Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №11 (1196) → Игумен Флавиан (Матвеев): Духовная жизнь должна быть целостной

Игумен Флавиан (Матвеев): Духовная жизнь должна быть целостной

№11 (1196) / 14 марта ‘23

Беседы с батюшкой

Наступил Великий пост, предлагаю поговорить на эту тему. Время поста называется особо благодатным. Но пост повторяется из года в год. Как быть, если у человека просто выработалась привычка: весь остальной год грешит, а во время поста приносит покаяние? И так из года в год.

– Это, конечно, большой порок духовной жизни, когда человек позволяет себе грешить. Надо сразу сказать, что такая духовная жизнь не просто какая-то расслабленная, а неправильная. Мы не можем позволять себе грешить, иначе просто перестаем быть христианами.

Понятно, что Великий пост – особое время в жизни Церкви и в жизни христианина. И эти два аспекта в жизни каждого из нас укладываются по-разному. С одной стороны, мы открываем церковный календарь и видим: вот подготовительные недели к Великому посту, вот время Великого поста, вот Страстная седмица, после чего наступает Пасха. Мы понимаем, что это часть жизни всей Церкви, христианских общин, приходов. Церковь призывает прихожан совершать покаяние, подвиги самоограничения, заботиться о своей духовной жизни во время Великого поста в гораздо большей степени, чем в остальное время.

Есть такое сравнение, что Великий пост – это некая десятина. Во времена Ветхого Завета десятую часть всего того, что человеку принадлежало, нужно было отдать Господу. Примерно такую часть времени занимает Великий пост. И христианин, ориентируясь на то, как наставляет духовенство, какие обычаи приняты в его приходе, общине, начинает приноравливаться и понимать, как нужно поститься, что делать в своей приходской общине, чтобы не выбиваться из общей колеи, из общего движения духовной жизни.

С другой стороны, Великий пост пройдет для человека понапрасну, если он будет восприниматься как отбытие наказания: меня церковный календарь заключил в рамки, и я теперь до Пасхи рта на все вкусное не могу разевать, но Великий пост пройдет – и наступит привычная жизнь. При таком отношении Великий пост никакой пользы не принесет. Получается с ног на голову поставленная духовная жизнь, когда жизнь, которая идет Великим постом, – это какая-то ненормальность, а потом наступит нормальная жизнь, когда человек будет опять жить как раньше, питаться как раньше, и относиться к жизни как раньше.

Конечно, это глубоко порочное отношение. Потому что в этом есть только лишь ориентир на то, чтобы быть, как все, и Великий пост воспринимается как помеха. При таком подходе у человека нет цели Великим постом поставить перед собой какие-то задачи. Он просто послушал, что сказали, посмотрел на других, как они это делают, но не поставил перед собой цели изменить себя.

Покаяние – главная тема духовной жизни Великим постом. Покаяние – это внесение изменений в свою жизнь, в свою природу. Кем я буду, когда Великий пост закончится? Вот это, пожалуй, правильное отношение к Великому посту.

Прошлый Великий пост уже в прошлом, он прошел и был другим. И человек был другим: на год моложе, менее церковным. Ведь с каждым годом мы все больше и больше воцерковляемся (мы надеемся на это), приобретаем маломальский жизненный и духовный опыт. Прошлым Великим постом у нас что-то не получилось или, может быть, мы вообще не ставили целей. Теперь можем осознать, в чем прошлый Великий пост был для нас полезен или менее полезен, и уже Великий пост в этом году провести с большим толком для себя.

Если не поставить перед собой цели измениться, внутренне преобразиться навстречу Христу, то само по себе преображение не наступит. Бог ведь никому Себя не навязывает. Если ты верующий, то проси, даже требуй у Бога помощи, поддержки в том, в чем хочешь измениться сам. Иначе ничего не будет. Нет в Церкви и церковной жизни ничего автоматического, что получалось бы само собой. И это требует уже серьезного, взрослого отношения к самому себе, когда начинаешь требовать что-то от себя. Эти требования должны опираться на знание самого себя и быть выполнимыми.

Например, кто-то постится в первый раз и говорит себе, что возьмется за то-то и то-то. Хочется взяться за многое, но для начала стоит взяться за что-то небольшое, поставив перед собой цель. Пост приводит человека ко Христу, пост приводит к празднику Пасхи. Постные самоограничения должны привести к радости. Но радость наступит явным образом тогда, когда цель будет достигнута. Пост – это духовное упражнение; пост – это средство достичь цели. И бывает, что средство применено неправильно. Например, человек попробовал попоститься, попробовал измениться, а потом понял, что не тянет, не получается, и ему кажется, что единственный выход из положения – бросить все и с унылым лицом прийти к празднику Пасхи. К празднику Пасхи надо приходить не с унылым лицом, нужно принести Христу Спасителю какой-то духовный плод.

Покаяние – процесс, и процесс целожизненный, но особенным образом мы совершаем покаяние Великим постом. Покаяние должно иметь своим результатом плод. В христианской аскетике есть такое понятие – плоды покаяния. Даже если плоды покаяния будут совсем маленькие, даже если человек в первый раз постится и воздерживается только от мяса, например, и хотя бы три или четыре раза прибегнет к таинствам Исповеди и Причастия, чтобы хорошенько покаяться, хорошенько прильнуть к Господу, то, выполнив даже эти совсем небольшие цели, к Пасхе он будет уже другим, у него будет что принести Христу Спасителю.

На какие вещи в самом себе следует обратить особое внимание во время поста?

– Каждый знает себя. Даже к еде у нас отношение очень разное: кто-то любит сладкое, кто-то – мясо, кто-то любит ощущение легкости в желудке. Например, мне приходилось встречать семьи малоежек, где кушают понемножку, и все они стройные, спортивные, как на подбор. При этом они так питаются не из христианских соображений, а такая культура питания. Другим, наоборот, нравится поесть побольше и повкуснее. У всех по-разному.

Великим постом в отношении питания мы руководствуемся общими соображениями. Церковь говорит: не нужно в пост питаться мясными, молочными продуктами, яйцами, продуктами животного происхождения. Даже рыбу большую часть поста отодвигаем в сторону. Но это для тех, кто может так поститься. Если человек не может без вкусной еды, осознает себя находящимся в пристрастии, то время поста он может посвятить тому, чтобы отказаться от того, что особенно любит, к чему с трепетом относится и без чего не может существовать. Он говорит себе: «Я должен от этого отказаться, потому что это становится моим идолом». А никаких идолов в жизни быть не должно.

У каждого есть осознание своих внутренних страстей. У кого-то это гневливость, у кого-то – похоть плотская, у кого-то – злопамятность или сребролюбие. И так далее. Полтора тысячелетия назад кто-то из великих святителей (кажется, Василий Великий) говорил: когда постишься, не просто поменьше кушай, но кушай подешевле, чтобы была возможность еще и потренировать себя в доброделании, которое связано с возможностью помочь ближнему, с милосердием. Против сребролюбия воспользоваться постом и оказать пособие ближнему. Чтобы тот, у кого скромнее возможности жизни, мог воспользоваться твоим постом: ты попостился, а кому-то от этого хорошо. Разве это не прекрасно?

Каждый человек должен посмотреть на себя и сказать: «Наступил Великий пост, для меня это упражнение, им я должен воспользоваться так, чтобы с собой побороться». Для того чтобы бороться, нужно иметь противоположную страсти добродетель. Например, человек злопамятен. Как будет хорошо, если такой злопамятный, начав с утра молиться, будет вспоминать тех, о ком он думает плохо, и призывать Божию милость, Божию благодать на этих людей: «Господи, даруй тем, кого я осуждаю, и здоровье доброе, и настроение хорошее, и исправление жизни, и верный путь ко спасению». Это самые простые вещи, которые каждый христианин должен желать другому, не только христианину, но любому человеку на земле. И выпрашивать у Бога, чтобы вместо злопамятства были только добрые молитвенные пожелания. То есть злопамятный осознает, что нуждается в Господе, в Его помощи, и хочет, чтобы Господь помог и этим людям, и ему.

Ведь иногда человек осуждает или злопамятствует не потому, что он такой злой и сердитый. Просто он видит, что дела людей не всегда хорошие, ревниво относится к злым делам других, и это превращается и в злопамятство, и в злословие.

Если кто-то гневлив, он должен обратить на себя внимание и сказать: «Что же делать со своей гневливостью? Люди-то от меня шарахаются. Нет у меня сил улыбаться. Господи, помоги». Просто начни улыбаться вопреки своему внутреннему настроению, возьми себе это за правило. И не просто улыбаться, а реагировать на все, что происходит, хотя бы спустя минутку. И эту минутку посвящай безмолвной молитве: «Господи, позволь мне отреагировать на то, что произошло, без гневливости. Помилуй меня».

Против каждого греха, каждой греховной склонности у нас с помощью Божией может быть какое-то противоборство. Когда противоборство явное, тогда можно сказать, что мы боремся не на словах, а на деле. Поэтому каждый должен обращать внимание на что-то свое.

Батюшка, может быть, дадите нашим зрителям совет, что почитать Великим постом?

– Это очень важно. Великий пост – особое время в жизни Церкви, в жизни христианина, и это время должно быть временем духовного насыщения. Нужно сказать себе: «В остальное время я не так много времени уделяю чтению, а Великим постом просто обязан читать». Если нет привычки читать Евангелие в ежедневном режиме, то Великим постом можно взяться за это и читать Евангелие по главам, либо по сюжетам, либо по отрывкам, которые в текущий день читаются в храмах Божиих. Эту привычку внести в Великий пост, а потом нести дальше.

В плане общего развития, общего понимания основ веры каждый христианин должен задать себе вопрос: «А я читал в своей жизни Катехизис?» Иной раз общаешься с христианами, вроде бы люди и в храм ходят, и к таинствам приступают, и от себя требуют многого, духовная жизнь происходит, а спросишь, читали ли Катехизис, – нет, не читали. Конечно, что-то человек знает, читал какие-то книги, но если не читал Катехизис, то знания об основах веры неизбежно будут разрозненными. «Катехизис» с греческого так и переводится: «основы православного вероучения, основы научения вере». Там все вопросы изложены систематично, правильно, кратко, ясно и понятно. Эта систематика и нужна. Потому что в христианине всегда должно быть стремление к объективности и целостности восприятия основ веры и основ церковной жизни. Себя внутри Церкви каждый должен осознавать именно как часть единого целого, и Катехизис помогает этому осознанию.

Иной раз бывает, человек в вопросах веры что-то знает, а чего-то не знает, и получается так: снаружи вроде бы нечто целое, а внутри много пустот. И каждая из этих пустот может быть препоной в духовной жизни. Там, где нет Христа, нет благодати, нет духовной жизни, там пустота. Этих пустот не должно быть, духовная жизнь должна быть целостной.

Во всем остальном духовную пищу каждый должен выбирать для себя согласно своему уровню развития, уровню культуры, уровню образования. Сейчас много современных авторов пишут какие-то очерки духовной жизни, апологетические произведения, просто рассуждают на тему духовной жизни, и это бывают очень простые рассуждения. Современные проповедники: отец Андрей Ткачев, отец Артемий Владимиров... Можно много перечислять. Просто надо зайти в церковную лавку и сказать: «Посоветуйте мне, пожалуйста, две-три книги современных авторов на тему духовной жизни». Может быть, что-то простое. Например, как эти авторы. Или что-то посложнее: отец Петр (Мещеринов). Мне очень нравится, как он пишет об особенностях церковной жизни, ее проблематике.

Если еще сложнее, то можно к первоисточникам обратиться, читать святых отцов, но только тогда, когда у человека и Евангелие, что называется, в жизни есть, и Катехизис прочитан, и какой-то есть опыт духовной жизни. Тогда приходит понимание того, что к первоисточникам тоже можешь обратиться. Так что в этом нужна особая последовательность, чтобы все было по возможностям человека, и, конечно, никто не отменял такого хорошего принципа: читай немножко на вырост. То, что тебе, может быть, и легко читать, но в то же время и немножко сложновато. Именно такие книги бери. Тогда будет следующий этап в церковной жизни и духовном познании. Вот то, что называется на вырост, это усвоится и станет уже частью жизни. Наверное, этому правилу тоже надо следовать.

Часто приходится слышать, что еда в пост – не главное, а главное – не есть людей. Но не сведется ли это к тому, что мы в гастрономическом плане вообще можем уйти от поста? Раз это не главное, то для кого-то и необязательное...

– Вы обозначили проблему, которая действительно есть в церковной жизни. Это изменение отношения к посту. Но, собственно говоря, жизнь течет, развивается. И изменение отношения к посту прослеживается исторически. Чем был вначале пост в жизни христиан? Это был пост, может быть, полдня, или день, или два, или три полного неядения. В ряде случаев человек не ест и не пьет. Вот такой пост он может выдерживать короткое время. Затем, в первые века христианства, христиане стали поститься перед Пасхой. Вначале несколько дней, потом все больше и больше. Настала эпоха Вселенских Соборов, после нее мы имеем церковное правило, которое предписывает даже отлучать человека от Церкви, если он по принципиальным соображениям не хочет соблюдать Великий пост. Мы имеем даже такую строгость, такое правило. Но опять же это правило было направлено против случаев, когда люди исходя из внутренних побуждений говорили: «Ну что там Великий пост, пост перед Пасхой? Это не так важно. Тут можно руководствоваться своим благоусмотрением или вообще не поститься». А Церковь сказала: «Нет, друзья, это важно! Такое отношение мы впредь будем строго порицать, считать недопустимым». Правило появилось не на ровном месте. Понятно, что Церковь боролась за то, чтобы было именно серьезное отношение к посту перед Пасхой.

Но опять же переместимся еще на пятьсот лет вперед. Те уставы, которые мы сейчас имеем, основаны на записях, сделанных примерно тысячу лет назад, в конце I–II тысячелетия. Эти уставы произрастают из монастырей. А что тогда была жизнь монаха в монастыре? У монаха нет своего хозяйства, нет жены, семьи, детей. Строгий и однообразный образ жизни. Единственное, чем монах мог себя порадовать, это вкусной едой, но и ограничить себя тоже мог, когда идет пост, именно в том, чтобы намеренно отказаться от вкусной, хорошей еды. Сравним жизнь простого крестьянина вне монастыря. Понятно, там семья, особенности семейной жизни. В село один-два раза в год могла приезжать какая-нибудь ярмарка... А в остальное время – музыка, которую тебе споют в церкви или ты сам споешь и т.д. Получается, что вопросы питания были практически единственными, в которых, что называется, можно было как-то свою жизнь разнообразить или, наоборот, урезать.

Нас сейчас, по сравнению с тем, что было тысячу лет назад, окружает огромное море самых разных возможностей. Интернет занимает все большую нишу в жизни людей, играет все большую роль, приобретает все большее значение. Уже не надо идти в книжный магазин за книжкой. По клавиатуре постучал – и у тебя уже есть книжка или музыка, какая тебе нужна. Или фильм... Вот какая сейчас жизнь. Люди получают очень большое количество информации с меньшими усилиями, она более доступна. Развлекательной информации на самый разный вкус становится все больше и больше.

Таким образом, получается, что человеку, чтобы правильно отнестись к Великому посту, надо для себя обязательно обозначить правила информационной безопасности: от чего он откажется. Как поется в 33-м псалме: Уклонися от зла и сотвори благо. Вначале надо от зла уклониться, а потом уже и ко благу приклониться. До тех пор, пока зло не вытеснишь из своей жизни, нечем будет устремиться к добру. Вся развлекательная индустрия работает на полную катушку. Вначале нужно сосредоточиться и поставить себе цели, сказать: «В чем я ограничу себя, сколько чепухи уберу из своей жизни, чтобы поставить что-то серьезное на это место? Ведь я человек, а человек – существо ограниченное. У меня ограниченное количество времени и сил». В этом смысле христианин обязательно поставит себе цели. Да, будет более сложно смотреть меньше фильмов, социальные сети, меньше слушать музыку… Вполне возможно, что христианину дастся гораздо труднее избавление от чепухи, чем воздержание от мясного, молочного, от большого количества пищи и т.д. Но церковные традиции есть церковные традиции. Кому позволяет здоровье, этим традициям нужно обязательно следовать. Но брать на себя именно такой подвиг поста, чтобы не лишиться последних сил, вытеснить всю чепуху, чтобы была возможность делать добрые дела и с помощью Божией с положительными изменениями в себе встретить Христа, праздник Святой Пасхи.

Записали:
Нина Кирсанова
и Ольга Седенкова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс