Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №35 (1172) → Протоиерей Сергий Вогулкин: В исцелении самое главное – вера

Протоиерей Сергий Вогулкин: В исцелении самое главное – вера

№35 (1172) / 12 сентября ‘22

Беседы с батюшкой

Наша беседа будет посвящена вполне оптимистичной теме – исцелению. С хорошим настроением мы постараемся ответить на вопросы, возникающие у людей, когда они говорят об исцелении, выздоровлении.

Выздоровление, излечение, исцеление – это одно и то же? Может ли человек полностью выздороветь после тяжелой болезни?

– Сейчас считается, что эти термины одинаковы по смыслу. Это случилось в XX веке, когда медицина стала заниматься в основном вопросами телесных болезней. То есть все болезни – телесные, и их надо лечить лекарствами, хирургическим вмешательством. Забыли простую вещь. Вообще, медицина (тем более славянская, русская) стояла на трех основах: слово, трава и нож. Но на первом месте было слово. И это не то слово, которое произносил врач, успокаивая людей. Имеется в виду Библия, Евангелие. Вот что составляло основу, на которой базировалась телесная медицина. В XX веке эту основу отбросили, и получилось так, что все эти термины оказались вроде как одинаковы.

Что такое выздоровление? Это возврат к здоровому состоянию. Но сразу возникают вопросы. Например, что такое здоровое состояние? Абсолютного здоровья просто не бывает в природе. Крепкое здоровье (назовем так) дается человеку лет до тридцати, чтобы родить детей. Природа заинтересована в том, чтобы мы размножались, наполняли землю. Вот для этого дано здоровье, но мы, к великому сожалению, растрачиваем его направо и налево. Так что можно говорить о возврате какого-то здоровья, но полного возврата к исходному состоянию не будет никогда. То есть полностью выздороветь невозможно. Почему? По очень простой причине. Любое заболевание оставляет след в организме. Организм адаптируется к болезненному состоянию, перестраивается обмен веществ. Например, вирусные заболевания. Надо помнить, что вирус навсегда остается в организме человека. Уничтожить его совсем невозможно, но можно сделать так, чтобы он не размножался, принял кристаллическую форму и на время затих. Это максимум, что можно сделать.

То есть болезнь бесследно пройти не может. И как только в следующий раз иммунная система человека ослабнет (в результате переохлаждения, например, или алкоголизма; масса вариантов, в результате чего ослабевает иммунная система), снова начнется заболевание.

Для тела болезнь не только испытание, но и своеобразное обучение, как справляться в следующий раз с тем, что было, вырабатывается оптимальный вариант реагирования. То есть бесследно ничто не проходит для человека.

Для меня открытие, что если вирус попал в организм, то остается там навсегда.

– Это так, и с этим ничего нельзя сделать. Дело в том, что вирусы легко проникают через все барьеры. Гематоэнцефалический барьер непроницаем вообще ни для чего, ни одна бактерия не может проникнуть через этот барьер, за исключением вирусов. Попав в нервную систему, вирус гарантированно сокрыт от воздействия любых препаратов (препараты туда тоже не могут попасть) и чувствует там себя вполне комфортно. Вирусы бывают и в печени (гепатиты и так далее), и в легких (ковид, например). Вирус остается в организме человека на всю жизнь.

В общем, любая болезнь обязательно оставляет след: в обмене веществ, в иммунной системе, в нервной системе. Это если мы говорим только о телесной стороне. Но болезнь еще нужно пережить психологически, и это тоже непросто. Значит, остается и психологический след. Для нашего душевного, психологического состояния болезнь – своеобразное обучение: мы приобретаем опыт болезни. И от этого никуда не денешься.

Значит, полностью выздороветь после тяжелой болезни невозможно...

– Даже после легкой болезни. Например, человек просто почихал, что называется, погрипповал – и вирус гриппа навсегда остался в организме. Есть такая поговорка: если простуду лечить – она пройдет за 7 дней, если не лечить – за неделю. Но неделя болезни все равно оставляет след.

Тогда как быть с излечением и исцелением?

– Излечение предполагает, что под влиянием лекарств в организме произойдут такие изменения, когда болезнь перестанет себя проявлять, симптомы болезни пропадут. Но беда в том, что полного излечения быть не может. Останутся последствия от применения лекарственных препаратов. У любого лекарственного препарата всегда есть побочный эффект. Мы лечим печень – страдают почки. Лечим почки – страдает сердце. Лечим сердце – страдают почки. Все взаимосвязано в организме.

Совершенно безвредных лекарств не существует. Возьмите любой лекарственный препарат и прочитайте длинную аннотацию со всеми противопоказаниями. Чего там только нет! Как с этим быть? Особенно в старческом возрасте, когда уже несколько хронических заболеваний и каждое десятилетие прибавляется еще по одному (так показывает статистика). Как быть? Безвредных лекарств вообще не существует.

Излечение – это просто такой момент, когда симптомы болезни не проявляются. Но обменные процессы уже нарушены, на метаболическом уровне произошли изменения.

Следующий термин – исцеление. Этот термин понимается совершенно неправильно. Исцеление – возвращение целостности человека. Поэтому если говорить об этих трех терминах, то термин «исцеление» стоит совершенно особо и, в принципе, к болезням не относится. Исцеление – это совершенно про другое.

Главная задача медицины – вернуть человека к обычной жизни и помочь избежать смерти. Но что такое жизнь и смерть с научной точки зрения?

– Никто не знает. С древних времен философы, ученые пытались дать определение жизни. Единственное, что они могли установить, – свойства жизни: обмен веществ, рост, размножение и так далее. Что такое жизнь и как она появляется? Ведь наука – вещь точная. Для того чтобы сказать, что вот это происходит вот так, нужно поставить эксперимент: взять неживое и сделать из него живое. Но этот эксперимент не может состояться. Никто не может, сложив неживые компоненты, получить жизнь.

И здесь интерес представляет Библия, которая говорит о том, как Господь создал живую душу человека: Он вдохнул в человека Божественное дыхание, и стал человек душою живою (см.: Быт. 2, 7). Вот что не могут найти ученые: Божественное дыхание открыть невозможно. И понятно, что с научной точки зрения дать точное определение жизни просто нельзя, потому что Божественное дыхание неуловимо, никто не знает, что это такое. Только Библия знает. Ни одна наука не может дать точное определение жизни.

Другой вопрос: как трактуется смерть? Смерть трактуется как состояние, противоположное жизни. Еще Конфуций в свое время сказал: как мы можем знать, что такое смерть, если не знаем, что такое жизнь?.. Понимаете, как интересно! Эти два термина не определены, несмотря на все усилия науки.

Жизнь переходит в смерть? Или смерть – это что-то другое? С телом все понятно: прекращается обмен веществ, нарушаются связи между отдельными свойствами тела – и тело умирает. Но тело – это только материя, оболочка. Анализируя состояние тех, кто пережил клиническую смерть, мы знаем, что головной мозг не работает, никаких явлений жизни в головном мозгу нет, а человек и слышит, и видит, и понимает, и анализирует. То есть человек продолжает существовать. Личность переживает телесную смерть. С научной точки зрения это объяснить никто не может. Невозможно объяснить, как неработающий мозг дает такие последствия, да еще и в памяти все сохраняет – человек приходит в себя и все помнит. То есть память работает в момент клинической смерти, хотя на электроэнцефалограмме – прямая линия, никаких биопотенциалов нет.

Вопрос смерти – очень серьезный. Есть ли она вообще? Телесная смерть – да. А смерть личности? Смерть того дыхания, которое дал Бог? Ведь Бог же не создал смерти. Бог создал свет, но не создавал тьму. Отсутствие света и есть тьма. Бог создал добро, но не создавал зла. Отсутствие добра является злом. Бог создал жизнь, но не создавал смерти. Поэтому жизнь продолжается вечно. И христианство, и другие религии говорят: со смертью телесной жизнь не заканчивается.

Два термина: жизнь и смерть. Если серьезно подходить к этому вопросу, мы даже не можем их объяснить. В обычной жизни мы используем эти понятия, даже не задумываясь: мол, пожил человек – и умер. А святые отцы говорили, что человек рождается в смерть, а умирает в жизнь (вечную).

Вообще, слово «смерть» интересное. «Смерить», «отмерить». У всех этих слов один корень. То есть смерть – это то, что отмеряет человеческую жизнь. Поскольку жизнь напрямую связана с дыханием Божиим, то, естественно, в Его руках и находится продолжительность нашей земной жизни. Жизнь души – бесконечна, а телесная жизнь может закончиться в любой момент. Если Господу угодно, Он может в любой момент призвать человека. Если Ему угодно, Он может дать закончить человеку какие-то дела на земле и продолжить его жизнь. То есть мы – в руках Божиих. Все религии об этом говорят, тем более Православие.

Жизнь – главная ценность для человека...

– Безусловно.

В чем заключается ее ценность?

– Ценность жизни заключается в ее смысле. Для чего мы живем эту жизнь? Если мы в течение жизни готовимся только к смерти – это одна ситуация. Если мы знаем, что жизнь бесконечна – это совершенно другая ситуация, то есть у нас есть время подготовиться к бесконечности. Что человек сделал в своей жизни – сколько он сделал доброго, хорошего, злого – от этого все и зависит. От этого зависит даже продолжительность земной жизни. Если сегодня прожил жизнь добрую, то есть по воле Божией – он жил. Если сегодня сделал зло (а зло Господь не создавал), значит, умер в этот день, этот день можно не считать днем жизни. Получается, что наша жизнь измеряется днями, когда мы делаем добрые дела. И понятно, что у разных людей это количество разное.

Смысл жизни имеет огромное значение. Кстати, Эйнштейн заметил очень важную вещь: он говорил, что, если у человека нет смысла жизни, он не только несчастен, но еще и нежизнеспособен.

Смысл жизни современного человека нередко бывает очень потребительским, связанным с самолюбием, эгоизмом...

Это еще в лучшем случае, когда он есть в принципе.

– Зачастую люди живут автоматически, стремятся только к одному: получить какое-то удовольствие. Чем больше удовольствий – тем лучше. А когда удовольствия не по карману или закончились, человек впадает в депрессию или заболевает. Господь говорит: остановись, подумай о смысле своей жизни. И в состоянии болезни человек начинает наконец думать о смысле своей жизни. Болезнь – для научения. Многие считают, что здоровье – это самое главное, но это далеко не так. Болезни так же полезны и ценны, как и здоровье.

Если жизнь ценна, значит, и смерть ценна?

– Конечно. Откройте словарь Владимира Даля и посмотрите, как он пишет о смерти: «смертушка», «смерёдушка»... Он очень нежно описывает смерть. И описывает ее как некую ценность. В этом и смысл жизни – в собирании ее ценных моментов.

И болезнь в этом может помочь.

– Болезнь дается для исправления. Она может помочь, если человек понимает, для чего болезнь. Вот теперь мы приближаемся к термину «исцеление».

Мы говорим об исцелении как о восстановлении целостности человека. Что представляет собой цельный человек?

– С нерелигиозной точки зрения цельный – это крепкий, состоявшийся, зрелый человек, который решает все проблемы. Был такой психолог (Городецкий), он говорил, что цельный человек не имеет никаких противоречий. Хотя противоречия – это двигатель прогресса, без противоречий ничего не развивается. Все развивается только потому, что есть какие-то противоречия. Если противоречий нет – зачем развиваться? Смысла нет. И это грубейшая ошибка.

Под цельным понимается крепкий, зрелый, прямой человек, который берет на себя ответственность. За пятьдесят лет работы в медицине среди больных я не видел таких людей, они совсем другие. Там уже не до такой житейской цельности, там все разваливается, обнажается суть болезни. Если мы посмотрим с точки зрения Православия на цельность человека, то это гармония между духом, душой и телом при главенстве духа. А вот этого обычное определение цельности человека и не предусматривает. Там нет духовного компонента вообще.

Поэтому совершенно понятно, что человек бездуховный цельным быть не может по определению. И святые отцы всегда говорили: цельный человек – это человек веры. Если у него есть вера, у него есть цельность. Это самое главное. Причем если эта вера определяет все его поведение и весь смысл жизни. Вот что такое цельный человек с точки зрения Православия.

Как видите, совершенно другой подход, другой взгляд. И от житейских взглядов, когда мы их начинаем анализировать с точки зрения религии, ничего не остается. Они выглядят настолько слабо, неубедительно, что за основу мы можем принять только такое определение цельности: цельность духа, души, тела при главенстве духа.

Нужно ли исцеляться здоровому?

– Обязательно.

Как мы будем применять исцеление к здоровому? Живет, работает, трудится, все у него хорошо, есть увлечения...

– ...и никакой духовной жизни. Что определяет его жизнь? Потребности его тела, эмоции.

В хороший ресторан сходил или в театр (или на интересный фильм), встретился с друзьями, провел время.

– Совершенно верно, а больше никаких мыслей ни о духовности, ни о вере. Кто это все дал, откуда это все появилось? Об этом люди даже не задумываются. Они сейчас замкнулись в своей телесно-эмоциональной сфере. Они там живут, и за эти пределы выходить и не хотят, и даже боятся. Потому что они не знают, что будет, если выйти за них. А вдруг плохо будет? А вдруг окажется, что они и это, и то неправильно делали? Оказывается, они вообще неправильно жили? Поэтому они, создав свой телесно-эмоциональный мирок, чувствуют себя комфортно.

Здесь есть страх выйти за пределы. Когда человек выходит в духовную сферу, открываются такие горизонты, такая огромность мира не материального, а духовного! Ведь духовный мир намного превосходит мир материальный. И когда он обращается к духовному миру, то находит в себе такие силы! Но начинает уже видеть, что он делал, как жил, осознавать, не пора ли уже исцеляться, не пора ли духовность взять за основу своей жизни... Потому что, замкнувшись в том круге, человек не может себя чувствовать полностью счастливым.

Получается, что он живет, у него все хорошо (мы его называем условно здоровым), все нормально. Он что – «болеет» (в кавычках) на каком-то уровне, если мы говорим об исцелении здорового?

– Конечно, он духовно больной.

Но он же этого не чувствует?

– В том-то и дело, что не чувствует. Для чего мы проводим эти беседы, встречи? Чтобы пробить эту корку, оболочку, чтобы человек все-таки выглянул оттуда хотя бы. Как хорошо сказал еще Николай Иванович Пирогов, смысл жизни и духовность человека – это единственное, что отличает его от животных. Если у него нет духовности, он уподобляется животному. Животному тоже бывает хорошо. Оно тоже себя чувствует комфортно, когда сыто, причесано, любимо. Что ему еще надо? Это и есть животная жизнь. Мы ей и уподобляемся, к сожалению.

Давайте подведем итог. Все-таки жизнь – это замечательно, не болеть – тоже, в принципе, приятно. Но при этом, если мы заболели, и наша жизнь заканчивается, это совсем не означает, что это абсолютное зло.

– Конечно, нет. Если нам дана жизнь вечная, то переход из одного состояния в другое, из одного мира в другой – вообще не проблема, если мы к этому готовы. Допустим, экзамен в институт. Если ты готов к нему, ты и не боишься его. Ты знаешь, что на любой вопрос ответишь, все у тебя в порядке, ты готов к этому экзамену. Так же и здесь. Да, жизнь закончится. Будет спрос за эту жизнь. Но если ты готов к этому, чего бояться? Не надо бояться этого перехода. Все будет в порядке.

И жизнь дана для того, чтобы исцелиться?

– Конечно, только для этого. Мы уже знаем, как святые отцы себя уничижали. Но на самом-то деле они были исцеленные. У них была глубочайшая вера, которая позволяла им видеть даже их маленькие, по сравнению с нашими, огрехи. Безусловно, они были исцелены. Надо стараться.

Мы будем стараться.

– Давайте все попробуем.

С Вашего благословения.

– Господь благословляет на подвиги исцеления. Главное, чтобы страха не было в нас. Это самое главное – не надо ничего бояться, тем более смерти. Ее же не существует. Господь ее убрал из нашей жизни.

Записали:
Нина Кирсанова
и Елена Кузоро

Рекомендуем полную версию программы на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс