Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №10 (1195) → Иерей Кирилл Тарасенко: Бояться нужно только Бога

Иерей Кирилл Тарасенко: Бояться нужно только Бога

№10 (1195) / 7 марта ‘23

Беседы с батюшкой

Тема разговора – преодоление страха. Страх. Что это такое?

– Страх нам всем знаком с детства. Мы постоянно чего-то боимся. Но интересно, что сам по себе страх – это еще в раю дарованное благословение Божие. То есть в раю у Адама и Евы был страх. Какой это был страх? Адам и Ева не боялись, что у них не будет денег, зарплаты, отопления. Чего они боялись? Они боялись двух вещей.

Первое: они боялись потерять свою душу и тело. У всех нас сохранился страх за свою жизнь. Любой, побывав в ситуации на грани жизни и смерти, страх ощущал. Это очень сильное чувство нас сохраняет от смерти (от смерти нашего тела). В раю был еще страх (мы его утратили) потерять свою душу. Например, брать руками работающий электронный инструмент (допустим, болгарку) нам страшно – мы боимся повредить руки, но почему-то абортов мы не страшимся, мы это делаем, хотя духовный урон от этого катастрофически ужасен. В раю Адам и Ева берегли и душу, и тело.

Второй их страх – страх отпасть от Бога, отойти от Него, впасть в Его немилость. Благодаря такому страху возможна райская жизнь: когда мы заботимся о теле, о душе и о том, чтобы быть с Богом.

Часто девушки, когда мы разбираем чин Венчания, слышат слова: «Жена да убоится своего мужа». И в недоумении спрашивают: мол, чего мы его должны бояться? А надо бояться именно в таком контексте: бояться обидеть его, отойти от него, потерять с ним связь. И у мужа, конечно, тоже есть обязанности: он должен любить жену, как Христос возлюбил Церковь, то есть должен быть готов за нее умереть.

Каким может быть страх?

– Страх может быть праведным, какой был в раю, и греховным. В принципе, практически любой страх, особенно основанный на наших грехах (сребролюбии, гордыне, гневе, тщеславии), греховный. Например, человек боится громко и четко сказать, что так делать нельзя, что это грех, потому что боится потерять авторитет в своей компании. Или девушка боится потерять отношения со своим парнем и делает аборт. То есть боится, что ребенок может стать препятствием в отношениях. Или человек боится, что будет мало зарабатывать и не сможет слетать в Сочи, например, поэтому подсиживает своего коллегу... Вот такой страх греховный, он ненормальный.

Мы видим, что Ева уже в раю начинает испытывать греховный страх, когда змей ей предлагает съесть плод от древа познания добра и зла, чтобы быть как боги, знать добро и зло. Чего боится Ева? Она боится потерять возможность. Зрители постарше знают, в 90-е годы был такой прием: идешь по рынку, видишь какую-то палатку, где куча народу, ажиотаж, подходишь, попадаешь в это скопление народа и выходишь с какой-то ненужной купленной вещью (например, картофелечисткой). И потом думаешь: «А что вообще произошло? И зачем мне это нужно?..».

Вот у Евы был примерно такой страх. Ей сатана нарисовал перспективы, Ева поняла, что может что-то потерять, и ради того, чтобы это не потерять, согрешила. И Адам с ней согласился. У Адама страх перед Евой был больше, чем страх перед Богом. И у Евы страх перед какой-то своей нереализованностью был больше, чем страх перед Богом. И все это привело к тому, что сейчас мы мучаемся много тысяч лет на земле.

Всякий ли страх плох? Есть ли страх праведный?

– Праведный страх – это райский страх, то есть когда мы стоим на страже своей души и своего тела, оберегаем свою душу от всевозможных притеснений дьявола и боимся согрешить. Например, когда что-то угрожает нашей жизни, мы готовы сделать что угодно – прыгнуть через трехметровый забор, растолкать всех, совершить какие-то невероятные действия, чтобы спасти свою жизнь. И когда есть перспектива греховного падения, мы, по идее, так же должны бояться.

С кем-то из великих святых была такая история. Пришла к нему в келью девушка (это был сатана под видом девушки): мол, холодно, дождь, мне нужно согреться, я сирота. Старец ее пригрел, а она начала его соблазнять. Он, как мужчина, стал чувствовать какое-то разжжение плоти и понимал, что сейчас может совершиться грех. Боясь этого, он отрубил себе палец. Нам кажется, что это дикая вещь, но тем самым он уже думал не о девушке, а о том, как ему больно. То есть из-за страха согрешить он идет на такие радикальные и нам непонятные меры. Но с духовной точки зрения он победил, потому что сохранил свою душу.

Когда какие-то святые отцы испытывали блудные дьявольские нападения, они, из-за страха отойти от Бога, делали такие резкие вещи. Например, ходили босиком по снегу или держали руку над свечой. Такое членовредительство выглядит дико, но крайняя ситуация требует крайних мер. Когда идет такая ожесточенная борьба с дьяволом, любое средство хорошо. Но тут тоже можно заиграться. Например, Ориген, решив бороться с грехом, оскопил себя. И Церковь это сильно осуждает. До такого уровня доходить уже неразумно.

Где проходит граница между греховным страхом и непредосудительным?

– Рубиконом, по которому можно это определить, служит Евангелие. Все, что в контексте Евангелия, – это хорошо, это Божий страх. Если мы начинаем отступать, боимся чего-то, с чем не согласуется Евангелие, то мы грешим. Приведу понятный всем пример. Мы сейчас очень много думаем о материальном: машина, квартира, дом, отдых, вещи. В интернете много всевозможных коучей, которые разбогатели, пользуясь именно такой мотивацией: мол, в 90-е годы нечего было есть, у меня была только одна курточка, она мне не нравилась, и я решил, что буду работать так, чтобы было две курточки. То есть такая мотивация, чтобы добиться своего. Из-за страха жить бедно и несчастно человек идет на развитие материального базиса. Но очень часто это сопряжено с грехом, к сожалению. Можно разбогатеть и праведно, но часто богатство подразумевает какие-то не очень духовные и согласные с Евангелием действия. Если мы боимся потерять деньги, а Бога потерять не боимся, то это грех.

Например, аборты зачастую делаются с такой формулировкой: мы не потянем, это дорого, сложно, мы не готовы. Получается, чтобы у нас было побольше денег, мы убиваем ребенка. То есть мы киллеры и язычники. Без преувеличения говорю это, так оно и есть. Люди ради денег, ради страха материальной нищеты убивают собственного ребенка!

В Евангелии от Матфея Господь говорит: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться (Мф. 6, 25). Господь знает вашу нужду и все вам даст. Этот нарратив очень часто звучит в Евангелии. Ищите прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам... Ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко (Мф. 11, 30).

Если исполняются заповеди Божии, хоть они сложные и тяжелые, это приведет к истинному счастью, легкости и даже к материальному достатку. Господь говорит, что даже царь Соломон во всей славе своей не одевался так, как полевые лилии, которые завтра кинут в огонь. Царь Соломон – образ богатства, потому что при царе Соломоне золото было по цене серебра, серебро – по цене меди, медь – по цене железа. У каждого было свое дерево, под которым он мог отдыхать. То есть было очень много денег. При царе Соломоне строится первый храм. Но даже царь Соломон не мог себе позволить одеваться так, как обычная полевая лилия, не мог достигнуть ее красоты.

В принципе, любая одежда – просто попытка имитировать Божественную красоту. Господь против имитации, Он – за первоисточник. Первоисточник – Господь, и самое большое наслаждение возможно только в Боге, об этом говорят все святые. Истинное наслаждение и истинное счастье – только в Боге. Ты не будешь счастлив, если у тебя будет много денег.

Хороший пример. Девушка живет в провинциальном городке и мечтает о красивой жизни. Она достигает этого: у нее появляется муж (обычно на много лет старше ее), яхта, отдых на Мальдивах, все прекрасно. Но если посмотреть, как она к этому пришла, то эта история с Евангелием точно не сложится. Понятно, что есть уникальные случаи, чистые, но в основном все по-другому. И почему-то эта девушка, добившись того, чего хотела, о чем мечтала, убегает потом с каким-то нищим фитнес-тренером.

Счастье не достигается деньгами. И об этом говорит любой богатый человек. Почитайте любое интервью, любую книгу: все богатые говорят, что деньги счастья не приносят. Все к этому стремятся, но все об этом говорят.

При этом те, кто с Богом, достигают счастья. Но мы их почему-то не слушаем. Вот какая работа дьявола сделана в нашем мире! Сначала у нас был страх потерять тело, страх потерять душу, страх потерять Бога. Страх потерять Бога отпал еще в раю. Страх потерять душу мы тоже потеряли. Остался только страх потерять тело, но он так извращен, что мы из-за страха потерять тело часто можем вредить своей душе. Нам нужно приложить очень большие усилия, чтобы вернуть себе память о нормальном страхе. Как сказал телезритель, страх – абсолютно нормальное и правильное чувство, без него жить невозможно.

Без страха Божия жить невозможно в принципе. Без него жизнь становится очень короткой, ужасной, неприятной, страдательной. Мы против этого, мы за счастье.

А как бороться со страхом?

– Если мы еще глубже погрузимся в тему страха, то увидим, что святые отцы, в частности, Иоанн Златоуст, говорят, что страх имеют люди тщеславные и гордые. То есть одна из основ страха – гордость и тщеславие. Из-за боязни потерять свое лицо в обществе мы малодушничаем, не стоим на своем. И как с этим бороться? Так же, как и со страхом.

Страх – бесовское наваждение, бесовская атака на человека. Значит, нужно в первую очередь бороться с бесом именем Господа Бога нашего Иисуса Христа. Иисусова молитва – Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго – содержит в себе имя Иисуса, а так как имя Иисуса самое страшное оружие против дьявола, эта молитва помогает в борьбе со страхом.

Мы понимаем, что страх напрямую связан с гордостью и тщеславием. Значит, нам нужно бороться с этими чувствами кротостью и смирением, нужно стараться всегда быть смиренными и кроткими. И здесь мы опять встречаемся с малодушием, потому что в нашем обществе все считают: если ты тихий, спокойный, послушный, всем уступаешь, никогда не кричишь, значит, ты трус, какой-то глупенький, слабенький, неудачник. И чего с таким общаться?

А другой может и в морду дать, и нахамить преподавателю, и сколько девочек уже от него забеременели… И вообще, это видный, хороший парень, а тот – непонятно что. То есть малодушие, гордость мешают иметь настоящий страх Божий, поэтому мы боремся с гордостью. Мы становимся смиренными и кроткими, начинаем бояться Бога и не реагировать на всех остальных, и в этом настоящая сила, настоящая мощь, она приводит к самым лучшим результатам.

А что еще говорит о страхе Священное Писание? И где мы можем об этом прочитать?

– Я всех отсылаю к 6-й главе Евангелия от Матфея. Там Господь описывает, что такое страх. А вообще, нам нечего бояться, нужно только помнить, что является основным источником нашего беспокойства.

Помогает ли в борьбе со страхом аскетика?

– Аскетика – часть духовной жизни Церкви. На вопрос, как побороть страх, аскетика отвечает: делай то, то и то, то есть существует некий алгоритм действий, помогающий побороть страх. В частности, мы уже говорили, что это борьба с гордыней, тщеславием с помощью Иисусовой молитвы, которая напрямую относится к аскетике. То есть нужно как можно чаще совершать Иисусову молитву, отгонять сатану от себя как можно дальше, бороться со своей гордостью и тщеславием путем смирения и кротости.

Когда мы унываем, боимся, когда нам страшно и мы не уверены в будущем дне, нужно открывать 6-ю главу Евангелия от Матфея и читать ее. Там Господь, обращаясь к каждому человеку, говорит, что нужно успокоиться, перестать куда-то бежать, все контролировать, за все отвечать, что нужно делать так, как написано в Евангелии, бояться отпасть от Господа, жить с Ним, и все будет хорошо.

Мы вспоминали притчу о блудном сыне. Блудный сын сказал своему отцу: «Папа, ты мне не нужен, мне нужны твои деньги. Отдай мне мою часть наследства, и я уйду». Отец отдал ему часть наследства, сын ушел и прогулял все деньги, полностью обнищал, и ему осталось только пасти свиней и есть с ними из одного корыта.

В этой притче использован образ свиней, здесь свиньи – это грешные люди. Свинья имеет такое устроение, что она не поднимает свою голову к небу. Мы знаем, что свинья видит небо только перед смертью, когда падает на бок.

То есть когда блудный сын копошится среди свиней и ест еду, которую кинули свиньям, это образ счастливой жизни – бороться со свиньями за место у корыта. По мнению свиней, ты стал преуспевающим, когда стал большой свиньей, отогнав всех от корыта. Но по факту ты остался в том же вольере, ходишь по тем же фекалиям, ешь те же отбросы, просто в большем количестве.

И вот сын понял: что-то в его жизни не так. Он вспомнил, что даже самый последний наемник в хозяйстве у его отца питается лучше, чем он, у него есть свой хлеб, есть некий достаток. Это я говорю к тому, что даже самый последний, самый плохой православный христианин лучше, чем самый богатый хряк, который только и делает, что занимается пожиранием себе подобных.

Сын возвращается к отцу, идет из страны далече. И здесь очень оптимистичный для нас момент: когда он еще был далеко, отец увидел его и побежал ему навстречу. Он встретил его, поцеловал, одел, дал ему перстень (а перстень означает право владения собственностью). Он как бы возвратил ему наследство, дал ему одежду, обувь и закатил пир.

То есть нам нужно только сделать маленькие шажки, чтобы Господь увидел нас. Конечно, сделать их тяжело, но нужно сделать их совсем немного, чтобы Господь взял нас к Себе. Этот молодой человек уходил от отца из-за страха прожить свою жизнь впустую, не наслаждаясь ею, и превратился в свинью. Потом уже из-за страха остаться в этом состоянии он испугался за свою душу и решил: «Нужно возвращаться к отцу».

И так же страх в Боге, страх потерять душу может вернуть нас обратно к Богу, то есть в Царство Небесное. И вот сын возвращается, и его полностью восстанавливают во всех его правах, в честь его пируют, радуются, и он, облагороженный, снова в семье отца. Вот как можно рассматривать эту притчу в контексте страха.

А что делать, если победить страх не удается?

– Здесь нужно бороться. Что нужно делать, если ты не умеешь вышивать крестиком? Ты стараешься научиться. И нам нужно учиться бороться с нашим страхом. Нужно заставлять себя верить Богу, а это очень тяжело. Все вокруг говорит нам, что мы должны надеяться на себя, знакомых, на связи, деньги, на твердую валюту, камни, но это просто безумие и бред.

Писание, святые отцы говорят нам, что вообще страх – это просто бред. Ты человек, образ и подобие Бога, венец творения, ты выше ангелов, и для каждого крещеного уже есть место в Царстве Небесном. То есть для тебя все уже готово, ты только приди и забери, а ты занимаешься непонятно чем. Вместо того чтобы идти в храм, ты идешь с кем-то пить, вступаешь в какую-то связь, врешь, обманываешь.

Что же ты творишь? Это все равно что тебе говорят: «У Вас есть вилла в Испании (некий образец счастья), Вам нужно только прийти и забрать от нее ключи». Но ты говоришь: «Нет, у меня куча дел, меня позвала знакомая, я пойду к ней». Ты что творишь? У тебя вилла в Испании, о которой ты так мечтал. Но люди почему-то этого не понимают. В глазах Бога, ангелов, святых выбор в сторону греха непонятен, безумен, нелогичен.

Как обрести страх Божий и чем он нам полезен?

– А чем полезна техника безопасности на кирпичном заводе?.. Страх Божий – техника безопасности в жизни в этом мире. Именно этим важен и необходим для нас страх. Без него жить невозможно.

Если ты будешь бесстрашным на войне, тебя очень быстро убьют. Если будешь бесстрашным в общении с людьми, не будешь успешным в этом мире. Ты просто будешь постоянно высказывать свое мнение, говорить то, что думаешь. И если будешь спорить со всеми, ругаться, у тебя не будет ни друзей, ни близких. Ты будешь в полном одиночестве.

Отсутствие страха Божия и отсутствие страха потерять душу отдаляют нас от Бога. А отдаляться от Бога – это отдаляться от источника жизни, и мы просто умрем, вот чем это страшно. Причем умирать мы будем долго и в муках, потому что Господь будет стараться нас спасти: Он будет бросать нам живительные соломинки, а мы от них будем отмахиваться, отнекиваться и уходить от Него все дальше и дальше. Но Господь настолько уважает нашу свободу воли, что Он не держит нас силой.

Когда сын из притчи о блудном сыне захотел уйти, отец его не держал. Он сказал: «Хочешь – иди, это твоя воля. Я уважаю тебя как личность». Но потом он с радостью его принял. Иметь страх Божий очень важно. Это тот страх, который качественно меняет нашу жизнь, он восстанавливает нашу связь с Богом и тем самым возвращает нам вкус жизни, саму жизнь, счастье.

Батюшка, дайте наставление нашим дорогим телезрителям на время грядущего поста.

– Пост – хорошее время, чтобы вернуть нас в райскую жизнь. Вообще, что такое пост? Пост – некое подобие райской жизни. Мы не едим мяса, и в раю не ели мяса, мы меньше занимаемся всякими ненужными делами, больше молимся Богу, и Адам с Евой в раю все время общались с Богом, и можно вспомнить, что такое страх Божий.

Сейчас мы еще только готовимся к страху Божию?

– Да, мы только готовимся к страху Божию. То есть нам нужно заняться своей жизнью, начать бояться Бога и перестать бояться всякой горделивой ерунды вокруг нас.

Записали:
Нина Кирсанова
и Людмила Белицкая

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс