы? Если вы будете человеком разумным, который понимает, что все мы умираем, не выпускает из виду этого очевидного факта, то, если у вас нет веры в воскресение, ваши мысли, вся ваша энергия будут направлены на то, чтобы максимально продлить жизнь этого биологического тела и поместить его в максимально комфортные условия, и более того – придать ему какие-то свойства, которые биологически ему не присущи, но которые каким-то образом улучшат условия проживания этого человека. Вот этим и занят трансгуманизм.

Трансгуманизм – это по сути попытка синтетического теозиса. Я сейчас объясню, что такое «синтетический теозис». Синтетический – значит «искусственный», а теозис – «обожение». Получается, что это попытка искусственного технологического обожения человека. Но по сути это все превращается в пародию обожения. Потому что трансгуманизм не затрагивает самой глубины нашей природы. Говоря о том, что он технологически может продлить максимально долго человеческую жизнь, зачастую он хочет сказать, что он обладает самой жизнью. Но это очень глубокое заблуждение.

На сегодняшний день существует около 130 определений жизни, и ни одно из них не общепринято. Наука даже не может сказать, что такое жизнь. Определения жизни во многом описательные. Они описывают жизнь как процесс. Но ни одно из этих определений не дает понимания того, а что заставляет этот процесс происходить. Поэтому мы смотрим очень скептически на потуги секулярного эмпирического знания иметь претензию на обладание жизнью, ее продление какие-то образом, дарование жизни и так далее.

Жизнь сама по себе для нас – факт трансцендентный нашей природе. Как Господь еще говорит в псалме Давида: скроешь лице Твое – мятутся, отнимешь дух их – умирают и в персть свою возвращаются; пошлешь дух Твой – созидаются, и Ты обновляешь лице земли. Кстати, точно так же говорил основатель научной танатологии Мари Ксавье Биша. Он говорил об этом еще в XVIII веке, когда размышлял и исследовал смерть и дал определение жизни. Он говорит, что жизнь – это совокупность явлений, противящихся смерти. До сегодняшнего дня, а это было сказано в XVIII веке, его определение имеет очень глубокий смысл. Он указывал, что все жизненные процессы настолько отличны от смерти, что необходимо говорить о какой-то жизненной силе, которая присутствует в человеке, когда он живой, и, соответственно, о потере этой жизненной силы, когда он умирает.

На сегодняшний день трансгуманизм претендует на то, чтобы дать человеку искусственное бессмертие. Но если не сегодня дать искусственное бессмертие, то хотя бы максимально продлить жизнь с помощью технологий. Более того, придать человеку свойства, не присущие ему по его природе, – природе падшей, которая стала смертной, тленной и страстной. Все попытки трансгуманистов направлены на то, чтобы преодолеть эту ограниченность нашей природы и с помощью технологий даровать человеку новое бытие, новое состояние.

Если говорить о самом трансгуманизме, то он присутствует в нашей жизни от самого начала. Когда еще сатана искушал Адама и Еву, что он говорил? Он говорил, что, когда они вкусят плоды древа познания добра и зла, то они станут как боги. Вот это желание самообожения в общем-то и сегодня проявляется в желании искусственного обожения, искусственного теозиса, о котором говорит трансгуманизм. В этом смысле ничего нового нет. Новое – появление новых технологий, появление новых знаний о человеке, знаний глубин его природы. Эти знания определенным образом вскружили голову некоторым людям науки, и они, предвосхищая в их понимании возможное будущее, уже говорят о том, что они обладают жизнью и могут ее продлить максимально долго.

На сегодняшний день, говоря о трансгуманизме, мы должны сказать и о том, какие проекты существуют по преодолению существующего состояния человека.

Весь трансгуманизм, по слову Фрэнсиса Фукуямы, и заключается в том, чтобы человеку преодолеть естественные биологические ограничения его природы. И при всем многообразии адептов и, можно сказать, пророков трансгуманизма (не говорю ученых, а именно пророков, потому что они зачастую говорят не научные истины, а именуют себя футурологами и пророчествуют о будущем науки), и институтов, которые они создают, они имеют разную направленность. Но в принципе все подразумевают три направления преобразования природы человека, то есть искусственного обожения. Это создание либо виртуально-цифрового человека, либо нанокиборгизированного, либо генномодифицированного человека. Любое из этих направлений имеет своих последователей, свое финансирование, свои институты, свою научную базу. Кратко скажу о каждом из них.

Первые два направления представляются не очень серьезными и, может быть, не очень опасными. Если говорить о виртуально-цифровом человеке, речь о том, что хотят оцифровать именно личность человека (не просто сумму его воспоминаний), субъект и перенести его на небиологический носитель. Тем самым обеспечить как бы виртуальное бессмертие человека в его цифровой личности, оцифрованной личности.

Почему я говорю, что это очень сомнительное предприятие? По той простой причине, что наша личность трансцендентна нашей собственной природе. Сам факт того, что мы свободны, подразумевает, что наша личность не есть часть нашей природы. Потому что, если бы она была частью нашей природы, она была бы детерминирована нашей природой и ни о какой свободе речи не было бы. Да, безусловно, когда люди падают в грех, они падают в собственную природу, и, по образному слову митрополита Иоанна (Зизиуласа), становятся «ипостасью биологического существования».

Но большинство людей всегда как бы трансцендирует по отношению к собственной природе, или, говоря простым языком, поднимается над собственной природой до более высоких идеалов. И их свобода заключается не только в том, чтобы выбрать самое вкусное из менее вкусного, – эта свобода определяется физиологией, а вообще отказаться от пищи (например, объявить голодовку) ради идеи, ради принципа. И любые случаи христианской жертвенности или жертвенности в миру – это всегда манифестация свободы личности по отношению к собственной природе, вплоть до потери собственной природы, ее телесной полноты, ради блага ближнего, ради патриотизма, любви к Отечеству, ради друзей, идей и так далее.

То есть наша личность не является частью нашей природы. В этом смысле прекрасно сказал Владимир Николаевич Лосский, что личность есть несводимость человека к его природе. Он говорит, что это не другая природа, а именно образ бытия, не сводимого к природе. Есть субъект, который выше природы, трансцендентен природе и который определяет область бытия природы.

Каким образом можно оцифровать то, что трансцендентно миру объектов? Понимаете, о чем речь? Поэтому в любом случае оцифрованная личность будет усечением личности, а она всегда беспредельна.

Посмотрите на себя, на свой внутренний мир: разве ваш дух не беспределен? Разве есть какие-то пределы для вашего духа? В этом и есть образ Божий. Как Бог беспределен, так и мы в своем духе уже беспредельны. Более того, чтобы нам не выйти за пределы бытия Бога и соответственно не попасть в меоническую бездну, нам дана заповедь: блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Наша свобода настолько беспредельна, что мы сами должны положить пределы нашей свободе, чтобы не выходить за пределы бытия Бога. А эти пределы определяются заповедями Божиими, а они все о любви. Поэтому все, что не по любви, выходит за пределы бытия Пресвятой Троицы.

Поэтому вопрос о виртуально-цифровом человеке представляется очень сомнительным. Невозможно оцифровать личность, потому что она не только беспредельна и, соответственно, бесконечна, но она трансцендентна миру объектов. Как ее можно оцифровывать?

Что такое нанокиборгизированный человек? Это симбиотическое единство робототехники (причем как на макроуровне, так и на наноуровне) и нашей биологии. Все слышали о проекте Илона Маска «Neuralink». В общем-то, все мы сейчас не можем жить без смартфона. Пока еще смартфоны, слава Богу, не интегрировали в нашу телесность, но, в общем-то, все идет именно к этому.

Что касается нанокиборгизированного человека и этого направления переформатирования человечества, вся острота вопроса снимается тем, что все такие интервенции в нашу телесность и ментальность не наследуются. Это подобно пирсингу. Человек хочет себя как-то украсить (в его понимании) и украшает себя так, что уже живого места не остается. Еще и татуировки наносит. Но его дети, слава Богу, рождаются без пирсинга и без татуировок. Точно так же и здесь: все интервенции в нашу телесность не наследуются. Поэтому здесь острота вопроса снимается.

Вопрос телезрителя из Белгорода: «Христос Воскрес как Богочеловек, Он Богом и остался. Бог, как известно из теологии, – Источник жизни. Поэтому Он, Воскреснув в Своем теле, мог Сам поддерживать жизнь вечно, будучи Богом. Человек – не Бог. Ведь Лазарь, которого Господь воскресил, потом все равно умер, потому что сам человек не может поддерживать в себе жизнь. Поэтому нам, чтобы после воскресения вечно жить, надо стать такими, как Бог».

– Ваше замечание правильное. Действительно, для того чтобы нам жить как сынам Божиим, нам необходимо обожение, необходимо участие в бытии Пресвятой Троицы. Это в принципе и наше призвание. По сути, Бог творит новые ипостаси, которые приобщаются к Его бытию (но не путем эманации, потому что тогда Бог изменится, а Бог – неизменяемое бытие по определению, потому что это бытие абсолютное). Он приобщает нас к Своему бытию через нетварные Божественные энергии, и мы участвуем в Его бытии прежде всего в результате наших личных отношений с Богом.

Несмотря на всю разницу наших природ – Божественной нетварной и человеческой сотворенной – у нас есть одно общее: образ бытия. Образ бытия и у Бога, и у человека личностный. Это великий дар Божий – быть личностью. Личности могут встречаться. И во встрече личностей происходит и общение природных свойств.

Заметьте, когда молодые люди влюбляются друг в друга, они становятся даже похожими. У кого есть домашние животные (кошки или собаки), можно заметить, что они очеловечиваются в отношениях, становятся похожими на хозяина по своему поведению. Есть даже поговорка: покажи пса, и я расскажу о хозяине.

Так же и здесь: в результате субъектных отношений с Господом Иисусом Христом мы уподобляемся Ему, и это уподобление касается полноты нашей природы; через нетварные Божественные энергии мы становимся причастниками Его бытия. Об этом и пишет апостол Павел, что мы будем причастниками Его бытия.

Телезритель говорит о том, что Господу Иисусу Христу в Его телесном Воскресении не нужно было общение с Отцом. Да, конечно. Как Вторая Ипостась Пресвятой Троицы Он неразлучен с Отцом и Духом всегда. Троица нераздельна. Поэтому в Нем Самом находится источник и жизни, и бытия. И Сам Господь сказал, как об этом пишет евангелист Иоанн: ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе (Ин. 5, 26). Конечно, Его Воскресение по человеческой природе связано с тем, что эта природа ипостасна, то есть в Личности Господа Иисуса Христа, единородного Сына Божия, соединена с Его Божественной природой.

А нам необходимо преодолеть пропасть между тварным и нетварным бытием через нашу любовь ко Господу, через наши личные отношения. Господь потому и взошел на жертвенный крест, чтобы всех нас привлечь в объятия любви, чтобы никто уже не мог обольщаться сатаной и думать, что Бог нас сотворил для того, чтобы господствовать над нами или для каких-то иных корыстных целей. Потому что за рабов жизнь не отдают. Жизнь отдают только за сынов. (Окончание в следующем номере)

Записали:
Таисия Зыкова
и Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс