Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №2 (1187) → Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений: Господь победит дыханием уст Своих

Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений: Господь победит дыханием уст Своих

№2 (1187) / 9 января ‘23

Архипастырь

Тема XXXI Международных Рождественских образовательных чтений: «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека». Какие вызовы, на Ваш взгляд, требуют наиболее серьезного внимания и почему?

– Недавно состоялся очень серьезный форум, интересный, значимый – Всемирный Русский Народный Собор. Его возглавил председатель ВРНС, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В своем перво-святительском слове Святейший Патриарх назвал целый ряд наиболее актуальных сегодня вызовов, показал их природу и отчасти указал на те источники, из которых можно почерпнуть если не панацею, то действенное лекарство от этих вызовов. Вызов – то, что вызывает. Вот звонит телефон, это нас призывает к тому, чтобы отреагировать. Кто-то нас зовет, значит, надо взять трубку и ответить. Или пошел дождь – это тоже некий вызов. Мы должны или спрятаться, или зонтик раскрыть, укрыться. И это то, что мы не можем игнорировать. Или наше игнорирование тоже что-то означает. Мы не отвечаем на телефонный звонок человека, с которым не хотим разговаривать.

Какие глобальные вызовы сегодня посещают человечество? Конечно, это философия трансгуманизма, попытки сотворить нового человека. Я считаю, что в этих попытках заключено многообразие вторых, третьих и четвертых производных, исходящих из идеи трансгуманизма. Святейший Патриарх сделал акцент на том, что в этих идеях, в этих планах, которые очень активно и щедро финансируются, которые, против всех традиционных принципов жизни человека, внедряются на всех континентах, – действительно вызовы трансгуманизма. Что это?

Я бы так очертил этот вызов. Человечество борется с Богом начиная со времен строительства Вавилонской башни. С одной стороны, это было интересное инженерное сооружение, но в этом был вызов. Построим до неба! Мы делаем вызов Богу. Бог ответил на этот вызов, смешал языки, наказал строителей, наказал народы.

Вызовам, которые люди обращали к Богу в течение Священной истории, в последние годы, – несть числа. Попытка ересиархов исказить Бога, исказить Откровение, то, что Бог открыл людям о Себе в Евангелии, о Своем пришествии в Рождестве. Пытались различные еретики сказать, что это не Бог, исказить то Откровение, которое Бог понятно, абсолютно очевидно открыл людям. Это была борьба с Богом.

Борьба с Богом была и позже, когда появились разные конфессии. Скажем правильнее – различные деформации вероучения. Это попытки популяризации именно деформированных форм вероучения, когда еретики несли это искаженное вероучение и получали поддержку государства, получали поддержку олигархата и насильно внедряли в общество свои искаженные представления о Боге.

Вроде все в прошлом. Но такое ощущение, что и сегодня человечество пытается сделать что-то новое, пытается исказить уже не Бога, а исказить самого человека, стать творцом нового человека, а, точнее, вытравить из него образ и подобие Божие. И эта попытка заключена в идее трансгуманизма, когда известный нам образ человека, образ отношений (семейных и общественных) нужно заместить, сделать какой-то имплант или, еще лучше, о чем они говорят, попытаться самим синтезировать нового человека. И все, что вокруг, начиная от абортов и продолжая, как их очень мягко называют, нетрадиционными отношениями, которые культивируются, которыми насилуют народы, насилуют целые страны, и есть попытка исказить сознание человека.

Если можно поменять пол, то, наверное, можно поменять и не только пол. Тут уже о Боге речь вообще не идет. Речь о том, что можно открыто поменять свою душу. Допускаются эксперименты над геномом человека, эксперименты над тайной зачатия и рождения, есть попытки создать инкубаторы, в которых дети будут получаться путем синтеза, будут собираться клетки человека и выращиваться нечто...

...матрица.

– Матрицу не знаю, не смотрел, а выращивать, как это делают в инкубаторах с курами. Выращивать то, что отвечает идее, задумке авторов этого проекта. Святейший Патриарх очень точно сказал, что за всеми этими проектами виден заказчик. Виден бенефициар всех этих экспериментов и издевательств над человечеством, и это сам отец лжи – дьявол. Он все явственнее и явственнее предстает, уже не прячась, вот за этими проектами. И, противостоя идеям трансгуманизма, мы противостоим действительно самому дьяволу.

Я разговаривал с одним молодым ученым. Он бывал в разных странах и говорит, что нам пытаются представить, что только мы в России такие ретрограды, ортодоксы, держимся за какие-то традиционные ценности. А вот в других странах уже все далеко вперед ушло. Он говорит, что если по-честному посмотреть статистику жизни нормальных, обычных людей в самых разных, самых продвинутых странах, то мы увидим, что процент тех, кто меняет пол или живет по новым моральным нормам, ничтожен. Это доля процента. Подавляющее большинство людей, населения земли, живут в нормальных традициях, в которых они родились, в которых их воспитали родители. Но создается некая иллюзия. Вот для чего проводятся все эти гей-парады и прочие демонстрации – чтобы создать иллюзию того, что их много. Их возят по разным городам и странам.

Когда на Украине начинались майданные изменения, там собирали по всей стране этих людей, платили им деньги, чтобы они продемонстрировали в каких-то городах, что якобы город переполнен носителями этих извращенных идей. Их действительно очень мало, но навязывается ощущение, что это уже массовое явление, что только так, а не иначе. Ну и понятно, что все эти просветительские программы международных организаций в школах, в детских садах, – это все попытка переформатировать сознание для того, чтобы человек перестал быть человеком, перестал ощущать свою связь с Творцом, отказался от Творца, чтобы человечество сознательно отказалось от Творца, и здесь нельзя быть независимым. А затем присягнуло антитворцу, присягнуло врагу рода человеческого. Вот такие источники вызовов – это преисподняя. А формы могут быть совершенно разными.

Мы видим уже проявление этих идей в образовании, в культуре. Или, правильно назвать, в антиобразовании, антикультуре, в антиискусстве, в медицине. Медицина все чаще превращается в большой бизнес, использующий человека как источник получения сверхдоходов, создает его зависимость от «биг фармы» и от транснациональных корпораций. Мы должны об этом думать, мы должны об этом размышлять, поэтому неудивительно, что Святейший Патриарх, Священный Синод определили в качестве темы чтений глобальные вызовы, которые стоят перед человечеством.

У меня была возможность посетить достаточно много региональных Рождественских чтений, проходивших в епархиях, в митрополиях страны, и я вижу, насколько глубокий диалог ведется в регионах и насколько это важно. А кто приходит на Рождественские чтения, кроме представителей Церкви? Приходят представители других религий – ислама, буддизма, приходят представители культуры, законодательной и исполнительной власти, представители всех сфер нашей жизни – образования, медицины, воспитания. И они все слышат и соглашаются с тем, что эти вызовы актуальны и мы должны внутри себя, внутри своих больших и малых городов, внутри своих семей формировать иммунитет, неприятие, какие-то формы защиты против этих вызовов, чтобы защитить себя и своих детей.

Хорошо, что это происходит не только один раз в год в Москве, а в течение всего года по всем уголкам страны, за что, конечно, благодарим священноначалие, которое положило начало региональным этапам чтений, муниципальным этапам, что это все живет, все обсуждается на самых различных уровнях. А для чего? Для того, чтобы мы противоядие смогли выработать, смогли осознать и победить. Мы должны победить со Христом, с Церковью и, конечно, с тем сонмом живших до нас людей, святых людей или стремящихся к святости, которые в свое время побеждали вызовы своего времени, побеждали ереси, побеждали губительные формы человеческих отношений. Поэтому мы живем, и мы надеемся, что эти усилия помогут жизни продолжиться на земле.

Владыка, Вы упомянули аборты, и мне кажется, что мы сейчас просто обязаны достучаться до людей. Мы видим, как люди в ходе военных столкновений калечат друг друга, убивают друг друга осознанно, и нормальный человек ужасается, видя такие картинки. Но ведь это, по сути, визуализация того, что происходит в абортариях с маленькими, беззащитными младенцами, когда врачи, по заказу мам, их убивают. Это звучит жутко, но это правда. И эта кровь вопиет к Богу об отмщении, и не его ли мы сейчас получаем?

– Нельзя не согласиться с этим образом, который вы представили. Действительно, порой люди идут, чтобы совершить убийство своего ребенка, и им внушено, что это абсолютно гуманно, это совершенно не вредно, это просто операция, как зубик удалили или еще что-то… Они совершенно не задумываются о том, что происходит, о том, как младенец, у которого уже развито сознание, сжимается, отворачивается, он убирает ручки от инструментов, которые к нему протягивают. Так же, как и в окопе солдат пытается увернуться от гранаты, которая падает на него с неба, пытается ее отбросить. И мы восхищаемся мужеством, спокойствием этого воина. Но младенец не может этого сделать, и запущен этот нож не каким-то человеконенавистником или врагом, а собственной мамой...

За наши с вами деньги...

– За наши с вами деньги. И уже сколько лет об этом и религиозные, и нерелигиозные деятели нашего общества говорят, но вопрос, по всей видимости, действительно лоббируется какими-то силами, такими же сильными, какими лоббировалось столько гнусных проектов в нашей стране. Вот сегодня гнусность эта изгоняется, есть надежда, и это наш шанс сегодня помочь законодателям принять решение. На первом этапе вывести аборты из системы обязательного медицинского страхования, чтобы не за наш счет это делалось, чтобы это было не так просто. Ведь принимается же закон о том, что алкоголь не продается рядом со школами, не продается в определенные часы, не продается определенным возрастным группам. И это нормально. Потому что понимаем, что если доступность алкоголя будет абсолютной, то, к сожалению, будет общество разлагаться.

Но если доступность аборта обеспечена, если есть возможность сделать аборт практически на любом сроке при определенных возможностях человека, если эта доступность обеспечена государством, то и будут совершаться аборты. У нас президент страны сколько раз говорил о том, что демография – это один из самых важных вызовов, нас не будет через несколько поколений, у нас население не растет. За 23 года правления Николая II нашей страной Россия приросла на 50 миллионов. Сегодня население страны составляет 140 миллионов. Это значит, что за 22 года треть населения страна прибавила. Вот если бы такой прирост был у нас сегодня, то Китай нам бы завидовал. У нас рождались бы те самые Менделеевы, Пушкины, Королевы, Гагарины, но они не рождаются. Наши классы пустеют, детские площадки, слава Богу, сейчас наполнены людьми, есть детские площадки, но абортов более миллиона, это только то, что официально известно...

Это нужно умножать на несколько.

– Более миллиона человек просто бросается в эту топку в год. Сегодня мы видим ребят, которые мужественно сражаются за традиционные ценности, сражаются с глобальными вызовами на полях сражений. Да, мамы плачут, родные не могут равнодушно смотреть на смерть или увечья своих близких, родных, а провести параллель с тем, что когда-то не родился братик, сестренка этого воина, что у них не родились их дети, что отсечена целая ветвь человечества в каждом абортированном ребенке, – об этом не задумываются, а об этом необходимо размышлять, говорить, и я очень надеюсь, молю Бога о том, чтобы все-таки наши государственные мужи приняли соответствующее решение, а общество было готово сказать: да, стоп, остановите! Помоги нам, Господи!

Владыка, в таком разговоре мне еще очень важными кажутся слова о покаянии. Ведь если мы возьмем любую семью, в каком-нибудь поколении, но это было. И осознание этого может привести человека к ужасу и желанию закрыться от этой темы, сказать: нет, все было правильно, потому что были такие обстоятельства… А может привести к желанию покаяться, но только лишь бы не к отчаянию. Вот что бы Вы сказали?

– Отчаяние – грех, разрушающий человека изнутри, так что, конечно же, не к отчаянию. А что сказать? Покаяние – это такая панацея, которая врачует практически любую духовную болезнь. Намерение сделать аборт – это грех, это болезнь, духовная болезнь, социальная болезнь. И эту болезнь может исцелить покаяние. У меня перед глазами несколько историй, несколько реальных судеб, когда женщина, болеющая онкологией, оказавшись в такой совершенно стрессовой ситуации, понимая, к чему приводит онкологическое заболевание, боясь скорой собственной смерти, куда приходит? Приходит в Церковь. Потому что надо же попросить Бога о здоровье. И в процессе общения выясняется, что у нее был один, второй, третий аборт, и она не осознавала, что это убийство, что это грех, что это преступление. Человек совершенно по-другому начинает относиться к деянию, по-другому квалифицирует уже совершенное и воспринимает болезнь как наказание за грех. После принесенного покаяния, после того, как он от сердца со слезами обращается к Богу, получает исцеление физическое. Да, медицинские процедуры им делают, но, продлив свою жизнь, получив возможность жить дальше и не умереть сейчас в муках, эти женщины приходили и свидетельствовали: единственным источником их исцеления является осознание совершенного зла, раскаяние в нем и освобождение.

Женщина говорит: я освободилась от этой ноши, которую носила в себе столько лет. Как по Евангелию: иди и впредь не греши. С избавлением от греха человек получает физическое здоровье. Это очевидно было как для самих женщин, так и для пастыря, с которым эти мамы общались. Конечно же, покаяние – первый шаг к исправлению.

Если покаяние приносят те женщины, кто в силу возраста или других обстоятельств не смогут уже ни родить, ни сделать больше аборт, они же ведь общаются друг с другом. Они общаются со своими детьми, внуками, друзьями. И это свидетельство действует, оно продолжает исцелять уже не только самого человека, но и тех, с кем он соприкасается. Конечно, каяться необходимо самим. О том, как каяться, телеканал «Союз» рассказывает в своих многочисленных передачах. О том, что покаяние – это не самовнушение, это не какая-то мечтательность, а очень понятное и описанное у святых отцов деяние, шаги к изменению мыслей, сознания, действий.

Я хотел бы пожелать, чтобы такое осознание, покаянное чувство было усвоено, чтобы покаяние было принесено, и мы стали свидетелями исправления, чтобы женщины рожали не только потому, что они получат выплату по рождению первого, второго, третьего ребенка, а чтобы они понимали, что это наша миссия, это нам Бог заповедовал и надо эту заповедь исполнять.

Я думаю, что это еще и единственное сейчас надежное средство для достижения мира на земле и счастья. Когда Господь посмотрит и скажет: «Вы правда покаялись. Мир вам!»

– Вне сомнения. Если такое решение будет принято, то Бог, как Он уже это делал неоднократно, не по нашим усилиям, а по Своей любви к человечеству, изменит ситуацию. Убийство остановится и на полях сражений, и под сердцем у мамы. (Окончание в следующем номере)

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс