Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №11 (1196) → Епископ Каскеленский Геннадий. Нагорная проповедь

Епископ Каскеленский Геннадий. Нагорная проповедь

№11 (1196) / 14 марта ‘23

Архипастырь

– Сегодня мы будем говорить о принципах христианской нравственности. Один из самых важных текстов Священного Писания Нового Завета получил в мировой культуре известность под названием Нагорная проповедь Иисуса Христа. Эта проповедь изложена в трех главах Евангелия от Матфея – 5-й, 6-й и 7-й. И, наверное, нет в Священном Писании другого места, которое бы вызывало столь бурную полемику. Прежде всего отметим, что даже самые ярые скептики, даже неверующие критики христианства не сомневаются: в Нагорной проповеди изложены подлинные слова Иисуса Христа.

К Личности Иисуса Христа люди относятся по-разному. В Него верят как в Бога, Его почитают как пророка или как мудреца. В любом случае к Его учению относятся с большим вниманием. Эти главы знакомят нас непосредственно с учением Иисуса Христа.

Почему проповедь названа Нагорной? Потому, что она произнесена была на горе. Прежде чем говорить, Христос взошел на гору. И это отнюдь не малозначительное обстоятельство. Вообще, следует помнить, в какой среде и для кого произносилась Нагорная проповедь. Христос говорил для израильского народа, который имел тысячелетнюю историю своей религии, прошел огромный духовный путь. Нельзя правильно понять смысл христианской нравственности, не зная древней, богооткровенной религии евреев. И главное состоит в следующем: учение Иисуса Христа, записанное Матфеем в его Евангелии, сопоставляется с откровением Бога, данным пророку Моисею.

Как мы помним, Моисей получил от Бога десять заповедей, взойдя на гору Синай. Эти десять заповедей легли в основу Ветхозаветного закона Моисея. Соблюдение Моисеева законодательства было фундаментом, на котором строилась вся жизнь еврейского общества. И вот Христос, Спаситель, также восходит на гору для того, чтобы дать человечеству уже новые заповеди, новый нравственный Закон, Новый Завет. Евангелие уточняет: Христос поднялся на гору и сел, и только когда сел, начал говорить, учить. Кто Его слушатели? Кого Он учит? Евангелие уточняет: приступили к Нему ученики Его. Христос сел перед учениками на горе, то есть Он занял кафедру учителя. Греческое слово «кафедра» означает «седалище». Взойдя на гору и воссев на кафедре, Христос, по сути, заявляет о Себе как о новом Учителе Израиля.

И чему же Он учит? Вообще, Спаситель неоднократно свидетельствует о Себе, что Он пришел исполнить закон Моисея, но глагол «исполнить» следует правильно понимать. Христос не сказал, что Он пришел отменить закон Моисея, нарушить его, переделать его. Но он не сказал, подобно благочестивым иудеям, Его современникам, что Он пришел для того, чтобы соблюдать закон. Исполнить – в контексте Нагорной проповеди не означает соблюсти. Исполнить – означает раскрыть подлинную, глубинную сущность Моисеева закона. При этом Христос отрицает такую праведность книжников, фарисеев, которая стремится исключительно к соблюдению обрядов и внешних форм богопочитания. Он утверждает, что нужно заботиться не о форме, а о духе, об очищении сердца, о чистоте помыслов и чувств. Например, закон Моисея запрещает определенные поступки: убийства, прелюбодеяния, а Христос обращает наше внимание на то, что убийства, нарушение супружеской верности – это всего лишь проявление внутренних болезней: гнева, злобы, плотской похоти. Надо исправлять сердце и душу, тогда и не будет преступлений с точки зрения Моисеева закона.

Получается так, что Спаситель переписывает богооткровенные заповеди пророка Моисея. Моисей передал народу десять заповедей, Христос дает девять, это так называемые заповеди блаженств. Каждая из них начинается словом: блаженны. Слово «блаженны» в то время было хорошо знакомо слушателям, оно часто употребляется в Ветхом Завете. Скажем, в псалмах царя Давида. Блаженный – означает счастливый, радостный. Христовы заповеди блаженств наизусть знает каждый православный верующий, имеющий опыт посещения богослужений, ведь их исполняет хор за каждой Божественной литургией. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся и так далее.

Выражение «нищие духом» требует особого пояснения. Речь идет вовсе не о бедном человеке, живущем в крайней материальной скудости, а о таком, кто духом своим не привязан к стяжанию и богатству. Можно быть нищим и сгорать от страсти сребролюбия, а можно быть материально обеспеченным, но щедрым, милостивым, бескорыстным, то есть духовно нищим.

В духовном смысле следует понимать и все остальные заповеди. Цель Иисуса Христа – исправить душу человека, Он открывает нам глаза, учит нас видеть самих себя, свои внутренние пороки. Ну а плод исправления – приобретение Царства Небесного, жизнь с Богом. Причем это Царство должно наступить уже здесь, на земле. Только граждане Небесного Царства могут и в этом мире быть по-настоящему счастливыми, блаженными. Мало того, по учению Православной Церкви, тот, кто еще на земле не вкусит блаженства, и в вечности будет отлучен от Бога. Физическая смерть не может радикально изменить духовное состояние умирающего, ведь все свои духовные добродетели, равно как и грехи, человек уносит с собой, забирает с собой в вечность. Дела их идут вслед за ними, – так говорит Новый Завет об умирающих.

Важно выражение: «алчущие и жаждущие правды». О какой правде идет речь? Некоторые толкуют это место, призывая христиан бороться за идеалы социальной справедливости, чуть ли не революцию совершать. На самом деле в Библии понятие правды, правды Божией означает верность Бога Своим словам. Правда человека – это верность человека Богу, верность воле Божией, готовность исполнить заповеди и повеления Бога.

Завершаются заповеди блаженств двумя метафорами. Христос обращается к ученикам: Вы – соль земли. Яркий и понятный современникам образ. Дело не только в том, что соль используется как приправа к пище, без нее невозможно обойтись, соль предохраняет от порчи и гниения. Дело в том, что солью еще и очищались жертвы, приносимые Богу. В религиозной традиции иудеев приносимое Богу всегда солилось. Соль – такое вещество, без которого весь мир, человечество обойтись не может. И последователи Христа призваны быть солью.

Второй, еще более яркий образ: Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. Нет ничего более несовместимого с духом Евангелия, как рассуждения по типу: «Я христианин, вера у меня в душе, моя религия – это глубоко личное. Я не считаю нужным ни проявлять ее, ни говорить о ней». Ученик Христа, который руководствуется словами Нагорной проповеди, так рассуждать не имеет права. Рассуждать таким образом – означает заставить светильник не светить, а соль делать несоленой. Спаситель говорит: если вы Мои ученики, то ваш образ жизни будет решительно отличаться от жизни других людей, и скрыться вам уже не удастся, вас непременно заметят. И последствия такого образа жизни вполне понятны: вас будут гнать и преследовать. Но радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на Небесах.

Ко всем Своим последователям Иисус Христос обращается с повелением: да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного. Задача христианина – являть другим людям Отца Небесного, то есть Бога. Понятно, что это возможно не столько на словах, с помощью лекций, наставлений телевизионных передач, а прежде всего в делах любви и милосердия. Своим поведением, даже своим внешним видом можно свидетельствовать о Боге. А если христиане ничуть не отличаются от других людей, неверующих, безбожных, то это и означает, что соль потеряла силу, что она не нужна, что ее теперь можно выбросить вон, на попрание. Здесь уже ни что иное, как пророчество об окончательной судьбе мира, об апокалиптических временах, когда Всемогущий Бог прекратит существование погрязшего в грехах человечества и состоится Второе Пришествие Христово.

Записала:
Полина Митрофанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс