Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Отец Иоанн, на последней нашей встрече мы много говорили о присутствии Евангелия в нашей жизни. Конечно, мы понимаем значение слова Божия для нас, понимаем, как важно следовать за Христом. Но часто разговариваешь с православными и слышишь такое: «Евангелие я не читал». Почему люди не считают это таким важным для себя? Ведь Евангелия очень малы по объему, это не очень большой труд, но человек даже и этого не может.
– Пусть Евангелия по объему и малы, это не значит, что их достаточно легко читать. Митрополит Антоний Сурожский рассказывал, как однажды захотел прочитать Евангелие и выбрал самое маленькое – Евангелие от Марка. Прочитал – и после этого уверовал, настолько сильным, глубоким, пронзительным оказался текст.
Мне понятен ответ людей, которые говорят, что им сложно читать Евангелие. Действительно, сложно и многое непонятно, особенно если человек совершает ошибку и начинает читать Евангелие сразу на церковнославянском языке, не в синодальном переводе, не в переводе Кассиана (Безобразова), например, а как в храме. Тогда, конечно, сложно и непонятно.
Другой вопрос, если человек говорит: «Зачем мне нужно ваше Евангелие?» Тогда какой же он христианин? Мы же носим имя Христа и должны о Нем хоть что-то знать. И в первую очередь именно из Евангелия мы можем почерпнуть информацию о Нем. Где еще о Христе написано в максимальном объеме? Только в Евангелии.
И если человек считает себя христианином, он обязан знать и читать Евангелие. Если сложно – есть катехизация, можно получить ответы на свои вопросы. Есть священник в храме, к нему можно подойти и задать волнующие вопросы. Можно называться христианином, когда знаешь, в Какого Бога веришь. Без Евангелия никак.
Мне кажется, во время Великого поста перед собой важно ставить какие-то цели, пусть порой самые маленькие. Например, прочитать Евангелие или другие тексты из Священного Писания.
– Вообще, Великий пост – очень интересный период, он погружает нас в Ветхий Завет. Проходя через Великий пост, мы погружаемся в те времена, когда люди ожидали Христа. Например, времена пророка Давида, Авраама, Ноя. Мы погружаемся в древнюю эпоху, когда люди по большому счету еще не знали, Кто такой Бог. Даже израильскому народу Бог открылся не в полной мере. Мы же знаем, что Христос принес полное Откровение. И во время Великого поста мы погружаемся в это состояние, чтобы Воскресший Христос вывел нас из Ветхого Завета. Получается такая актуализация опыта.
Каким образом мы погружаемся в Ветхий Завет? Благодаря богослужению. Каждый день с понедельника по пятницу на богослужении читается Книга Бытия. Каждый день в течение всего Великого поста читается Книга пророка Исаии и Книга Премудрости Соломона. Книга пророка Исаии читается во время шестого часа, Книги Бытия и Премудрости Соломона – во время вечернего богослужения. Эти тексты помогают нам окунуться в ту эпоху, прожить то время ожидания вместе с героями этих повествований, чтобы явление Воскресшего Христа стало для нас таким же событием, каким оно стало для древних людей.
Какие книги читать? Понятно, что Евангелие. Можно начать с Книги Бытия, это очень легкая книга, и, если сравнивать с Евангелием, ее читать просто: там есть сюжет, завязки, развязки, кульминации, яркие герои, очень эмоциональные эпизоды. Человек, не искушенный в религиозной жизни, не имеющий духовного опыта, может прочитать Книгу Бытия, это доступно и просто.
Еще, как мне кажется, очень важно не просто прочитать, но и понять эти глубокие тексты. Некоторые притчи, которые кажутся понятными на первый взгляд, очень часто содержат много внутренних параллельных смыслов, поэтому, на мой взгляд, важно обращаться к авторитетным толкователям. Какого толкователя можно посоветовать для Евангельских текстов, притч в частности?
– Я люблю классических толкователей золотого века византийской мысли. Это Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов. Можно посмотреть других, которые жили до VI–VII веков, во времена, когда христианство получило возможность использовать категории античной философии, что помогало максимально полно выразить свои мысли. Античная философия во многом – базис современного мировоззрения.
Говоря по поводу толкований, хочется сделать акцент на том, что такое толкование. Очень часто бывает актуализация какой-то притчи на момент здесь и сейчас. Например, по календарю день памяти 40 Севастийских мучеников… Историю их мы знаем: они пострадали за Христа. Им предложили отречься от Христа, они не отреклись, за что их поставили в холодном озере замерзать. Можно использовать метод аллегорического толкования, перенести эту историю на нашу жизнь. Например, мы можем рассмотреть под увеличением случай с сороковым мучеником, который был одним из стерегущих воинов: он занял место того, кто не выдержал. Можем рассмотреть под увеличением судьбу того, кто не выдержал мучений и отрекся от Христа. Используя метод аллегорического толкования, можно сказать, что это человек сомневающийсяся, он не смог вынести вызов, который бросил ему мир. Вот что такое аллегорическое толкование.
Толкования святых отцов во многом актуальны и сейчас, но они не всегда объяснят, почему написан этот текст. Толкование находится в рамках текста, оно не смотрит на текст извне, сверху. Поэтому толкования читать можно и нужно, но ограничиваться только ими не стоит. Я советую читать еще научную либо научно-популярную литературу. Она помогает понять, например, почему Евангелие от Марка самое короткое. Или почему Евангелие от Иоанна принципиально отличается от синоптических Евангелий. Что такое синоптические Евангелия, почему они так называются? В Евангелиях от Матфея, Марка и Луки очень много параллелей, но в Евангелии от Луки, например, гораздо больше притч, а в Евангелии от Матфея гораздо больше учения, заповедей. Почему так?
Чтение именно научной литературы позволяет найти ответы на эти вопросы, и, мне кажется, во многом это бывает важнее. Потому что люди в определенное время, вплоть до XX века, начинали сомневаться, существовал ли вообще Христос. Появилась такая наука, как библейская археология, библейская критика, что позволяет разбираться, всматриваясь в текст, анализируя методику написания, язык. И на подобные вопросы начали появляться ответы. Это важно. Если человек считает себя интеллектуальным и образованным, он может в толкованиях и не найти ответов на свои вопросы. Значит, надо искать ответы в другой литературе.
Предлагаю вернуться к теме Великого поста. Поставить цель и прочитать целиком Евангелие в пост – тоже маленький подвиг. Конечно, можно прочитать и всю Библию, но это у кого насколько хватит сил. Какими добрыми делами еще следует занять себя в пост?
– У меня возникает вопрос: почему только в пост? То есть мы добрые дела делаем только в пост? Мне почему-то кажется, что пост (Великий пост в первую очередь) не столько призван изменить кардинальным образом нашу жизнь, сколько помочь прочувствовать радость Христова Воскресения. Если человек в течение всего года делает добрые дела, подает милостыню, перечисляет деньги в какие-нибудь фонды, раздает одежду и так далее, что можно добавить еще в Великий пост? Он и так многое делает. А если он не делает ничего, только ждет для этого Великого поста, то какова цель этого акта милосердия именно в Великий пост? Это какая-то маска? Какую цель человек преследует?
Мне кажется, Великий пост не должен быть исключительным периодом в жизни. Если человек и так занимается милостыней, Бог ему в помощь, пусть продолжает. Если он раньше об этом не задумывался, пусть Великим постом попробует принести какой-то добрый плод людям, которые в этом нуждаются. Как именно? Ничего нового здесь не придумаешь. Всегда есть те, кому необходима помощь, и всегда есть те, кто может эту помощь оказать. Господь нуждающегося сводит с тем, кто ему поможет помочь, дает возможность людям встретиться, соединиться. И одному от этой встречи получается благо, и другой спасает свою душу. Разве это не чудо? Чудо.
Одно из добрых дел – давать милостыню нуждающимся. Это достаточно избитая тема, но хочется ее тоже поднять. Как лучше поступать, когда есть внутренняя борьба с самим собой? Например, не очень хочется подавать просящим у храмов, потому что видишь, что человек явно потратит эти деньги не на то, на что просит. Некоторые даже не скрывают и прямо говорят, что им нужно на выпивку. Как лучше поступить: перебороть себя и дать или направить эти деньги в другое место, в какой-то фонд, например?
– Мне кажется, все сугубо индивидуально, надо рассматривать каждую конкретную ситуацию. Например, идет человек в храм и совершенно не хочет давать милостыню тому, кто в гное валяется на паперти. Но что-то происходит с сердцем этого человека, он понимает, что нужно подать, – и подает. Бывает наоборот: человек идет в храм, думает о том, что надо подать милостыню, а потом смотрит на просящего и думает: «Только не тебе. Лучше перечислю какому-то ребенку на операцию, но тебе не буду давать».
Все индивидуально. Это как раз о той встрече, о которой я сказал чуть выше: есть нуждающийся и тот, кто может помочь, и Господь сводит этих людей. Иногда бывает, человек приходит в храм, подходит к священникам, обманывает. Был случай, батюшка мне рассказывал. Человек подходит к священнику, вроде исповедуется, а в конце Исповеди просит денег. Батюшка ему говорит: «Ты просто ко мне подойди и скажи: дай на водку. И я тебе дам. Но зачем устраивать этот фарс, давить на жалость, обманывать, если просто нужны деньги на выпивку?»
Каждый случай индивидуальный, и нужен индивидуальный подход. Кто-то подойдет и скажет так, как есть. Ты подумаешь: «Бог тебе судья», – и подашь. А кому-то не подашь. Если конкретно у церкви не хочется подавать, но хочется оказать милостыню, есть много вариантов: можно перечислить деньги в различные фонды, можно в храм вещи принести (купить новые и принести), помочь материально.
Мне недавно звонил человек и сказал: «Я хочу пожертвовать храму мешок муки. Как это можно сделать?» Я ему посоветовал спросить в храме. Если в храме пекут просфоры, это будет большая помощь, и жертвующий будет знать, что деньги пошли на благое дело. Но если в храме нет просфорни, нет пекарни, что они будут делать с этим мешком муки? Он будет стоять, мука испортится. Поэтому все индивидуально.
Насколько важно согласовать со священником свои намерения о том, усилить пост или ослабить? Я, например, в этом году для себя решил взять маленький подвиг на первую седмицу, ни с кем не поговорил, просто сам принял решение. И у меня ничего не получилось.
– Тоже расскажу историю об одном молодом человеке. Он воцерковленный, в храм ходил достаточно долго, около десяти лет. Относительно недавно женился. Понятно, что, когда человек женится, быт перестраивается. Родился ребенок. Когда начался Великий пост, молодой человек по инерции начал поститься так, как постился раньше: жестко, почти по уставу. Может быть, на масло он внимания не обращал, но без яиц, молока, мяса. В общем, как полагается. И он начал замечать, что срывается на жену, на ребенка. Батюшка ему говорит: «Брось ты это дело». И все стало хорошо. То есть он прекратил истязать свое нутро, и в семье снова восстановился мир. И это к вопросу о том, что важнее. Но история этим не заканчивается. На следующий год Великим постом этот молодой человек просто отказался от мяса, посоветовавшись с батюшкой. И все прошло хорошо, все получилось.
Почему-то люди думают, что если всегда так делали, то всегда так смогут; если в 20, 30 или 40 лет сидели весь пост на хлебе и воде, то и в 60 тоже смогут. Но времена меняются, организм меняется, условия жизни меняются. Поэтому важно, чтобы кто-то что-то подсказывал. А так вроде едешь по старым рельсам, а колея уже не та. И что делать, ты не знаешь. Тут батюшка может помочь, с ним можно обсудить все моменты поста.
Мы должны понимать, что пост – это не цель, а средство, путь, который ведет нас к Воскресшему Христу. А Христос нам сказал: милости хочу, а не жертвы (Мф. 12, 7). И какой смысл от поста, если люди начинают ссориться из-за него? Много мнений на этот счет. Но для меня не стоит выбор между постом и отношениями, я всегда выберу отношения и посоветую людям сделать так же. Может быть, я ошибаюсь. Я не претендую на истину в последней инстанции. Но вроде бы тот молодой человек, с которым так получилось, не жалуется: и с женой все хорошо, и ребенок его радует, и пост он соблюдает. Он постится, пусть не так, как монахи, но это тоже хорошо.
То есть можно вывод сделать, что не надо крайностей.
– Да. Наверное, многие батюшки сравнивают духовные нагрузки с физическими. Приходя в спортзал, мы же не начинаем с первого раза тягать штангу под сто килограммов. Мы начинаем с гантелей. С постом так же: не нужно сразу брать на себя монашеский устав. Может быть, ты никогда его не сможешь понести. Нужно научиться сначала в малом быть верным. Господь говорит: добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю (Мф. 25, 21). А если ты даже в малом не был верен, то что с тебя взять потом?
На длинных великопостных богослужениях есть постоянные прихожанки-бабушки, которые как пришли в начале службы, так всю ее и выстояли. И смотришь – молодой человек, его всего ломает, он большую часть службы сидит, дремлет. Это о чем говорит? О ценностных установках у людей или о том, что раньше люди были крепче, сильнее здоровьем, а сейчас поколение не то?
– Вы сказали про бабушку, которая долго ходит в храм. Если мы запустим в спортзал человека, который двадцать лет штангу тягает, и того, кто первый раз пришел, кто из них будет выглядеть лицеприятнее? Бабушки хоть и в возрасте, но навык-то у них есть. У них организм в каком-то смысле приучен к такой аскезе. А молодой человек только вступает на этот путь. И ему нужно ходить в храм не один год и даже не один десяток лет, чтобы понять то, что понимают бабушки, стоящие на службе как свечечки.
Опять же все индивидуально. Я видел спортсменов, которые стоят всю службу, хотя и редко ходят в храм. Это связано исключительно с особенностями человеческого организма. У какого-нибудь молодого батюшки ноги болят, и он не может бить земные поклоны. А какой-то дедушка может это делать. Как тут сравнивать? И разве мы будем говорить, что батюшка не старается? Неправильно. Просто у каждого свой организм, своя мера.
Как начать работать над самим собой в том плане, чтобы понять, насколько ты ведешь неправильную, праздную жизнь? Мне кажется, очень важно всегда пытаться разбираться в себе, задавать самому себе вопросы, правильно ты поступил или нет. И тут, наверное, важно не только ограничиваться этими вопросами к самому себе, но и действовать. Как этому научиться?
– Давайте сначала разберем, что такое праздность. Это очень субъективное слово. Например, для схимника чтение «Анны Карениной» будет праздным времяпрепровождением. А для десятиклассника или 25-летнего молодого человека не будет. Как тут сравнить? Для бабушки, например, у которой болят ноги и нет лифта в ее доме, сходить в магазин – это не праздное времяпрепровождение. А для молодого человека или девушки сходить на шопинг на полдня может быть праздным. Где грань между праздным и непраздным?
Мне кажется, если человек задает подобные вопросы, ему нужно, во-первых, посмотреть, что полезного он делает. Конкретно сегодня что ты сделал полезного? Допустим, ты женат. Ты помогал сегодня своей жене, посуду помыл, с ребенком десять минут посидел? Хоть какую-то пользу обществу принес? Если принес – слава Богу, значит, ты сегодня не так праздно день прожил. И хватит с тебя. А если ты считаешь, что без пользы день провел, значит, надо понудить себя и начать как-то менять свою жизнь. Например, взять почитать ту же «Анну Каренину». Почему бы и нет?
Допустим, Великий пост наступил, а человек два-три года никакой книги не читал вообще. Мы будем от него требовать прочитать Библию? Пусть он прочитает «Анну Каренину» или «Братьев Карамазовых» за Великий пост. Я думаю, польза тоже будет, это тоже будет аскеза. Ведь нужно понудить себя, выделить время и совершить эту работу. Это первое.
А второй вопрос был про критерии. Кстати, для нашего с вами разговора это тоже актуально. Как мои слова проверить? Люди ко мне на Исповедь приходят, я им что-то советую и говорю: «Вы меня проверяйте. Если после моих советов у вас в отношениях больше любви стало, значит, я, может быть, что-то правильное сказал. А если после моих советов начинаются скандалы и расстройства, значит, лучше ко мне больше не ходить, я чушь сказал». Это не только ко мне относится, это в целом так.
Если я что-то делаю и наступает мир и спокойствие в моей семье, значит, я все делаю правильно. Если я начинаю что-то делать, а мир вдруг пропадает, значит, мне нужно перестать это делать. Лично мне кажется, что мир в отношениях – это самое важное, что может быть. И ничего не может быть дороже, чем мир и любовь. Поэтому пусть любовь будет критерием, ведь Бог есть любовь. Пусть Господь, то есть любовь, будет критерием истинности того, что я делаю.
Мне кажется, Вы затронули очень важную тему, что священник – не волшебник Изумрудного города. Часто люди приходят и говорят: «Батюшка, скажите… дайте совет… благословите». А здесь такая интересная и правильная формула: проверьте меня.
– Я не боюсь говорить, что могу и ошибиться. Если вам не понравился мой совет, что меня слушать? Я всего лишь человек, такой же, как и вы. И это касается не только батюшки, а любого. Читаем, например, труд какого-нибудь умного философа или пошли к психологу, и он какую-то интересную вещь посоветовал. Супер, она работает. Давайте проверим, стало ли после этого совета лучше. Если стало – хорошо, мы берем это на вооружение. А если становится хуже, пусть он будет хоть трижды дипломированным специалистом, но мне это не подходит.
Записали:
Нина Кирсанова
и Елена Кузоро
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.