Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Когда мы говорим о Соборовании, то, наверное, неправильно это называем. Это все-таки не Соборование, а Елеосвящение. В связи с этим таинством возникает очень много вопросов. На Ваш взгляд, в чем самые главные ошибки и главные цели Соборования, которое мы, как правило, проводим постом? Хотя, может быть, это можно делать не только постом.
– Прежде чем говорить о главных ошибках, я бы предложил подумать о том, откуда они берутся, потому что в Церкви нет ничего необъяснимого. Мы пытаемся жить функционально, и каждое наше действие определено необходимостью. Когда один человек повторяет какие-то действия другого, не понимая, в чем их суть, он зачастую достичь результата не может.
В Церкви есть семь таинств, они называются так потому, что основания для их существования берутся от Самого Иисуса Христа, от Бога. Их установил Сам Господь. Основания для их установления есть в Священном Писании. Для того чтобы правильно реализовать все то, что в них заложено, нам надо сначала понять, как это было устроено, какую цель, какие задачи перед собой ставили те люди, которые это организовали, установили, чтобы в изменившихся реалиях сегодняшнего дня мы уже могли понять, какие перед нами стоят задачи, чтобы их достичь теми же самыми способами.
Первое обстоятельство. Началом Церкви были катакомбы, потом Церковь из них вышла, и верующие стали собираться по домам. Когда гонения закончились, Церковь начала прирастать людьми, богослужение переместилось в выделенные места, то есть в храмы. Потом уже богослужение в храмах закрепилось.
Так вот, таинство Соборования, которое было установлено еще Иисусом Христом и о котором было сказано в Послании апостола Иакова, в первую очередь совершалось по домам. Когда людям надо было где-то совершать богослужение, а кто-то из прихожан был, допустим, болен, он мог призвать пресвитеров к себе домой: «Приходите, отслужите у меня вечерню, утреню, Литургию». В этот момент как раз совместно с богослужением молятся о его здоровье и исцелении, мажут его маслом.
Когда богослужение переместилось в храмы, отделить таинство Соборования от совершения других богослужений сразу не получилось, потому что Соборование было встроено в богослужебное пространство. Были специальные прошения, специальные ектении, специальные молитвы, они звучали и на утрене, и на Литургии, а после Литургии священники совершали помазание. Болящий и лежачий человек не мог прийти в храм, и богослужение, совершаемое в храме, а в него, повторю, было встроено таинство Соборования, разделилось. Соборование отделили от остального богослужебного круга. В этом моменте уже кроется очень много ошибок, суеверий...
Если мы обратимся к Требнику, где преподносится полностью чин Соборования, там читается семь Евангелий. Первое Евангелие начинается словами того юноши, который пришел ко Христу и говорит: что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную (Мк. 10:17)? С этой ноты человек приступает к таинству Соборования. Там дальше об исцелении будет, но наша главная задача как христиан звучит именно так: что сделать, чтобы наследовать жизнь вечную.
Так мы логично приходим к устоявшейся практике, что Соборование воспринимается как последняя ступенька перед переходом в мир иной. Тут уже никаких вопросов больше нет, никто не спрашивает о каких-то стяжаниях, о каком-то потомстве, как они будут жить или делить имущество. Я стою на пороге Царства Небесного, и только один вопрос звучит: «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?»
Вы напомнили о том, что во время Соборования мы слушаем семь Евангелий. Я недавно соборовался, и мне было удивительно и радостно понимать, что люди, которые были на Соборовании, все-таки слышат Евангелие. Не просто слушают, а слышат его. Это удивительно! Но сейчас на Соборовании часто бывает 50, 100, 150 человек. Почему проводят такие, я бы сказал, общественные Соборования?
– Это довольно сложный вопрос, потому что все обстоятельства, формировавшие мировоззрение и отношение к таинству Соборования, накладываются. Люди говорят: вот при царе было то-то и то-то. Мне нравится спрашивать: «У тебя машина есть?» – «Да, есть». – «Ты с седлом ездишь?» – «Нет! Зачем?» – «Ну, при царе-то ездили с седлом». Мы не можем из одного исторического контекста вырвать какую-то практику и сказать, что сейчас все должны делать вот так.
Все эти обстоятельства, формировавшие отношения, практику и общественное Соборование в частности, не раскладываются ровненько, одно за другим, когда мы видим, как это должно быть. Я не могу сказать, что к этому отношусь с большой радостью и положительно, потому что действительно есть ощущение магизма. У некоторых есть ощущение, что они должны раз в год освятить воду на Богоявление, освятить куличи и яйца на Пасху, один раз в год обязательно собороваться, чтобы простились все грехи. Люди уже даже не говорят про то, чтобы простились забытые грехи. Таких, конечно, желательно просвещать, обращать их внимание на суть таинств.
Но я вижу и положительную сторону, потому что хотя бы два или три раза в год мы можем увидеть этих людей, своими ногами пришедших в храм, и у нас есть микроскопическая возможность что-то им сказать. У меня есть большая скорбь о том, что священники, не увидев этой возможности, занимаются каким-то действием. Например, отпевание. На отпевание приходят люди, бывающие в храме, может быть, раз в 10–15 лет. И здесь тоже есть возможность случайно пришедшим сказать что-то о Боге. Массовые Соборования в первую очередь мы должны рассматривать как возможность донести до людей какое-то понимание, какую-то информацию о Церкви.
Вопрос телезрительницы из Гомеля: «Сколько раз в году нужно собороваться больным? И прощаются ли при Соборовании забытые грехи?»
– Хорошо было бы разобраться с историей Соборования и сделать для себя выводы. То есть почитать, что об этом пишут разные святые отцы, пастыри, богословы, как Церковь оценивает Соборование, и вместе со священником, у которого вы окормляетесь, выработать некоторую логику духовной жизни, куда будет включено и Соборование. Если говорить об общепринятой практике, то она сформулирована очень просто: человек соборуется не чаще одного раза в год и не больше одного раза в течение одной болезни.
Допустим, человек болен каким-то заболеванием, соборовался, а через два месяца случилось несчастье – он попал в аварию, лежит в больнице. Родственники могут пригласить к нему священника, и не будет никакой проблемы еще раз собороваться, несмотря на то, что между соборованиями прошло небольшое время. Это таинство, и оно должно быть воспринято по необходимости, а не по регламенту. Потому что мы сначала живем по регламентам, а потом начинаем их возводить в ранг обязательности.
По поводу забытых грехов я отвечу несколько шире. У нас в Церкви четыре таинства из семи оставляют человеку грехи. В первую очередь это таинство Исповеди, второе – таинство Крещения, третье – таинство Причастия, четвертое – таинство Соборования. Но это совершенно разный контекст взаимодействия человека и Бога в поле обсуждения грехов.
При Исповеди мы каемся в грехах как в поступках. Простейший рисунок того, что такое Исповедь: вы кому-то наступили на ногу, повернулись и извинились. Есть поступок, за который вам неловко, вы хотите, чтобы человек на вас не держал зла, – и просите прощения.
Сразу надо сказать, что в Исповеди грех прощается и стирается. Если вы с кем-то поругались, повысили голос, а потом извинились перед этим человеком, так сказать, исповедовались, то, когда этому человеку будут напоминать: «Помнишь, как он на тебя кричал?», тот скажет, что такого не было. Не может быть, чтобы мы исповедовались, а нам потом это припоминали.
Второе: таинство Крещения. В Крещении, по мнению Церкви, прощается предыдущая греховная жизнь. Когда человек крестится, он погружается во Христа, полностью входит в Церковь, полностью входит в новую жизнь и становится другим, то есть прощается предыдущая греховная жизнь.
Третье таинство, когда прощаются грехи, – Причастия. Все, кто подходит к Святой Чаше, слышат слова священника: «Да будет причащение Святых Христовых Таин во оставление грехов и в жизнь вечную». В таинстве Причастия мы расстаемся с грехом уже не как с поступком, а как со склонностью, предрасположенностью ко греху. Те, кто в Церкви давно, по своим ощущениям и из общения с другими знают, что после Причастия не хочется ни с кем ругаться, не хочется лениться, хочется что-то делать, творить добро. Потому что тяга к совершению греха, эгоизму и каким-то гадостям рвется. Когда человек исповедуется, он оставляет совершенные в силу определенных обстоятельств грехи и, причащаясь, разгоняет от себя те прилоги, которые в его жизни происходят.
Прощение грехов в рамках таинства Соборования происходит под своим углом. Например, если ребенок совершает нехороший поступок, обязанность родителей – его наказать. Наказание, наказ – это наставление, сейчас значение этого слова сместилось в какую-то негативную сторону. Родитель должен наказать своего ребенка, то есть должен ему сказать, что было неправильно и как надо поступить в следующий раз. Но то ли этого наказа не было, то ли человек не так внимательно смотрит на свою жизнь, потому совершает те или иные ошибки, поступки, прегрешения, и они имеют свойство накапливаться. И эти связи удерживают его от каких-то великих свершений.
Человек может этих вещей не помнить, не осознавать, не понимать того, что с ним происходит, укореняясь в греховных проявлениях. Через какое-то время эти греховные проявления порождают некую болезнь. Физические недуги очень сильно связаны с духовным устроением. Законы нашего мира как раз помогают понять нам законы Божественные. Например, если ребенок не понимает, когда ему пригрозили пальцем или поставили в угол, то его шлепнут по попе или лишат конфеты, прогулки. Ему станет неприятно, больно, как-то нехорошо – и он пересмотрит свое поведение.
Христос говорит, что у нас есть закон и пророки. Мы можем читать Священное Писание, наставляться и жить свято. Но почему-то человек так не может: он ошибается, получает ограничения, смещение возможностей и, лавируя между теми возможностями, которые как-то ограничиваются, все равно двигается к своим целям, совершая те или иные ошибки. В какой-то момент критическая масса этих ошибок становится очень большой, и Бог, изначально обо всем предупреждавший через какие-то обстоятельства, вынужден человека погрузить в некую болезнь, чтобы от этой болезни он пришел к покаянию.
Я хотел бы остановиться на одном из текстов Священного Писания, он всем хорошо известен. Некий слепец, услышав, что идет Иисус, стал Его звать. Люди просили его помолчать, но он все-таки докричался, Христос его позвал и спросил: «Чего ты хочешь от Меня?» Тот человек говорит: «Хочу прозреть». И Господь ему говорит: «Прозри».
Мы должны обратить внимание на то, что в первую очередь в своей жизни видит этот человек. Он видит Христа, Который стоит перед ним. Второй момент заключается в том, что человек, после того как прозрел, сразу пошел за Христом. Он ни разу в своей жизни не видел родителей, не видел дома, где живет, тех, кто ему помогал. Впервые в жизни у него появилась возможность увидеть солнечный свет, окружающий мир, но он все это, можно сказать, оставляет и идет за Христом. Из этого мы видим, что этот человек прозрел не только телесными очами, но еще и духовно.
Вопрос телезрителя из Воронежа: «Откуда взялись такие предрассудки, что можно собороваться только раз в год, а если чаще – то вредно? Кто-то говорит, что можно собороваться четыре раза в год. Я, например, с радостью бы часто соборовался, хотя чувствую себя, слава Богу, нормально, не жалуюсь, что я больной».
– Я хотел бы обратить внимание наших телезрителей на следующий момент. Очень часто от людей звучит вопрос: «За что мне это?» Имеются в виду болезни. Может быть, это прозвучит несколько вульгарно, но иногда хочется спросить: «А что ты сделал такого, что Бог должен поступить с тобой как-то по-другому?» Есть определенная церковная жизнь, и в ее рамках человек выстраивает свои отношения с Богом. Когда начинаешь этот вопрос с ним обсуждать, выясняется, что он в церковь не ходит, в таинствах не участвует, Библию не читает, не молится. А когда сломал ногу, например, начинает говорить: «Где справедливость? За что мне все это?»
Четыре ответа есть на этот вопрос, их дает Библия. Три из них можно найти в прекрасной Книге Иова. Иов был человеком праведным и приносил жертвы еще и за своих детей тоже (на случай, если вдруг дети согрешили). Потом Иов попадает в такие обстоятельства, когда его терзают серьезные болезни, он теряет своих детей, скот, имущество. У него остается мягкой только кожа вокруг уст, чтобы он мог сказать что-то, и жена, которая ему говорит: «Похули Бога и умри», потому что такое уже невозможно выносить.
Первый ответ звучит очень просто: мы получаем что-то за что-то. Если ты совершил какой-то грех, какое-то преступление, нарушение, тебя может постичь кара Божия в виде болезни или какой-то другой неприятности (потери имущества, например).
Второй ответ: это происходит для чего-то. Например, мой знакомый попал в аварию. В организации, где он работал, что-то неправильно оформили и попытались на него повесить огромные долги. Но так как он попал в аварию и лег в больницу, с него спрашивать было некогда, поэтому все переоформили. То есть он попал в аварию не за что-то, а для чего-то. Если бы этого не произошло, его ждали бы многомиллионные долги, суды и, может быть, тюремное заключение за то, в чем он не был виновен.
Третий ответ дает Книга Иова: то, для чего все это происходит, мы узнаем только в будущем веке. Некая логика, некоторая необходимость, некоторые обстоятельства, ради которых все это с нами происходит, будут известны только в будущем.
Четвертый ответ дает Евангелие в прекрасной притче про слепца, которого Господь исцелил. Христа спрашивали, за что с этим человеком такое произошло: кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии (Ин. 9, 2–3).
Так и мы должны рассматривать свои болезни. Если с нами что-то происходит для того, чтобы на нас явилась слава Божия, это вообще великая заслуга. С другой стороны, этот слепой человек был уже совершеннолетним, то есть он прожил довольно большую жизнь. Его родители прожили довольно тяжелую жизнь в поношении, на них все показывали пальцем: мол, что такое вы сделали, что с вами это произошло? И поношение происходило с этим человеком и его семьей на протяжении многих лет только для того, чтобы на нем явилась слава Божия.
Вот четыре причины. И я воздержался бы от того, чтобы конкретному человеку говорить: вот эта болезнь с тобой произошла за это или для того-то. Или: «Ты молись – и слава Божия на тебе явится». Все это будет неуместно. Потому что ситуации охватывают большое количество людей, взаимодействий, и мы должны понимать, что все полутона, оттенки, втянутые по воле случая люди тоже имеют свою долю воздействия в этих обстоятельствах.
Поэтому болезни, которые нам посылаются, – или за что-то, или для чего-то, или мы узнаем суть этого только в жизни будущего века. Чудо, которое происходит в Соборовании, может произойти тоже в рамках этих идей, скажем так.
Еще очень хочется спросить об одном из Евангельских отрывков, он тоже читается на Соборовании. Это притча о человеке, на которого напали разбойники. Мимо прошли левит, священник, и только самарянин помог. Почему во время Соборования читается и этот Евангельский отрывок?
– Любое таинство, любое священнодействие, любой обряд нацелены на то, чтобы в той или иной степени восстановить связь человека с Богом, которая была утрачена в силу каких-то обстоятельств. Кто-то утратил это потому, что родители так воспитали. Кто-то утратил потому, что родился и жил в определенной обстановке. Но любое священнодействие, даже утреннее или вечернее молитвенное правило, совершаемое самим человеком перед аналоем, – это живой разговор с Живым Богом. В молитвах мы тоже восстанавливаем утраченную связь с Богом.
Как я уже сказал несколько раньше, в храм приходят люди, которые только ради этого Соборования (или ради отпевания) пришли в храм и поучаствовали в священнодействии или обряде. Евангелие, восстанавливая связь человека с Богом, напоминает все аспекты жизни.
Сначала мы читаем про юношу, который вроде как живет благочестиво. Например, когда с людьми разговариваешь, спрашиваешь: «Ходите ли вы в храм?» Отвечают: «Нет». Говоришь: «Надо ходить, исповедоваться». Спрашивают: «Зачем? Я никого не убил, не ограбил, живу как все, все хорошо, нормально». Так вот, юноше, который пришел ко Христу и стал задавать вопросы, что ему делать, чтобы наследовать жизнь вечную, Христос говорит сначала о соблюдении заповедей: не убий, не кради. И так далее. Юноша говорит, что все это он сохранил от юности своей. Важный аспект: он это уже сделал. Дальше юноша спрашивает: «Чего еще мне не хватает, чтобы следовать за Тобой?» И тут Христос дает ему возможность уже следующего шага.
Пока ты этого не сделал, ты не следуешь за Христом. Да, ты живешь нравственно, может быть, в уважении и почтении от коллег, родственников, соседей, но за Христом ты пока еще не следуешь. Нравственный закон нас только подготавливает к этому...
Записали:
Таисия Зыкова
и Нина Кирсанова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.