Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №2 (1187) → Протоиерей Михаил Браверман: Что нам надо от Бога?

Протоиерей Михаил Браверман: Что нам надо от Бога?

№2 (1187) / 9 января ‘23

Беседы с батюшкой

– Мне кажется, мы хотим от Бога того, чего хотим вообще от жизни. Владыка нашей жизни – Господь Иисус Христос. По Его слову, у нас и все волосы на голове сосчитаны. Соответственно, наша жизнь зависит от Творца. А хотеть надо очень простых вещей, чтобы их можно было сформулировать и получить. Конечно, каждый желает быть счастливым. Этому очень много препятствий и вовне, и в самом человеке. Но надо сформулировать, что такое счастье. Для меня счастье – это полнота жизни, которая возможна лишь только тогда, когда человек помнит о Боге, когда, несмотря на свою малость, греховность, он устремляется к Богу. Сделать это очень просто. Нет никаких сложных правил и схем. Нужно просто обращаться к Богу и просить Его обо всем, но прежде всего просить самого главного.

Господь говорит: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Человек заботится и о сегодняшнем дне, и планирует день завтрашний. Но Господь говорит, что вектор нашей жизни должен быть устремлен к тому, что важно сегодня, было важно вчера и будет важно в будущем, то есть к Богу. А все остальное приложится. Чтобы была полная жизнь, а она возможна тогда, когда есть смысл жизни, понимание того, для чего мы в этот мир пришли, для чего каждый день просыпаемся, каждый вечер засыпаем, знание того, для чего в конце концов мы этот мир покинем, необходимо просить о самом главном: вере, надежде и любви.

Да, но мы думаем, что христианская жизнь и счастье, которое мы обретаем в познании Христа, абсолютно полноценны, а здесь возникает огромное количество таких искушений, которые, на наш взгляд, никак не связаны с христианством. Потому что мы приходим в церковь и видим одно, а в жизни – другое. Каким образом это соединить? Или это не нужно соединять? Каким образом в данном случае пустить Господа в жизнь так, чтобы Он был не только в церкви в моем представлении, не только иконой в доме, но вообще в моей жизни? Вот еду я в трамвае, со мной Христос. Иду я в метро и слышу мат, со мною все равно Христос. Хотя, с другой стороны, хочется просто набить лицо человеку за то, что он так себя ведет.

– Здесь есть два аспекта. Было бы полбеды, если бы мы были такими хорошими, если бы хорошей, духовной и светлой была наша церковная жизнь, а потом бы мы попадали в греховный мир. Само собой, мир греховен. По слову апостола: мир лежит во зле. Все, что в этом мире есть, – это похоть плоти, похоть очей и гордость житейская. Но Господь такой мир и посетил, и даровал пример того, как человек должен жить посреди греховного мира. Проблема в нас. Проблема не в том, что мы со Христом, со святыми, светлые, чистые и любящие, попадаем в греховный мир, а в том, что в нас самих есть и свет, и тьма. В нас есть образ Божий и семена грехов, страстей. Поэтому борьба-то идет в человеке, а не только человека с окружающим миром.

Сказать: «Быть с Богом» – легко, а осуществить очень трудно. Но это и есть задача нашей жизни. А жизнь – школа любви к Богу. Все ли нам удается? Конечно, нет. Ученики бывают отличниками, и их мало. Ученики бывают двоечниками, троечниками, кого-то оставляют на второй год, кого-то на третий, но понемногу и двоечник изучает таблицу умножения.

Вопрос телезрителя из Белгорода: «Я понимаю так, что большинству из нас от Бога в этом материальном мире достаточно благополучия. Наверное, многие с этим согласятся. Но у меня вопрос в другом. Я обычно по себе чувствую: когда просишь чего-то одного, то получаешь с точностью до наоборот. Может, лучше вообще ничего не просить? Будет жизнь спокойнее».

– Начнем с того, что нужно человеку. Да, конечно, чтобы выжить в этом мире, нужны пища, питие, кислород, одежда. Много чего надо человеку. В психологии даже есть такое понятие, как «пирамида потребностей» Маслоу, которую создали ученики, обращаясь к наследию своего учителя Абрахама Маслоу. Внизу располагаются физические потребности: есть, пить. Дальше идет потребность безопасности, потом – потребность в уважении. Потом идет потребность в любви: любить и быть любимым. А где-то наверху находятся потребности в духовном. Таким образом, считается, что пока человек не удовлетворил базовые потребности, которые, в общем-то, и обеспечивают его жизнь, к самым высшим ступеням не перейти.

Мне кажется, в духовной жизни все наоборот. Получается перевернутая пирамида, которая держится на духовном основании. Если человек будет думать, что он разрешит все свои проблемы (и с работой все будет хорошо, и в семье все будет хорошо, и машину починит, и на даче крыша будет новая), а вот потом пойдет в Божий храм и начнет молиться, то так он никогда и не дойдет до своего духовного призвания. Потому что духовная составляющая – это данность. Человек многосложен. Он имеет физическое, материальное тело, он имеет эмоциональную сферу, душу, интеллект. Но у него есть еще и высшая духовная потребность: быть с Богом, любить Бога, обращаться к Богу.

Что касается того, что мы к Богу обращаемся, просим, но не имеем... Почему? По разным причинам. Иногда потому, что просим не на пользу. Человек же подобен неразумному подростку, который просит мопед, чтобы зимой по льду на нем ездить, во многом причиняя себе вред. Но давайте начнем с духовных вещей! Давайте попросим у Бога сил приходить в храм, сил вставать на молитву. Вы увидите, что ваши просьбы будут исполнены. А когда у вас будет опыт того, что вам Господь действительно реально помогает в духовном, то посмотрим, что будет с материальными благами.

Кроме того, все ли возможно просить у Бога? Все ли просьбы к Богу достойны нас как Его детей? Конечно, можно и нужно просить о здоровье – и ближних, и своем. Конечно, можно и нужно просить о мире всего мира, о том, о чем мы просим за богослужением. Все это необходимо. И человек именно молитвой о своих насущных потребностях освящает мир вокруг себя. Но, представляете, если бы все наши просьбы исполнялись. А где же подвиг веры? Вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. Если представить, что все, о чем бы мы ни попросили, исполнялось бы, кто тогда был бы самым верующим? Самые циничные, ушлые люди, меняющие свое мировоззрение в соответствии с меняющейся политической конъюнктурой.

Господь поставил нас в ситуацию неведения, и мы ходим верою, как сказал апостол. Мы не все можем объяснить и понять, но мы доверяем Богу, потому что знаем, Кто Он для нас: Он – любящий Отец, пославший в мир Своего возлюбленного Сына, Который взошел на Крест, чтобы пролить Свою кровь за наши грехи. И это Дух Святой, Господь Животворящий, Который все наполняет и может пребывать благодатью в человеке. Вот что мы знаем о Боге, и это знание приводит нас к благоговению перед Его святым именем и к осознанию того, о чем действительно достойно Бога просить.

Человек очень трепетно относится к Богу, говорит, что Бог в его жизни – все, но при этом возникает постоянное ощущение, что Бог нужен как исполнитель желаний. Мы привыкли к тому, что Господь все время благ и щедр. Но вдруг случается беда. Способны ли мы справиться с бедой и не обвинить Бога в том, что Он несправедлив и нас не слышит? Мы же относимся к Нему утилитарно...

– Два аспекта в вашем вопросе. Первый аспект, что человек, увы, потребительски относится к Богу. Бог, как правило, нужен только в кризисной, драматической ситуации. Второй аспект: как пережить горе, беду, несправедливость? Действительно, наличие зла в мире ужасает. И когда зло торжествует, человек может спросить: где же Божия любовь и Божие милосердие? Но Господь Бог, как мы знаем из Священного Писания, учения Церкви, пришел в этот мир не для того, чтобы его изменить. Господь придет во Второе Пришествие, и тогда Его Царству уже не будет конца, тогда истребится смерть, и Господь отрет всякую слезу. Но пока мир остается таким же, каким он был в дни Рождения Христова. Что произошло, когда Господь Родился? Царь Ирод, узнав о рождении Младенца в Вифлееме, послал туда воинов, чтобы истребить всех младенцев, полагая, что Рождение Спасителя угрожает его царству. Вот такой злой, несправедливый мир. И Господь попустил быть такой беде.

Вопрос телезрителя из Воронежа: «Как сохранять спокойствие и молитву в экстремальных ситуациях? Например, архимандрит Иоанн (Крестьянкин) сидел в тюрьмах. И другие. Когда вокруг тебя и нецензурщина, и происходит непонятно что, ты говоришь: „Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешногоˮ, но все внутри разрывается. Как сохранять спокойствие? Мы живем в благоприятных условиях: можно ходить в храм, на Литургию. Но есть люди, которые живут совсем по-другому...».

– Как сохранить душевное спокойствие в сердце посреди мира, бушующего вокруг нас, где горести, беды, несправедливость, смерть? Конечно, мы не должны отгораживаться от мира, потому что Церковь очень серьезно относится к человеческой истории. История человечества – это и история падения человека, и история поиска Бога, и история Боговоплощения, и история спасения человека во Христе, и история всех Христовых святых. И человек не должен быть равнодушным к миру, к проявлению зла. Другой вопрос – как с ним бороться. Вспомним слова преподобного Паисия Святогорца: я бы сошел с ума от несправедливости этого мира, если бы не знал, что последнее слово все равно будет за Богом.

В ситуации, которую все мы сейчас переживаем, что могут сделать христиане? Мир от Бога ушел, и Бог попускает этому миру жить по своим законам. Но если человек обращается к Богу, тогда уже не только законы греха или физические законы, законы природы действуют вокруг нас, но вокруг нас и в нас может действовать Божия сила, Божия благодать. Поэтому сейчас, как никогда, важно молиться. Чтобы молиться, необходимо открывать Богу сердце, какие бы бури вокруг ни бушевали. И тогда, несмотря на то, что снаружи шторм, внутри будет штиль и покой. Из глубины, сопереживая миру, сострадая миру, проливая слезы, мы можем приносить Богу молитву и полагаться на Его святую волю. В этом наша вера как доверие Богу, что то, что не можем сделать мы, немощные и грешные люди, может сделать Господь Бог. И надежда на Бога больше осознания нашей беспомощности в данной ситуации.

Совсем скоро величайший праздник – Рождество Христово. Но потом мы будем вспоминать о Вифлеемских младенцах, о том, как плачет Рахиль и не может утешиться. Будем вспоминать эту икону, которая, кстати, есть в вашем храме... Есть в нашей жизни преступления, которые государство давно превратило в некую норму. В данном случае я говорю об абортах, например, или о той модели поведения, которая раньше считалась в христианстве преступной (ростовщичество, например). Мы, живя в этом мире, должны жить по законам государства, существующего для всех нас как граждан. Но если мое христианское мироощущение вводит меня в конфликт с существующими законами, что делать?

– Не надо искать новых ответов на старые вопросы. Все уже было в истории. В первые века христианства Церковь существовала в языческом мире. Христиане не были врагами государства, более того, христиане служили честно в армии. Они не могли сделать только одного – принести жертву идолам, для них это было выражением служения идолам, которым поклонялся весь языческий мир. Вот именно тогда, когда христиане не приносили жертву идолам, когда отказывались называть идолов термином «Кириос» («Господь»), которым они именовали Бога, тогда христиане считались еще и государственными преступниками. Во всех остальных случаях христиане были добропорядочными гражданами.

Вопрос телезрительницы из Гомеля: «Всякая ли милостыня принимается Господом? И как Господь приучает людей к добру?»

– Господь, оценивая наши поступки, смотрит на наше сердце, с каким расположением мы совершили то или иное деяние. И из-за нашего расположения, а не по причине последствий поступков мы и получаем от Бога либо одобрение, либо осуждение. Как Господь приучает людей к добру? Все мироздание, все созданное Богом должно приводить человека к добру. А добро для нас – любить Бога всем сердцем и ближнего своего, как себя. Но человек упорствует в грехе, ибо он – слишком сложное существо.

Мы принимаем витамины, чтобы насытить организм микроэлементами. Мы насыщаем себя и свою жизнь всякими удовольствиями. А как насытить свою молитву, свои отношения с Богом? Как перезагрузить себя?..

– Вы начали вопрос с того, что сравнили духовные потребности с физическими и душевными. Действительно, тело нуждается в уходе: человек должен питаться, следить за собой, иначе он потеряет здоровье. Душа требует эмоциональных впечатлений. Точно так же и духовная жизнь: если не будет развиваться, то не будет действенна. Вроде бы есть человек: и душа, и тело, и дух. Но когда у него есть болезнь чего-то, тогда все не ладится. Если духовная жизнь не развивается, что будет с духовной составляющей? Эта составляющая будет искажена, человек будет поклоняться не Истинному Богу, а идолам нашего времени. Что и происходит вокруг нас повсеместно.

Чем насыщается духовная жизнь? Святитель Григорий Богослов когда-то сказал: насколько необходимо человеку дышать, настолько необходимо ему молиться. Другое дело, что молитва требует усилия воли, усилия всей жизни. Молитва, как правило, не превращается в привычку. С одной стороны, это хорошо, потому что обращение к Богу, Создателю не может быть привычным, обычным делом. Но нужно заботиться о своей духовной жизни.

Конечно, хорошо, когда есть в жизни стабильность, когда люди на протяжении многих лет по воскресеньям приходят в храм. Потому что в духовной жизни необходимо исполнение даже каких-то внешних вещей, но эти внешние вещи должны быть наполнены смыслом. То есть надо приходить в храм как к Царю нашей жизни, с благоговением, подготовившись.

Молиться мы учимся всю жизнь. Я всегда говорю прихожанам, друзьям, что мы не столько молимся, сколько учимся молиться. И на этом пути обучения необходимо пробовать молиться словами святых отцов, теми молитвами, что собраны в молитвословах, теми молитвами, которые мы находим у подвижников современности и прошедшего времени. И, конечно, необходимо учиться молиться своими словами. Молитва – это предстояние перед Богом. Поскольку человек – существо словесное, ему удобно выражать свое отношение к Богу именно в словесной форме. Но в первую очередь это – благоговение и хождение всю свою жизнь перед Живым Богом.

Для того чтобы обновить, перезагрузить, насытить свою духовную жизнь, сейчас есть столько возможностей! Интернет дает такую возможность. Для чего создан Интернет? Для того, чтобы играть в игры? Чтобы читать книги, или учиться, или смотреть православные телепередачи, слушать православное радио. Сколько возможностей! Еще несколько десятков лет назад читать Священное Писание в нашей стране было невозможно, а сейчас Священное Писание можно изучать, читать толкования и святых отцов, и современных авторов. Какая возможность! Кто, кроме нас, будет виноват, если мы этой возможностью в своей жизни не пользовались? Я человек технически безграмотный, но, мне кажется, Интернет для этого и был создан – чтобы жить насыщенной духовной жизнью.

Каждый раз, когда мы говорим о Боге, мы должны задавать себе вопрос: «Что мне нужно от Бога?» Чтобы не просить Его дать то или это, а просто благодарить Господа за все.

– У всех, кто приходит в Божий храм, уже есть то самое главное, за что мы Бога должны благодарить: это дар веры. Ибо вера – Божий дар.

И о вере мы ведь тоже должны просить Бога.

– Просить, чтобы Господь умножил в нас веру. Так, как делали это ближайшие ученики, апостолы Христовы.

У вас замечательный храм. Как я понимаю, в скором времени мы рядом увидим еще один храм. Я знаю ваших прихожан и знаю, сколько всего они делают для храма. Может ли делание на благо храмового здания помочь человеку обрести и перезагрузить отношения с Богом?

– Думаю, что любое доброе дело преображает. Вообще, христианская жизнь наполнена парадоксами. С одной стороны, Господь спасает нас по благодати, и никакие добрые дела, даже подвиги, если у кого такие имеются, спасти нас не могут. Нас спасает Господь по дару Своей любви. Тем не менее от нас требуется жизнь, достойная того, что дарует нам Господь, – Его любви, Его спасения. Поэтому любое доброе дело, которое делается ради Христа, ради любви к Нему, конечно, и окрыляет, и обогащает духовно.

Почему люди с такой любовью относятся к Божию храму? Почему посвящают созиданию храма силы, время, средства? Они знают, что делают это для Бога. Потому что храм – Божий дом. Владыка Антоний Сурожский когда-то отметил, что Христос Спаситель во время земного служения был гоним. В той или иной степени мир гонит Бога из своей жизни. Иногда это открытые гонения, иногда нет. Но храм – то место, где мы даем убежище Богу, чтобы там Он как Царь царствующих, Царь Вселенной действительно царствовал. В этом плане храмом должен быть и человек, потому что и в нем должно быть Божие присутствие. Но Божие присутствие и в человеке, и посреди людей являет на земле именно Божий храм.

Нам хочется получить от Бога ощущение настоящего счастья – это хорошо, здорово. Остается поговорить о том, что же такое наше представление о счастье. Потому что, может быть, именно это и отделяет одного человека от другого. Один думает, что счастье – это какие-то достижимые вещи...

– Хорошие вещи – яхта, самолет. Но не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его. То, что нам дарует Господь Бог, больше наших ограниченных человеческих представлений о полноте счастья.

Попросим Господа Бога, чтобы дни, оставшиеся до Рождества Христова, мы провели как послушные христиане: в покаянии, молитве, смирении и любви.

Хорошо. Так и сделаем.

– Будем стараться.

Записали:
Таисия Зыкова
и Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс