Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №47 (1184) → «По милости Творца с молитвой песне удалось сродниться»

«По милости Творца с молитвой песне удалось сродниться»

№47 (1184) / 12 декабря ‘22

Творчество

Более четверти века отец Роман живет в скиту Ветрово, среди псковских болот. Но имя его знакомо всему православному миру. В России вышло более тридцати поэтических сборников иеромонаха Романа и более десяти музыкальных альбомов. Его произведения переведены на несколько языков и издавались в Сербии, Болгарии и Польше. Творчество отца Романа представит Ольга Сергеевна Надпорожская, которая очень любит стихотворения отца Романа.

Ольга Сергеевна Надпорожская, директор Фонда творчества иеромонаха Романа, редактор книг отца Романа последних лет и сайта «Ветрово»: – Десять лет тому назад я работала корреспондентом на одном православном сайте. Редактор этого сайта попросил меня подготовить интервью с отцом Романом. Дело было зимой. Зная, что в скит к отцу Роману очень трудно попасть, я не делала даже попыток получить благословение на такую поездку, а просто составила вопросы и отправила их отцу Роману по электронной почте. Он на них ответил. Так состоялось наше интервью. Мы обменялись буквально 2–3 письмами, но уже это было очень значимо для меня, потому что я уже много лет знала песнопения отца Романа и относилась к ним с большим благоговением.

Спустя некоторое время я пошла работать в петербургское издательство «Амфора», которое, к сожалению, сейчас закрылось. Руководитель этого издательства Вадим Назаров был человеком верующим, хотя само издательство было светским. Однажды Вадим позвал меня к себе в кабинет и спросил, книги кого из православных авторов я могла бы предложить к изданию. Я тут же назвала отца Романа, поскольку как читатель знала, что книги отца Романа очень трудно найти в магазинах. Признаться, в тот момент мне казалось, что это нечто неосуществимое, что мы не сможем издать ни одного сборника иеромонаха Романа. Тем не менее, мы издали таких сборников довольно много, всего их получилось восемь. Мы работали над ними несколько лет, и все эти годы я переписывалась с отцом Романом, обсуждая с ним стихотворения.

После этого нам пришло в голову, что можно сделать книгу отцу Романа, адресованную детям, с цветными иллюстрациями. Книга действительно вышла, и она очень дорога мне. Художница Наталья Назарова, которая работала над иллюстрациями, должна была поехать в скит к отцу Роману и к нему на родину, в село Рябчевск Брянской области, чтобы сделать фотографии, написать что-то с натуры. Я поехала вместе с Натальей. Так состоялась наша первая встреча с отцом Романом. Спустя примерно год был создан сайт «Ветрово», посвященный его творчеству, а еще спустя несколько лет открыт Фонд творчества иеромонаха Романа.

Казалось, минули времена, когда Русь, Россия спасалась духовными подвижниками, когда молитвенное уединение Иосифа Волоцкого, Серафима Саровского, Амвросия Оптинского становилось средоточием русского возрождения. И вдруг из Псково-Печерской обители, а затем из скита Ветрово зазвучали стихи, песнопения, молитвы иеромонаха Романа, рожденные подле огарочка свечи или лампады, и стали отогревать и просветлять всякую душу, внимающую этим словам и этому голосу.

Песнопение «Родник» исполняет иеромонах Роман.

Если тебя неудача постигла,
Если не в силах развеять тоску,
Осенью мягкой, осенью тихой
Выйди скорей к моему роднику.
За родником – белый Храм,
Кладбище старое.
Этот забытый край
Русь нам оставила...

О.С. Надпорожская: – До сих пор не составлена подробная биография отца Романа. И дело совсем не в том, что это никому не приходило в голову. Дело в том, что отец Роман, как настоящий монах, старается избегать внимания к себе, хотя всегда готов поделиться написанным. В наше время мы привыкли, что даже из жизни монаха порой пытаются сделать шоу. Но ведь человек, принимая монашеский постриг, умирает для мира. Здесь, например, можно вспомнить о том, что у нашего великого русского иконописца Андрея Рублева нет жития, его имя всего несколько раз встречается в летописях. Тем не менее, у нас есть то, что больше каких-то фактов его биографии, – его иконы, которые говорят сами за себя. Они – подлинное свидетельство его монашеского жития.

Так же получается и с теми монахами, которые стараются скрыть свою жизнь от посторонних взоров. Однако иногда отец Роман рассказывает о своем детстве.

О.С. Надпорожская: – Он родился в селе Рябчевск Брянской области в простой сельской семье. Его папа был фронтовиком, мама работала сельской учительницей. Отец Роман (тогда его звали Саша) был третьим ребенком в семье, у него есть две сестры. Отец Роман часто говорит, что детство его прошло в скудости. Понятно, это были 50-е годы, послевоенное время. На обед часто был пустой суп: картошка, лук, лавровый лист, вода, соль. Иногда зимой он даже не мог пойти поиграть с ребятами на улицу, потому что у него не было зимней шапки. При этом он всегда говорит, что очень благодарен Богу за такое детство, потому что теперь умеет жить и в скудости (если придется), и в изобилии. Отец Роман довольно часто обращается к теме детства в своих стихотворениях. Одно такое стихотворение я хочу сейчас прочитать, оно называется «Детское».

Зимний вечер. На дворе пурга
Подымает к небесам снега.
Завывает ветер, не унять,
А на русской печке благодать.
На горячих кирпичах лежу,
Молча, свесив голову, гляжу.
Керосинка на столе горит,
Мама за тетрадками сидит.
С нею сестры, книги
на столе,
Снежные узоры на стекле
И мерцают, и огнем горят,
Словно за окошком
райский сад.
Тишина великая в душе:
Рядом с мамой рай и
в шалаше!
Скуден и совсем не тепел дом,
Стены не украшены ковром.
Скудость не печалит
никого...
Жду на печке часа своего.
В стороне последняя
тетрадь –
Значит, время печку
покидать.
Живо слезу, сядем вчетвером,
Песню задушевную споем.
И надежда, и печаль в словах,
Пели со слезами на глазах.
Лавка, стол и... неземной
уют...
Хорошо, когда в семье поют!

Отец Роман говорил, что его отец тоже хорошо пел, играл на семиструнной гитаре. Но о маме он всегда вспоминает с особенным теплом. Мама была верующим человеком, и именно она подарила сыну веру в Бога. Она была сельской учительницей, и ей приходилось держать свою веру втайне. Отец Роман говорит, что иконы лежали в чемодане под кроватью, и только иногда мама доставала чемодан, вынимала иконы, давала детям приложиться и снова убирала их под кровать. Однажды, когда Саша заболел, мама взяла Евангелие для детей и стала ему читать. Об этом у отца Романа тоже есть стихотворение, оно называется «Матушке Зосиме».

Я заболел – с простудами
дружил.
Хотя откуда? Помню,
было лето.
Скорее, Милосердый
посетил,
Чтоб мне коснуться
Неземного Света.
Ты стала чадо чтеньем
утешать,
А я глядел на чудные
картины.
И встрепенулась детская
душа –
Узнала Человеческого Сына.
Вот Он идет. За Ним –
ученики,
Вот что-то пальцем
на земле рисует.
А вот стоят с колами
мужики,
Иуда рядом – страшный,
а целует.
Вот Он раздет, а вот Ему
сплели,
Смекаю, не ромашковый
веночек.
А вот Его на горку повели.
Мать говорит: – И за тебя,
сыночек.
И вот висит, прибитый,
как злодей!
– Мам, почему? Рассказывай,
ты знаешь!
За что Его? Он так жалел
людей!
Не плачь, ну что ты книжку
закрываешь?
...О, приснопоминаемая
мать!
Ты, надрываясь,
плакала украдкой,
Что не могла порою детям
дать,
Как говорится, малого
достатка.
Но даже если б в рубище
ходил,
Я все равно б тебя
благословил!
По гроб должник!
Чем за твое воздать?
Ты Бога мне дала,
святая мать!

Хочется обратить внимание, что стихотворение называется «Матушке Зосиме». Дело в том, что, когда дети выросли, Зоя Николаевна приняла монашеский постриг с именем Зосима.

О.С. Надпорожская: – Когда мы с отцом Романом встретились первый раз, я записывала некоторые его рассказы о детстве и юности, в том числе рассказ о том, как он впервые задумался о монашестве. Потом эти рассказы вошли в очерк «В веянии тихого ветра», он был опубликован на сайте «Ветрово», на некоторых других православных сайтах. Сейчас я прочитаю небольшой отрывок, где отец Роман вспоминает о том, как впервые подумал о монастыре. Дело в том, что после 8-го класса отец Роман (тогда Саша Матюшин) перешел учиться в другую школу в соседнем селе и каждое утро ездил туда на автобусе. Однажды утром он вышел из дому раньше обыкновенного, была зима, и он долго стоял на остановке.

«Был сильный мороз, – вспоминает отец Роман. – На земле снежок сверкал, хрустел под ногами. Посмотрел вверх – и увидел звездное, чудное небо. С детства любил на звезды смотреть… И вдруг подумалось: какая красота!.. А ведь настанет время, когда эту красоту придется оставить. Даже сердце защемило от нежелания расстаться с этой красотой… Для чего живет человек? С каждым днем он ближе к смерти. А монах с каждым днем ближе ко Христу. Были бы монастыри – ушел бы в монастырь… А ведь не знал тогда, что монастыри и в то время были.

Ну а потом, когда уже стал монахом, понял, что не только монах, но и любой верующий человек с каждым шагом делается ближе ко Христу. Нет смерти для той души, которая носит в себе Творца, Бога».

В монастырь отец Роман ушел спустя годы. Он окончил филологический факультет, потом был рабочим силикатного завода, грузчиком в лесу на пилораме, плотником, учителем музыки в школе, художественным руководителем во Дворце культуры. И одновременно с этим писал стихи, рассказы и песни.

О.С. Надпорожская: – Стихи отец Роман писал с самого детства. Чуть позже он стал писать и исполнять песнопения. Когда ему было 22 года, он приехал в Брянск, в издательство «Приокское» и привез все написанное им в детстве и юности. Это были стихотворения, поэмы, рассказы, повести. Спустя месяц издатель сказал ему, что готов выпустить его стихотворный сборник. При этом было одно условие: нужно было написать стихотворение о Ленине или о партии, чтобы это стихотворение было как паровоз. Отец Роман отказался писать такое стихотворение, сказав, что он даже не комсомолец.

Что касается прозы, то в рецензии было написано: «В прозе Александра Матюшина чувствуется чуждое солженицынское дыхание».

По словам отца Романа, после этого он приехал к себе домой, взял все написанное в детстве и юности и бросил в печку-буржуйку. Как говорит отец Роман, было много пепла, но и тепло тоже было. При этом он говорит такие важные слова: «Так и расчистил себе путь в монастырь. А если бы издали сборничек, стал бы думать, какой я способный, талантливый, питал бы этим свое тщеславие, гордыню… Ведь это очень опасно – заниматься творчеством, не имея защиты! Нельзя писать прежде воцерковления: враг обязательно посмеется и утащит».

Когда отец Роман уже принял монашеский постриг, старец Николай Гурьянов благословил его продолжать писать стихи и издавать. Он твердо и ясно благословил, что это священническое дело отца Романа, что через это он приведет многих людей к вере, а многих в вере и утвердит.

О.С. Надпорожская: – Взгляд отца Романа на творчество – это взгляд не столько поэта, сколько монаха и священника. И этот взгляд созвучен тому, что писали о творчестве святые отцы. Например, есть известное письмо святителя Игнатия (Брянчанинова), в котором он высказывает свое мнение о книге Гоголя «Выбранные места из переписки с друзьями». Сегодня для многих из нас эта книга Гоголя – своего рода образец духовной литературы. Но святитель Игнатий думал иначе. Он писал, что эта книга источает из себя и свет, и тьму, потому что автор, прежде чем взяться за перо, не был очищен и не был просвещен благодатью Духа Святого. Взгляд отца Романа близок взгляду святителя Игнатия.

Когда мы с отцом Романом впервые встретились, я записала и некоторые высказывания о творчестве. Хочу тоже ими поделиться:

«После ночной службы кладу на стол Библию и церковнославянский словарь, призываю Духа Святаго, молюсь: „Господи, дай мне сказать то, что полезно людям. То, что не повредит ни им, ни мне – в первую очередь”. Потом крещу келью на все четыре стороны, чтобы никакая муза ко мне не слетела, никакой пегас не прискакал… Пегас, муза не одного за собой увели – и пропал, заблудился человек.

Никогда не искал модных рифм, как, например, „параболе – по радуге”, не хотел кого-то удивить. Красота и красивость – это совсем разные вещи. Ни красоту, ни правду не нужно приукрашивать. Каждый раз, когда девушка красится, она показывает, что что-то в ней не так… Ищу только, чтобы не сфальшивить.

Тот, кто рвется к славе и привык к аплодисментам, рушит себя как личность. Помните, священник возглашает на Литургии: „Яко Тебе подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу”. Всякая слава, честь и поклонение – только Богу!»

Один поэт пишет, что, когда он впервые увидел свои стихи в «Литературной газете», то купил очень много экземпляров, расстелил на полу и катался по ним. Сам-то он не понимает, а священнику ясно, как сильно он был пропитан тщеславием.

А вот Роберт Рождественский незадолго до смерти написал:
Из того, что довелось мне сделать,
Выдохнуть случайно довелось,
Может, наберется строчек десять...
Хорошо бы, если б набралось.

И за эти строчки ему многое можно простить!

Еще один поэт очень точно подметил, что мы сами можем призвать на себя беду. Николай Рубцов написал: «Я умру в крещенские морозы…». Так что же ты хочешь, дорогой? Накаркал, накликал – все. Есенин сказал: «В зеленый вечер под окном на рукаве своем повешусь». Маяковский: «Все чаще думаю – не поставить ли лучше точку пули в своем конце?» Только подумал человек – и в то же время с левой стороны рогатенький ему револьвер подкладывает. Не придумывайте себе жизнь. Учитесь жить! Важно понять, что слово просто так не пропадает.

Есть такие слова: «Все исходящее от нас на нас вернется». Если мы помним об этом, мы просто обязаны себя пожалеть и постараться, чтобы от нашего сердца шло высокое, чистое. И, конечно, чтобы мы смогли возлюбить.

Мне мало чести, что, может, как поэт состоялся. Великая честь – принадлежать Православной Церкви, быть христианином!.. Зачем делать из литературы культ? Хотел написать то, что может коснуться сердца другого человека. Чтобы человек по этим стихам, как по мостику, стал пробираться в сторону храма Божия. Направить кого-то к храму – самая главная задача и величайшее утешение...».

У отца Романа не один десяток стихотворений о творчестве. Он обращается к этой теме на протяжении всей своей жизни. И на сайте «Ветрово» есть подборка таких стихотворений, она называется «Искусство. Творчество. Два брата-близнеца?» Это строчка из стихотворения 1997 года, и уже по ней можно судить, что отец Роман разделяет понятия «искусство» и «творчество». Слово «искусство» он связывает со словами «искушение, искуситель», а слово «творчество» – со словом «Творец», Бог.

О.С. Надпорожская: – Я хотела бы прочитать одно из последних стихотворений на эту тему. Оно написано весной этого года, поэтому пока не вошло ни в один сборник, есть только у нас на сайте. Называется стихотворение «Черноризец». Эпиграф: «Просто жаждите Бога, и ваше сердце всегда будет полным». Блаженный Августин Иппонийский.

Поэт, прозаик, живописец,
Певец, философ, лицедей –
А нам по сердцу черноризец,
Живущий где-то без людей.
Он явно классику отвадил,
Зачем она ему в раю?
Зачем ему внимать Вивальди,
Когда внимает соловью?
Зачем
фламандцы-пейзажисты
С их видами дубрав, лачуг,
Когда горит огнем росистым
С восходом солнца все вокруг?
Зачем воспетый всеми Данте
Или другой какой пиит,
Когда монаху Сам Создатель
Через пророков говорит?
Не чтит
кумиров-сухоцветов:
Душа его к живому льнет...
Не дружит с отраженным
светом,
Кто в Свете Истинномм
живет.

Мне всегда хочется обратить внимание на то, как отец Роман в своей поэзии использует прописные буквы. Например, в этом стихотворении в последней строчке «Кто в Свете Истинном живет», слова «Свет» и «Истинном» написаны с прописных букв. Так отец Роман поступает всегда, когда хочет сказать о Творце. Мы знаем слова Евангелия от Иоанна: Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир.

У отца Романа в стихах есть и другие слова, написанные с прописных букв. Например, слова: Красота, Истина, Любовь, Путь, Жизнь, Правда. Причем это не какое-то изобретение отца Романа, то же самое можно найти и в творениях святых отцов.

Говорят, свет инокам – ангелы, свет мирянам – иноки. Господь наделил каждого своим светом. У иеромонаха Романа особый Божий дар – слагать песнопения во славу Божию. Его стихи пронизаны ощущением красоты и чистоты мироздания, благодарением ко Господу Творцу. Не на струнах гитары играет иеромонах Роман, но на струнах любящей Господа души.

О.С. Надпорожская: – Слово песнопение сразу отсылает нас к церковной музыке и народному духовному творчеству. Песнопения всегда духовного содержания. Сам отец Роман в одном из своих старых стихотворений сказал: «...по милости Творца с молитвой песне удалось сродниться». Иногда песнопения отца Романа действительно можно расценивать как молитву. Иногда он обращается в них не к Богу, а к слушателю, и тогда его песнопения превращаются в своего рода проповеди. Например, часто бывает так, что отец Роман в своем песнопении пересказывает какой-то Евангельский эпизод или псалом, а после этого делает краткий вывод в конце. Это, в общем-то, тот же самый прием, который использует священник, когда говорит проповедь на текущее Евангельское чтение: он разъясняет Евангельский отрывок и потом делает краткий вывод. (Окончание в следующем номере)

Записали:
Нина Кирсанова,
Максим Заливакин
и Ирина Обухова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
https://tv-soyuz.ru/Literaturnyy-kvartal-Ieromonah;
https://tv-soyuz.ru/Literaturnyy-kvartal-Ieromonah-2

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс