Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Время сейчас тяжелое: курсы валют меняются, грехи одолевают, проблемы на работе, денег мало... Но мы все время говорим о радостях христианства. Чему же радоваться? И что это за радость настоящего христианина?
– В Евангелии Христос говорит Своим ученикам и всему народу, чтобы они радовались, несмотря на все проблемы. И эта радость парадоксальная. Он говорит: блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на Небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас. Господь предлагает нам даже в наших неудачах, страданиях и плохих моментах увидеть перспективу вечности, что Он когда-то сможет нас утешить. В Священном Писании сказано, что Бог утрет наши слезы.
Христианская радость – это добродетель. И она прямо противоположна угару, веселью, безудержному хохоту и радости от каких-то мимолетных вещей, не относящихся к Царствию Божию. Мы призваны почувствовать эту радость в Боге как некий дар. Святые отцы пишут, что она является наградой за добродетель: подал нищему милостыню, простил ближнему какой-то его проступок – Господь наградит тебя радостью. Человек заряжается ей, когда начинает идти за Христом.
Сам Господь прошел тернистый путь неудач, предательств, недоброжелательности и всего того, что Он вкусил от человеческих сердец и рук. Но, с другой стороны, Он всегда был на позитиве. Он говорил апостолам, что не нужно унывать. В прощальной беседе, когда Христос рассказывал, что Ему придется идти на смерть, что их будут гнать, что история закрутится вокруг этой финальной Евангельской драмы, Он постоянно говорит: «Радуйтесь, потому что потом мы встретимся. Я вас не забуду. Придет иной Утешитель».
Это удивительная радость сквозь Крест. Мы поем: «се бо прииде Крестом радость всему миру». Такая радость может быть только христианской.
Сторонний человек посмотрит на это и подумает: «А чего они каются в грехах, плачут и тут же радуются?» Наверное, это можно понять только изнутри.
Однажды меня спросили: «А зачем Вы носите крест на груди? Ведь это же страшнейшее оружие пытки, мучения, истязания, смерти. Зачем носить такой символ на себе?» В этом парадокс. Христос принес радость, не отворачиваясь от проблем и страданий, а, наоборот, входя в страдания и изнутри побеждая их.
Он открывает двери Царства Божия для того, чтобы человек смог увидеть надежду и не потерять веру, не впасть в отчаяние. Ропот, маловерие, малодушие, грусть, уныние, тоска – противоположные радости греховные страсти. Варсонофий Великий пишет, что бывает радость и не о Господе. Например, злорадство. И даже дьявол может радоваться, когда человек в отчаянии. Белое сменяется черным, когда мы теряем Господа в этой жизни. Нам нужно каждый раз обновлять эту радость с помощью Причастия. После этого мы читаем молитву, прося Господа укрепить нас в радости и веселии. Люди чаще всего ее не слышат, потому что в это время поет хор. Сам Господь есть эта радость.
Как понять, что радость – это добродетель?
– Господь создал нас для радости, добра, жизни, мира и любви. Но после грехопадения мы утратили это состояние. И ради того, чтобы вернуть нам радость, Господь проходит через все тернии, восходит на Крест, сходит в глубины ада и Воскресает.
Евангелие от Луки начинается с благовестия: Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою. Мария отвечает: и возрадовася Дух мой о Бозе Спасе моем. А заканчивается повествование тем, что апостолы с радостию великою возвратились в Иерусалим.
Добродетель заключается в том, чтобы человек выбрал радость как свое состояние в этой жизни. Часто он закапывает сам себя в унынии, печали, проблемах так, что потом ему в каком-то смысле даже приятно находиться в этом состоянии, чувствовать себя жертвой, думать о грехах больше, чем нужно, каждый раз повторять их на Исповеди, делать скорбный вид. Христос ругал фарисеев: «Зачем вы делаете такие постные лица, показывая всем свою набожность? Умойте лицо, приведите себя в порядок, будьте радостными, потому что пост ваш – в Боге».
Добродетель в том, что мы должны сами в себе культивировать и стяжать радость с Божией помощью. Нам нужно молиться Богу, чтобы Он сделал нас радостными, сердечными, милосердными. Если христианин не будет радостным, то кто тогда? Если мы не обретем радость в Боге, то кто нам сможет ее подарить? В таком случае мы не сможем утешать других людей, у нас не будет никакого ресурса, мы не сможем ничем поделиться, ведь мы сами не знаем, как быть счастливыми. У нас есть заповеди блаженств. А это высшая категория счастья. Но это блаженство парадоксальное.
Серафим Саровский говорил: «Христос Воскресе, радость моя!», несмотря на невзгоды, выпавшие на его долю. Сколько было в его жизни разных моментов, когда он мог умереть, но все равно осталась радость. Это дар Божий? Когда приходишь в храм и тебя все раздражают, когда абсолютно не испытываешь никакого удовлетворения, нужно просить Господа: «Дай мне эту радость»?
– Иногда и так. Эта радость не свалится вдруг на тебя. Но к ней нужно стремиться, как и к другим добродетелям. Апостол Павел пишет в Послании к Галатам, что первый плод Духа – это любовь, а второй – радость. Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь. И, между прочим, он писал это из тюрьмы. Это тоже звучит парадоксально. Но, видимо, это внутреннее состояние не пришло просто так. У Павла, как и Серафима Саровского, как и у Самого Христа, был очень трудный путь. Практически все святые несли свой крест с большим трудом, через серьезные страдания, но при этом учили радости. Мы должны стремиться к ней, несмотря на невзгоды.
Паисий Святогорец вымаливал себе онкологию, но при этом у него не было уныния. Он молился, чтобы Господь послал ему рак. Зачем? Он хотел изнутри иметь опыт, с помощью которого смог бы утешать другого человека. Мы никогда не сможем понять, что чувствует тяжело больной, если не находимся в такой же ситуации. Это можно понять только изнутри. Тогда сможешь сказать: «Я с тобой в одной лодке, я такой же, как ты». Наверное, поэтому у него было больше дерзновения и возможностей для того, чтобы утешать других людей.
Амвросий Оптинский всю жизнь болел. В конце жизни он вообще не вставал с постели. И при этом к нему съезжалась вся Россия, чтобы получить утешение. Парадокс на парадоксе. Как и сам крест, как и сама радость. Чему радоваться?
Но на самом деле Господь же никуда не ушел. Он говорит: «Я с вами до скончания века». То есть всегда. И даже в самые трудные моменты Евангельских событий апостолы обнаружили, что Господь с ними. Когда началась буря и апостолы разбудили Христа, Он их укоряет: «Что ж вы так боязливы, маловерные? Я здесь. Я с вами, несмотря ни на что. И сейчас специально медлю, чтобы укрепить вас с вере».
Бывают моменты, когда ты понимаешь, что один. У тебя может быть семья, родители живы, все, казалось бы, хорошо, но при этом чувствуешь полное одиночество в душе. Ты спрашиваешь: «Господи, что же происходит? Где Ты? Где я должен быть?» Как поступать в этой ситуации?
– Да, у людей бывают такие состояния, это как раз есть что-то похожее на отчаяние и уныние, когда опускаются руки. В такой момент в первую очередь нужно постоянно напоминать себе, что все пройдет. Это состояние не есть норма, Бог не хочет, чтобы мы находились в нем. И, если я не чувствую Бога, это не значит, что Его нет рядом. Посмотрите на жития святых или подвижников. Когда протоиерей Сергий Булгаков лежал с онкологией горла на Страстной седмице у себя дома и плакал от того, что не может служить, как другие священники, он вдруг прозревает и видит, как рядом с ним на кровати лежит умирающий Христос. Так он записал в своих дневниках. На самом дне страданий ты обнаружишь, что Господь и тогда с тобой.
Нужно помнить, что это состояние пройдет, и использовать любые средства – молитву, пост, общение с людьми, Исповедь, Причастие Святых Христовых Таин, другие таинства, чтобы почувствовать присутствие Бога в своей жизни. Чем быстрее мы выйдем из такого состояния, тем лучше. Иногда Господь педагогически допускает такие искушения даже таким людям, которые живут святой жизнью, чтобы они что-либо поменяли в своей жизни, достигли некоего совершенства. Иногда нам это посылается, чтобы мы почувствовали свою зависимость от Бога. Иногда нам не хватает элементарной благодарности. Когда Господь исцеляет десять прокаженных, возвращается лишь один. Большинство людей не собираются с Богом строить продолжительных отношений. Или, может быть, Господь отпускает таким образом человека, чтобы тот понял, как ему будет без Бога. Свобода выбора: если человек хочет уйти, он может это сделать. Но потом он возвращается, поскольку понимает, что ни материальные блага, ни социальный статус, ни восхищение общества не нужны без Бога.
Вопрос телезрителя: «Иногда хочется посмотреть какие-то комедии, юмористические передачи. Плохо ли это? Можно ли благодаря им получать спокойствие, радость, веселие?»
– Чувство юмора и здоровый смех всегда помогают, даже в борьбе с унынием, с депрессией. Мне вспоминается случай из жития преподобного Антония Великого. Однажды он гулял со своими братьями, и какой-то человек увидел, что они смеются. Он подошел к Антонию и спрашивает: «Как же так? Вы же отшельники, монахи. Что ж вы радуетесь, смеетесь?» Антоний отвечает: «Возьми лук и натяни». Он натянул. «Еще больше натяни». Человек говорит: «Если еще натяну, тетива лопнет». Антоний ему говорит: «То же самое и в жизни. Если мы перегнем палку в ту или иную сторону, все сломается».
Здоровый смех продлевает жизнь. Он продлевает и наше общение с Богом. В Евангелии Сам Господь шутит, какие-то вещи говорит иронически. Мы не всегда это вычитываем, потому что настроены очень серьезно воспринимать, что Он скажет. Мы всегда представляем себе сурового Господа. Но это не так. Например, Он просит Петра заплатить дидрахму, вынув ее из рыбы. Мне кажется, это удивительно. Он же не отказывается заплатить, не возмущается требованием. Нет, Он говорит Петру поймать рыбу и вынуть из нее дидрахму. Как в сказке.
Смех смеху рознь. Так же и с передачами. Но всегда можно смотреть, например, какие-то советские комедии, они без пошлости, мата, без того, что вводит в грех. Чувство юмора было присуще и святым людям тоже. Иногда даже окружающие удивлялись: монах, аскет, но вдруг пошутил. Такого не ожидаешь. Это плоды радости.
Вопрос телезрителя: «Как сохранить в себе радость от принятия Тела и Крови Христовых? Как только мы выходим из храма, сразу подвергаемся различным искушениям, теряем бдительность и благодать».
– Это очень актуально. Мне как священнику это делать проще. Когда все уходят, я остаюсь в храме. У меня есть время, я не бегу на работу, хотя, конечно, иногда нужно идти кого-то причащать или отпевать. Но в любом случае священнику это дается легче. А тем, кто выходит из храма, в первую очередь нужно молиться об этом. Мы привыкли перед евхаристическими Дарами молиться: Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос. И мы как бы думаем, что это и есть наш ответ. Но важно к этому также добавлять еще какие-то свои слова, просить Господа о чем-то. Если вам что-то нужно, то это и есть самый актуальный момент об этом сказать. «Господи, мне не хватает радости, благодарности, терпения по отношению к ближним. Нет ощущения, что это некое чудо, что я могу с Тобой соединиться».
Причастие – это как Евангельское чудо встречи человека больного, истерзанного грехом, может быть, одержимого бесами, и Спасителя, Который говорит: «Я рядом с тобой. Чего ты хочешь?» Нам нужно каждый раз для себя актуализировать эту встречу, отвечать себе на вопросы: «Куда и зачем я сейчас иду?» И тогда Господь, зная наши недоработки, нашу неполноценность, будет восполнять это каким-то образом. Он даст нам дар радости. Это не мы его в себе культивируем. Радоваться намеренно так просто не получится. Хотя у некоторых людей с рождения есть такой дар, они всегда на позитиве. Но у большинства такого нет.
Надо молиться и использовать для этого любые средства. Конечно, будут искушения, мы об этом заранее знаем, но кто предупрежден, тот вооружен. Также важно заранее не делать того, что может привести к снижению уровня радости, стараться меньше общаться на пустые темы, не растрачивать себя попусту, не отвечать на какие-то искушения в метро и транспорте по дороге на работу и так далее.
Вопрос телезрителя: «Люди, которые постоянно веселые и радостные, очень раздражают. Что с этим делать? В чем здесь проблема?»
– Да, бывает такое. Что делать? Может быть, чему-то поучиться у такого человека. Оптимизм – это хорошо. И когда мы заряжаемся от кого-то – это здорово. Действительно, бывает такая христианская радость. У человека, может быть, все плохо в жизни, даже хуже, чем у того, кто не радуется, но при этом есть чувство позитива. Может, это генетика, или воспитание, или в детстве комедий много смотрел и у него такая закваска произошла, а, может, просто он верующий. Есть категория людей, которых в древности называли «анонимные христиане». То есть они не христиане по вероисповеданию или образу жизни, но при этом имеют от Бога некий дар и идут Ему навстречу.
Но все-таки мы всегда говорим, что радость истинная только в храме, что это участие в таинствах. По-другому, получается, это невозможно? Или когда милостыню даешь...
– В любом случае – в Боге, то есть в добродетели, молитве, Евхаристии… Конечно, есть радость и у людей, находящихся вне Церкви, но она фрагментарная (как настроение). Настроение зависит от многого (например, от погоды). У христианина нет такой зависимости. И, например, есть такое чувство: злорадство. Человек может радоваться, но причина-то другая: кому-то плохо, а ты радуешься. Или радость от вещей нехороших, от каких-то грехов, например. Человек может быть наркоманом, но при этом получает огромную дозу радости. Но за эту дозу радости он платит тем, что свою жизнь отдает дьяволу. Поэтому радость радости рознь. Еще бывает веселие угарное, когда человек внешне веселится, а внутри у него душа, может, вообще уже истлела.
То есть это тоже сатанинское состояние, когда человек теряет нити управления собой, не видит смысла жизни и в каком-то угаре совершает что-то страшное. Поэтому христианская радость, о которой мы говорим, никогда не бывает без других добродетелей – без любви, терпения, мужества, благожелательности, снисходительности, то есть без всего того, чем Господь награждает радующегося.
Вопрос телезрителя: Есть такие строки: «Слава Богу за все: и за скорбь, и за радость». Я очень сложно к этому отношусь, потому что, казалось бы, заунывная тема, но в этом что-то есть на самом деле. Как мы можем благодарить за скорбь? Как можно благодарить, если уходят близкие люди? Как здесь благодарить Бога, находиться с Ним в радости, даже участвуя в таинствах?
– Владыка Антоний (Сурожский), когда начинал отпевание (а оно начинается общим возгласом: «Благословен Бог наш…»), потом говорил: «А вы представляете то, что я произношу? Это для вас актуально? Вы сейчас потеряли человека, вы со мной согласны? Вы можете сказать: „Аминь“ на то, что Бог благословен даже в такой ситуации?»
И, конечно, это предельный вопрос: чему мы радуемся? Опять же мы радуемся не тому, что человек умер, горю, которое постигло его родственников. Мы радуемся тому, что, может быть, если этот человек жил правильно, он обрел себя в Боге, он в Царствии Небесном. Тому, что, когда мы умрем, все там встретимся. Тому, что теперь двери рая не заперты ни для кого, потому что Господь нас спас от смерти Своей смертью. Тому, что в принципе человек бессмертен, и когда-то Господь его воскресит в этом теле, которое мы сейчас провожаем.
Поэтому у нас радостотворная печаль, то есть печаль, соединенная с радостью. Апостол Павел говорил: «Радуйтесь с радующимися и печальтесь с печалящимися». Со скорбящими скорбите, с теми, кому плохо, разделяйте это состояние. Здесь смешение и того, и другого. Но Иоанн Златоуст своей пастве давал такой наказ: на отпевание приходить только в белом.
Это как раз рудименты того, что, если человек стремился к Богу, он достиг своей цели. Другое дело, что Иоанн Златоуст не говорит радоваться обо всех. Если человек жил не по-христиански, здесь радоваться нечему. То есть нам сейчас нужно очень много трудиться, поститься, молиться, подавать милостыню, причащаться и скорбеть о нем. Но при этом все очень двояко: с одной стороны, радоваться, что, может быть, мы что-то можем поменять, с другой стороны, мы никогда не потеряем надежду. До Второго Пришествия участь любого из нас не определена до конца. Даже если человек очень плохо жил, как разбойник на кресте, он в последний момент, может быть, в Царство Божие, как на ступеньку уходящего поезда, может запрыгнуть.
А с другой стороны, печаль никуда не уходит, это естественно – скорбеть и задавать вопросы Богу, когда тебе плохо. И здесь быть честным перед Богом предельно важно для радости. То есть плохо тебе – прямо скажи: «Господи, мне плохо, я не буду скрываться за фразами: „на все воля Божия“, „как мне хорошо“». Такие ролевые игры могут привести к раздвоенности: мы вроде и должны благодарить Бога, но внутри-то не благодарим, состояние у нас совершенно другое. И человек начинает играть, говорить, что так, наверное, лучше. Поэтому, мне кажется, стоит отношения с Богом выстраивать всегда предельно честно.
И нужно разговаривать с Богом. Даже сидя здесь, мы можем сказать: «Господи, помоги». Он нас слышит, помогает, может быть, не так, как мы хотим, но что-то происходит. Мы этого не можем объяснить, но великая радость, что мы можем так сказать. Мы иногда про это забываем и живем в каких-то своих мыслях, а на самом деле все очень близко, рядом.
– Царствие Божие внутри нас.
Записали:
Анна Вострокнутова
и Елена Кузоро
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.