Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №43 (1180) → Священник Константин Корепанов: Душа смиряется в плаче

Священник Константин Корепанов: Душа смиряется в плаче

№43 (1180) / 7 ноября ‘22

Читаем Добротолюбие

Продолжение. Начало в №№31, 34 (2020 г.) – 23, 25–29, 31–36, 38–39, 41–48 (2021 г.), №№1–3, 33–39, 41,42 (2022 г.)

Продолжаем читать наставления преподобного Нила Синайского о гордости. В прошлый раз мы начали разговор о гордости по отношению к людям. Вот об этом 21-й абзац «Признай своего соестественника, что он одной и той же с тобою сущности, и не отрицайся от родства с ним по надменности».

Следует всегда помнить, об этом говорили в прошлый раз, что имеем одно естество с другими людьми, и боль другого мне может быть ведома, потому что я имею то же самое тело. Больной зуб у всех болит одинаково, онкология для всех тяжела, люди одинаково переживают одиночество, потерю близких, им одинаково больно, если их бросают. Поэтому в своем естестве мы имеем ключ к пониманию и боли, и радости, и горя, и тоски любого другого человека. Если это по естеству в нас не происходит, мы больны.

Вот эта болезнь и есть гордость. На языке философии, психологии она может определяться как индивидуализация, атомизация, то есть отсоединение себя от другого человека: я не такой, как ты, со мной этого не может происходить, со мной этого никогда не было, со мной этого никогда не будет. И вот как раз во Христе происходит восстановление нормы: человек смиряется. И смирение в том и состоит, что он начинает переживать все с другими людьми: вместе с ними чувствовать их боль, их радость, горе, тоску, их восторг, их восхищение.

Если один человек пал или у одного человека страсть, например пьянство, а я, скажем, вообще не беру в рот спиртного, мне кажется, что он плохой, а я хороший. Его естество жить не может без алкоголя. Но это естество человеческое, значит, и со мной может случиться такая беда. Я вижу валяющегося в пьяном состоянии в грязи – и со мной может произойти то же самое.

Если я этого не понимаю, то я очень гордый, высокомерный человек, я не чувствую на самом деле того, что это брат мой, что мы одной с ним природы, одной сути, то же самое может случиться и со мной. Да и не только может случиться, но скорее всего уже и случается. Я могу, конечно, в силу разных причин и не напиваться страстно алкоголем, пивом, вином, водкой или брагой, но я напиваюсь чем-то другим: не могу остановить свое пожирание пельменей, или свое пожирание сериалов, или свое пожирание похвалы. Я так же алкаю, как этот пьяница, когда мне не хватает удовольствий в жизни, я их всасываю так же, как он высасывает бутылку водки, чтобы только забыться в этих удовольствиях или в этой похвале. Эти удовольствия другого рода, чем пьянство, и не столь очевидна их омерзительность, но суть-то не меняется! Вот он упивается вином, а я упиваюсь блудом или похвалой. Но у нас одна болезнь, одно естество.

И когда я пойму, что зависим страстно от какого-то запретного удовольствия, я начну человеку сострадать, увижу в нем себя: он валяется в одной страсти, а я валяюсь в другой страсти. Это ничего не меняет: мы оба страстны и оба больны. Я в нем вижу себя со стороны. Обычно таким я себя не вижу. Но вот вижу, что на самом деле я примерно такой же. Ну, может чуть-чуть ботинки почище, зато обшлага рукавов грязнее, а суть-то не меняется.

Примерно такими же несчастными, одинокими, грязными и немощными видит нас всех Христос. Это, безусловно, так, и есть иные люди, более-менее чистые. Но они видят примерно так же всех остальных – несчастными и обездоленными, одинокими, сиротливыми, беспомощными, закрывшимися в собственном эгоизме. И потому Бог бессилен им помочь.

Мы обычно в нашем падшем состоянии сравниваем себя с теми, кто хуже нас. Почему мы это делаем? Потому, что нам это приятно, мы таким образом самоутверждаемся, как утверждается семиклассник, который избивает или заставляет исполнять свою волю какого-нибудь первоклассника, второклассника, шпыняет его, гоняет. Так он самоутверждается. Он ощущает как бы собственную значимость, что не совсем уж он конченый человек. Он черпает какие-то недоступные ему радости, эгоистические удовольствия и таким образом самоутверждается.

Вот и мы так же: сравнивая себя с теми, кто хуже нас, начинаем как бы радоваться этому, получаем удовольствие: «Ну вот, батюшка сказал, что я плохой. Нет! Я не настолько плохой, батюшка не понимает. Вот этот человек плохой, а я-то все же не такой, как он». «Не такой, как он» – так сказал фарисей и был осужден. «Благодарю тебя, Господи, что я не такой, как он!» И нас это греет, нам это приятно.

Когда мы видим валяющегося в грязи человека, мы немножко утешаемся: «Я все-таки не такой, как он!» Когда мы видим впадающего в ересь, бросающего свою жену или детей, вора, уголовника, маньяка, то страстно рассматриваем его жизнь и обстоятельства его падения, потому что нас это греет: «Я вот не такой, как он!» А когда таких маньяков, воров, развратников, предателей становится больше, мы просто поднимаемся, как на дрожжах, в собственных глазах, потому что понимаем: так ведь мы почти святые. «Я ничего из того, что делали два десятка этих, три десятка этих, не делал. То есть я один нормальный человек на пятьдесят извращенцев! Ничего себе! Как мне сразу хорошо на душе-то стало! Вот здорово! Приятно!» И все! Я забываю тот плач о грехах, то сомнение в собственном спасении: «Да как Бог может меня не спасти!? Я все-таки не такой, как они. Я ничего из этих ужасных, смертных, страшных грехов не сделал. Несомненно, Бог меня спасет».

А если мы сравниваем себя с теми, кто лучше, кто хоть немножко получше, чем мы, то начинаем его охуждать: «А-а-а, это он притворяется. На самом деле он лицемер, на самом деле у него есть смертные грехи». Ну, собственно, все то же, что говорили друзья Иова. Либо мы начинаем ему завидовать, а зависть в таком состоянии почти то же самое, что ненависть. Но завистью или раздражением против того, кто лучше, чем мы, мы свидетельствуем о том, что наше сердце нечисто, в нем нет Христа.

А почему мы человека охуждаем? Если он такой же, как мы, но лучше нас, значит, это обличение нам: почему мы не такие, как он? Значит, нам надо возревновать о нем правильной ревностью и подражать его жизни: он же такой же, он-то смог это сделать, значит, должны сделать и мы. «Нет, не должны, потому что на самом деле он нехороший. Я обязательно найду его нехорошесть и скажу, что на самом деле подражать такому человеку не надо. И успокоюсь. Я буду доволен собой, потому что я знаю сотню таких, кто неизмеримо хуже меня, а то небольшое количество людей, которые лучше меня (несмотря на мои старания, они все же мне известны), обязательно имеют что-то нехорошее, неправильное, поэтому подражать им не нужно».

Потому мы и падаем в те же самые грехи, за которые осуждаем других. Не потому, что Бог на нас разгневался, а для того, чтобы нас спасти. Иного способа не остается для Бога, чтобы напомнить о том, что мы такие же, как и все.

В этом смысле есть замечательный художественный образ, который в свое время меня буквально потряс и заворожил, просто очаровал, можно сказать. Я увидел в нем отражение многих прочитанных к тому времени аскетических книг, поэтому и понял, что сказал с помощью этого художественного образа писатель. Но даже сами эти аскетические книги, к тому времени прочитанные, засияли совсем иным светом, когда я познакомился с этим художественным персонажем. Речь идет об отце Брауне, герое многих детективных рассказов английского писателя Г.К. Честертона.

Многие знакомы с этими рассказами и не видят в них ничего, кроме детективов, иногда смешных, иногда – не очень, иногда забавных, приятных. Всегда интересно посмотреть, как священник расследует преступление. Но ключом к этим произведениям является рассказ, называющийся «Тайна отца Брауна», где он признается, почему он может расследовать эти преступления: потому, что он все эти преступления сделал. Он знает это. Он знает, что он убийца, насильник, вор, сутенер, предатель, изменник, прелюбодей и прочее. Он знает это, и потому может понять каждого человека. Он знает, что такой же и все это может сделать, и сделал бы несомненно, и в уме, быть может, уже не раз это сделал. Поэтому он может понять любого грешника.

Это невероятно глубоко! Отец Браун в жизни совершенно безукоризненный человек. Но он человек. И он познал себя и знает, что он может все, что делают другие люди. И это правда. Но пока эта правда не откроется человеку, он судит всех других людей. Бог стучится в его сердце. Стучится с помощью литературы, и не только. Потому что любая литература показывает нам человека и призвана вызвать наше сострадание и понимание. И, читая литературу, мы познаем, что мы люди.

Сейчас люди не читают и поэтому такого не познают. Но есть другие произведения культуры, меньшего художественного достоинства. В современных произведениях разных коммерческих художеств почти нет образа художественного, ведь именно он – ключевая вещь, напоминающая нам о том, что все мы люди. Вызывая наше глубинное сопереживание, он открывает нам тайну, что все мы одного естества, одного существа, одного корня.

А когда человек игнорирует и литературу, и культуру, даже современную, и не слышит, и не видит, и продолжает судить, судить, судить и превозноситься, тогда Бог вздыхает и говорит: «Ну ладно. Тогда Я тебе покажу, какой ты». И тогда тот начинает делать то, за что судил другого. Он сразу этого не понимает, на это нужен определенный свет. Но, оставив человека, через какое-то время Бог является, открывается ему и говорит: «Вот смотри, и ты то же самое делаешь! Помнишь, как ты смеялся над братом своим, бросившим семью? Вот смотри – и ты бросил семью. Хорошо тебе? Плохо! А вернуть ничего не можешь. Вот так и брату твоему было плохо, но ты не видел этого и не пожалел его. Что ты хочешь? Сострадания? Понимания? Вернуть все хочешь? Иди к брату твоему, поплачь перед ним и скажи, что судил его напрасно. И, быть может, еще не поздно: смирись, и можно что-то исправить и вернуть».

И так с каждым. Ладно бросить семью. Но ведь можно и страшные вещи сделать: осудить убийцу и убить, осудить вора и украсть, осудить предателя и предать… И вся жизнь летит под откос. А сколько мы их таких высмеяли, осудили, как превознеслись... Что делать Богу? Во все это нас окунуть? Это же не сложно. Для этого не надо выдумывать ничего, все у нас внутри есть, надо просто оставить нас без Своей защиты, и мы сделаем все это. Ему жалко нас. Он не хочет, чтобы мы грешили. Он говорит: «Да смиритесь же вы! Да поймите же вы, что вы все просто люди, совершенно одинаковые. И все, что сделал великого один, может сделать и другой; и все, что страшного и смрадного сделал один, может сделать и другой. Чего вы превозноситесь друг над другом? Вы – просто люди».

И действительно, этот момент тоже важен. Если один достиг величия (не важно, если это мирское величие: стал богатым, или известным, или популярным, или святым), то и любой другой может это сделать. Любой! А если я не сделал, то мне есть за что себя упрекать. Если я не преподобный Серафим Саровский или не праведный Иоанн Кронштадтский, я не могу спокойно сидеть на диване и, болтая ногой, говорить: «Ну, так у них-то что? Они другие!» Не другие! Они такие же, просто Бога они любили больше, чем я. Вот сиди и плачь, что ты не любишь своего Бога, и укоряй себя. И нечего радоваться и восторгаться, ибо ты виноват. Ты не стал таким, каким должен быть, потому что не любил своего Бога, потому что не хотел смириться и признать хотя бы эту реальность, что ты не любишь своего Бога, а есть много великих и любящих Его.

Когда в этом плаче душа смирится, ты поймешь: да, ты не Иоанн Кронштадтский, но Бог любит тебя и такого. Это не вызывает радости, это вызывает трепет: какие замечательные люди жили и живут, сколько удивительных людей вокруг нас, какие они чудесные, какие они терпеливые! А смирение – это почти шаг, полный и настоящий шаг за пределы этой жизни в Царство Божие, потому что смирение есть вернейший вход под кров нашего негордого, как сказал Симеон Новый Богослов, Бога.

23-й абзац: «Не пренебрегай смиренного; он стоит тверже тебя, по земле ходит, и не скоро падет; а высокий, если падет, сокрушится». Надменность наша и превозношение над ближним чреваты падением. Смирение же видит себя хуже всех и стоит.

А почему смирение видит себя хуже всех? Потому, что смирившийся человек видит, что у каждого есть достоинства, которых у него нет. Он познал единство нашей человеческой природы и, познав, смирился. Смирившись, он начинает видеть, что у другого есть качества, которых у него нет.

Скажем, сидит какой-нибудь попрошайка, от него пахнет дурно, на улице минус двадцать пять. Он сидит два часа на морозе и просит денег. Можно пройти мимо него: «Эх ты, недотепа!» А можно восхититься: «А ты так сможешь? Ты сможешь просидеть два часа на морозе? Не сможешь?» Не надо, наверное, сидеть, но ты видишь, как он терпит. А ты не можешь потерпеть маленькой вещи, ты совершенно разучился терпеть. И ты начнешь уважать брата твоего за то, чего у тебя нет.

А у другого другое качество – настойчивость. А у третьего к терпению и настойчивости еще и безропотность. Он живет в какой-нибудь развалившейся квартире или хате, в развалившемся доме. Живет и радуется, когда ему приносят булку хлеба, хотя с потолка течет вода или сыплется штукатурка. Он этого даже не видит. А мы?

И вот так, видя кругом достоинства и качества человека, их проявления в другом человеческом существе, ты учишься видеть красоту каждого. Но это будет не раньше, чем ты поймешь, что все мы люди. Когда ты переживешь в опыте общения со Христом свое единосущие, свое единство с родом человеческим, когда это почувствуешь, то и поймешь это, приблизишься к тому, о чем сказал преподобный Паисий Святогорец: чужая боль становится своей.

30-й абзац: «Когда взойдешь на высоту добродетелей, – тогда великая тебе потребность в ограждении: ибо, если упадет стоящий на полу, то скоро встанет, а упавший с высоты подвергается опасности умереть». Вот это и необходимо нам сделать, необходимо помнить: чтобы ограждать себя от падения, необходимо делать определенные усилия в этом направлении. А для этого самое главное, а, может быть, первое: все мои добрые качества, все мои добродетели, чем я в обычном состоянии горжусь, не должны быть соотносимы со мной. Не должны! Это все дары Бога, это не я. Все лучшее и доброе, как у винограда на лозе, как у яблока на яблоне, это от корня, это от Христа. Это Он! Я укоренился в Нем, привит к Нему и потому смог произвести какой-то плод. Это ко мне не имеет отношения, это слава моего Бога.

И человек не может взойти даже на следующую ступень добродетелей, хоть на пять сантиметров от пола, пока не начнет учиться этому деланию: помнить о том, что все, что у него хорошего есть, это действие благодати Божией. И эти действия, и эти дары опять-таки со мной не соотносятся. Это не моя заслуга, это Его щедрость. И, сознавая, что Он щедр, я отчетливо сознаю, что сам я этой щедрости по отношению к другим не являю, любовь Его другим не отдаю, дарами, данными мне для облегчения жизни других, не пользуюсь.

Вот эти два начальных действия, которым вообще-то любой восходящий путем добродетели учится на каждой ступени, это два необходимейших действия, ограждающих нас от падения на любой из ступеней. И никто не взойдет чуть выше, чем другой, пока этим двум деланиям не научится. Не соотносить никогда все, что у меня есть, с моей персоной, все это Его слава и Его дары, и эта Его слава и эти Его дары не заслужены мной, а я только очень неказисто, нехорошо, неправильно, неумело, а порой и просто лениво и жадно этими дарами пользуюсь.

Записала:
Инна Корепанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс