Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Кажется, тяжело быть равнодушным во времена испытания, но часто можно увидеть: чем сильнее давление внешних обстоятельств, тем чаще человек на них реагирует равнодушно. Это своеобразная защитная реакция. Равнодушие – беда, а эта страсть – страдание.
– Вы перечислили все термины и дали им определенную формулировку. Равнодушие – это страсть. Им можно страдать, и от него можно страдать. Слова «страсть» и «страдание» имеют одно и то же смысловое значение. Страсти Христовы – это страдания Христовы.
Равнодушие очень интересное явление в жизни индивидуума и общества. Да, это может быть защитной реакцией. Я не психиатр и мыслю как обыватель, но исхожу из того, что знаю благодаря общению с психотерапевтами и психиатрами. Равнодушие может быть защитной реакцией человеческой психики. Индивид, не страдающий определенными психическими отклонениями, может иногда сталкиваться с защитными реакциями, которые так или иначе выводят его за рамки нормы психиатрического состояния.
Равнодушие – значит равность душ. То есть человек считает, что другой абсолютно равен с ним. Он воспринимает его как личность, которая мыслит так же. Я смотрю на этот объект таким образом и сразу, заочно и безапелляционно, предполагаю, что и вы должны смотреть точно так же на этот объект и видеть его таким же образом. Иными словами, я отрицаю ваше личное отношение к этому явлению или объекту, не принимаю вашу точку зрения. Я уверен, что мы воспринимаем реальность одинаково, смотрим на мир одними и теми же глазами. Но это не так. Каждый – личность и имеет свои собственные врожденные и приобретенные характеристики.
Термин «равнодушие» предполагает отрицание личностных характеристик, как если бы я не хотел их воспринимать. У этого слова есть синоним – «безразличие». Между ними можно поставить знак равенства. Равнодушие означает то, что я отрицаю вашу точку зрения и считаю, что у нас равные души, что мы должны смотреть на все одинаково. А безразличие – когда я отрицаю различие между нами. А различие, реально существует, ведь вы – это вы, а я – это я, и мы по-разному смотрим на вещи. «Безразличие» переводится с латыни как «отсутствие каких-либо различий».
Равнодушие и безразличие – одно и то же. В первом случае я считаю, что вы смотрите на вещи так же, как и я, и даже не хочу выслушивать вашего мнения, мне оно неинтересно. Либо вы смотрите так, как я смотрю, либо не смотрите, тогда вы вообще какое-то странное явление в природе. Дальше могут быть и более серьезные последствия такого взгляда на мир.
Безразличие – то же самое. Я удаляю различие между нами и считаю, что вы от меня ничем не отличаетесь. Вы не имеете права на свои отличия. Вы должны априори быть таким, как я, и смотреть на мир так же.
В этом проявляется основное переживание того, что мы называем безразличием, равнодушием. В некоторой степени это пограничные психиатрические состояния. Ими страдают люди, имеющие определенные врожденные или приобретенные психиатрические заболевания. Аутисты, например, нечувствительны к переживаниям других.
У нейролингвистов есть такое понятие, как зеркальная система мозга. Что это такое? Доказано, что существует такое физическое явление, определенная плеяда нейронов, которые позволяют выстраивать социальные связи, коммуникативность, то есть способность быть общительным, определяют способность использовать язык. Благодаря этим нейронам человек может правильно, в определенной последовательности излагать свои мысли, выстраивать предложения и тому подобное. С помощью языка он может быть коммуникативным, то есть понимать своего собеседника. Эти зеркальные системы мозга позволяют одному индивидууму понять мысль другого, поставить себя на его место, попытаться посмотреть на мир его глазами. Если же он этого сделать не может, значит – он равнодушен и не принимает чужую точку зрения, считает, что другой ничем от него не отличается и не дает ему права быть другим. В этом проблема равнодушия. Эта проблема может быть врожденной или приобретенной в результате тех или иных психологических травм и потрясений. Это бессознательная защитная реакция организма.
Когда мы ходим в какое-то учреждение, например, в собес, то часто сталкиваемся с тем, что чиновники, особенно мелкие, встречают нас с профессиональным равнодушием. Это тоже защитная реакция? Это больше похоже на системную проблему. Равнодушие транслируется от чиновников по отношению ко всем, кто приходит к ним со своими задачами.
– Не будьте равнодушны по отношению к чиновникам, поставьте себя на их место. Это же живые люди, оказавшиеся в определенных жизненных обстоятельствах. У них могут быть свои бессознательные реакции. Это совершенно естественное явление. Я убежден, что очень часто безразличие является защитной реакцией. Но это не оправдывает подобного состояния. Тот факт, что мы признаем существование данного явления в психике человека, ни в коей мере не оправдывает его и не дает нам право утверждать, что это что-то позитивное и положительное. Равнодушие как явление наносит урон и тем, кто с ним сталкивается, и субъекту, который его переживает. Это очень серьезный вопрос.
Мы очень часто переживаем это на протяжении жизни, но не задумываемся о том, что это реакция. Мы не даем права тем, с кем сталкиваемся в жизни, иметь свои личные эмоции и переживания. Они имеет полное право на это. Мы не знаем, с каким удивительным космосом или трагедией они сталкивается в своей жизни.
Вы приводите в пример чиновников. А что такое чиновник? Я сам церковный чиновник. Я живой человек. У меня свои переживания. Может быть, в чем-то я кажусь безразличным, но это совершенно не значит, что на самом деле это так. Такая защитная реакция. Переживания за каждого человека могут привести к определенным негативным последствиям для моей психики.
Но в то же самое время, когда я или кто-то из моих коллег сталкиваемся с теми или иными ситуациями в жизни других людей, мы сможем правильно помочь им, только если сохраним адекватное восприятие реальности, без равнодушия и безразличия. Это нарушение зеркальной системы. Очень важно адекватно смотреть на вещи, не закрываться в себе.
Вопрос телезрителя Евгения из Белгорода: «Не является ли равнодушие обезличиванием людей?»
– Я как раз об этом и говорю. Равнодушие или безразличие (оно же – индифферентность) – это обезличивание существующего вокруг тебя мира. Думаешь, что этот мир должен мыслить так, как ты мыслишь. А это не так. Мир состоит из индивидуумов, они мыслят по-разному, и это надо учитывать... Например, шизофреники страдают нарушением зеркальной системы мозга. Они не всегда могут понять, что для вас их поведение болезненно. В чем еще проявляется равнодушие? Я буду что-то делать, причиняя боль, и не буду понимать, что это больно. Буду говорить какие-то слова, совершать поступки, и мне будет казаться, что ничего страшного не происходит. Когда вы заплачете, я скажу: «Да вы что, обиделись?! Да ладно вам, какая ерунда!» Я не учитываю ваших чувств. Вот в чем проблема безразличия и равнодушия. Я причиняю другому боль и не понимаю этого. В этом смысле я нахожусь в пограничном психическом состоянии.
Точно известно, что дети страдают подобным состоянием до четырех лет. Им кажется, что все думают так, как они. Если ребенок знает, что у него в кармане конфетка, он думает, что об этом знают все.
В какой-то период человек начинает понимать, что знание, которым он обладает, известно не всем, но есть моменты, когда ему кажется, что всем известно то, что он знает. Это тоже состояние некоторого безразличия: думать, что все думают так, как он. Это тоже нарушение зеркальной системы мозговой деятельности, нейронных связей. Этим занимаются медики. Но это не исключает вопросов духовности и душевности. Просто мы часто отодвигаем на задний план важные моменты, связанные с научными исследованиями в данной области. А ведь наука занимается исследованиями человеческой души. Даже несмотря на тот факт, что традиционная наука утверждает, будто души не существует.
Если осуждаешь, что другой человек ведет себя не так, как ты, – это порождение равнодушия?
– Осуждение и рассуждение – однокоренные слова. Поэтому необходимо правильно истолковывать те или иные высказывания в Писании. Не судите, да не судимы будете – о чем идет речь? Давайте попытаемся разобраться. Там же есть последующие изречения: какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. Помните: как вы относитесь к окружающим людям, так и к вам будут относиться. Вы себя определяете во времени и пространстве в том обществе, в котором находитесь. Это элементарные логические выводы, но о них часто забывают. Да, это некоторая степень равнодушия, но не осуждения и рассуждения. Просто осуждение и рассуждение должны производиться в неравнодушном состоянии. Если мы о чем-то рассуждаем, мы должны априори попытаться понять, почему та или иная личность ведет себя таким образом. Если мы это делаем без равнодушия и пытаемся понять, то придем к адекватным и правильным выводам. Иногда они могут быть позитивными (мы действительно можем найти оправдание тем или иным поступкам в жизни человека), а иногда можем найти четкое подтверждение вины того или иного человека, и в этом нет ничего плохого.
Что касается вопросов зеркальной системы и равнодушия, для христиан это очень важно, потому что у нас есть такое понятие, как Предание. Православие утверждает, что Предание и Писание не могут существовать отдельно: если нет Предания, мы не сможем правильно истолковывать Писание. Само по себе Писание без Предания может подвергаться неправильной интерпретации. Это очень важный вопрос. Предание помогает человеку сохранять неравнодушное, адекватное, небезразличное отношение к тем или иным явлениям жизни. Есть определенная система знаний, позволяющих нам сохранять адекватность.
Если взять те или иные социальные явления без каких-либо систем морали (в данном случае мы говорим о православном христианстве), то мы можем дойти до очень грубых выводов и прийти в довольно темный лес. Явлений и примеров таких достаточно, я не раз говорил об этом в студии. Если вырвать из Писания слова «не судите, да не судимы будете», без системы морали и без Предания объяснить его можно по-разному. Можно взять предложение «возлюби ближнего твоего, как самого себя» и потом кидать в лицо христианам с вопросом о том, почему они допускают войну и принимают такое явление, как война. В данном случае без определенной системы ценностей, этики и морали, без Предания невозможно сохранить правильное, небезразличное восприятие окружающего нас мира и Священного Писания. Может быть нарушена зеркальная система нашего мозга в области восприятия тех или иных реалий.
Таким образом рождаются секты. Секта всегда в своем корне имеет понятие равнодушия и безразличия. В секте все должны быть одинаковые, недопустима разность мнений: все должны идти в одном направлении, слушаться одного мудреца (он по-разному может называться), исполнять его заповеди (они могут варьироваться в зависимости от массы факторов). В чем проблематика общества, которое попадает в данное социальное положение? Очень часто люди (а их может быть большое количество) безапелляционно принимают мнение оратора, потому что зеркальная (адекватная) система восприятия нарушена. Они как бы стали равнодушными и к себе, и к другим, они потеряли свое «я», свою индивидуальность, они теперь смотрят глазами своего вожака (фюрера – вождя – как бы сказали в Германии). Мы постоянно видим это в истории человечества, это тоже сектальное явление, психически неадекватное пограничное состояние. Общество может от этого исцелиться в какой-то момент. Но для того, чтобы оно исцелилось, должна заработать определенная система этики и морали. Если в человеке нет стержня, он очень быстро ломается.
Вопрос телезрителя Дмитрия из Гатчины: «Как мне кажется, борьба с равнодушием должна начинаться с семьи. Бывает так, что мы плохо заботимся о своих родителях, дети говорят мало ласковых слов, мы мало проявляем к ним добра, внимания и любви. Я потерял маму три года назад. Я недостойно вел себя с ней, и сейчас это все большой болью отзывается во мне. Хотелось бы, чтобы Ваш ответ услышали другие и не повторили моих ошибок. Что Вы думаете об этом?»
– Я полностью с вами согласен. Все наши болячки и вопросы, связанные с безразличием и равнодушием, родом из детства. Где-то родители ведут себя равнодушно по отношению к своим детям, где-то наоборот. Причем родители могут быть удивительными, хорошими и нежными людьми, но это не значит, что у них дети будут хорошими и нежными. Здесь очень много сложных вопросов. Любой человек, приходящий в мир, является личностью по факту рождения, поэтому он необязательно будет таким же, как его родители. Примеров в истории много. И, наоборот, родители могут быть совершенно плохими, а дети – прекрасными, удивительными людьми. Может сложиться впечатление, что они воспитывались в лучших традициях, в лучших домах и т.д. Это загадка.
Но начнем с того, что, как утверждают ученые, человек генетически наследует множество важных черт, присущих всему человечеству и его близким родственникам. Однако есть нюансы, которые включаются или не включаются в какой-то момент жизни на каком-либо уровне развития личности, оставаясь некоторой потенцией, способностью. Например, способность к языкознанию. Каждый генетически имеет эту матрицу (назовем ее так), которая предполагает способность к языкам: не конкретный язык заложен, а матрица, чтобы их расшифровывать. Включается она или нет, зависит от того, в каком обществе оказывается индивидуум. Это касается и многих других аспектов жизни, в том числе и культурных наклонностей. Поэтому очень важно, чтобы сохранялись определенные этика и мораль, чтобы потенции включались в определенном возрасте. Я передаю то, что рассказывают ученые, что я знаю из лекций других людей. Это сочетается с теми вопросами, о которых мы сегодня рассуждаем и которые имеют прямое отношение к понятиям духовности и к тому, о чем мы в Церкви постоянно говорим: о том, что должна быть система ценностей, существующая в разных формах. Мы ее называем традицией, то есть Преданием. И без него не существует сохранения подлинного, правильного восприятия мира. Мы утверждаем это как православные христиане.
Ученые давно доказали, что если у человека нет определенной системы ценностей, то те или иные способности включиться у него не смогут. Например, он не сможет говорить. В истории человечества есть примеры – так называемые дети-маугли. Их обнаруживали в возрасте 8–12 лет, и они, сколько их ни учили, так никогда и не смогли правильно составлять предложения, потому что эта способность не была у них инициирована в нужный момент. Время было упущено, и способность эта атрофировалась.
Мир устроен очень сложно, и очень важно, где и с кем вы встречаетесь, общаетесь. Русская поговорка «с кем поведешься – так тебе и надо» (конечно, переделанная) заключает в себе очень интересный смысл, касающийся многих нюансов, в том числе и вопросов равнодушия и безразличия.
То есть опасно общаться с равнодушными и безразличными людьми, потому что можно заразиться от них этими качествами. В то же время, чтобы сохранить себя в адекватном состоянии, нужно попытаться понять, почему те или иные люди переживают такие состояния, то есть в ответ не быть равнодушным и безразличным.
Если вы чувствуете какую-то тяжесть в общении с тем или иным обществом, держите дистанцию, но при этом не будьте безразличными. Нужно с пониманием отнестись к тому, что это общество ведет себя таким образом. Может быть, эти люди неплохие, просто они оказались в такой ситуации.
Как-то, будучи еще молодым, я оказался в Западной Германии и застал там поколение пожилых немцев, видевших Гитлера. Я задал вопрос одной немке: «Как получилось, что Германия Гете, Шиллера – средоточие культуры, вдруг превратилась в страшное общество, в машину человеконенавистничества? Почему вы пошли за каким-то ефрейтором?» И она мне ответила: «Тогда я была маленькой девочкой, и я ничего не помню. Но наше общество было в таком состоянии, что мы видели в нем Бога». Пожилая немка понимала, о чем она говорит. В детстве она тоже вскидывала вверх ручку.
Тогда состояние равнодушия и безразличия как бы заразило общество. Конечно, потом все эти люди опомнились, но до этого прошло много времени. В истории человечества это пример страшного обезличивания общества, когда люди смотрели на мир глазами одного-единственного «гения». Их словно заколдовали, но потом произошло отрезвление. К сожалению, такое случается.
Давайте начнем со своей семьи и постараемся быть неравнодушными, небезразличными к своим родным и близким. Здесь я не рассматриваю глобальные вопросы политического характера. Я не верю, что какой-то великий политик может помочь обществу стать прекрасным, высокоморальным, потому что это утопия.
Я уверен, что развитие общества начинается с меня, с вас, что нужно начинать с себя, со своих родных, близких – с мужа, жены, родителей. А ведь родители часто равнодушны к своим детям. Они не считают, что дети имеют право на свою точку зрения. Нужно пытаться разглядеть в ребенке личность, а мы страдаем безразличием и равнодушием.
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.