Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №14 (1199) → Священник Андрей Лысевич: Радостно принимайте Бога

Священник Андрей Лысевич: Радостно принимайте Бога

№14 (1199) / 3 апреля ‘23

Беседы с батюшкой

Традиционно начнем разговор со слов Священного Писания, тем более что в Великий пост можно обсуждать Книги Бытия и Притчей Соломоновых. Сегодня читали продолжение эпизода о Потопе, когда Господь заключает с Ноем завет. Слово «завет» у нас на слуху, мы говорим: Ветхий Завет, Новый Завет. Бог заключает с Ноем завет, символом которого является радуга. Что это за завет? Сколько всего их было? В чем их смысл?

– Вы правильно отметили, мы обычно говорим о двух заветах – Ветхом и Новом. Но на самом деле на протяжении даже Ветхозаветной истории некоторые ученые насчитывают около восьми различных ситуаций, при которых заключались те или иные заветы. Завет по своей сути – это некий договор, завещание с условием, некое обещание, обетование, чаще всего это некая взаимная договоренность о чем-то. Самый яркий пример – завет, заключенный между Богом и богоизбранным народом через пророка Моисея на горе Синайской. Пророк Моисей от лица народа через какие-то ритуалы обещает исполнять ветхозаветный закон, а Бог обещает за это благополучие, Землю обетованную, защиту, покров, в том числе и то, что именно через еврейский народ придет Христос. Это более-менее явный вид этого договора.

Завет с Ноем не так явно, выпукло является нам, потому что мы прежде всего видим, как после Потопа Бог как будто бы в одностороннем порядке обещает людям что-то. Символом этого обещания становится радуга – образ окончания бури, грозы, после которой человеку нужно оправиться, преодолеть какие-то страхи, тревоги по отношению к миру и к Богу. Такое необычное, красивое, яркое явление должно напоминать нам о том, что Бог обещал более не совершать Потопа. Это уничтожительное, страшное, наказующее действие действительно омыло землю от нечестия и греха, но и унесло огромное количество человеческих жизней.

Здесь очень интересная параллель: радуга является неким гарантом того, что Бог не накажет Потопом, и, насколько мне известно, этот символ в наше время используется некоторыми сообществами, которые как будто бы прикрываются им. Они нарушают заповеди, постановления Божии, а радуга будто некая защита для них, что Бог не должен наказывать. Но, смею заметить, Он обещал, что не будет потопа, но не обещал, что не будет других наказаний, в том числе духовного порядка. Когда человек совершает грех, может, его и не карают воды физического потопа, но он наказывает сам себя в своем духовном мире, происходит как бы воспламенение некоего огня, который пожигает его естественные духовные свойства. Для каждого человека это любовь к Творцу, вера в Бога, любовь к ближним, сострадание, доброта, спокойствие. Когда кто-то совершает грех, он впускает в свою душу дьявола и воспламеняет некий огонь, пожигающий и любовь, и веру, и смирение, и терпение, и сострадание. Таким образом, человек остается безо всех естественных качеств и вследствие этого оказывается в печали, унынии, расстроенном состоянии. Не зря апостол говорит, что первый мир погиб от Потопа, а нынешний погибнет в огне. Этот огонь, очевидно, и внешний, но нужно отметить и духовное свойство греха, оно пожигает в человеке доброе, всякую любовь.

Первый завет Господь заключил с Адамом. В чем он заключался?

– Довольно интересная тема, мы не так часто говорим о ней на наших передачах, хотя я часто поднимаю ее в своих публичных встречах. Действительно, Адам жил в раю счастливо и благополучно. И Бог, по сути, дал ему какие-то заповеди, которые были неким заветом. О чем они были? Адам должен был соблюдать заповеди, а Бог обещал, что тот будет пребывать в раю, будет счастлив и будет так или иначе развиваться и совершенствоваться.

На самом деле, когда мы говорим о заповедях, прежде всего на ум приходит заповедь о невкушении от древа познания добра и зла, а ее-то Адам и Ева и нарушили. Но в раю были еще заповеди, в том числе первая и, к сожалению, единственная, которую Адам все-таки смог соблюсти. Это очень интересный прецедент. Вспомним Библию, Бог создал Адама, Евы еще не было. И сказал Господь Бог: нехорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему. Казалось бы, понятно – Он хочет создать помощника, подобного Адаму, но сразу следующим стихом в Библии Господь повелел Адаму дать имена животным. Какая связь? С одной стороны, Бог хочет создать Еву, а, с другой стороны, повелевает Адаму нарекать имена животным. Странно как-то. Адам нарекает имена животным и в конце концов исполняет эту заповедь, после чего у него появляется некое осознание того, что чего-то не хватает: везде во всем мире у животных есть пары, а он, относясь к этому материальному миру, не имеет помощника, подобного себе. Получается, исполняя заповедь, которую дал ему Бог, казалось бы, в каком-то смысле глупейшую и бессмысленную, Адам прежде всего познал волю Божию. И не просто познал, а принял ее в себя и стал соучастником творческого акта.

Почему Бог не сделал иначе? Почему сразу не создал Адаму помощника, подобного ему? Он дает ему промежуточную заповедь, необходимую для осознания. Зачем? Бог создал Адама свободным, и только свободное согласие на следующий творческий акт позволяет привести его в действие. Бог не желает нарушить свободу человека. Получается, это первое Божие повеление, исполненное Адамом в раю, показывает нам основную суть всех остальных заветов, заповедей, правил, пронизывающих все Священное Писание, всю Библейскую историю. Суть этих заповедей не столбы, ограничивающие свободу человека и как бы говорят: сюда не ходи, туда не ходи. Они – векторы, которые показывают: там Бог, туда иди, там ты найдешь спасение, волю Божию, свое развитие, приумножение своего бытия и так далее.

Адам получает Еву благодаря своей первой победе, когда исполняет заповедь. Потом они получают остальные заповеди.

Кроме заповеди о невкушении с древа познания добра и зла были еще две, о них редко вспоминают. Очень важно их отметить. Одна из них – заповедь труда. Бог повелевает Адаму возделывать рай и свою душу. Эта заповедь говорит нам о том, что в раю тоже нужно было трудиться. Я иногда спрашиваю детей в воскресной школе: «Как вы думаете, Адаму и Еве в раю нужно было изучать математику и физику?» Они отвечают: «Нет, зачем это в раю?» Но, оказывается, и там нужен был какой-то труд. Может быть, эти предметы не стали бы называться именно так, но суть в том, что там требовался труд, какое-то приумножение того достояния, что Бог дал Адаму.

И другая заповедь, которую тоже, к сожалению, несколько забывают, искаженно представляя райскую жизнь, – заповедь о том, чтобы Адам и Ева плодились и размножались, давали потомство, рожали детей и давали им сопричастность к этой прекрасной, красивой, райской жизни, то есть поделились с другими блаженством.

Первый завет Бога с Адамом указывает нам на то, что Адам должен был соблюсти эти три заповеди, а Бог обещал ему пребывание в раю и развитие. Удивительно в этом смысле размышление по поводу заповеди о невкушении с древа познания добра и зла. Что это за заповедь? Ведь она в итоге привела к погибели, к столь ужасным катастрофам. Для чего она была нужна? Божий Промысл гораздо более широк и непознаваем, нежели мы можем измыслить себе на земле, но тем не менее очевидно, что она нужна была для необходимейшего, важнейшего научения человека, чтобы через эту заповедь он познал какую-то очень важную истину. Что за истина это могла быть? Суть этой заповеди – нравственное чувство, самосознание, способность отказаться от желаемого ради должного, ради того, что повелел Бог, ради любви. И это чувство – важнейший залог существования общества людей. Если в раю Адам и Ева должны были родить детей, и немалое количество за свою бесконечную жизнь, то это общество должно было управляться какими-то законами, а законы в любом случае предполагают некое ограничение своей собственной свободы, иначе рай очень быстро превратится в ад. Если люди живут вместе, не соблюдая никаких законов, никаких нравственных правил, то их жизнь очень быстро превращается в мучение. Это древо учило людей, как жить первобытным райским обществом.

Вопрос от телезрителя: «Какое значение имеет то, что Господь сотворил Еву из ребра Адама? Как это трактуют святые отцы?»

– В еврейском языке слово «ребро» означает некую грань Адама. И в этом смысле не стоит говорить о том, что это было изъятие ребра. Технократичное восприятие этого эпизода неверно. Если следовать такой логике, у мужчин должно быть на одно ребро меньше, чем у женщин. Трудно изъяснить это место из Священного Писания. Вообще, то, что касается творения человека, творения мира, творения жены, – очень таинственные вещи. Современная наука глубоко продвинулась в иных вещах, но нет ответа на вопрос, как именно технологически появился человек, этот мир.

Есть белые пятна, гипотезы, которые доходят до очень близких моментов начала творения. Но наступает какой-то предел, где присутствует абсолютная завеса, белое пятно, оно не позволяет нам даже спрогнозировать, как это могло происходить… Библия дает образный ответ. Не стоит пытаться читать Библию как учебник по анатомии или генной инженерии: она не ставит перед собой таких задач в принципе.

Вопрос от телезрителя: «Иисус говорит, что будут двое одна плоть. Могут ли быть супруги на Страшном Суде разделены, то есть один пойдет в муку вечную, а другой в жизнь вечную?»

Добавлю, что первый раз фразу «оставит человек отца своего и матерь, и прилепится к жене своей, и будут два в плоть едину» Бог говорит Адаму и Еве в первых главах Книги Бытия, и потом уже Христос в Евангелии цитирует то самое место. Но вернемся к Страшному Суду и участи мужа и жены.

– Я думаю, каждый ответит за свои грехи: в этом отношении плоть едина, но не суть едина и не един ответ. Очевидно, что супруги так или иначе соотносятся в духовной жизни. Благочестивая жена освящает нечестивого мужа, если они живут вместе. И муж благочестивый освящает нечестивую жену, если они пребывают в союзе брака, стараются жить благочестиво. Тут взаимное ходатайство, наверное, будет. Но это не означает, что супруги обязательно будут иметь одинаковое определение Суда Божия, вне зависимости от их жизни. Один из супругов вел себя отвратительно, бесстыдно, жил в грехе, а, например, супруга, наоборот, старалась покрывать все любовью.

Тут вопрос о разделении достаточно сложный. Обратимся к тому же премудрому Исааку Сирину, который говорит, что вечное определение, вечное состояние – это же не только локация, какое-то место, где люди друг с другом рядом или далеко. Это, прежде всего, состояние души. И отношение души человека к Богу, пребывающему во всем. Когда человек осознает Бога по-настоящему, как всеобъемлющий принцип бытия, он может находиться физически рядом с кем-то, но переживать совершенно иное состояние. И благодать действует по-разному на людей: один окрыляется благодатью, чувствует укрепление сил и здравие, радость от Божия присутствия рядом с собой, а другой корежится, унывает, отчаивается, переживает какие-то тягостные состояния в связи с Божиим посещением. То же самое видим в образе Адама и Евы до грехопадения: Адам радостно принимал Бога и с радостью слышал глас Божий, а после грехопадения прячется, чтобы не видеть Бога. А если некуда спрятаться, и ты как на ладони перед Богом со всеми своими особенностями, слабостями? Как это будет? На основании того, что плоть едина, нельзя говорить, что будет один и тот же суд.

Вы говорили про благодать. Кстати, апостол Павел говорит, что муж освящается женой, а жена мужем. Можно ли предположить, что в семье муж и жена с этой точки зрения как сообщающиеся сосуды? Благодать больше воздействует на жену, а через жену косвенно воздействует и на мужа? Поэтому муж тоже немного освящается. Может быть, это та самая благодать, которая может привести его к Богу?

– Однозначно. Точно с этим соглашусь. Надо понимать, что через наиболее благочестивого супруга действительно Господь действует в семье. Если оба супруга церковные верующие, то прежде всего, по завету Божию, после грехопадения благодать передается через мужа, потому что муж – глава жены. Он – патриарх для своей семьи, и он призывает благодать в семью, и благодать освящает его, а через него и всех домочадцев. Конечно, благочестивый муж должен иметь об этом вопросе особое попечение, стараться молиться утром, вечером за своих домочадцев, ходить в храм в воскресный день, читать Евангелие, причащаться, чтобы через него благодать действовала. Понятно, что хорошо, когда вся семья в храме, когда все собираются и молятся в воскресный день, но хотя бы кто-то из супругов, приходя в храм, уже принимает это освящение. Единственно, важный момент, чтобы это действительно было освящение, которое человек приносит домой.

Иногда, к сожалению, бывает так, что мы приходим в храм и не получаем ничего. Но это не потому, что плохой храм, не очень намоленный, новопостроенный, а потому, что мы неверно провели время молитвы, не погрузились в Бога, в смысл того, что читается и поется за Божественной литургией. Мы переживали другие вопросы: как бы нам увидеться с кем, с батюшкой, с другими людьми, как бы нам что сказать, как бы устроить свои дела, размышляли о домашних делах, когда шло богослужение. Иногда, к сожалению, человек, пребывая в храме, не достигает сути богослужения, потому что суть – это встреча с Богом, погружение в Создателя. Соответственно, должен появляться духовный плод – любовь, радость, мир, долготерпение, кротость и воздержание.

Если человек достигает цели богослужения, соединяется с Богом, то он приносит домой эти благодатные дары. И как тут не говорить об освящении всей семьи, если он приходит домой и приносит настоящую любовь, радость, кротость, настоящее воздержание?.. Дай Бог, чтобы с нами так было постоянно, чтобы благодать нас действительно окрыляла.

В Апостоле есть очень интересная фраза, которая, казалось бы, может объяснить очень многое в нашей жизни. Апостол Павел пишет: Господь кого любит, того наказывает. Значит ли это, что все проблемы в жизни, все тяготы и горести – это проявление Божией любви? Или это значит что-то большее?

– Хорошо, если бы это было так. Например, в автобусе не заплатил за проезд, едешь, а тебя кондуктор хвать: «Ну, давай штраф пять тысяч!» Ты заплатил и думаешь: «Точно Бог меня любит!» Если бы так было, то можно что угодно творить, но говорит апостол Павел: «Да не будет так!» Потому что есть разные причины наших горестей. Есть горести, связанные с нашими оплошностями, грехами, когда человек наказуем за свои явные преступления. Это, конечно, не благодеяние Божие, а мы просто сами себя наказали. Когда я слушал слова апостола, меня эта фраза очень воодушевила, именно ее заметили и запомнили, она как-то сегодня выстрелила. Мы, к сожалению, грешим: часто не платим за проезд и думаем, что пронесет. И получаем за это по своим делам, но мы понимаем, что раз что-то не прошло мимо нас, значит, Господь все-таки обратил на нас внимание, дал какое-то поучение, необходимое для очищения грехов, покаяния, для принесения покаянной жертвы.

К сожалению, мы этого не делаем. И приходит в нашу жизнь какая-то скорбь, может, заслуженная, но если человек эту скорбь приемлет как от руки Божией, то он становится действительно для него очищающей. Господь попускает нам скорби только ради этого, чтобы дать каждому из нас повод к очищению от греха, повод к некому подвигу, который бы засвидетельствовал нашу любовь к Нему и наше покаяние. В этом смысле любая скорбь, переносимая нами с благодарением Богу, терпением, с покаянным чувством, это признак любви Бога к нам. Господь дает нам скорби для того, чтобы научить нас изрядной любви к Нему, более глубокому чувству доверия и осознания Его близкого присутствия, и если человек это так переносит, то Христос ему помогает и утешает таким удивительным образом, что тот чувствует: Господь рядом со мной.

Вы справедливо заметили, что за тех, кто страдает, можно только молиться. Потому что как мы поведем себя в такой ситуации, совершенно неизвестно. Царь Соломон об этом тоже говорит: у глупого тотчас же выкажется гнев его, а благоразумный скрывает оскорбление. То есть глупый, когда его задирают, сразу начинает отвечать, бороться с этой несправедливостью. Благоразумный молчит.

– Это как раз из сегодняшнего отрывка из Книги Притчей. Очень мудро. Притчи Соломона – удивительное хранилище премудрости. Если человек на любое оскорбление моментально реагирует, то это признак не очень далекого ума. Связано это с тем, что обстоятельства бывают очень разные и сложные. Иной раз читаю сообщение и думаю: «Надо же, как он так написал! Ни в какие ворота не лезет!» Уже набираю сообщение в ответ, тоже раздраженное, а потом перечитываю: там совсем другой смысл, слово не так прочитал, запятую не в том месте поставил; как наваждение, в глазах двоится. Перечитал, а там совершенно про другое. Быстренько все стираешь, думаешь: «Надо же, чуть не поступил как глупец!»

Бывает так, что человек слышит что-то оскорбительное. Вопрос: «А это оскорбительное на самом деле?» И второй вопрос: «А если это действительно оскорбительное, то почему этот человек так повел себя?» Третий вопрос: «Что я реально могу сделать, чтобы он так больше не делал?» Может, это не перепалка на словах или на кулаках, не дай Бог, а другое действие, которое реально изменит ситуацию. А так он мне нагрубил, я ему нагрубил... Разошлись обиженными, весь день дуемся. А, может быть, есть какая-то глубинная причина, которую и нужно устранить, чтобы эту проблему преодолеть? Поэтому премудрый скрывает в себе оскорбление, осмысляет и решает проблему добрым словом, а не злым.

Да, сообщения – это отдельная история, потому что каждый человек их читает со своей интонацией и, может, совсем не с той, с которой отправили… Просим от Вас финального напутствия для наших телезрителей.

– Искренне желаю вам, чтобы время поста прошло с великой духовной и телесной пользой, чтобы Господь помог преодолеть все искушения, трудности, скорби. Чтобы благодатное присутствие Божие было в ваших сердцах, в жизни и свет Пасхи Христовой воссиял и озарил вас великой радостью! Бог в помощь!

Записали:
Анна Вострокнутова
и Ольга Седенкова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс