Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №11 (1196) → Протоиерей Андрей Туров: Богооставленность

Протоиерей Андрей Туров: Богооставленность

№11 (1196) / 14 марта ‘23

Беседы с батюшкой

Отец Андрей, сегодня хотелось бы поднять тему, которая, на мой взгляд, волнует многих. Можем ли мы воспринимать слова Спасителя: Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил? как свидетельство Его богооставленности? Неужели Сам Иисус Христос испытывал это состояние или это было нечто другое?

– Когда мы читаем в Священном Писании, Святом Евангелии о страшных событиях – принятии Господом голгофской жертвы, распятии Его на Кресте, мы видим слова, которые Христос сказал, умирая. Он произнес на арамейском языке: Или, Или! Лама савахфани! По-славянски эта фраза звучит так: Боже, Боже Мой, вскую оставил Мя еси? и свидетельствует о том, что душа, сердце Господа переживали чувство богоставленности.

Когда мы говорим о Христе, не нужно забывать о том, что Господь соединил в Себе две природы. Православные исповедуют, что Христос был истинным Богом и истинным Человеком, поэтому Он был подобен нам во всем, кроме греха. У читающего это восклицание Христа может возникнуть недоумение: как может любящий Бог оставить Свое творение – человека в беде, во тьме греха, дать ему почувствовать богооставленность? Где же Бог с Его милосердием в такие страшные минуты?

Богооставленность – действительно страшное чувство. Мы можем обратиться к свидетельству преподобного Серафима Саровского – великого святого. Он говорил, что его тоже посещало это страшное чувство.

Но вернемся к Господу. Как поступает Господь? Он не просто дает нам некую директиву, морально-нравственное учение. Господь сходит на землю, Он Сам проживает земную жизнь, переживает те чувства, которые переживает человек в этой жизни, и этим Он проводит нашу человеческую природу через очищение и воскресение.

Мы знаем, что итог земной жизни Христа, цель прихода в мир Мессии, Спасителя – спасение людей через Голгофскую жертву на Кресте, через богооставленность, через страшное ощущение смерти, для которой человек не был сотворен. Великая победа Христа над грехом, над проклятием и смертью – это в том числе и победа над богооставленностью, а она может коснуться сердца человека. Но это означает лишь то, что, когда мы страдаем, с нами страдает и Господь. Бог знает все наши тяготы и невзгоды, и Он готов протянуть нам руку помощи.

Но бывает, что человек ощущает состояние богооставленности как следствие своей греховной жизни, жизни вне Бога, во тьме греховной. Из этой тьмы ему нужно выходить на свет Божий, нужно озариться этим светом, который прогонит тьму, сгустившуюся в душе, в сердце. И тогда чувство богооставленности, одно из самых тягостных чувств в жизни, которое очень трудно пережить, пройдет. Господь будет сострадать этому человеку, Своей Божественной силой Он избавит его от этого страшного чувства.

Один из самых главных вопросов христиан: «Когда мы чувствуем богооставленность, это на самом деле так или это просто чувство, которое мы испытываем?»

– Это может быть и подлинным явлением богооставленности, и мы уже говорили, почему она возникает. В Священном Писании мы читаем, как Господь стоит у двери нашего сердца и стучит в эту дверь, говоря: се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему.

Заметьте, насколько уважительно относится Господь к личностной свободе человека. Конечно, Господь в силу Своего всемогущества мог бы заставить человека вспомнить о Себе, возможно, испросить помощи, но Он очень корректно и деликатно ждет, когда дверь человеческого сердца отворится. И тогда Господь готов протянуть руку помощи каждому, кто попросит Его об этом.

Поэтому, если чувствуешь, что тебя постигло чувство богооставленности, единственный и самый правильный выход из этого состояния – обратиться к Источнику Жизни Господу, чтобы Господь явил Свою Божественную силу, протянул руку помощи. И очень важно, чтобы ты был способен откликнуться на зов Божий, на тот дар, который Господь приготовил для тебя, и тогда помощь Божия будет скорой и чувство, которое испепеляло, угнетало, будет отнято у тебя Богом.

А бывают ситуации, когда человек сгущает краски. То есть жизнь его не так плоха, а испытания, несмотря на всю их тяжесть, нельзя назвать абсолютными, радикальными. Но человек в своем эгоистичном страдании назначает себя самым несчастным в мире, и тогда это сгущение красок, этот негатив, духовный пессимизм играют против него.

В таких случаях очень важно разобраться в этом, и то, что порой мы склонны считать тотальным злом и тотальной бедой в нашей жизни, стоит рассматривать с несколько других позиций. И потом, мы помним, не бывает искушений, которые Господь дает человеку, выше его сил, и не бывает ситуаций, когда Бог ему не помогает, если тот просит Его об этом. Стоит только поднять глаза к небесам и испросить у Бога помощи, и Господь будет скорым на эту помощь, а человек будет изъят из страшного состояния богооставленности.

Но я доподлинно знаю и другие примеры, когда человек молился, а ответной реакции не было, и он со временем приходил в отчаяние: «Я молюсь, а Бог меня не слышит. Зачем же мне тогда молиться?» Что делать в такой ситуации?

– Господь Сердцеведец знает, о чем мы Его попросим, еще прежде нашего прошения, Он знает о нуждах, которые могут быть в нашей жизни. Об этом говорит Священное Писание, Евангелие. Тем не менее, может возникнуть вопрос: а если Бог и так все знает заранее, зачем тогда обращаться к Нему? Пусть Он, видя наши нужды, помогает нам превентивным образом, поскольку Он наш Небесный Отец, наш Создатель, и Он должен оказывать нам Свою помощь.

Но дело в том, что, когда мы молимся Господу, называя себя верующими, часто мы забываем, что очень близкое к вере чувство, состояние – это доверие. Как чада Божии, мы можем обратиться к любящему Отцу с любой просьбой, любым прошением о необходимом для нас. Но в одной из самых главных наших молитв «Отче наш» мы говорим: да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. То есть, прося о чем-то Бога, мы не только верим в то, что Господь нам поможет, что Он рядом с нами, но верим, что Господь как любящий Отец будет подавать нам лишь то, что для нас важно и полезно.

Как человек может порой заблуждаться в полезности того, о чем он просит у Бога, можно проиллюстрировать на примере, когда дети просят своих родителей о чем-то, что будет для них неполезным и даже опасным. Порой дети грустят, печалятся, что родители их не понимают и не дают им сделать то, что им хочется. Ребенок вырывает руку из родительской руки, он хочет идти туда, где опасно, например, на дорогу, а родитель понимает: если он отпустит руку ребенка, это станет для него страшным испытанием, которое, в силу своей ограниченности, он даже не сможет осознать.

Любой из нас ограничен перед Лицом Божиим. Мы видим только сектор наших проблем. Часто мы выстраиваем ошибочные алгоритмы, считаем, что нужно поступать так и так, и тогда мы будем счастливы. Но проходит время, и начинаем понимать, что воздушные замки, которые мы строили, разрушались, как фантомы. И поэтому, когда мы просим Господа о чем-то очень важном, мы не только верим, что Бог нам поможет, мы еще Ему и доверяем. Молитва верующего формулирует его просьбу, но при этом нужно добавлять: впрочем, не как Я хочу, но как Ты.

Тогда еще один пример. Господь говорит: просите, и дано будет вам. И в качестве примера Он приводит притчу о том, как некий человек настойчиво стучится – и ему отворяют. Но мы понимаем, что какая-то наша горячая молитва может быть нам неполезна. Как же распознать, что нам нужно продолжать усиленно молиться, о чем-то просить, помня слова Господа, что стучащему отворяют, или нужно понять, что если Господь не дает просимого, то нам это не нужно?

– Я думаю, если у нас возникло желание попросить Бога о помощи в реализации какого-то дела, то эту молитву нужно сформулировать и вознести к Богу, но при этом мы не должны забывать о доверии.

У Иоанна Златоуста есть замечательное поучение, когда он вопрошает, что было бы, если бы мы наконец добились аудиенции царя и, зная о его царственном могуществе, испросили бы у него какую-то незначительную мелочь. Наверное, царь бы разгневался, и этот наш визит стал бы для нас трагическим. Этим святитель Иоанн Златоуст показывает нам, что порой мы возносим к Богу чисто утилитарные просьбы.

Некоторым нашим современникам Бог нужен только для того, чтобы Он помогал, исполнял их прошения, но Бог в полной мере свободен, и мы не можем считать, что Он должен что-то для нас делать. Богословы говорят, что Господь совершает Свое Божественное попечение, Свой Божественный Промысл о каждом из нас не по долгу, а по любви к Своему творению. Именно на любовь нам и стоит полагаться.

Можно просить о чем-то Господа столько, сколько хочет наше сердце, но может наступить момент, когда мы поймем, что Господь, видя все причинно-следственные связи, не даст нам просимого. Например, если Господь даст человеку великую власть, справится ли он с ней? Может быть, лучше ему этой власти не давать, и тогда он будет избавлен от многих искушений?

Бог знает ответы на все наши вопросы, сам же человек может не знать ответов на многие свои вопросы, поэтому вера и доверие обязательно должны сочетаться. Наступит момент, и проблема, о разрешении которой он просил Господа, сама собой отпадет, разрешится, и станет ясно, что из-за этого не стоило беспокоить Господа. Эта ситуация должна укрепить просившего в доверии Господу, в уповании на Божию премудрость, на Божий Промысл о каждом из нас.

А есть ли какая-то церковная традиция в возношении молитв? Вы сказали: если у Царя Небесного попросить о мелочах, это может обернуться трагедией для самого человека. И когда мы должны возносить свои прошения к святым, которые тоже даны нам Богом, а когда молиться Самому Спасителю?

– Господь говорит: ищите же прежде Царства Божия и правды Его. И добавляет, что все остальное приложится. То есть, когда мы говорим о житейских, бытовых вещах, о каких-то утилитарных подходах, которые религия тоже способна решать, Господь может это давать, но это не является целью, сердцевиной нашего верования.

Один проповедник размышлял: «Если мы увидим очередь к мощам угодника Божия, известного святого, прославившегося чудотворениями, и многие свидетельствуют о том, что они молились у его мощей и получили просимое, стоит задаться вопросом, сколько людей из этой очереди просят о том, чтобы их, например, покинула зависть, злость, чтобы сердце их было открыто к принятию воли Божией. Наверное, таких людей будет гораздо меньше, чем тех, кто пришел помолиться о здоровье, о разрешении сложных жизненных ситуаций и так далее».

Если же мы будем искать одухотворенности, единения с Богом через истину в духе, то тогда Господь приложит и то, что нам необходимо, потребно в нашей обыденной жизни, и это мы тоже будем получать.

А молиться об этом стоит?

– Безусловно. Господь ведь дает нам насущный хлеб, хотя, когда мы молимся молитвой «Отче наш», мы говорим не только о питании или о материальных средствах. Речь идет и о хлебе надсущном, то есть о Святом Причастии, которого мы тоже должны желать, чтобы Причастие Святых Христовых Таин стало для нас жизненно важным делом. И нужно соблюдать паритет духовного и телесного, Небесного и материального, временного и вечного.

Когда мы открываем православный молитвослов, в нем есть целый раздел – «Молитвы на всякую потребу».

– Да, в жизни мы испытываем разные нужды, и Господь не устраняется от решения этих вопросов, а мы, молясь даже о каких-то материальных вещах, должны думать о том, что мы доверяем Богу и что Господь является Промыслителем нашей жизни. Поэтому, наряду с молитвой просительной, у христианина в его сердце всегда припасена для Бога молитва благодарения за то, что он получил, и за то, что имеет.

Святитель Иоанн Златоуст говорит, что благодарственная молитва к Богу – это как бы рука, протянутая за следующим благодеянием, следующим даром от Бога. Благодарный человек как бы получает двойную мзду, двойной дар от Бога. Об этом тоже не стоит забывать.

Давайте перейдем ко второй части нашей программы и поговорим о святом, который является примером, образцом христианской жизни, – о преподобном Ефреме Сирине. Прошу Вас чуть подробнее рассказать об этом святом и в каких молитвах обращаются к нему за помощью.

– Преподобный Ефрем Сирин для нас – образец устроения христианской жизни. Чин святых, в котором почитается этот святой угодник Божий, – «преподобный», означает, что он, насколько это возможно человеческой природе, святостью уподобился Богу.

Конечно, между Божеством и творением Божиим непреодолимая стена, и человек никогда не достигнет состояния, равного Богу. Тем не менее, поскольку мы сотворены по образу и подобию Божию, преподобный Ефрем Сирин реализовал в своей жизни этот Божественный замысел и, посвятив свою жизнь Богу, став монахом, приняв монашеские обеты, очень много потрудился над тем, чтобы сердце его стало храмом, где обитает Дух Святой, обитает Господь.

Преподобный Ефрем Сирин известен различными своими богословскими творениями, в том числе толкованиями на книги Священного Писания, в частности, Нового Завета, апостольских посланий. Существует так называемая «Псалтирь преподобного Ефрема Сирина», в ней по подобию псалмов созданы молитвословия Богу, восхваляющие Господа, дающие нам возможность обратить просьбы к Богу о самом главном – о поиске того Царства Небесного, которое внутрь нас есть, чтобы наша душа, наше сердце стало территорией, где обитает Бог.

И, конечно же, все мы знаем преподобного Ефрема Сирина по той особой молитве, которой мы будем постоянно молиться в наступающее время Великого поста в храмах и домашних молитвах. Практически с первых дней поста, до среды Страстной седмицы, Церковь будет просить Господа, чтобы от нас были отняты разные греховные навыки и чтобы Господь даровал нам видеть наши прегрешения.

Природа человеческая такова, что мы часто свыкаемся со своими грехами, даже оправдываем свои греховные недостатки, занижаем их оценку, в том плане, что берем самый неприглядный пример и радуемся тому, что мы еще не достигли этого дна, что мы – не как прочие люди (как молился фарисей в известной притче). Христос сказал, что фарисей многое из религиозного закона исполнял формально, и оправданным из храма вышел не он, а мытарь, просивший у Бога прощения за свои грехи.

Великий пост – это не только время телесного воздержания и пищевой диеты, прежде всего это время работы духовной. Словами святого угодника Божия преподобного Ефрема Сирина мы будем взывать к Богу о том, чтобы Господь очистил наше сердце, даровал нам добродетели, которые возносят нас на новую духовную высоту.

Мы будем просить Господа о том, чтобы нам более объективно смотреть на свое состояние, потому что невозможно принести Богу покаяние, исправиться, изменить свою жизнь, если мы не понимаем, от каких греховных изъянов нам нужно избавляться.

Преподобный Ефрем Сирин дал нам великий пример покаяния, обращения к Богу, поэтому его почитает весь православный мир, поэтому мы празднуем день памяти этого святого угодника Божия. Мы обращаемся к нему с молитвой, чтобы он, получив бесценный опыт спасения, соединения с Богом, помолился за каждого из тех, кто желает духовно окультурить свое сердце и приготовить его для того, чтобы Господь сделал его духовным храмом.

Сейчас шлепнуть ребенка – это почти уголовное дело, а в православной Руси это было в порядке вещей. Выходит, Церковь поощряла подобное домашнее насилие?

– Сейчас многие говорят об этом, и есть очень много передергиваний по этому поводу. Люди вспоминают «Домострой», никогда его не читав. Я хотел бы сказать, что не стоит думать о том, что в Древней Руси не было любящих родителей, как и в современной жизни. Конечно же, родители не руководствуются желанием проучить, наказать ребенка, причинить ему боль. Естественно, никто ребенка не шлепает просто так, только потому, что хочется это делать. Наоборот, родители часто удерживают свою руку. Прежде всего ребенка необходимо научить в силу того, что интеллект его еще не развит.

Любое наказание должно идти от любви, а не от того, что ребенок привел в тонус нашу нервную систему, и в отместку мы готовы поставить его в угол, дать ему ремня, что стало бы искривлением того воспитания и тех подходов, которые родители могут реализовывать.

Говорить о том, что на Руси повсеместно избивали детей и что это поощрялось Церковью, безосновательно. Родители постоянно заботились о своих детях. А сейчас очень часто под маркой неприкосновенности и вследствие отсутствия воспитания детей рождается вседозволенность, что очень плохо.

Записала:
Людмила Белицкая

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс