Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Сегодня предлагаю поговорить о посте. Вспоминается Евангельский отрывок, когда ко Христу приводят бесноватого и ученики говорят, что не смогли изгнать из него беса. Христос говорит: сей же род изгоняется только молитвою и постом. Значение молитвы понятно – мы регулярно посещаем богослужения, читаем молитвы утром, вечером, когда готовимся к Причастию, перед едой. Молитвы у нас в жизни достаточно. Поста в нашей жизни тоже, в принципе, достаточно – мы постимся в среду и пятницу, во время четырех больших постов, в какие-то дополнительные дни. Но почему пост уравнивается с молитвой? Молитва – это диалог с Богом. А почему такое значение придается посту?
– Испокон веков в нашей православной традиции пост имеет главенствующее значение наравне с молитвой. Молитва воспринимается как бы пустой и порой бесплодной, если она не подкреплена постом и добрыми делами. Пост – это духовное оружие для нас, христиан, духовные костыли, можно сказать. Чем важен пост? Как солдат встает на пост в карауле, так и мы, духовные воины Царя Небесного, вступая в пост, активизируем все свои внутренние силы – духовные, душевные и телесные. Потому что душа сама по себе не может предаться молитве, духовному созерцанию, если не будет находить поддержку всего нашего существа.
Упражняясь в посте, мы получаем для себя большую поддержку, потому что тело настраивается на молитву, на воздержание, следует ограничение в еде, которое предписывается Уставом, Типиконом. Мы стараемся по мере сил соблюдать предписания не только в еде. Сказано: молитвою и постом. Во время поста усугубляется и молитва. Молитв становится больше, количество молитвословий, звучащих в храме, тоже возрастает. Добавляются службы, которые редко служатся, разве что только в монастыре: полунощница, повечерие.
Пост – время духовного трезвения. Мы ждем с нетерпением этого времени, и, когда наступает пост, нам становится, с одной стороны, даже легче.
Почему пост и молитва идут вместе? Это как два крыла одной птицы. Конечно, когда нет бурь, треволнений, птица может парить по небу легко, спокойно. Но когда поднимается ветер, птице приходится делать усилия, она начинает сильнее махать крыльями, сопротивляется ветру, пытается уходить от этих потоков. Так и душа христианская, сталкиваясь с трудностями, усугубляет духовный подвиг.
Поскольку посты всегда предшествуют большим праздникам, важным событиям христианской жизни, то растут искушения, испытания. Поэтому необходимо применять не только молитву благодарения, молитву радости, но подкреплять это духовным и телесным постом.
Многие отмечают, что во время поста потоки искушений, напастей как будто усиливаются. В обычное время они тоже существуют, но во время поста возникает ощущение, что искушения нападают с большей силой. Это правда или это обманчивое впечатление?
– Попробую ответить, опираясь исключительно на свой опыт, но постараюсь подкрепить это и опытом прихожан. Они тоже подтверждают эти слова. Когда мы вступаем в пост, мы как бы делаем духовный вызов дьяволу. Мы же совершаем духовное делание, начинаем трудиться с особым усилием. Когда прикладываем усилия, врагу рода человеческого – дьяволу, который не хочет нашего спасения, мы бросаем вызов, как быку на родео показываем красную тряпку, злим его тем самым. Хотя, конечно же, не ставим такой задачи, а хотим быть с Богом, хотим достичь спасения и Царства Небесного. Тем не менее злим дьявола, и он выходит против нас со всей своей силой, звериной и лютой страстью. Какие оружия он применяет против нас? Страсти, искушения, всякие испытания. То есть он активизируется против нас. Когда начинаем поститься, прилагать старания, усилия, мы злим противника нашего спасения, врага Божия, дьявола, и он восстает против нас. И, конечно, нам тяжело в это время.
Многие христиане именно Великий пост считают временем особого испытания. Идет подготовка к самому главному празднику христиан – Пасхе. И вообще, в весеннее время после тяжелой зимы хочется восстановить силы, хочется более крепкой пищи. И приходят испытания, искушения. Кажется, что у нас должно быть меньше сил, потому что, когда мы начинаем поститься, телесные силы вроде бы немножечко оскудевают, но благодать Божия их тут же восполняет, в ответ на наше усердие, наши молитвы, подвиг поста наполняет нас внутренним духовным содержанием.
Может быть, вы замечали, что первая неделя поста начинается как-то по-особому: читается Покаянный канон Андрея Критского, мы стараемся, все делаем. И к концу недели наступает внутреннее легкое удовлетворение от того, что мы в чем-то себя превозмогли, что-то сделали. Многие прихожане тоже свидетельствуют, что первая седмица – особо благодатная. Потом наступает вроде бы передышка, и можно немножко зазеваться и пропустить духовный удар. Первая битва выиграна, но впереди еще очень много духовных сражений, поэтому нужно поберечь силы. Первая седмица дается для того, чтобы нарастить в себе духовные силы, и очень важно после первой седмицы не расслабиться, а добавить усердия, чтобы достойно пройти поприще всего поста.
Пост во многом человека ограничивает, в первую очередь – в еде: человек лишает себя привычной пищи, лишает себя каких-то удовольствий. Например, ограничивает себя в просмотре телевизора, или в пользовании компьютером, или в играх. Когда себя ограничиваешь, начинаешь раздражаться, выходить из себя из-за того, что сам себя ограничил. Например, я собираюсь поститься, перестаю кушать мясо, но мне очень хочется мяса, и я начинаю злиться, что не могу его есть, и выплескиваю эмоции на другого человека. Получается, результат у поста не совсем тот, какого хотелось бы. Вроде бы пост – светлое, мирное время очищения, а получается наоборот: страсти начинают закипать. Как этого избежать?
– Это еще раз подтверждает, что мы постимся не ради диеты, чтобы соблюсти формальные рамки поста, но понимаем, что пост – это духовная борьба против миродержителя века сего, то есть против дьявола. Есть противник, которому не нравится, что мы постимся. Конечно, в нас закипают страсти, и самые темные уголки нашей души могут внезапно открыться. Такое очень часто бывает. Практически все замечают за собой, что становятся раздражительными, потому что не получают чего-то.
Так происходит с курильщиком: когда он резко бросает курить, ему постоянно хочется к этому вернуться. Об этом говорят люди, страдающие этим недугом. Так же с игроманией, зависимостью от телефона.
Так же и во время поста: мы пытаемся резко избавиться от того, к чему привыкли. Поэтому Церковь, как любящая мать, готовит нас к посту постепенно, дает подготовительные недели. Постная Триодь начинается за три недели до начала поста. Сначала идет Неделя о мытаре и фарисее, потом Неделя о блудном сыне, Неделя о Страшном Суде. То есть у нас есть время настроиться. Вначале идет сплошная седмица, когда мы заговляемся, потом идет седмица в привычном режиме, когда можно уже немножечко отойти от мяса, и последняя седмица – сырная. То есть мы постепенно, плавно входим в пост, и это правильно.
Но все равно испытания, конечно же, бывают. Как с ними бороться и не раздражаться, как применить какой-то духовный инструмент, чтобы попытаться противостоять раздражению, – это сложный вопрос. С другой стороны, наверное, всему этому надлежит случиться, потому что, не победив это в себе, не получишь и радости от победы и пройденного поприща поста. Да, конечно, где-то мы бываем побеждены, терпим неудачу, поражение, но все-таки потихонечку, малыми шажочками нужно двигаться вперед и из всего извлекать определенный вывод. И каждый год каждым постом упражняться в этом.
Это как с гирями: ты не можешь сразу взять большой вес, начинаешь с маленького, постепенно добавляешь вес. А потом и большую штангу можешь поднять. Так и в духовном плане: вначале очень тяжело, а потом будет легче и легче.
Но есть еще другой момент. Мы совершаем духовное делание, которому противится дьявол. В подтверждение этому хочется привести достаточно известную историю. Таких историй, наверное, очень много, но я слышал следующую. Один человек, находясь в другой вере, в другой конфессии, с легкостью постился долгое время: мог не пить днями, неделями обходиться без еды. Потом Господь его призвал, он уверовал и стал христианином: пришел в Церковь, решил жить по-христиански, принял Крещение, нашел духовника. Духовник ему сказал: «Предстоит пост, и тебе нужно попоститься, кушать растительную пищу, не есть скоромного». Тот говорит: «И все?» Духовник говорит: «Не смотри на женщин с вожделением, старайся не согрешать в своем сердце, береги себя от худых помыслов, храни себя от страстей – и спокойно пройдешь время поста». Он говорит: «Да это легко, я неделями могу не есть». И каково было удивление духовника, когда этот человек еще на первой неделе поста прибежал и говорит: «Отче, не могу, у меня все страсти вылезли, не могу совладать с собой. Мне хочется мяса, хочется всего. Я не могу молиться, хотя чуть ли не сутками мог пребывать в каких-то позах». И это еще раз подтверждает, что здесь идет наша борьба именно со страстями и пороками.
Получается, что, начиная поститься, нам нужно быть готовыми к тому, что пост – это некая самопровокация, когда из нас начнут вылезать страсти и мы должны будем их глушить?
– Да, как некий духовный гной. То есть мы выдавливаем все это из себя, и из нас выходит эта зараза. И пока вся наша духовная скверна из нас не выйдет, мы не очистимся. То есть одна из сторон поста – духовное очищение. Конечно, можно на какое-то время спрятать в себе болезнь, создать видимость, что мы вроде бы здоровы, но от этого здоровыми мы не станем, потому что реально больны.
Здесь пост ставит своей целью не внешне показать, что мы стали лучше, легче, более духовно здоровыми, но чтобы это было именно так, чтобы произошло наше духовное исцеление. Поэтому пост предлагает нам не только молитву, но и весь спектр неких духовных костылей, лекарств, то есть духовной помощи – мы можем чаще исповедоваться, причащаться, а также принять таинство Соборования.
То есть во время поста идет работа не только над нашим внутренним осмыслением чего-то, над внутренним деланием в виде молитвы, но идет и соборная молитва, которая выражается в участии в церковных таинствах, когда мы все вместе, едиными устами и единым сердцем хвалим Господа и стараемся почаще бывать в храме.
Теперь самое время поговорить о разных аспектах поста, ведь пост – не просто ограничение в пище. Хотя, если говорить о пище во время поста, можно вспомнить слова апостола Павла: кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, да не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его. И когда мы сталкиваемся с таким аспектом поста, как еда, как нам подойти к этому с рассуждением?
– Здесь очень важно понимать, что пост – не диета, о чем я уже пытался сказать. Часто бывает, что люди своей главной неудачей во время поста считают то, что им не удалось по каким-то причинам (из-за болезни, еще из-за чего-то) исполнить пост в плане еды. Они очень сильно из-за этого сокрушаются, потому что ставят на первое место воздержание в еде. Но наша Православная вера не ставит целью поста соблюдение диеты. А если бы она считала главным соблюдение диеты, то было бы предписано, что нам нужно есть. Конечно, пост в еде тоже нужен, но это не есть та цель, к которой нужно стремиться.
Помните историю из патерика, как некий старец в Великий Пяток протянул своему ученику стакан молока и велел: «Пей», а тот с плачем ответил ему: «Я не могу»? И не стал пить. Тогда старец сказал: «Такой ученик мне не нужен». Если ты изнемогаешь, если чувствуешь потерю сил, никто тебя не осудит, и Господь не осудит, если ты съешь что-нибудь скоромное. Пища не приближает и не удаляет нас от Бога, поэтому апостол Павел и говорит: кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, да не осуждай того, кто ест. Поэтому одно из важных указаний для поста – чтобы мы не ставили пищу на первое место.
Воздержание в пище – это как бы некие духовные костыли. Их Господь дает нам в помощь, потому что, связывая себя постом, мы меньше подвержены всяким страстям. Часто, начав поститься, люди говорят: «Я становлюсь раздражительным, мне хочется съесть чего-то скоромного, но каких-то внутренних страстей во мне меньше, потому что меньше сил на совершение чего-то ненужного».
Допустим, человек мог бы сказать: «У меня после службы, после молитвы остались еще силы, и я пойду погуляю или посмотрю телевизор», но он приходит после службы уставший, но получивший духовное удовлетворение и ложится спать. У него остается меньше времени и меньше сил на праздность. Поэтому пост – один из инструментов борьбы с праздностью.
А могут ли эти слова апостола Павла быть заповедью для поста? Допустим, человек начинает поститься и ставит себе целью не осуждать того, кто в пост выпил стакан молока.
– Думаю, что могут. Ведь цель поста – победить в себе страсти. Одна из таких страстей, особенно у тех, кто много лет постоянно ходит в храм, совершает постное делание, – возникающее о себе греющее душу мнение: «Какой я хороший! Я уже много лет хожу в храм, я уже чего-то достиг». Можно уподобиться фарисею из притчи о мытаре и фарисее, сравнивая себя со стоящим рядом человеком, который вроде бы тоже христианин, тоже крещеный и должен бы знать, как нужно жить, но почему-то этого не делает.
Порой бывает, что два друга оказываются в пост вместе, и, казалось бы, можно поесть чего-то постного, но один из них говорит, что он очень устал, совсем обессилел, и добавляет к своей трапезе чего-то скоромного – рыбку или сырок, и другому очень важно не осудить его за это.
Апостол Павел говорит, что не нужно смотреть на то, что едят другие, потому что не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет его. И если в этот момент у кого-то могут вырваться слова осуждения, то он может потерять уже приобретенные плоды поста. Съевший же что-то непостное будет меньше осужден за это, чем осудивший его словесно или даже внутренне.
Замечательную заповедь Спасителя Вы вспомнили. Действительно, нас оскверняют всевозможные выходящие из уст укоряющие, обличающие, оскорбляющие слова, а не то, что входит в нас с пищей. Эти слова Спасителя в первую очередь обращены к тем, кто считает, что пост – это именно ограничение в еде.
– Совершенно верно. И здесь хочется вспомнить, что даже известные духовники, пастыри тоже постом терпели испытания. Святой праведный Иоанн Кронштадтский, в честь которого освящен храм, где я сейчас служу, писал в своих дневниках, как трудно было ему поститься, как он, заступая на пост, терпел испытания и тоже изнемогал и обессиливал.
Я думаю, что нам стоило бы почитать его дневники и почерпнуть из них много интересного. Например, в них можно прочесть о том, что однажды в тяжелые для него дни Великого поста он настолько изнемог, что не выдержал и съел кусок красной рыбы. То есть святые отцы тоже претерпевали те же недуги и страсти, что и мы, но они не считали великим грехом то, что по немощи вкушали что-то подобное.
Бывает, человек во время поста серьезно заболевает, и врачи и священники советуют ему: «Давай подкрепись, съешь чего-нибудь такого, что поможет тебе восстановить силы. С этим тяжелым недугом тяжело бороться, когда находишься в строгом воздержании». Это еще раз свидетельствует о том, что все-таки еда в пост вторична. Ограничение в еде – это именно помощь для нас, чтобы мы окрепли духовно в молитве, чтобы у нас не было земных мыслей.
И вообще, что такое постная еда? На Руси всегда говорили: щи да каша – пища наша. То есть человек отваривал картошку в мундире, быстренько чистил ее, съедал с квашеной капустой и шел дальше. А скоромная пища требует большего времени на приготовление. Например, чтобы приготовить мясо, нужно вокруг него долго крутиться, на это тратится много сил. А постная пища легка в приготовлении, поэтому у нас освобождается больше времени на молитву и добрые дела.
Службы Великого поста долгие, но мы видим, что в монастырях пища достаточно разнообразная, и она очень простая. Пища важна, но для нас она все-таки должна быть помощницей, а не отвлекающим фактором.
Службы у нас совершаются каждый день. В среду, пятницу и в определенные уставом дни люди стремятся причаститься за Литургией Преждеосвященных Даров, поэтому народу в эти дни всегда бывает больше. Конечно же, больше людей у нас в храме и в светские праздники – выходные дни. Поэтому Великим постом наш храм наполняется прихожанами, то есть наши прихожане вовлечены в пост.
Хорошо, если на приходе есть место – приходской дом или помещение для проведения праздников, полезного времяпрепровождения. У нас на приходе много разного рода направлений, клубов. Мы стараемся собираться вместе, и постом все это активизируется. Когда уже идет подготовка к Пасхе, люди стараются приходить не только для того, чтобы помолиться, но и чтобы внести свою лепту в украшение храма. Пожалуй, это можно назвать своего рода духовной мобилизацией.
Отец Александр, в заключение прошу у Вас краткого слова напутствия для наших телезрителей.
– Дорогие телезрители нашего любимого духовного телеканала «Союз»! В дни Великого поста мне хотелось бы пожелать вам помощи Божией, чтобы Господь укрепил каждого из вас, чтобы Он придал вам сил для прохождения духовного поприща поста. Хотелось бы, чтобы именно в этом году у вас не было особых испытаний и искушений, чтобы пост стал для каждого временем особого духовного трезвения, духовного укрепления, чтобы вы достойно встретили светлый праздник Пасхи Христовой. Помоги всем Господь! Храни всех Господь!
Записали:
Нина Кирсанова
и Людмила Белицкая
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.