Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №19 (1204) → Протоиерей Михаил Зазвонов: Даже нелюбимую работу можно сделать любимой, если поймешь, что эта работа для кого-то важна

Протоиерей Михаил Зазвонов: Даже нелюбимую работу можно сделать любимой, если поймешь, что эта работа для кого-то важна

№19 (1204) / 15 мая ‘23

Беседы с батюшкой

Во Втором послании к Фессалоникийцам апостол Павел написал: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь. Как мы помним, в недавнем прошлом строители коммунизма выступали с таким лозунгом: «Кто не работает, тот не ест». В чем же отличие этих выражений?

– Никакого отличия нет, просто были перефразированы слова из Послания апостола Павла. Потому что культура русского человека – православная, эти лозунги были понятны и имели отзыв у населения. А что плохого в этом лозунге?

Мне кажется, если мы говорим от апостола Павла, то каждый должен посмотреть внутрь себя, а коммунисты подходили к этому вопросу радикально. В чем смысл этой фразы?

– Давайте порассуждаем. Когда формировался коммунизм, многие отказывались работать в колхозах, и надо было найти какую-то причину, чтобы людей заставлять это делать. Были трудодни, было тяжелое время, можно сказать, серьезной манипуляции и репрессий. Но обо всем этом будет судить история. На сегодняшний день мы можем сказать, что труд важен для каждого человека. На Руси всегда очень много трудились: и крестьяне, и рабочий класс. Участь обычной семьи, живущей в селе (большинство русских семей жили в селах), была очень тяжела, надо было много трудиться, чтобы не умереть с голоду.

Апостол Павел обращает эти слова именно к фессалоникийцам, жителям Фессалоников. Дело в том, что Фессалоники – портовый, очень зажиточный город. Караванные пути из Малой Азии, Аравии, Северной Африки шли в том числе в этот портовый город, и жители были довольно развращенными, зажиточными, многие могли не работать. Это препятствовало христианскому пониманию. Потому что Господь говорит, что человек должен себя к чему-то понуждать. В Евангелии от Матфея Господь говорит, что трудящийся достоин пропитания.

Человеку свойственно трудиться. Труд облагораживает человека. Эта заповедь дана еще в раю: человек должен был возделывать рай, то есть трудиться. Господь создал, можно сказать, зачаточное состояние рая, чтобы человек его усовершенствовал. Мы – творцы по природе, в нас очень много творческого начала, Господь нас такими сотворил. В раю труд был радостный, творческий.

Но когда Адам согрешил, природа человека изменилась из-за греха, и труд стал для человека не очень радостным. Вообще, все, что связано с Богом, очень тяжело дается (и молитва, и пост). Предстоять перед Богом очень тяжело, потому что наша природа уже тяготеет к обратному. Поэтому мы вынуждены себя понуждать. Многие этого не хотят, стремятся к праздной жизни, что очень тесно связано с грехом.

У китайцев есть такая поговорка: если не хочешь работать, найди профессию, которая тебе нравится. Это действительно важно, потому что тогда ты со всей увлеченностью окунешься в работу. Ведь увлеченный человек трудится больше, чем другие коллеги. Он тоже устает, но он увлечен и хочет увидеть плод своих трудов. Наверное, это и есть какое-то райское наставление нам от Бога. Думаю, Адам с Евой трудились в раю как раз с увлечением, они жили этим, реализовывали свое творчество. Каждый из нас может здесь, на земле, создать рай. Если мы посмотрим на свою работу как на служение, она станет приносить нам мир, радость и покой. Это очень важно.

Недавно услышал статистику, что примерно две трети россиян готовы работать на нелюбимой работе, если это приносит хороший заработок. Вы говорите, что надо пытаться полюбить свою работу, но не всегда это возможно.

– Все от нас зависит. Деньги – замечательный мотивационный бонус, который нас как-то настраивает, но надолго этого не хватает. Ты получаешь зарплату, радуешься какое-то время, а потом тебе кажется, что вроде как-то мало, надо еще и еще, и на самом деле конца и краю этому не будет. Если опираться только на денежный эквивалент, то радости работа не принесет.

Со мной случилась такая удивительная штука (Господь, видимо, так устроил). Я кроме священнического служения всегда занимался еще и социальной работой, социальным служением. Это приносило мне радость, я чувствовал, что это очень важно. Потом произошел мой перевод в Москву. Я больше всего не любил бюрократию, административный аспект в работе и подумал тогда, что лишь бы не было такого послушания. Но мне как раз дали послушание стать заведующим канцелярией, руководителем секретариата. Для меня это был просто крах. Я сердцем жил социальным служением, а мне надо было перейти совсем в другое направление. Конечно, я знаю эту работу и делаю ее тоже качественно и хорошо. Тогда я сказал себе, что это тоже в какой-то степени может быть служением, если за каждой бумагой видеть человека. Можно работать так, чтобы людям приносить пользу.

И со временем у меня уже не было усталости, я с радостью занимался этой бюрократией, так сказать, потому что в цифрах и буквах видел конкретного человека и старался конкретному человеку помочь. У меня снова возник мир, покой и появилась радость от работы.

Помимо административной работы и служения в храме я старался в свои выходные заниматься еще и социальным служением, но выстроил работу так, что только координировал ее, а над конкретными проектами давал возможность потрудиться нашим прихожанам. Это тоже дало свои плоды. В целом я был всем доволен.

Думаю, даже нелюбимую работу можно сделать любимой, если поймешь, что эта работа важна для кого-то. Ведь каждая работа нужна. Если бы она была не нужна, ее и не было бы. Не так важно, убираешься ты или сторожишь что-то. Если этого не будет, то будет хаос, пострадают многие. Если настроить себя и увидеть, что ты совершаешь служение, думаю, работа будет в радость. А оплата труда пусть будет добрым бонусом. Мне кажется, это замечательно.

Старайся больше и старайся больше получать, потому что, получая больше, ты можешь больше дать своей семье, малоимущим, которые тебя окружают. Деньги – это ответственность, к ним надо относиться ответственно.

Должны ли мы, православные люди, хотеть получать большие зарплаты? Как-то раз нам был задан вопрос относительно этого. Человек хотел попросить повышения зарплаты, но его смущало, что это могло являться проявлением его гордыни.

– Наличие денег предполагает ответственность. Конечно, деньги – это еще и возможности. Вспомним притчу о талантах. Умение зарабатывать деньги тоже своего рода талант. А мы знаем, что должны умножать наши таланты. Если мы этого не делаем, то становимся праздными.

Но это не говорит о том, что мы должны поставить себе целью стяжание. Мы должны ставить ответственную цель, и деньги – средство ее достижения. Если цель у человека правильная, то не так важно, сколько денег он будет стараться найти для достижения нужной цели. Многие наши священники строят храмы, имеют богадельни и так далее. Они стараются заработать средства для своих благих социальных целей.

В конце XV – первой половине XVI века во многих монастырях Русской Православной Церкви получило развитие духовно-политическое течение нестяжателей. Здесь сразу вспоминаются Нил Сорский, Иосиф Волоцкий. Но в монастырях это понятно. Уставы небогатых монастырей предусматривали духовное делание без наличия каких-то серьезных материальных средств, и их насельникам для достижения своих целей это было весьма важно.

Кстати, у католиков тоже есть бедные ордена. Например, монахи францисканцы и августинцы до сих пор ходят босиком. Во многих греческих монастырях монахи трудятся ровно столько, чтобы заработать себе на пропитание, а все остальное время они тратят на молитву.

Но мы живем в светском обществе, в миру, и в наши храмы приходят люди, нуждающиеся в помощи, – многодетные, малообеспеченные и так далее. И если у нас есть талант зарабатывать средства, то его нужно реализовывать.

Даже если это талант зарабатывать деньги?

– Конечно, при правильно поставленной цели. Человеку нужно определиться, сколько ему нужно. Если он богат, то, конечно же, у него могут быть большие запросы, чем у других людей, но все свои излишки он должен реализовывать с учетом нужд ближнего, потому что именно этого требует заповедь Божия: возлюби ближнего твоего, как самого себя.

Трудно представить себе православного, который будет есть бутерброд с икрой рядом с голодным, глотающим слюну. Думаю, что он не сможет его съесть. Он или поделится с этим человеком своим бутербродом, или просто накормит его. Понятно, что всех спасти нельзя, накормить всех невозможно, но нужно что-то сделать для того, кого Бог послал тебе. Иначе твои цели станут неправильными и богатство твое станет неправедным. И тогда будет беда.

Про людей, не поставивших себе правильных целей, Господь говорит: трудно богатому войти в Царство Небесное. В иудейском обществе считалось, что, если человек здоровый и богатый, значит, он поцелован Богом. Но в Евангелии мы видим, что Господь ломает этот стереотип. Он общается с богатыми, кого-то исцеляет по их просьбе, что-то для них делает, но всегда желает, чтобы человек изменился. И когда Господь говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное, Он не имеет в виду то, чтобы все стали бедными. Господь хочет, чтобы все стали адекватными и поставили себе правильные цели.

Все богатство, которое у нас есть, принадлежит Богу. Все ресурсы – нефть, газ и так далее – даны Богом, мы лишь берем все это у Него в аренду. То есть мы должны приумножать талант, данный нам Господом. Каждому Бог дает свой крест: у одного крест – быть богатым, у другого – быть бедным, потому что для Царства Божия это не имеет никакого значения. Но для исполнения заповеди Божией человек должен кому-то помогать, следовательно, кто-то должен быть нуждающимся.

У бедного такой же крест, как и у богатого, только он не должен роптать в этой своей бедности, не должен кого-то в этом винить. Но мы знаем, что многие люди, у которых что-то не получается, готовы обвинять в этом всех – президента, главу города, кого-то еще. Но они сами должны потрудиться и что-то сделать.

Апостол Иаков говорит в своем Послании: с великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение. Через терпение человек обретает совершенство, без которого нельзя унаследовать Царство Небесное. Эту же мысль в своем послании произносит и апостол Петр, и почти в каждом послании апостола Павла она тоже присутствует.

Терпение должен в себе вырабатывать и богатый человек. Вот хочется ему потратить деньги на что-то, а нужно терпеть, сдерживать себя, иначе можно впасть в праздность, нарушить заповедь Божию. Богатый тоже должен быть бедным, он тоже должен алкать и жаждать, но не в материальном плане, ведь у него гораздо больше возможностей. Поэтому я говорю, что и бедность, и богатство – это не пороки, это крест, который человек должен нести. Богатому иногда хочется повеселиться на всю катушку, но Господь говорит в притче: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя.

Если человек ставит себе цель достичь Царства Божия, то он видит ресурсы для этого. Кстати, бедность – это тоже определенный ресурс. Если человек испытывает нужду, он просит у Бога самых главных даров, которые нужны православному христианину, – силы, терпения и еще средств. Он в поте лица исполняет заповедь, трудится и этим зарабатывает Царство Божие. Терпением вашим спасайте души ваши. Царство Небесное силою берется.

Мы можем сколько угодно говорить, что мир несовершенен, что кто-то в нем голодает, умирает и так далее, но ведь голодают люди не потому, что этого хочет Бог, а потому, что они, имея нужный ресурс, не исполняют своих прямых обязанностей – не кормят, не одевают нуждающихся в этом, поэтому происходит перекос.

Именно этого прежде всего нужно бояться богатым людям, потому что вопль тех, кого они обидели, с кем не поделились, дойдет до Бога, и Господь их защитит. И лучше бы этим богатым пострадать здесь, на земле, потому что это может стать для них препятствием для жизни вечной.

Фраза «Богатые тоже плачут» действительно действует, когда человек, имеющий ресурсы, ставит себе не ту цель – и для него наступает ад. Его уже ничего не радует, он не знает, что делать с этими средствами, у него как бы уже сформировалась психологическая зависимость наподобие зависимости наркомана или алкоголика, и происходит деградация личности. И мы, глядя на него, думаем: «Чего же ему не хватает? Вроде бы все у него есть». Среди таких людей очень высок процент суицидов.

Поэтому человек должен трудиться, ставить правильные цели и достигать ресурсов, которые даровал ему Господь, для исполнения заповеди Божией: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Но и бедный человек должен совершать дела милосердия, и необязательно в денежном эквиваленте (понятно, что денег у него нет). Его труд очень ценен, он тоже должен послужить Господу, особенно сейчас, когда наше Отечество в опасности.

Вы говорили, что бедные люди должны безропотно нести свой крест, но многие из них хотят разбогатеть, причем очень быстро, даже моментально. В наше время были случаи, что человек выигрывал в лотерею огромные миллионы рублей или долларов и проматывал их за какое-то очень короткое время. То есть нужно уметь тратить деньги.

– Да, здесь требуется большая ответственность и необходимость поставить нужные цели. Вообще, это несчастье, когда бедный человек вдруг получает наследство или что-то в этом роде. Ему нужно научиться обладать ответственностью, иначе все это не пойдет ему на пользу. Мы же помним из Евангелия, как блудный сын промотал все наследство своего отца. Все это быстро заканчивается и ведет к трагедии.

Прошедший мимо своей цели, как правило, озлобляется, и это не приводит его к покаянию. Блудный сын, вернувшийся к отцу, – исключение из правила. В большинстве своем люди в подобных ситуациях озлобляются, приходят в уныние, отчаяние и погибают.

Вопрос от телезрителя: «В Писании сказано: во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними. Правда, об этом в свое время писал еще Конфуций. Но вопрос не в этом. Человек хочет, чтобы ему угождали, чтобы его хвалили, чтобы ему все преподносили, даже когда он этого не заслуживает. И он будет делать так же тому, кто для него это делает. Получается, что заповедь соблюдается, как у Крылова: „Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку”. У нас же это называется: „Ты – мне, я – тебе”. Хорошее оправдание для взяточников».

– Но мы помним слова Господа о любви к ближнему. Апостол Павел в своем Первом послании к Коринфянам говорит, что такое любовь. Он обращается к жителям Коринфа (портового греческого города наподобие города Фессалоники), которые, как и фессалоникийцы, из-за своей развращенности часто ценили совсем не те дары Святого Духа.

Коринфяне были хорошими христианами, но для них самым важным был дар языков, а дар учительства они презирали. Апостол Павел, критикуя их, говорит: если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Он говорит, что с любовью не сравнится ни дар пророчеств, ни постижение всех тайн, ни чудотворения.

Апостол Павел так характеризует любовь: любовь долготерпит, милосердствует (но коринфяне из-за своих споров терпеть не могли друг друга), любовь не завидует (а они завидовали тем, кто имел другие дары), любовь не превозносится (а они превозносились, имея этот дар языков), не гордится. Он говорит, что всем нужно проявлять любовь к своим ближним. Если же кто-то любви не имеет, то ничего хорошего ближнему он дать не сможет.

И даже так называемые коррупционеры не исполняют заповедь Божию, они не хотят давать. Они хотят получать, но давать не хотят… На самом деле человек в грехе эгоцентричен, для себя он желает все большего и себе угождает намного больше, чем другим. В таких условиях заповедь Божия исполняться не может. Такие люди могут оправдать что угодно, но все их оправдания будут вскрыты на Страшном Суде. Господь скажет им: алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.

Заповедь для нас – это конкретный образец, как нам поступать, и завуалировать его, особенно преступными способами, невозможно. Человек может придумать что угодно. Психопаты, садисты, убивающие свою жертву, со слов криминалистов, следователей, которые занимаются этими страшными преступлениями, думают, что они делают благое дело – освобождают свою жертву. И что с того, что жертве это не нравится? Она просто не понимает, что для нее это благо, а вот они все это понимают и совершают это благо.

У психологов есть такое понятие – «догнать и совершить добро», характерное для человека, у которого нет правильной мотивации и которым движет не любовь, а эгоцентризм. Такой человек делает добро убегающему от него, догоняя его.

Но мы, православные христиане, должны иметь любовь между собой, о которой так много говорит апостол Павел.

Батюшка, прошу Вас обратиться к нашим телезрителям.

– Так как тема нашей беседы о труде, то, конечно же, нам нужно стараться правильно трудиться. Заповедь о труде, как я уже сказал, была и в раю, и после изгнания Адама из рая. Труд действительно облагораживает человека. Бог дает Свои дары человеку, который трудится.

Находящийся в праздности, к сожалению, теряет духовную жизнь, и вся его жизнь проходит мимо. Он все равно будет трудиться, но труд не будет приносить ему никакой радости. Поэтому нам нужно стараться, чтобы любой труд был служением Богу, исполнением Его заповеди.

Записали:
Нина Кирсанова
и Людмила Белицкая

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс