Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №47 (1184) → Регент хора Донского ставропигиального мужского монастыря Павел Мунтян: Не просто пение

Регент хора Донского ставропигиального мужского монастыря Павел Мунтян: Не просто пение

№47 (1184) / 12 декабря ‘22

Канон

Мужской хор Донского ставропигиального мужского монастыря Москвы существует с 2014 г. Коллектив появился на свет по настоянию игумена обители (ныне – епископа Наро-Фоминского Парамона) при участии диакона Василия Ковальчука. Помимо богослужебной деятельности в Донской обители коллектив принимает участие в богослужениях Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, а также в праздничных и архиерейских богослужениях в различных храмах столицы и других городов России. За годы своей деятельности хор неоднократно становился лауреатом различных фестивалей духовной музыки, выступал на светских концертных площадках.

Павел, Вы служите в Донском ставропигиальном мужском монастыре, одном из старейших в России. Вы помните свое первое появление в стенах этой обители?

– Да. Я был еще студентом Регентского музыкального духовного училища. В 2009 году мы с курсом приехали в Москву с Украины посмотреть на достопримечательности, побывать в святых местах. Я тогда был на 3-м курсе. Можно сказать, что эта поездка косвенно повлияла на то, что в дальнейшем я поступил в Московскую духовную академию в Троице-Сергиевой лавре.

Расскажите пожалуйста нашим телезрителям о Донском монастыре, ведь это, как я уже сказал, величайшая святыня нашей Родины.

– Донской монастырь основали в 1591 г. Основание монастыря связано с очень трагическими событиями. Войска хана Казы-гирея находились на современных Воробьевых горах и собирались напасть на Москву. Основная часть русской дружины находилась на севере, выполняла там свои стратегические задачи. Этим воспользовались татары и стали готовить нападение на столицу. Тогда на месте, где сейчас находится Донской монастырь, стояло московское войско и молилось у образа Донской иконы Божией Матери. По преданию, этот образ находился с князем Дмитрием Донским на Куликовом поле – в походной церкви он со своей дружиной молился Пресвятой Богородице.

Через 100 лет, уже у стен Москвы, тоже молились воины. В одну из ночей, после молитв московское воинство заметило, что нет татарского войска в Москве, – захватчики побежали оттуда. Никто не мог объяснить, почему это случилось. Люди верили, что это был Божий Промысл и заступничество Пресвятой Богородицы. Неверующие объясняют это свидетельство о том, что Борис Годунов, который в то время управлял нашим войском, обхитрил татар: зажигали факелы, показывая, что в столице бурлит масштабная деятельность, и пустили слух, что основная часть нашего войска возвращается, поэтому татары побежали. Тогда наше войско их настигло и победило. На том месте, где был раскинут шатер войска, царь Федор Иоаннович приказал построить Малый Донской собор, впоследствии был построен Большой Донской собор, который сейчас находится на реставрации. Именно с этих событий началась история Донского монастыря.

По сей день паломники, приезжающие в Донской монастырь, рассказывают о чудесах, которые с ними случались. В Вашей жизни случались чудеса?

– Конечно, случались. Я считаю чудом то, что вообще нахожусь здесь. Я, простой человек из семьи рабочих, а сейчас занимаюсь любимым делом, о котором всегда мечтал, но в свое время не имел представления, что буду заниматься регентством.

Павел, расскажите более подробно о Вашем детстве. Насколько я понял, Ваши родители никак не связаны с музыкой.

– Да, верно. Родился я в 1990 году в 7 км от города Черновцы (это юго-запад Украины, у границы с Румынией и Молдавией). Село называется Молодия (несколько может напоминать слово «мелодия»).

Те края действительно очень музыкальные.

– Папа мой – мастер-кровельщик, мама – повар, очень вкусно готовит. А я вплоть до поступления в Регентское музыкальное училище представить себе не мог, что буду когда-то связан напрямую с музыкой.

Кем Вы мечтали стать?

– У меня были такие веяния в юношестве: хотел стать милиционером, блюсти справедливость.

Можно сказать сразу пару слов о том, как я к вере пришел. Наша семья была невоцерковленная. Первой из нашей семьи пришла к Богу бабушка по линии мамы, Элеонора, которая, к сожалению, почила давно уже. Она привела меня на порог храма. Когда мне было 7–8 лет, я знал, что идет богослужение, знал, когда поется Символ веры, а когда «Отче наш», но более глубоко не вникал. Это была хорошая традиция: я приходил в храм, мы с бабушкой вместе молились. С ней же мы ездили в один монастырь, еще с основания, ныне он очень известный. При нем есть детский приют, в котором сейчас находится около четырехсот детей. Мы проходили пешком в целом около 8–9 км: сначала до остановки общественного транспорта, доезжали до места, от которого мы уже шли в гору в монастырь. Было очень отрадно, когда везло, и нас подвозила попутная машина.

К музыке я пришел уже в конце школы. Мой духовник, наместник того самого Банченского монастыря, сейчас митрополит Лонгин, а тогда еще был архимандритом, благословил меня поступить в семинарию. Для меня это было удивлением, потому что моих друзей и сверстников он благословлял поступать на экономические факультеты, на юристов.

Что-то он в Вас увидел.

– Наверное, да. Его очень все почитают и говорят, что он прозорливый. Я готовился поступать в юридический институт – любил юриспруденцию, криминальное право. Но когда подошел на очередную Исповедь и спросил Владыку, что он посоветует, он сказал, что я должен ехать в Почаевскую семинарию. Я поехал туда на прием к нынешнему наместнику – митрополиту Владимиру. Мы земляки, оба с села Молодея. Владыка посоветовал поступать в Регентское духовное училище. Он сказал: «Тебе пока немного лет, всего 17. Тебе нужно возмужать. Там ты научишься лучше петь». Так мой путь больше сложился в сторону музыки, духовного пения, за что я несказанно благодарен Богу и людям, которые этому поспособствовали.

Возникали ли когда-нибудь сомнения на тему выбора профессии? Вас благословили, но Вы же хотели чем-то другим заниматься.

– Были трудные моменты. Моя жизнь кардинально изменилась, когда я поступил в духовное училище. Я начал более глубоко изучать богослужение, церковный устав. Это для меня было открытие чего-то нового. Мне было довольно сложно с этим справляться, потому что мои однокурсники были преимущественно из семей священников, они с рождения находились в храме, у них все хорошо получалось, а мне поначалу было очень трудно. Можно сказать, что у меня были некоторые сомнения, туда ли я пошел и правильный ли путь выбрал.

Когда они рассеялись?

– Нельзя сказать, что был какой-то момент, который провел границу. Повезло, что были нужные люди рядом, у нас была дружная компания однокурсников. И мы поддерживали друг друга. То у одного трудности, то у другого, и мы шли вместе, в итоге, доучились и продолжили свой путь.

Уже 8 лет Вы руководите хором Донского монастыря.

– Чуть меньше.

Вы, получается, с самого основания коллектива.

– Да. Только коллектив был основан под руководством тогда еще диакона Василия Ковальчука. Это было при наместничестве в Донском монастыре ныне епископа Парамона, который очень желал, чтобы в мужском монастыре был мужской хор (тогда был только смешанный). Он пригласил диакона Василия Ковальчука, в те времена клирика Донского монастыря, и тот уже пригласил меня певчим. С диаконом Василием мы знакомы как раз с того Регентского училища, где мы подружились, до сих пор идем нога в ногу.

С 1591 г. хора при монастыре не было, или он был, а потом перестал существовать?

– Были хоры, но, преимущественно, смешанные. В любом случае, в современности мужской хор появился на территории Донского монастыря только в 2014 г. Пели мужским составом службы отдельно, но это была часть из смешанного хора.

Сколько сегодня певчих в коллективе?

– 14 человек.

Все профессиональные музыканты?

– Да.

А если кто-то из наших телезрителей захочет поступить к Вам на службу, можно ли пройти отбор?

– Отбор, конечно, можно пройти. И если в этом есть нужда, если мы нуждаемся в певчих, тогда мы ищем, но довольно придирчиво: не только с музыкальной стороны, а нам очень важно, чтобы человек был верующий, либо, как минимум, понимающий. Я стараюсь строго за этим следить, потому что это влияет на качество пения и, в первую очередь, на внутреннюю атмосферу в коллективе. Когда человек молится за богослужением, это совершенно другое ощущение музыки, духовного пения.

Кого Вы считаете своим наставником в профессии? Есть ли человек, чье мнение для Вас очень важно?

– Обучаясь уже в Кременецком регентском училище, я стал слушать диски хора Троице-Сергиевой лавры под управлением архимандрита Матфея. Для меня это было что-то невероятное. Я пытался найти сакральный смысл в духовных произведениях, которые исполнялись, и мечтал петь под его руководством.

Удалось?

– К сожалению, нет. Я поступил в Духовную академию год через год после смерти отца Матфея.

Для Вас эта профессия, в первую очередь, – служение Богу, творческая реализация или что-то еще?

– В первую очередь, это служение Богу. В первую очередь, я выделяю в нашем труде богослужебную часть. Я очень люблю богослужение и стараюсь собирать рядом с собой коллектив из певчих, у кого такие же ценности.

А творчество присутствует в этой работе?

– Конечно! Несомненно!

В чем оно заключается? Ведь вы поете известные произведения по написанным нотам, по строгим канонам. В чем здесь можно творить?

– Регент и коллектив определяют какое-то свое видение исполнения музыки. Конечно, есть коллективы, которым в определенной степени подражаешь, но свое видение, внутренний смысл богослужения ты ведешь, все-таки по-своему. Например, мы стараемся петь за богослужением в спокойной манере, без fortissimo, без контрастных перепадов, потому что я считаю, что хор за богослужением должен помогать верующим молиться. А когда за богослужением присутствуют контрастные перепады, вопли, то это очень сильно наводит внутреннюю смуту на молящихся.

Вы сказали, что особое влияние на Вас оказал отец Матфей (Мормыль) и его легендарный коллектив. Скажите, почему этот коллектив считается легендарным? Что в нем особенного?

– Особенное в нем именно то, о чем я уже говорил, – это сакральный смысл, который верующий человек вкладывает в свой певческий труд.

То есть что-то незримое присутствует?

– Естественно. Это элементарное понимание текста. Даже взять строки из Херувимской песни, – мы, певчие, и молящиеся в храме, тайно изображающие херувимов. Тому, кто работает в храме на клиросе, будет трудно, у него не будет желания этого делать. А человек воцерковленный, верующий проводит через себя этот текст, его смысл. И тогда молящимся в храме это только помогает сосредоточиться на молитве и на общении с Богом.

А то, чтобы было заложено отцом Матфеем при жизни, сейчас удалось сохранить? Есть продолжатели традиций?

– Я поступил в академию в лавре после смерти отца Матфея и застал тот период. Это был сложный момент. Всегда, после того как уходит эпохальная личность, возникают трудности. Были трудности и в хоре. Но я очень хорошо помню те ценности, которые несли своим продолжателям певчие, певшие при отце Матфее. Они очень радели об этом и ревностно старались держаться традиций, заложенных руководителями.

Но ведь часто происходят ситуации, когда нас отвлекают те же самые современные гаджеты, звонки. Ведь помимо клироса у многих есть другая жизнь (работа, дети). Как с этим быть?

– Вы правильно заметили. У всех бывают разные трудности и житейские заботы. Не могу сказать, что я с этим как-то борюсь, хотя в свое время это было. У нас уже сложилась традиция, что мы стараемся к телефонам особо не прибегать во время богослужения. Но и полного запрета на это нет, потому что всякое может случиться. Службу мы можем допеть и без одного певчего, если вдруг, не дай Бог, что-нибудь случится. Поэтому певчий может достать телефон и посмотреть сообщение или принять очень важный звонок.

То есть чрезмерной строгости у Вас нет?

– Нет. Стараемся относиться к богослужению с пониманием, как и к житейским заботам друг друга.

Помимо службы на клиросе Вы еще выступаете на обычных концертных площадках. Что для Вас сложнее – светские мероприятия или клирос?

– Наверное, все-таки пение за богослужением. Потому что это требует, помимо применения профессиональных навыков, очень глубокого и сакрального погружения в тексты, в духовную музыку, которую мы исполняем.

Сейчас в одной только Москве достаточное количество коллективов, связанных с духовной музыкой. Как вы выделяетесь среди этого обилия хоров? Чем удивляете зрителя?

– Нельзя сказать, что мы ставим задачу удивить зрителя. Мы все-таки видим в нашей работе миссию, стараемся ее делать искренне и по-своему. Если говорить о комментариях нашей работы других людей (потому что говорить от себя будет не очень скромно), то многие выделяют мягкость исполнения, называют наше пение движущейся речкой, в которой тексты нанизываются на единую линию. Прихожане тоже именно за это нас благодарят, слава Богу.

Есть ли у этой речки притоки современной музыки?

– Конечно, есть. Но делаем мы это не очень часто, потому что наместники нашего монастыря (за время существования хора их было несколько) очень любят традицию Троице-Сергиевой лавры. И мы все-таки добавляем небольшими вкраплениями современную музыку, но только если она не сильно выбивается из общего репертуара.

В заключение нашей программы существует традиция ответа на блиц-опрос. Давайте с Вами попробуем. Назовите трех Ваших любимых композитора.

– Бах, Рахманинов, Чайковский.

Три любимые книги?

– Несомненно, как для верующего, это Священное Писание, в первую очередь. Дальше назову художественную книгу – это «Три мушкетера». А по моей профессии – книга «Хор и управление им» Чеснокова.

Продолжите: «Я счастлив, когда...

–... имею возможность познавать истину».

«Моя профессия – это...

–... певчий православного хора».

«Больше всего в людях я ценю...

–... искренность».

«Бог – это...

–... любовь».

От всего сердца благодарю Вас за встречу. Желаю Вам и Вашему коллективу многая лета. И до новых встреч в нашей программе.

Записали:
Анна Купцова
и Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
https://tv-soyuz.ru/Kanon-Regent-hora-Donskogo-monastyrya-1;
https://tv-soyuz.ru/Kanon-Regent-hora-Donskogo-monastyrya-2

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс