Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №14 (1199) → Священник Владислав Береговой: Учимся воздержанию

Священник Владислав Береговой: Учимся воздержанию

№14 (1199) / 3 апреля ‘23

Беседы с батюшкой

Поговорим сегодня о посте... Батюшка, я заметил, что у Вас два телефона. Какой у Вас пост в отношении интернета, блога и так далее?

– На самом деле у меня телефонов больше, потому что практически каждый вечер я веду прямые эфиры в социальных сетях, и у меня стоит, как правило, пять телефонов. Для меня это средство миссии, я работаю через телефоны. Например, бывает, на одном телефоне записки читаешь, аккумулятор сел – другой телефон выручает. Если один телефон потерялся, легко позвонить со второго. Но шутки шутками, а информационный пост, наверное, уже важнее поста гастрономического. Мы уже привыкли воздерживаться от мясной, молочной продукции, кто-то даже рыбу не ест и масло, но при этом круглыми сутками сидит в Telegram-каналах, смотрит телевидение, аналитические, новостные программы...

Недавно сидел в полуподвальном помещении, интернет не ловил, и я очень нервничал, потому что очень хотелось узнать, что же произошло за последние двадцать минут.

– Да. И полтора часа своего времени тратишь на то, чтобы посмотреть, что произошло в мире за последние 20–30 минут. Поэтому хочу призвать всех наших телезрителей отключить все каналы, кроме «Союза», где точно услышите только душеспасительную информацию, которая не сделает вас клиентами психологов, психотерапевтов, психиатров. Ведь большей частью мы слышим негативную информацию, переживаем, тревожимся, это отражается на наших взаимоотношениях с детьми, близкими, сотрудниками, подчиненными. Мы эту тревожность изливаем на других людей и даже на своих домашних питомцев. Главное, самому тошно от самого себя, грустно. Как говорится в произведении Салтыкова-Щедрина, чего-то хочется: то ли конституции, то ли севрюжины с хреном... Это цитата. Это, конечно, не идея, это грустная констатация факта.

Тот, у кого мало хлопот, мало обязанностей, приблизительно так и живет: хочу того, не знаю чего. Как в русских сказках или про Емелю, который лежит на печи, а потом все хорошо получается, или про каких-то красавиц, требующих: принеси мне то, не знаю что... Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено – там ни одного. Чтобы было все просто, надо максимально уменьшить количество информационного потока. Мы за сутки узнаем больше, чем наши прапрадеды узнавали за всю свою жизнь. Неужели за эти 150 лет мозг человека настолько развился, что может спокойно, без негативных последствий воспринять такой поток информации? Безоговорочно нет.

Поэтому лучший пост – это пост информационный. Если не можешь отказаться от этого полностью, хотя бы отпишись от всех новостных Telegram-каналов, оставь только один. Отпишись от всех аналитических Telegram-каналов – никакая аналитика не нужна. Что произойдет – то произойдет.

У нас, православных, все просто: нам надо молиться. Если есть вопрос, который как-то должен решиться, один из способов решения – молитва.

– Причем молитва не в магическом смысле. Молитва – это разговор с Богом. «Господи, я ничего не понимаю. Читаю новости – еще хуже становится. Слушаю сильных мира сего –непонятно. Слушаю слабых мира сего – чуть-чуть понятно. Господи, управь так, как Ты знаешь, дай мне тишину в сердце, спокойствие, дай сил, чтобы не читать новости...».

Читая новости, по сути, мы погружаемся в какой-то другой мир...

– В мир, сформированный для нас. Это же не объективная реальность.

Нам не то чтобы это навязывают, мы же все-таки сами что-то выбираем. Я понимаю, что есть некоторые алгоритмы, механизмы воздействия...

– Мы выбираем только тот контент, с которым внутренне согласны, но все равно это максимально отличается от объективности. У нас свои предпочтения религиозные, политические, нравственные, и, исходя из этих предпочтений мы выбираем тот или иной контент. Если что-то противоречит нашим убеждениям, мы отписываемся и продолжаем читать только тех, с кем внутренне согласны.

В этом году появился такой термин, как «деЛОМизация»: от слова «ЛОМ» – лидеры общественного мнения. Если раньше можно было как-то манипулировать сознанием (даже не манипулировать, а нести разумное, доброе, вечное) через крупные каналы, крупных блогеров, то теперь каждый человек читает несколько каналов. У этих каналов тысячи подписчиков, то есть это мелкие лидеры общественного мнения. Если раньше какую-то хорошую идею можно было продвинуть через пять, десять или сто талантливых продвинутых блогеров, то теперь необходимо сто тысяч. Такая фрагментация лидеров общественных мнений. Как быть? Отписываться от всех.

Я заметил, что многие в нашей стране и в мире погрузились в море информации, причем абсолютно непроверенной, и начинают друг другу это пересылать. Кстати, что делать, когда тебе присылают какую-то информацию? Например, просят срочно помолиться и так далее. Такие истории ведь тоже рождаются на фоне созданного информационного шума.

– Это один из элементов войны с нами, чтобы увеличивать тревогу в людях. Помолитесь о больных, помолитесь о раненых, помолитесь об умирающих. Вот сейчас происходит взятие такого-то города – помолитесь обязательно, разошлите всем своим друзьям, цепочку прерывать нельзя...

И шлют имена тех, за кого нужно помолиться. С одной стороны, для нас, православных, это хорошо – нам надо молиться.

– Мы молимся на каждой Литургии о властех и воинстве ея. Христианин, посещающий храм, и так молится об этом. Недавно мне тоже присылали сообщение, просили срочно помолиться, не разрывать молитвенную цепочку. Сообщение о том, что прямо сейчас в такой-то больнице находятся такие-то воины, их имена, несколько из них при смерти. И я вдруг вспомнил, что где-то уже это видел. Набрал в поисковике, оказалось, что этот текст появился еще в марте прошлого года: те же самые имена, та же самая больница, миллионы перепостов. Люди-то верят, особенно православные. Если в каком-нибудь православном чате что-то написали, никому и в голову не приходит, что это такой же наивный администратор, как и ты. Никакая больница никогда не даст имена лежащих там солдат...

Тем более какие болезни, виды операции и так далее. Городов, которые упоминаются в таких сообщениях, иногда и на карте нет, а если есть, то там эта тема давно закрыта.

С другой стороны, нам ничто не мешает осенить себя крестным знамением и сказать: «Господи, помоги, Ты знаешь имена».

– Я так и делаю. Действительно, мы воюем, есть раненые, есть погибшие, есть сложные ситуации. Перекрестился и сказал: «Господи, спаси и сохрани всех воюющих, пленных, раненым дай выздоровление...».

Если мы уже не можем нормально общаться друг с другом и только и делаем, что что-то обсуждаем, то я выбрал, по моему мнению, несколько достоверных источников и трачу на них 10–15 минут в день. И это касается не только нынешней мировой ситуации, но и того, что, например, делать с детьми в этой ситуации. Тут постом дело не ограничится, и это извечный вопрос. Мой четырехлетний сын, не умея читать, спокойно находит в YouTube мультики, в поисковике – какие-то игры.

– У нас в семье это решается родительским контролем. Мы или даем, или не даем детям свой родительский телефон или планшет – все очень легко и просто. В этом телефоне мы устанавливаем время, которое ребенок может проводить в интернете, отключаем программы, в которых, как нам кажется, он быть не должен, в том числе тот же YouTube. То есть в 10 часов вечера телефон становится обычным булыжником, а в 6 или 8 часов утра он просыпается вместе с нами. Так что функция родительского контроля работает очень хорошо. Понятно, что дети умеют его обходить, но уж точно не в 4 года.

С компьютерами же все сложнее, но и дети уже постарше, и они уже имеют хоть какой-то опыт самоконтроля. По нашим детям я вижу, что у кого-то это получается, а у кого не очень. Кого-то нужно взять за шкирку, а о ком-то можно не думать, потому что он сам спокойно ляжет спать.

Один ребенок подошел к маме и спросил: «Мама, а постные мультики можно смотреть?» Как решается этот вопрос? Ведь мы зачастую включаем детям мультфильмы, чтобы они спокойно посидели. Понятно, что есть хорошие мультфильмы, но каково в целом отношение к ним в пост?

– Мне тоже вспоминается: «Батюшка, а можно в пост смотреть телевизор?» – «Можно, только не включайте его». Опять же из собственного опыта скажу, что мы никогда не запрещали хорошие мультфильмы и фильмы. Понятно, есть всякая дичь – «Гравити Фолз», «Губка Боб» и прочее.

Не скажу, что это какие-то бесовские мультики, но просто их стиль совсем другой.

Очень взрослый и очень неуместный. Есть же хорошие отечественные мультфильмы, правда, здесь тоже надо выбирать. В советских практически все хорошо, все-таки советская цензура работала замечательно, и все советские мультики можно показывать без проблем. Они и развлекательные, и можно какую-то мораль в них найти.

Я не вижу проблем с тем, чтобы смотреть их в пост, как и хорошие театральные постановки, хорошее кино, нормальные детские фильмы, фэнтези, в конце концов, того же Льюиса с его «Хрониками Нарнии». Пожалуйста, смотрите все, что может быть так или иначе обсуждаемо с родителями в конце просмотра, находите какие-то нравственные моменты, говорите о Христе.

Конечно, это может выглядеть как какое-то занудство, нереальным, оторванным от жизни. Люди могут сказать, что такое может быть только в семье у батюшки, а у них такого быть не может. Нет, может. В любой христианской семье можно извлекать нравственные выводы из «Ералаша», из мультфильмов, фильмов.

Моя теща ведет уроки в воскресной школе, и я постоянно что-то ей записываю, ведь дети не могут больше десяти минут задерживать свое внимание на чем-то одном, поэтому здесь должна быть визуализация. Я записываю ей старые «Ералаши», которые очень легко можно рассматривать с христианской точки зрения. Прямо на их поверхности лежат объяснения притч из Евангелия про чревоугодие, гордость, заносчивость, самолюбие. Может быть, и сейчас есть неплохие выпуски «Ералаша», но мы больше помним старые.

Да, для родителей это важная тема. У нас периодически задают вопрос, как быть с молитвой в Великий пост, ведь дети не очень хотят молиться. По себе знаю, что для каждого возраста должно быть свое правило, но в основном это молитвы с Трисвятого по «Отче наш», «Богородице Дево», «Достойно есть», и младшие идут спать, а старшие чуть задерживаются.

– Да. А что еще надо? Это очень правильный подход. У детей сложно с абстрактным восприятием, им нужна конкретика. Поэтому для них молитва – это подержать в руках детский молитвослов с картинками (благо их сейчас немало), зажечь свечу...

У них все-таки должна быть какая-то ассоциация с храмом.

– Да, должна гореть лампадочка, потом им нужно пройти, покропить свои кроватки святой водичкой, или мама с папой пусть покропят, зажгут ладан. То есть все, что в храме, должно быть и дома, ведь происходящее в храме очень сильно воздействует именно на детскую психику.

Кстати, послы князя Владимира – это в каком-то смысле тоже некое детство человечества, во всяком случае, наше русское детство. Они говорили: «Мы пришли в храм Софии Константинополя и не знали, на земле мы или на Небе». Вот как повлияла культура христианства на сознание русской элиты.

На детей все это воздействует точно так же. Ребенок в 3–4 года приходит в прекрасный храм – везде золото, свечи, ладан, музыка, святые мощи. Нужно куда-то подниматься по ступенечкам, везде витые лестницы. Просфоры, может быть, даже еще тепленькие, святая водичка, и все можно увидеть, потрогать. То есть сложно думать об абстрактных моментах, а Боженька есть здесь и сейчас. Можно приложиться к мощам, посмотреть на всю эту красоту, которая оказывает огромное влияние на детскую психику, на отношения с Богом.

Возвращаясь к мультфильмам, к гаджетам, вспомним, как говорят: что ешь глазами – то ты и есть… Кстати, есть замечательная серия мультфильмов «Гора самоцветов», куда входят десятки мультфильмов по сказкам народов, населяющих Российскую Федерацию. Конечно, есть и не очень удачные мультфильмы, но процентов девяносто просто превосходные. Они не христианские, но несколько мультфильмов мы обязательно показываем детям – про Егория Храброго, Василия Блаженного, «Жихарка».

Это классика, их можно смотреть и взрослым, и детям. Советую всем, кто работает в воскресных школах, обратить на них внимание. Вообще, хорошие мультфильмы формируют и патриотическое сознание, и чувство единства народов. У нас умеют снимать такие мультфильмы, но все же легче смотреть всякий ширпотреб, чем что-то по-настоящему хорошее.

Моя дочка недавно ходила на день рождения к подружке, они одноклассницы, им 11 лет. День рождения был организован в стиле Wednesday, по мотивам сериальчика про семейку Аддамс, который недавно прошел на Netflix и заразил все соцсети.

На дне рождения было немало детишек, мальчиков и девочек. Аниматор выстроил всех в ряд и спросил, кто смотрел сериал «Семейка Аддамс». Руки подняли все, кроме моей дочки. Этот сериал – ужастик со специфическим юморком, с монстрами, оборотнями, всякими ведьмами и так далее. На самом деле он жутковатый, тем более для детей. И у меня большой вопрос – куда смотрят родители?

Недавно я проводил несколько встреч с учениками одной из сельских школ. В таких школах, как правило, детей всегда мало – 20–30 на всю школу. Ученики младших классов и старшеклассники собрались в одном помещении. Я порекомендовал им посмотреть один фильм, чтобы визуализировать то, что визуализировать очень сложно, – отсутствие времени и пространства, но британо-американский кинорежиссер Кристофер Нолан смог это сделать.

Я спросил детей: «Вы же смотрели этот фильм?» Отвечают: «Нет». – «А этот фильм вы смотрели? А этот? Тоже нет? А что же вы смотрите?» – «Телевизор включен, и мы смотрим какие-то отечественные сериальчики». Я говорю: «А какие современные зарубежные фильмы вы смотрите? Какой стиль вам нравится?» И они хором: «Ужастики». Это 3-й, 8-й, 9-й классы, особенно малышня повально смотрит ужастики.

Я пришел домой и спросил у дочки: «А что смотрят твои одноклассники?» – «Больше другого все любят ужастики». Но невозможно посмотреть ужастик и не нанести рану своей психике.

А вообще, ребенок не может выдержать весь пост, тем более длинный Великий. Мы все равно будем кормить его скоромной пищей.

– Ну да, какой пост для ребенка? Хотя бы ограничение гаджетов.

Мы становимся другими, и поколение, которое идет следом за нами, тоже другое. Но Православная вера, законы, правила и пожелания Церкви всегда остаются одними и теми же, и получается, что мы пытаемся под это подстроиться. Информационный пост – это целая большая история, но ведь так должно быть не только во время поста, правда?

– Да. Ведь мы постимся не ради поста, иначе в нем не было бы смысла. Хотя некоторые постятся именно так: «О, хорошо попостилась в этом посту – ничего скоромного не ела». Но хорошо поститься – это только средство, а пост не средство, а цель. Цель очень простая: мы должны приобрести навык воздержания.

Когда ты был ребенком, тебя заставляли поступать так, как считали правильным мама, папа, учителя и так далее, и ты их слушался и приобретал некий навык послушания, и это хорошо, замечательно. А потом ты стал свободным человеком, и уже никто не заставляет тебя что-то делать, кроме начальника на работе или, если ты еще молод, твоего научного руководителя. И ты начинаешь расслабляться. Когда никто тебя не заставляет, ты понимаешь, что ты должен иметь невероятную самодисциплину.

А то сила есть, воля есть, а силы воли нет. Спортсмены как-то держат себя в тонусе, ученые неплохо держат себя в тонусе, а вот мы с тобой не очень, нам сложно понудить себя к доброделанию. Поэтому вот тебе добровольно-принудительное средство приобретения навыка воздержания: научись сдерживать свой желудок, а через 5–7 лет постоянных тренировок ты сможешь употреблять это замечательное качество уже против невидимых духовных искушений – на борьбу с завистью, раздражением, осуждением.

Кто уже смог обуздать свой желудок, свое чрево, тот сможет обуздать и свой язык, а самое главное – свое сердце. Обиделся – поворчал и забыл, и не нужно помнить эту обиду еще десять лет. Огорчился – всплакнул и уже к вечеру забыл, и не выдумываешь двадцать лет какие-то козни, чтобы отомстить. Предали тебя – огорчился и забыл; и не встаешь каждое утро и не засыпаешь ночью в течение семи лет с мыслями об этом человеке, причем эти мысли просто разъедают тебя изнутри как кислота.

Когда Господь говорит, что необходимо всех простить, Он говорит не о том, чтобы похлопать по плечу предавшего тебя человека со словами: «Хорошо, я буду снова доверять тебе». Его слова означают, что нужно перестать жить воспоминаниями, саможалением, жить с мыслями о том, какой могла бы быть жизнь, если бы этот человек не встретился на твоем пути.

Записали:
Нина Кирсанова
и Людмила Белицкая

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс