Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Несколько историй на одну тему, которые хочется сейчас связать в один клубок. Был вопрос от собеседницы по поводу мощей и чудотворных икон – не является ли это торговлей святыней и ее эксплуатированием. Потом другая прихожанка спросила о том, как молиться, как настроиться на молитву.
Действительно, в жизни православных людей есть такое искушение, которое называется православный оккультизм, когда человек приходит в Церковь, а шлейф его предрассудков, поведенческих навыков, шаблонов еще тянется из дохристианской, языческой жизни. Если раньше он строил жизнь по гороскопам или искал какие-то знаки, символы, то, переступая церковный порог, он по инерции и здесь пытается найти магию: «Нажми на кнопку – получишь результат, твоя мечта осуществится».
Есть объективные источники благодати Божией – мощи святых, чудотворные иконы. И человек приходит к ним, чтобы разрешить свои вопросы. Да, такое есть в церковной жизни, но это не главное. Это средство, но не цель, а мы очень часто путаем их. Цель – Христос, Его Личность, Его слово, Его жизнь, чтобы в нас были те же чувствования, какие и во Христе Иисусе. В нас должен отобразиться, отпечатлеться нрав Христов. То есть мы должны стать христианами, мы должны стать Христовыми – кто Духа Христова не имеет, тот и не Его.
В нас ведь вросло очень много всякого. Привычка – вторая натура, и привычка ко греху бывает очень крепкой. Но на этом пути с тебя шелуха будет спадать, ты же как сквозь огонь пойдешь, чтобы все эти примеси из тебя выкипели, чтобы золото очистилось. А человек это ощущает: «Нет, я не хочу. Мне нужно только квартирный вопрос решить», и в обход Бога пытается получить Его благодать через какие-то источники, где благодать присутствует. Здесь получается хитрость, лукавство, магия.
Человек не желает менять свою жизнь. Без аскетики хочет приобрести мистику, но это так не работает. И в таком желании есть серьезная духовная ошибка. Другое дело, что при соприкосновении со святыней он может встретиться с Богом. На сегодня зафиксируем, что святыни – это средство для того, чтобы приблизиться ко Христу, но для этого Христос должен встать в центр нашей жизни.
В домашнем иконостасе центральная икона – икона Христа Спасителя. При таком условии использовать средства для большего познания Христа полезно и необходимо. Если Христос не является центром нашей жизни, тогда это ошибочный, лукавый путь.
Возвращаюсь к вопросу, как научиться молиться. Открываем православный молитвослов. Перед утренними молитвами есть кратенькая заметка: «Встав благоговейно перед иконами, приведи все свои мысли в порядок, ощути себя в присутствии Божием и с сердечным вниманием произноси: „Во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь”. Потом подожди немного, пока все чувства улягутся, и дальше начинай свое обращение к Богу».
Очень важное условие – ощутить себя в присутствии Божием. По-хорошему, мы всю жизнь должны к этому стремиться – научиться ходить перед Богом. Почему наша молитва формальная? Потому, что мы к ней не готовимся, себя не настраиваем, не ощущаем того, что здесь и сейчас, как только мы произнесем: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа», мы позовем Святую Троицу – и Бог придет. Он оставит все Свои миллионы и миллиарды разных дел и придет лично к тебе для встречи – ты Его позвал. А для этого ты должен и вид иметь благоговейный, и положение тела. Ты зовешь Бога, Царя, своего Господина.
Благоговение – важнейшее качество. Святые места – это как раз место особого явления Божия. Когда мы начали думать, каким будет наш иконостас, я ни минуты не сомневаясь, решил, что Богородичная икона должна быть иконой «Отрада и утешение». Потому что однажды в моей жизни была встреча с Богом именно перед этим образом, который находится на Афоне в Ватопедском монастыре.
А история такая. Ватопедские монахи расслабились, распустились, и Господь судил их наказать. Пираты приплыли к берегу, ночью подошли к монастырю. И утром, как только двери открылись бы, они бы ворвались, избили монахов, а монастырь разграбили.
Заканчивается вечерняя служба, монахи выходят из храма, а на стене фреска – Божия Матерь. Старец идет и вдруг краем глаза видит, что образ ожил, и Божия Матерь к нему обращается: «Отче, не открывайте двери, потому что там разбойники». И вдруг Младенец очень строго смотрит на Свою Мать и говорит: «Ты зачем это делаешь? Моя воля, чтобы они были наказаны». И ручкой Ей закрывает уста. А Божия Матерь со смирением, но убирает эту ручку со Своих уст и повторяет предупреждение. В таком образе икона и застыла. Монах рассказал обо всем игумену. Монастырь был спасен, жизни монахов сохранены. И они в покаянии, по милости Божией Матери, изменили свою жизнь.
Приезжая в Ватопедский монастырь много лет назад, заходим в храм, а я – сразу в левый придел. И смотрю – стоит эта икона. Я как вкопанный остановился перед этим образом, потому что у меня как-то все сошлось – это чудесное событие, этот образ и особое присутствие Божие. Однажды пережив такой опыт, хочется, чтобы этот образ и тебе, и другим напоминал о встрече с Богом.
Если встреча происходит, к ней всегда можно возвращаться и понимать, что Господь есть. Сейчас мы, может, не так остро это воспринимаем, но каждая молитва – возможность пережить эту встречу, если к ней относиться серьезно и внимательно.
Помогай нам всем Господь!
Записали:
Максим Заливакин
и Елена Кузоро
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
https://tv-soyuz.ru/Blagaya-chast-12-10–;
https://tv-soyuz.ru/Blagaya-chast-13-oktyabrya–
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.