Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Не так давно мне на глаза попалась фраза русского педагога Константина Ушинского. Он писал: «Семья – это царство отца, мир матери и рай ребенка». Как раз в тот же период я готовился к нашей с Вами встрече. С каким же теплом во всех интервью Вы рассказываете о своих родителях, о своем рае. Можете с нами поделиться, каким он был?
– Да, такие прекрасные слова. Кстати, я их не слышала, спасибо вам большое. Я сегодня приду вечером и обязательно расскажу о них своим детям и мужу.
Своему царству?
– Да. Мне кажется, такие слова нужно в школах над доской вешать, чтобы с детства такие вещи впитывались. Я думаю, что у меня действительно в детстве была райская семья, потому что мои мама с папой жили в любви. Это я сейчас уже понимаю. Тогда я не думала, как они там живут в любви, я просто была самой счастливой девочкой на земле. Потому что у меня были папа и мама живы-здоровы, старшие сестры, какие-то животные появлялись.
На самом деле человеку и правда так мало надо для счастья. Это он думает, что ему много надо. У нас сейчас такая жизнь, что направляет нас в постоянную смену всего: и телефонов, и одежды, а кто-то идет дальше, меняет жен, мужей, машины, квартиры, дачи. И остановиться, мне кажется, невозможно. Вообще, для человека выбор – это тяжелое дело.
Полностью с Вами согласен.
– Я не считаю, что выбор – это хорошо, когда говорят, что человек должен быть свободным. Я не знаю, что такое свобода. А потом, я думаю, свобода – это такая вещь, когда идешь как по лезвию. Что значит быть свободным? Когда свободен один – несвободен другой, и где начинается свобода одного – заканчивается свобода другого.
Вот смотрите – свобода выбора. Вы росли в простой советской рабочей семье и в итоге стали артисткой. Как пришла такая мысль? Ведь это значит, что свобода была.
– Да, такая была свобода. У меня семья была не воцерковленная, но я думаю, что глубинно мама с папой, конечно, были верующие люди. У нас был храм рядом с домом (я жила в Ивановском). На службы в храм мама с папой не ходили, естественно, но приходили освящать куличи, яйца, воду на Крещение. Но это скорее были такие народные традиции, потому что мы не принимали участие в богослужениях. Я исповедовалась первый раз и причастилась, уже когда была беременна вторым ребенком.
Я на примере своих родителей многое понимаю. Мне, кстати, самой не хватает выдержанности, какого-то внутреннего покоя. Я думаю, что любовью можно вообще все изменить. Мои родители, по сути, так и жили. Я не помню, чтобы мама мне что-то запрещала, но у меня и не было каких-то плохих желаний. Я не могу сказать про свое детство, как говорят некоторые, что все попробовала. Я, в принципе, не считаю, что нужно все пробовать, но можно много нафантазировать и представить.
Это и есть, наверное, правильная свобода.
– Тем более я артистка. Нас учили, что есть система Станиславского, когда ты полностью переживаешь что-то, ищешь это в себе (по сути, ты всегда ищешь что-то в себе). Но есть система Михаила Чехова, где ты можешь не переживать ничего, но можешь просто дождаться, и к тебе это придет. То есть ощущение, что ты можешь это уловить какими-то тончайшими материями, можешь это к себе призвать.
В моей семье, в моем царстве было именно так. И то, что я получилась артисткой… У меня, кстати, сын сейчас учится на втором курсе, иногда говорит мне, что у него не получается.
Тоже актер?
– Собирается быть артистом. Я не знаю, будет он артистом или нет, потому что это неизвестно. Но он на этой дороге, то есть он на нее встал, пытается по ней идти. Когда он говорит, что у него там что-то такое, что он делает из раза в раз, я отвечаю: «Это такая профессия, на самом деле. Это правильно, ты должен быть трудолюбивым, делать все, что тебе предлагают педагоги, твои учителя, ты должен им доверять». Есть такая иерархия: наш Господь, Который над всеми нами стоит, потом муж, потом учителя. Это правильно для человека, мне кажется.
Кстати, это те же слова Ушинского, если в православном ключе их представить: царство отца, мир матери, рай ребенка. А мы все – дети Господа.
– Да, абсолютно верно. Я даже пришла к такой мысли: если бы мы все по-настоящему глубинно уверовали и поняли, что Господь – наш общий Отец, я думаю, люди вообще перестали бы ссориться и что-то выяснять и делить, потому что поняли бы, что мы все братья и сестры. И это было бы не просто на словах, а как понимание, что мы одно целое. Это высокие слова, на самом деле, то, к чему хотелось бы стремиться. А у меня в семье дети делят материнскую любовь между собой и ссорятся, им кажется, что кому-то одному больше внимания, а другому меньше.
Сейчас я вернусь еще к тому, что Вы спросили про детство, про семью и про то, почему я стала артисткой, хотя выросла вроде в простой семье. Мне кажется, я с детства была такая впечатлительная. Для меня была создана особая атмосфера. Что такое простая семья? Мои родители не были людьми с несколькими образованиями (папа закончил институт, мама – техникум), но дело даже не в этом, потому что у ребенка всегда есть какой-то образный мир, и я в таком мире жила. Моя старшая сестра Люда училась в библиотечном техникуме, я с детства много читала, она показывала какие-то кукольные спектакли, и воображение у меня было очень развитое.
Я думаю, что детей надо ограждать от телефонов (хотя, конечно, трудно вырывать у них его из рук), потому что это на самом деле какой-то наркотик, поглотитель жизни. Человек туда уходит и пропадает на несколько часов. Это время, когда человек, по сути, даже не живет. Если сравнивать, это похоже на то, когда человека погружают в медикаментозный сон. Я даже думала, если проверить все жизненные показатели человека в это время, то, наверное, они находятся на каком-то нуле.
А в моем детстве не было такого. Ребенок воспринимал мир по-другому, он понимал, что пришла весна, появились лужи, шел на улицу, запускал кораблики, что-то сооружал, то есть все видел реально. Сейчас современные дети этого лишены. Они, конечно, во многом более реактивные, но я не могу сказать про детей так, как некоторые говорят: «Ой, какая сейчас молодежь пошла...».
Кстати, я ездила в «Артек» (меня приглашали на встречу с ребятами) и была поражена, какие там прекрасные, чудесные дети. Я слушала, какие вопросы они задавали – какие они умные, быстрые. Дети прекрасные, разные. Здорово, когда мир тоже разный. Я думаю, что, конечно, это зависит от семьи и от Бога. Когда это есть, Господь управит, как должно быть, найдет ту самую меру, которая правильная.
Сегодня Вы одна из наиболее популярных актрис своего поколения, десятки ролей в кино, ежедневные спектакли идут. Скажите, а Вы своим творчеством ставите какую-то сверхзадачу? Потому что многие артисты идут в эту профессию ради того, чтобы стать артистом, стать звездой, чтобы была узнаваемость, та самая слава. А ведь это все искушения...
– Когда я поступала, в эту профессию шли ребята, потому что им очень хотелось этим заниматься. И я пошла тоже, потому что я себя искала. Попробовала одно – это было не мое, я не могла найти выхода своим исканиям, был какой-то поиск, кто же и что же есть я. Наступает момент, когда ты заканчиваешь школу, вырастаешь, должен выбирать профессию, отпочковываться от своей семьи и выходить во взрослый мир. Я пришла к тому, что жила такой счастливой семейной жизнью с мамой, папой и сестрами, что никем не хотела быть, я не знала, кем мне быть, когда у меня уже все есть.
Я искала себя, попробовала быть экономистом (мама этого хотела), но у меня не получилось, поступила в училище культуры на хореографическое отделение, потому что у меня были хорошие данные, я танцевала где-то в самодеятельности. Говорят, что это все случай, но сейчас я понимаю, что так действовал Промысл Божий. Потому что я не знала, кто я и что я. Когда я пришла в это училище, я поняла, что все девочки, которые там танцуют, сильнее меня. И мне захотелось стать лучше, я стала много работать.
Я и детям своим говорю: там, где вы уже оказались, вы должны делать максимум того, что можете. Потому что тогда, когда ты будешь делать это честно, с открытым сердцем, тебе обязательно придет ответ. Но если ты бросишь, этого не произойдет. Так я живу. Кто-то говорит: у меня что-то получилось, когда я бросил то, чем занимался. Я такого пути не знаю, потому что я все доделываю до конца. Даже самые безнадежные дела я довожу до конца. Даже если знаю, что дело не получится, все равно какой-то урок из этого будет, даже из неудачи.
Когда сын ко мне приходит и говорит, что у него было когда-то хорошо, а сейчас он опять куда-то скатился, я отвечаю: «Сынок, я тебе честно скажу, конечно, приятно, когда у тебя что-то получается, тебя хвалят. Когда самолет взлетел, ты уже, по сути, летишь. Но настоящее движение вперед начинается только тогда, когда у тебя ничего не получается. Потому что тогда у тебя подключаются те ресурсы, о которых ты даже не знал».
Вообще, это здорово. Но это трудно, вот так сказать: пусть у меня долго ничего не получается, я хочу, чтобы у меня ничего не получалось. Ты так себе не скажешь, конечно, ты хочешь, чтобы у тебя что-то получилось. Но ты должен понимать в процессе жизни: когда не получается, ты должен немножечко оглядеться, чтобы это тебя не сбивало с пути, вставать и идти дальше.
А как понять, что ты занимаешься именно тем, что нужно, если долго не получается?
– Я думаю, что ты все равно это как-то поймешь в процессе. Все равно тебя ведет Господь. Как я это поняла? Я была очень застенчивым ребенком, не могла у доски что-то сказать, мне казалось, что на меня все смотрят, а это такой кошмар, что я такая нелепая, я запиналась, заикалась. Хотя я с детства читала очень много книг, все детство провела в читальном зале библиотеки. Я до сих пор не могу читать книги в электронном формате, мне нужно, чтобы книга пахла, это особый мир, когда ты ее открываешь.
И на втором курсе мы показывали танцевальные отрывки. У нас было всего два мальчика на курсе, их забрали в армию, и я исполняла мужские партии. Остальные девочки у нас были более лирические, а мне доставались роли ботаников, каких-то петухов, волка. И вдруг, когда мы начали показывать этот экзамен на сцене, в зале начали смеяться. Я сначала даже немного растерялась, потому что было непонятно, почему надо мной смеются. Я продолжила, и потом поняла, как это здорово, что они смеются.
И после этого экзамена вдруг все педагоги сказали: «Олеся, у тебя есть какой-то актерский дар». Я никогда не знала, что во мне что-то такое есть. Я про это забыла, закончила училище, потом еще год где-то мыкалась. Потом вдруг сестра мне что-то такое сказала (она тоже творческая, хотела быть артисткой, но не серьезно, а больше на словах). Ты вдруг понимаешь, что это складывается в твоей жизни, ты идешь по этой дороге, все собирается, как маленькие речки, которые стекаются в одно большое озеро. И вот я уже поступаю в институт и двигаюсь по этому пути.
Я не хотела быть известной, я вообще про это не думала. Тогда еще был другой мир, не было такого, что можно было стать известным только потому, что каждый день тебя показывают по телевизору. Люди к этому привыкают, видят известное лицо – значит, надо смотреть. Здорово, если кто-то это делает талантливо, а бывает так, что просто потому, что все время смотрят на него, глаз привыкает – и люди думают: «А, понятно, это звезда».
Я про это вообще не думала. Даже когда меня на втором курсе позвали в «Ленком», для меня это была страшная пытка, потому что меня выдернули из мира моего детства. Учеба – это было продолжение семьи, на самом деле, где все любили друг друга, а тут я пришла в мир, который был ко мне жесток. Я сейчас понимаю, что они не были жесткими ко мне, это я так воспринимала враждебно.
Потому что там были Янковский, Чурикова...
– Это как ребенок, когда он попадает в лес, в котором деревья большие, он думает, что этот лес враждебный, шмель ему кажется огромным. А потом наступает солнечный день, и он видит, что шмель – это какое-то пушистое существо.
В итоге Вы так и увидели театр?
– Я сначала увидела тот зловещий лес. Это столкновение для меня было очень болезненным, я даже заболела, легла в больницу и была счастлива от этого. У меня не было никаких мечтаний попасть в этот театр. Я думала закончить институт, а потом будь что будет. Я не думала, что стану известной актрисой. Кто-то скажет, может быть, что я лукавлю, но это так и было. Потому что, когда я легла в больницу, я думала, что моя история с театром «Ленком» закончилась. Мне все говорили: «Как ты могла упустить такой шанс? Это ж бывает раз в жизни!» Я говорю: «Да я и не хочу там работать, мне нравится мой курс». – «А что ты будешь делать потом?» – «Я даже не знаю, что я буду делать потом».
И вдруг, когда мы показывали экзамен, Марк Анатольевич Захаров мне сказал: «Вам надо стать полезным человеком для театра, давайте в массовку идите». Я вошла туда плавно, мне был дан еще один шанс, я уже стала танцевать там во всех массовках. И к четвертому курсу Марк Анатольевич сказал мне, когда мы ехали вместе в лифте: «Ваша фотография уже висит в фойе?» Я говорю: «Нет». – «Надо сфотографироваться». Я это сделала и поняла, что я остаюсь в театре. Я даже ни в один театр не показывалась. Более того, я думаю, что если бы я показывалась, меня бы никуда не взяли.
То есть Вы просто смиренно положились на Бога.
– Я еще тогда не знала, что это смиренно, просто доверилась и решила: значит, так должно быть. Я даже думаю, что это тоже в какой-то мере идет от семьи. Я настолько доверяла своим родителям, знала, что, как они говорят, так лучше. И на самом деле, конечно, это правильно. Мои дети сейчас пытаются спорить. И спорят так, что с ними никакого сладу нет. Хотя я говорю: «Что же вы спорите? Все равно будет лучше так, как скажем мы, родители. Это же лучше для вас. Неужели вы не можете понять?»
Они подрастут и тоже так скажут.
– Да, я тоже так думаю. По поводу того, несу ли я что-то в мир...
Может быть, от каких-то ролей Вам приходится отказываться? Какая-то сверхзадача, миссия есть у Вас?
– Миссия – громко сказано. Я на самом деле не очень люблю, когда артисты видят в этом какую-то миссию. Артист – такая профессия, что про миссию лучше помолчать. Мне посчастливилось, что мне не предлагают какие-то ужасные роли. Причем я никогда не отказываюсь от роли, у меня так случается, что обычно то, что мне не нужно, отваливается как бы само. (Окончание в следующем номере)
Записала:
Елена Кузоро
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.