Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Тема нашей передачи – самооправдание – очень актуальна, особенно во время поста. В чем причина этого душевного недуга? Как он появляется и развивается?
– Этот душевный и духовный недуг имеет очень давнюю историю. В третьей главе Книги Бытия наши праотцы Адам и Ева нарушили волю Небесного Отца, будучи искушаемы змием. И на любящий глас Господа: «Адам, где ты?», Адам ответил: «Голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг» и скрылся. Господь спрашивает: кто сказал тебе, что ты наг? Он призывает наших праотцев к покаянию. Многие святые отцы Церкви говорят, что если бы они покаялись в тот момент и осознали свою вину, свой грех, то Господь простил бы их, и вся история человеческого рода пошла бы по-другому. Но на вопрос Бога: «Не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?» Адам, вместо того чтобы сказать: «Господи, прости меня, я согрешил», стал оправдываться: «Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел». На такой же вопрос, обращенный к нашей праматери Еве, она ответила: «Змей обольстил меня, и я ела».
Самооправдание своим корнем имеет гордость. Это один из самых древних духовных недугов. Им болеют практически все люди. Святая Церковь, готовя нас к Великому посту, на богослужении этих трех недель (воскресений), предваряющих его, вновь и вновь обращает наше внимание в том числе и на этот пагубный недуг.
Притча о мытаре и фарисее – что мы в ней видим? Два человека пришли в храм помолиться. Фарисей становится пред Богом, возносит молитву. Но перед очами фарисея стена, которая отделяет его от Бога, – стена чужих грехов. Он начинает молитву с самооправдания: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди». Он перечисляет, какие прочие люди, с его точки зрения. Мытарь же склонил голову, бьет себя в грудь и говорит: «Боже! Будь милостив ко мне, грешнику!» Два примера, два персонажа, показывающие, как можно оправдаться перед Богом покаянием, осознанием своих грехов и как самооправданием можно лишиться благодати. Эта притча заканчивается так: сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот.
Следующее воскресенье – Неделя о блудном сыне. Опять два образа. Один ушел в страну далече, расточил все имение отца, дошел до такого состояния, что питался буквально из корыта свиней. Он настолько опустился, что расточил все духовное богатство, но пришел в себя и сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против Неба и пред тобою. У него был внутренний нарратив – покаяться, а не оправдывать себя. Если бы эту притчу произносил религиозный философ, мыслитель, она тут и была бы закончена. Блудный сын возвращается, а отец бежит к нему навстречу, обнимает, повелевает заколоть упитанного тельца, чтобы сделать пиршество. По сюжету она закончена. Но на сцену выступает старший брат. И что мы узнаем о нем из этой притчи? Этот человек оправдывает себя и укоряет своего отца. Я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего; но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка.
Следующая Неделя о Страшном Суде. Это будто кульминация, момент истины. Что произойдет во время Страшного Суда Божия? В этой притче Господь четко и ясно говорит, что, когда Он придет судить мир, отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов, и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую. Об этом мы хорошо знаем, потому что люди, живущие христианской жизнью, регулярно читают 25-ю главу Евангелия от Матфея. Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.
Обратите внимание, праведники знали, что Господь скажет и что они Ему ответят, ведь столько поколений христиан читали этот текст. Но в то же время с глубоким смирением они действительно скажут: «Господи, когда мы видели тебя во всех вышеперечисленных ситуациях и Тебе помогли?» То есть человек, стяжавший благодать Божию, никогда ни в чем себя не оправдывает, не видит своих достоинств и добродетелей. Потому что праведник понимает, что ничего еще не сделал, сравнивая свои добродетели и добрые дела с любовью Небесного Отца и Сына Божия, Который снизошел до Креста ради спасения человеческого рода. Праведники спросят: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?»
И в этой притче во всем трагизме показано, что даже в этот последний момент истины грешники вместо того, чтобы сказать: «Господи, прости нас, мы действительно не сделали Тебе ничего доброго», ответят: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?»
Самооправдание?
– Да. Обратите внимание, это будет уже последний суд, где Господь по Своему величайшему милосердию и благородству предоставит каждому человеку сказать свое последнее слово. В течение земной жизни Страшный Суд еще впереди, но сколько раз можно встретить людей, которые совершенно искренне, не наигранно, а по глубокому убеждению говорят: «Если бы Христос мне явился, то я бы для Него сделал все: и одежду купил новую, и накормил, и утешил, и в больнице обязательно навестил. А ко мне обращаются то бомжи, то алкоголики, то наркоманы. Люди занимают деньги и не отдают. Я разве обязан всем помогать? Христос ко мне не обращался никогда». Человек рассуждает, что к нему обращались люди, мягко говоря, недостойные. И с чего он должен всем помогать? Позиция самооправдания в течение земной жизни в итоге приведет к трагической картине на Страшном Суде Божием.
Самооправдание – тяжелый духовный недуг. Не случайно почти все святые отцы Церкви говорят, что самооправдание не имеет ничего общего с духовной жизнью. Для того, кто старается правильно вести духовную жизнь, самооправдание нечто совершенно недопустимое. В частности, преподобный Паисий Святогорец говорит: «Необходимо понять, что, оправдывая себя, я нахожусь в состоянии ложном. Я прерываю связь с Богом и лишаю себя Божественной благодати. Ведь Божественная благодать не приходит к человеку, который находится в ложном состоянии. С того момента, как человек оправдывает то, чему нет оправдания, он отделяет, изолирует себя от Бога. Пространство между человеком и Богом заполняет изоляционный материал... Разве через каучук может пройти электрический ток? Нет, не может, он для тока непроницаем. Так и для Божественной благодати нет более сильного изолирующего материала, чем самооправдание. Оправдывая себя, ты словно строишь стену, отделяющую тебя от Бога, и таким образом прерываешь с Ним всякую связь». Вот чем опасен этот духовный недуг. И в то же время нет недуга настолько более естественного и распространенного для нас. Что бы ни произошло, мы готовы, не жалея слов и фраз, оправдать себя.
Какое качество противоположно самооправданию? Что нужно развивать, чтобы изжить его в себе?
– На самом деле задача всей духовной жизни – борьба по искоренению из своего сердца страстей ветхого человека, одна из них – самооправдание, которое коренится в гордости, эгоизме. А гордыня – это корень всех грехов и страстей. Вся духовная борьба направлена на гордость и производные от нее. Главных страстей восемь: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие и гордость.
Вопрос от телезрительницы Надежды: «Я нередко слышу мнение, что причащаться можно на любой Литургии, а вычитывать Правило перед Причащением – это шаблон, который придумали люди. Лучше поговорить с Богом всего одну минуту, но от всего сердца. Что Вы думаете по поводу такого мнения?»
– В Священном Писании Господь неоднократно говорит о тайнах Царствия Божия и приводит аналогии в притчах из видимого мира, понятные людям, окружающим Его. Спаситель говорил: Царство Небесное подобно зерну горчичному, или семени, которое сеет сеятель (одно упало при дороге, одно в терние и так далее), или подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников.
Сейчас довольно популярна ситуация, когда люди говорят: «Если идет Литургия, иди спокойно причащайся, не надо себя напрягать». А чтение молитвенного правила, трех канонов и последования – это некий шаблон, придуманный людьми. Представьте себе, что молодой человек и девушка познакомились и полюбили друг друга. Молодой человек предлагает ей сходить в кафе, хочет подарить цветы, оказывать знаки внимания. А девушка вдруг скажет: «Дорогой, мы же люди XXI века, дарить цветы, приглашать куда-то, оказывать знаки внимания, без конца разговаривать – это все шаблоны, придуманные людьми. Разве не так? Но мы-то с тобой люди современные, давай откажемся от этих шаблонов и будем общаться одну минуту в сутки, но от всего сердца. А в остальное время занимайся своими делами, а я своими. Каждому надо жить естественной жизнью, а не шаблонами». Представьте себе, девушка такое ответит парню. Если бы вам любимая так ответила, что бы вы подумали?
Под вопросом, любимая ли...
– И любит ли она вас? Не так ли? Естественно, любому, кто пережил хоть раз период влюбленности, хочется с любимым общаться почаще. Общение не утомляет. Так ведь? И когда происходит разлука, даже короткая по времени, она кажется долгой, хочется вновь встретиться и побольше узнать о любимом. Представьте себе такую ситуацию, она почти анекдотична, что девушка или молодой человек скажут: «Давай общаться одну минуту в сутки, но от всего сердца, и достаточно». Есть ли будущее у таких отношений?
В этом случае общение и не начиналось даже.
– И уж тем более нет надежды, что они перерастут в нечто более серьезное, что такие молодые люди создадут семью. В Священном Писании, в частности, святой апостол Иоанн Богослов в 4-й главе Первого послания говорит: будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас. А в Евангелии от Иоанна он пишет: ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Бог так возлюбил нас, что отдал Сына Своего Единородного. А Сын пришел на землю и, установив таинство Евхаристии, сказал: «приимите, ядите: сие есть Тело Мое; и: пейте… все, ибо сие есть Кровь Моя. Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь имать живот вечный».
Мы должны подготовиться к принятию Христа. Сейчас приходится слышать, что и молитвенные правила, посты – это шаблоны. Прочитайте внимательно содержание канона и молитв ко Причащению. Там молитва святителя Василия Великого, Иоанна Златоуста, Симеона Метафраста. Это составлено неофитами по шаблону? Или же людьми, искренне любившими Христа, которые пытались свои чувства, свою любовь к Богу выразить в таких словах?
Я слышал, есть такое мнение, что Исповедь перед Причастием считается как бы н необязательной, что нужно ее даже отменить. И ссылаются такие люди на то, что в некоторых Поместных Православных Церквах эта практика необязательна. Потому нужно якобы отказаться от этого шаблона. Что такая Исповедь превращается в формальность.
– Тут можно предложить опять-таки аналогию из нашей земной жизни. Представьте себе, Дионисий, что лично вам по наследству досталась драгоценность. Условно говоря, перстень с драгоценным камнем. И вдруг кто-то к вам подойдет и с любовью, с улыбкой скажет: «Дионисий, ну зачем тебе это кольцо? Вот сосед живет в том подъезде. У него было точно такое же кольцо. Продал, купил себе машину». То есть кто-то предложит: откажись от этой материальной ценности. Ссылаясь на то, что кто-то от этой ценности давно отказался и живет неплохо. Согласитесь ли вы?
Нет, конечно.
– Вы же, наверное, не скажете тому человеку: «Слушай, какой ты умный! Как я сам не догадался! Пойду сдам кольцо куда-нибудь. Можно же без него жить». Наверное, ни один благоразумный человек, если ему досталось по наследству от своих благочестивых предков что-то ценное, не будет так расточителен, неблагоразумен.
Так вот, таинство Покаяния дороже всех сокровищ на земле. Это великое таинство. Дар Божий человечеству – таинство Покаяния. И, собственно говоря, таинство Покаяния должно предварять таинство Крещения. Когда взрослый, сознательный человек приступает к таинству Крещения, он должен сначала исповедать свои грехи. Потом разрешительная молитва над ним не читается, а в сам момент Крещения Господь прощает ему все грехи. Перед таинством Брака необходима Исповедь. Перед таинством Рукоположения есть так называемая ставленническая Исповедь. Перед таинством Соборования (это, как вы хорошо знаете, одно из семи таинств в Церкви, в котором прощаются забытые грехи, сделанные по неведению) человек получает полное исцеление души и тела.
И неужели перед таинством Причащения, когда мы соединяемся со Христом, таинство Покаяния взять и отменить?.. В чем здесь трагедия? Без таинства Покаяния говорить о полноценной духовной жизни невозможно. С покаяния духовная жизнь и начинается. Святой Иоанн Предтеча начал свою проповедь так: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Спаситель наш, Господь Иисус Христос, сказал: покайтесь и веруйте во Евангелие. Покаяние – центр и основа духовной жизни. Что касается других Поместных Православных Церквей, где эта традиция утеряна (я подчеркиваю: она утеряна), она была в древности. В частности, мы читаем произведения преподобного Симеона Нового Богослова (IX век), святителя Григория Паламы (XIV век). У последнего даже есть проповедь «О Причащении Святых Христовых Таин», где он совершенно недвусмысленно говорит: «Прежде чем приступать к Святым Животворящим Таинам, очисти свою совесть пред имеющим власть вязать и решить грехи (перед своим духовником) и только тогда приступай. Если же ты без покаяния приступаешь, то в суд себе можешь причаститься». Это греческий великий святой отец Вселенского Православия. То есть эта традиция была и в греческих церквях. Почему она утеряна? Это очень долгая тема, она выходит за рамки нашего сегодняшнего вечера.
Корень самооправдания.
– В тех Поместных Церквах, где это утеряно, люди годами даже не исповедуются. Слава Богу, что у нас с вами эта традиция есть.
То, что тебе досталось по наследству, выбросить только на примере того, что кто-то отказался, – крайне неблагоразумно. А таинство Покаяния – самый великий дар человечеству. Отказаться от него, сославшись на то, что ранее кто-то отказался, крайне опрометчиво. Избави нас Бог от такого.
Отец Димитрий, скажите какие-то слова напутствия нашим телезрителям и благословите их.
– Дорогие друзья, зачитаю вам из наставлений преподобного Паисия Святогорца, в контексте нашей темы о самооправдании. Как можно давать совет человеку, который привык оправдываться? И вообще, можно ли давать совет, кому давать и каким образом?
«Когда хочешь помочь человеку, который привык оправдываться, будь очень внимательным. Потому что, если он оправдывается, это значит, что у него много эгоизма, и поэтому иногда происходит следующее: ты говоришь ему, что он поступил неправильно, а он, оберегая свою „безупречность“ и доказывая, что не прав именно ты, начинает прибавлять вранье ко вранью и самооправдание к самооправданию. В этом случае уже ты, указавший ему на его неправоту, становишься причиной того, что этот человек оказывается еще большим эгоистом и лжецом, чем был раньше. Увидев, что он продолжает оправдываться, прекращай что-либо ему втолковывать, но молись, чтобы Бог его просветил».
Видите, какая нужна везде мудрость и рассудительность. Рекомендую всем книгу «Путь к Богу. Советы и наставления святых и подвижников благочестия». Недавно изданная книга, бесподобнейшая. Здесь собраны очень хорошие наставления.
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.