Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №42 (1179) → Протоиерей Вадим Буренин: Воспитание души

Протоиерей Вадим Буренин: Воспитание души

№42 (1179) / 2 ноября ‘22

Беседы с батюшкой

Тема передачи – воспитание души. Нам всегда казалось, что мы все знаем, что такое воспитание. Потому что мы все воспитывали и воспитываем детей, воспитываем людей. Термин «воспитание» всем хорошо знаком. Но как только мы говорим о воспитании души, возникает очень много вопросов.

Можно ли вообще воспитать душу? Мы вроде бы к этому не имеем никакого отношения. Нам Сам Господь дал душу, вдохнул ее в нас. Именно этим мы отличаемся от земли. Воспитывать духовность, наверное, каким-то образом можно. Это в школе делают. А вот что такое воспитание души?

– Прежде всего, хочу напомнить, возлюбленные братья и сестры, что этот телеканал живет на ваши добровольные пожертвования. Поэтому, Христа ради, помогайте телеканалу, у кого есть такая возможность, как Евангельская вдовица, бросившая две последние лепты. А некоторые богатые приходили и бросали много от своих щедрот. У них было достаточно. Вот у кого достаточно средств, помогайте нашему телеканалу, насколько это возможно. И не только разово, а на постоянной основе. Если этот телеканал нужен, а я знаю, что он нужен, прошу жертвовать на него.

Я недавно посещал Белоруссию. Приехал в Минск, зашел в кафедральный собор и встретил людей, которые смотрят телеканал «Союз». Они, в свою очередь, увидели меня, и произошло настоящее духовное общение. Хотелось бы, чтобы телеканал и дальше дарил радость людям во всех уголках земного шара, где смотрят телеканал «Союз», дарил возможность получать ту духовную пищу, которая действительно необходима. Поэтому помогай вам Господь! Да благословит Господь жертву вашу!

Когда мы говорим о необходимости воспитания души, мы говорим о том, что каждый человек, получивший бессмертную душу, дальше имеет возможность здесь, на земле, приложив определенные усилия, достичь богообщения. Священное Писание повествует нам о том, что у нас есть образ, а дальше мы должны достичь богоподобия. Чтобы достичь богоподобия, нужно приложить усилия.

Маленькие дети очень внимательно смотрят прежде всего на тех, рядом с кем они находятся, то есть на своих родителей, бабушек, дедушек, на тетю, дядю, родных и близких. Они все подмечают и складывают в своей душе. Здесь очень важно, чтобы наш личный пример детям помог в дальнейшем в духовной жизни.

Я недавно посетил Могилев, где молился в монастыре Святителя Николая Чудотворца. Там на сегодняшний день есть освященное изображение Царя-батюшки Николая II, и к этому изображению специально прикрепили копеечку. Когда в Могилеве была ставка главнокомандующего, Николай II подарил эту копеечку мальчику. Этот мальчик пережил советский период и дожил до того момента, когда уже в современной России был открыт монастырь. Он рассказал эту историю и передал копеечку.

Такой благой пример любви, милосердия, сострадания, необходимости помощи ближнему помогает с детства пронести в себе искру Божию в течение всей жизни. Этот человек прожил более 90 лет, и он в себе хранил память: о том, что он молился в храме, о том, что у него была такая удивительная встреча. Это помогло ему воспитать себя как верующего человека, он прожил долгую жизнь и прожил ее с Богом. В нашей повседневной жизни есть много и других замечательных примеров, помогающих человеку в течение всей жизни.

Некоторое время назад мы вспоминали родителей преподобного Сергия Радонежского: преподобных схимонаха Кирилла и схимонахиню Марию. Вот как они воспитали своих чад, что сейчас вся Русская земля молится преподобному Сергию и просит у него помощи как у игумена земли Русской, как у молитвенника за землю Русскую! Это же тоже воспитание, и такое воспитание позволило в дальнейшем человеку, сначала молодому, а потом и в совершеннолетии, делать правильные поступки и жить праведной жизнью, ставшей примером для других людей. Преподобный Сергий, в свою очередь, воспитал учеников, которые создали монастыри. 50 монастырей! Вот свидетельство того, что праведник своим благим примером, своим подвигом жизни дает возможность и всем окружающим свидетельствовать об Истине, более того, Истину показывать делом.

Вопрос телезрителя из Гатчины: «Когда рождается ребенок, его в основном крестят в самом раннем детстве. А с чего и как начать воспитывать душу ребенка?»

– Скажу на примере своей собственной семьи. В нашей многодетной семье каждый ребенок находился рядом с родителями в одном помещении и видел, как мама и папа между собой общаются, как они постоянно молятся, как проявляют любовь. В данном случае любовь совершенно понятная: с ребенком и гуляют на улице, и посещают православный храм, и общаются с родственниками. Это все откладывается в его душе, в его памяти.

Особенно важен период с 3 до 6 лет, когда ребенок впитывает в себя все как губка. В этот период нужно очень внимательно относиться прежде всего к себе: чтобы родители на глазах ребенка являли достойный пример подражания. Я могу рассказать про своих родителей. Они на моих глазах, например, никогда не ругались. Бабушки и дедушки на моих глазах никогда отношения не выясняли. Я не помню ни одного случая! Мой брат тоже ощущал полноценную любовь.

Благочестивое поведение и родителей, и родных дает возможность ребенку воспитываться именно в этом духе – духе любви, когда проявляется любовь и к Богу, и к своим ближним. Ребенок это в себя впитывает и учится тому, что именно так нужно себя вести. Кроме того, ребенок опять-таки слышит, как между собой общаются родители, бабушки, дедушки. Это общение он тоже запоминает. И, впитав в себя это, в дальнейшем живет таким образом, что его жизнь выстраивается исходя из всего того, что он видел, что слышал, и всего того, чему его научили его родные и близкие.

И, конечно же, храм Божий! Потому что, когда мы приносим туда ребенка, он в храме Божием получает особую любовь Божию через Святое Причастие. Детей ни в коем случае нельзя лишать Причастия. Надо обязательно приносить детей в храм, и надо, чтобы дети регулярно причащались. И родители должны причащаться, чтобы дети видели, что папа и мама не только принесли свое чадо, но и сами участвуют в жизни Церкви. Ребенок к этому должен привыкать. Он должен видеть, что папа и мама идут на Исповедь, прикладываются к иконам, прикладываются ко кресту, причащаются, и через это ребенок тоже ко всему этому привыкает.

Это, наверное, самая лучшая педагогика. Было бы хорошо, если бы все было заключено только в этом общении. Но мы же сталкиваемся с таким «сложным» обстоятельством как школа.

Потому что сталкиваешься с такими проблемами, которые не решить однозначно. В случае, если ребенок приучен к Церкви, наверное, с этим можно справиться. Но Вы сталкивались с тем, что школа наложила какой-то сложный отпечаток на Ваших чад?

– Безусловно, я с этим сталкивался. Но все-таки начнем с детского сада. Для нас очень важно, чтобы была некая идео- логия, чтобы мы воспитывали детей в рамках духовно-нравственных традиций, чтобы была определенная система ценностей. Недаром Президент поручил до конца года определить, что такое духовно-нравственные ценности. Сейчас нашему обществу предстоит для себя уяснить, в какой системе ценностей мы существуем. Все последние десятилетия против нас работает общая идеологическая машина Запада, а у нас нет противопоставления собственной идеологией.

Потому что идеологии можно противостоять только идеологией. На сегодняшний день те проблемы, которые были в последнее десятилетие, очень актуальны.

Дети привносят в детский сад все то, что наблюдают у себя дома. Неоднократно приходилось сталкиваться с такой ситуацией, когда родители пытались общаться с воспитателями детских садов, объясняя, что необходимо помочь детям, чтобы у них был правильный взгляд на общение друг с другом. Потому что иногда общение необходимо корректировать. И здесь есть сложности. И сам я неоднократно общался с молодыми воспитательницами, которые у меня учились в высшем учебном заведении, с некоторыми преподавателями мне приходилось общаться в храме. Такое общение помогает формировать мировоззрение таким образом, чтобы воспитание детей было не абы каким, а духовным.

Вопрос телезрительницы из Гомеля: «Если родители неверующие, как они могут правильно воспитать своих детей?»

– Действительно, у нас значительная часть населения страны позиционируют себя неверующими. Многим так значительно проще жить, потому что нет никакой ответственности, нет системы ценностей: делай все, что хочешь, все дозволено. Правда, некоторые боятся Уголовного кодекса, гражданской ответственности, если им об этом напоминают. Но в подавляющем большинстве люди не хотят никакой ответственности, тем более, когда это связано с духовно-нравственными традициями и тем, что является ценным в глазах других людей. В связи с этим мы наблюдаем различные чудовищные явления, когда, например, молодой человек, называя себя сатанистом, приходит в храм и заявляет, что якобы голос ему сказал, что надо убить священника. Подобные проявления напрямую связаны с тем, что не было соответствующего духовного воспитания, в то же время нет чувства ответственности за совершаемые поступки. Есть некоторое непонимание реальной жизни общества.

Поэтому вопрос телезрительницы совершенно правильный. Здесь важно, чтобы каждый осознал, что ему важно заботиться не только о своем теле, но и о своей душе. Например, любой человек знает, что есть Правила дорожного движения, и, если пойдешь в неправильном месте, машина может сбить. Он понимает, что если поступит так-то и так-то, наступят определенные последствия, поэтому старается соблюдать какие-то нормы и правила.

Но нужно соблюдать и правила, касающиеся духовной безопасности. Здесь тоже необходимо людей воспитывать. Но должного внимания этому на сегодняшний день, к сожалению, не уделяется. Почему? Потому что нет соответствующей идеологической машины, которая действовала бы в нашей стране таким образом, чтобы люди, имея свободу, находились в определенных рамках и не нарушали свободы других. Сейчас у людей какое-то чувство безответственности, они считают, что могут делать все, что в голову взбредет. А взбредают обычно вещи разрушительного плана. Например, тот молодой человек почему-то не захотел подмести территорию рядом с храмом или сделать еще какое-то доброе дело, но захотел совершить разрушительные действия.

Это говорит о том, что обществу необходимо проявлять внимание к вопросам, связанным с воспитанием. Когда мы говорим о воспитании человека, все должно быть гармонично, то есть внимание должно уделяться и воспитанию души, и воспитанию нормам поведения, которые не нарушали бы духовно-нравственных традиций, существующих в нашем обществе.

Проходя однажды мимо своего дома, увидел такую сцену: женщина примерно 60 лет говорила своей знакомой: «Поздно меня воспитывать, я уже взрослая, не надо меня учить жить». Я согласен, что учить жить – это ужасно, и, наверное, это трудно перенести. Но, с другой стороны, разве можно быть убежденным в том, что уже поздно воспитывать свою душу? До какого времени человек вообще имеет возможность быть подвижным в духовном и душевном плане?

– Пока человек жив, нельзя терять надежды. И у меня есть замечательные тому примеры. Например, знаю человека в преклонных годах, он уже на пенсии. До этого он очень много пил, но теперь прекратил пьянствовать и благодаря своей супруге обратился к Богу, начал регулярно посещать храм Божий вместе с супругой и живет во славу Божию. Супруга своим примером показывала кротость, терпеливость, смирение, не бросила его, когда он пил. И это помогло ему, спустя десятилетия, прийти к Богу. Это подвиг жизни женщины, она проявила настоящую, подлинную любовь.

А что мы наблюдаем сплошь и рядом? Кто-то что-то не то сказал или не так посмотрел, или просто произошло недопонимание, и человек не хочет дальше общаться. У подавляющего большинства людей еще и авторитетов нет. Мы же видим, как в средствах массовой информации некоторые позволяют себе совершенно необоснованное критиканство Святейшего Патриарха, епископата, духовенства и чувствуют полную безответственность. Они считают, что демократия предполагает вот такую вседозволенность. На самом деле это не так. Это вещи недопустимые.

Построение нашего гражданского общества на основе духовно-нравственных традиций возможно только в том варианте, когда есть система ценностей и все общество этой системы ценностей придерживается. А у нас даже СМИ позволяют себе определенные высказывания, откровенно говоря, грязь, что недопустимо в здоровом обществе. Мы понимаем, что наше общество в значительной степени больное, и нужно прикладывать еще много усилий для того, чтобы общество становилось таким, где люди смогли бы спасаться и стать в дальнейшем наследниками Царства Небесного.

Наверное, для православного человека и вообще для христианина воспитание души – не умозрительный процесс. Часто и страдания, и боль воспитывают душу. Может ли горе, беда, испытания воспитывать душу? Или это приводит только к горестному ощущению жизни?

– Они могут способствовать тому, чтобы мы не озлобились, а пришли к Богу и начали духовную жизнь. И мы наблюдаем таких людей, которые, столкнувшись с той или иной жизненной проблемой, приходят в храм Божий, начинают общение в лоне Церкви и в дальнейшем становятся духовными людьми, настоящими христианами. С другой стороны, мы наблюдаем и иную ситуацию, когда люди озлобляются и с возмущением ропщут на свою жизнь, таким образом губят свою бессмертную душу.

Знаю, что во время войны люди приходили в храм «Кулич и Пасха». Он был закрыт во время войны, его открыли только в 1946 году, но люди приходили к разграбленной закрытой церкви и молились, прислонившись к стенам храма. Такая же история была в храме Димитрия Солунского: люди шли по морозу очень далеко, в Коломяги, чтобы помолиться в этом храме. Казалось бы, в атеистическом государстве, в эпоху, когда совсем не было возможности воспитывать человека в церковно-духовном общении, такое было массово. Почему же сейчас, когда храмы открыты, люди в них не идут?

– Вспомните, Сталин обратился ко всем гражданам страны со словами: «Братья и сестры». Он обратился со словами, понятными каждому жителю страны, и это обращение помогло людям осознать, что они друг другу братья и сестры и что они должны защищать родную землю своих предков.

Последние десятилетия у нас строилось общество потребления. Мы постоянно наблюдали дискредитацию духовенства, убийство священнослужителей. Вспомните, как застрелили отца Даниила Сысоева. Это было не в какой-то глухой деревне, а в Москве. Мы знаем, что многих священнослужителей сжигали семьями. Мы вспоминаем всех погибших священнослужителей. Таких немало.

Дискредитация, которая велась и ведется, привела к тому, что многие могут откровенно говорить священнику в лицо: «Батюшка, вы врете». Это говорится совершенно безапелляционно, причем люди зачастую сами не являются специалистами в той или иной области. Конечно, все это дает о себе знать. И с этим нужно что-то делать. В обществе должна воспитываться такая система ценностей, которая не должна позволять вести себя недопустимым образом. Когда человек среднего возраста может говорить пожилому священнику подобного рода слова, это совершенно недопустимо. Даже чисто по-человечески недопустимо проявлять такое неуважение. Но нам приходится постоянно с этим сталкиваться.

В обществе потребления, которое на сегодняшний день имеет место быть, возникают чудовищные ситуации, в том числе и в отношении воспитания подрастающего поколения. Воспитанию души должно уделяться очень большое внимание, но, к сожалению, не уделяется. У нас и учебники по психологии не говорят о том, что нужно воспитывать именно душу. Там пишут совершенно о другом, сводя все к вещам, лежащим на поверхности. Но мы ведь должны говорить о формировании именно внутренней составляющей человека, чтобы все было в гармонии. Для этого нужно, чтобы были подготовлены и преподаватели, которые могут помогать, в том числе, школьникам. У нас даже с системой преподавания «Основ православной культуры» проблемы.

Может быть, в этом и залог успеха. Если каждый будет ответственен за воспитание своей души, тогда, может быть, что-то изменится. Наверное, сложно всем нам нести еще и общую ответственность. Может быть, стоит начать именно с личной ответственности и воспитывать свою душу?

– Безусловно, личная ответственность должна быть прежде всего. Но когда мы говорим о воспитании подрастающего поколения, то, с одной стороны, активное участие в этом должна принимать семья; с другой стороны, школа, детский сад, высшие учебные заведения должны принимать самое деятельное участие. Мы должны понимать, какое общество хотим видеть в будущем, у нас должен быть образ будущего. На сегодняшний день этого образа будущего у нас нет.

В лоне Церкви мы прикладываем все усилия. Мы понимаем, что Церковь будет существовать до скончания времен, и именно в Церкви человек будет получать все, что необходимо для духовной жизни. Но за стенами Церкви как института тоже должна быть духовная жизнь.

Храни всех Господь!

Записали:
Таисия Зыкова
и Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс