Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №47 (1184) → Матушка Мария Кашина: Награда за духовный труд дорогого стоит

Матушка Мария Кашина: Награда за духовный труд дорогого стоит

№47 (1184) / 12 декабря ‘22

Вторая половина

Господь дал человеку право выбора – следовать за Ним или нет, дал ему умение творить, менять мир и себя в этом мире. Именно свободу святые отцы Церкви называют одним из важнейших проявлений образа Божия в человеке. Ощутить эту свободу невероятно сложно, путь к ней полон препятствий внешних и внутренних, а их преодоление чаще всего дается с болью, но и награда за духовный труд дорогого стоит.

И снова город Югорск Ханты-Мансийского автономного округа − холодный северный край с теплыми людьми, живущими здесь. Родной город для иерея Павла Кашина, штатного клирика храма в честь Вознесения Господня в городе Советский (это в нескольких километрах от Югорска), ставший родным и для его жены, матушки Марии. Они вместе четыре с половиной года − небольшой период, вместивший в себя массу преодолений, небольшой отрезок пути, ведущего к Богом данной свободе. Их семья пока состоит из двух человек.

Матушка Мария Кашина: − С моей точки зрения, нужно сначала как-то притереться, хотя бы в быту, понять привычки друг друга, что устраивает, что не устраивает, с чем-то смириться, что-то, может быть, в себе поменять − это ответственность перед тем, кто родится.

Матушка Мария – дочь священника. Ее отец − иерей Михаил Сафичук, настоятель Спасского кафедрального собора в городе Тара Омской области. В город семья переехала из сельской местности, когда Мария, старшая из трех дочерей, перешла в восьмой класс. За два года учебы на новом месте, в Тарской православной школе, девочка-подросток смогла найти новых друзей, близкий круг общения, но вскоре со всем этим пришлось проститься.

м. Мария: – По окончании девятого класса папа позвонил (я была в деревне у бабушки) и говорит: «Тут такое предложение к тебе есть, не хочешь ли десятый, одиннадцатый класс пожить в монастыре?» Я думаю, что согласилась, чтобы его не расстраивать. Таким образом, два года я прожила в Тюменском Ильинском женском монастыре и училась в православной гимназии.

Точнее, Мария жила в детском приюте при Ильинском женском монастыре. Через год туда же приехала ее младшая сестра Ирина. Здесь в основном находили приют девочки из трудных семей и сироты.

м. Мария: − Когда я говорила, что нет никакой великой проблемы в этом, просто родители предложили, и я согласилась, мне обычно не верили. Одна из версий: чтобы оградить меня от внешнего мира, от плохих компаний... Не было ничего такого, чтобы нужно было прямо перевоспитывать.

Мария много читала, с удовольствием посещала занятия танцевальные и по изобразительному искусству. В гимназии участвовала в подготовке различных творческих мероприятий, концертов. Для ее личного духовного становления время в монастырском приюте стало непростым, но полезным. Христианские истины − полюбить обижающего тебя, презирать грех, а не грешника − изучала, как говорится, на практике.

м. Мария: − Я с человеком перестаю общаться не потому, что он какой-то плохой, а потому, что просто мы с ним не сошлись.

Между тем, приближалось время окончания гимназии и дальнейшего жизненного, профессионального выбора.

м. Мария: − В пятом или шестом классе я начала ездить в художественную школу. У нас в поселке ее не было, поэтому каждую субботу или воскресенье я ездила в райцентр. Потом мы побывали в Тобольске, и я решила поступать в иконописную школу.

Иерей Павел Кашин: − У меня были две сферы, мне интересные, − военная и духовная. С детства так получилось (и семейные обстоятельства так сложились), что мы с мамой постоянно находились в церкви. Я в Югорске пономарил, потом, с благословения отца Алексия Турова, поехал учиться в Тобольскую гимназию.

Но перед этим у отца Павла был свой трудный путь прихода в храм. Не только у него, а у всей семьи, которую Господь привел к Себе через скорбь. Маленький брат отца Павла трагически погиб. Мама тогда поседела в один миг.

иерей Павел: − С этого момента началось наше воцерковление. Нашу семью (маму, папу) к Богу привел именно брат, Виталик, − он первым начал интересоваться Церковью, сам ходил в воскресную школу, когда она открылась. Родителям было хорошо, что он пристроен, а сами особо Церковью не интересовались. После этого люди знали уже о нем, о нашей семье, начали поддерживать, говорить: читайте Псалтирь... Когда еще папа через два года умер, то руки опустились, а община поддержала.

Нам не дано знать здесь, в земной жизни, почему попускаются скорби, с человеческой точки зрения, непереносимые, и как в самом эпицентре боли сердце вдруг обнимает благодать, боль отпускает − и начинает приходить благодать и понимание, что жизнь не только то, что мы видим, слышим, осязаем. Это нечто, что за гранью видимого. Павел ощутил это в детстве, а правильность этого ощущения укрепила Тобольская духовная семинария.

м. Мария: − В школу пришел заказ, заведующая распределяет, кому что писать. Первая икона была − святитель Иоанн Златоуст. Ее заказал мой отец для храма.

Прекрасный, непостижимый, укрытый молитвой Тобольск − город, где соединяются сердца, где молодые люди часто находят свои половины и становятся семьями. Так же было и у Павла с Марией.

м. Мария: − Молодой человек написал мне: «Давай пообщаемся». Это был первый курс. Я думаю: «Нет». Потом − фраза за фразой, мы начали переписываться, затем он позвал меня гулять.

иерей Павел: − Я ничего не знал о ней в тот момент, когда мы начали встречаться. Потом узнал, что она дочь священника. Когда я увидел этого священника, какой он большой, то подумал: «Да, если что-то пойдет не так, не поздоровится».

м. Мария: − Приезжает папа, заходит в дом, а за ним Паша и говорит: «Хочу сказать пару слов». Я думаю: «Нет». Кажется, сейчас что-то будет. Павел обратился к родителям и говорит: «Спасибо вам за такую прекрасную дочь, что вы ее воспитали таким прекрасным человеком». Потом вывел меня из-за стола, сказал о том, как ему со мной хорошо, встал на колено и сделал мне предложение.

Они стали мужем и женой, когда Павел Кашин окончил семинарию, а Мария второй курс иконописной школы. Венчальную икону для их семейного торжества Мария написала сама. Потом начала икону Рождества Пресвятой Богородицы и остановилась − поняла, что не может продолжать.

м. Мария: − Может, какая-то психологическая травма − я не знаю. Так произошло, что не смогла.

Это был уже не первый тревожный звоночек − предвестник психологического надлома. Мария сначала сама пыталась разобраться в себе, давала себе время для отдыха и перезагрузки, но состояние только усугублялось.

м. Мария: − Я думаю, что это просто проблемы наложились друг на друга и дали такой эффект.

иерей Павел: − Это и семейные отношения − мы только притирались, и, может быть, это сказывалось; плюс обучение...

м. Мария: − Ты − православный человек, а у тебя депрессия… Люди не совсем, наверное, понимают… Но у меня не было такого, что я разочаровалась в Церкви, в Бога не верю. Нет, я в Него верила всегда.

Она благодарила Бога, когда вскоре после рукоположения в священство отца Павла Владыка Димитрий, митрополит Тобольский и Тюменский, предложил молодому диакону служение в его родном Югорске. Но переезд не принес избавления от тревожного состояния, в которое молодая матушка погружалась все глубже и глубже.

м. Мария: − Нет ни сил, ни желания что-то делать. Когда-то ты видела мир в ярких красках, сейчас у тебя все серое, плохое, унылое. У меня были разные стадии − скачки настроения. Сейчас смеюсь, а через пять минут не могу ни с кем разговаривать, тяжело...

иерей Павел: − Я пытался как будто бы переделать Машу. Что-то мне не нравилось − высказывал. Но невозможно человека заставить принимать твою точку зрения...

м. Мария: − Можно сказать, я случайно у психотерапевта оказалась. Я пошла к терапевту со своими обычными проблемами, не связанными с головой, и сказала, что у меня тревожность. Он говорит: тебе нужно туда-то...

Разговор со специалистом оказался очень тяжелым, но он был необходим, потому что врага надо знать в лицо, чтобы с ним справляться. Таким врагом оказалась депрессия как диагноз.

м. Мария: − Я даже не знаю, как описать свои чувства, эмоции. Помню, что еле сдерживала слезы, потом вышла из кабинета и начала рыдать. Как будто бы я об этом догадывалась, но от того, что это подтвердили, было тяжело.

Для отца Павла диагноз любимой жены и ее процесс лечения тоже стали испытанием.

иерей Павел: − Я все-таки больше склоняюсь к религиозной сфере, и здесь много есть моментов, которые в Церкви нас тоже поддерживают, но этим нужно жить.

м. Мария: − Бог создал врачей, нельзя их отрицать. Может, я не только буду молиться Богу, а еще к врачам пойду − и там помощь, и там.

Примерно год потребовался обоим, чтобы принять ситуацию как серьезный духовный урок, начать работать над собой, чтобы найти выход из кризиса. А Господь был рядом и дал почувствовать, что в конце тоннеля виден свет. Он появился, когда матушка Мария приняла, что ей не быть иконописицей. Отсекла социальные препятствия, мешавшие ее внутренней свободе в Боге. И отец Павел сделал то же самое − у себя в душе.

м. Мария: − Я и рисовала, и много чем занималась. Сейчас, например, я работаю в лавке, где нужно в конце дня делать отчет. Эта работа мне больше нравится.

иерей Павел: − Господь и апостолы призывают к тому, чтобы поддерживать друг друга в духе кротости и смиренномудрия. Кротость не подразумевает отстаивания своей точки зрения. Смиренномудрие подразумевает смиренность и мудрость. А мудрость − это не крики, смиренность не подразумевает, что ты должен идти против чего-то. Поэтому здесь я руководствовался этими словами. Получается, что ценно? Ценно, когда у вас хорошие отношения и вы друг друга поддерживаете? Или же когда ты рад тому, что она делает то, что ты хочешь?

м. Мария: − У нас сложились сейчас очень хорошие отношения.

Не так давно матушке Марии предложили вторую работу − в пресс-центре епархии. Нагрузка увеличилась. Выходной в неделю всего один, но ей это нравится. Творчество, от которого она бежала в иконописной школе, вернулось к ней в другом варианте. Она фотографирует, пишет статьи, дома разводит цветы, в планах − научиться шить для будущих детей. Проведя через шлифовку первыми годами семейной жизни, Господь подготовил их к сознательному родительству.

м. Мария: − К ребенку нужно обязательно прислушиваться, но, когда он маленький, нужно давать ему ориентиры. Все равно бывают какие-то препятствия, сложности, которые нужно пройти, и необходимо уметь различать, где сложность препятствия, а где просто не твое.

Мы скоро с вами увидимся и продолжим знакомство с семьями священников и их вторыми половинами. До встречи. Мир вашему дому.

Записала:
Людмила Кедысь

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс