Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №35 (1172) → Протоиерей Артемий Владимиров: Откройте сердце пред Господом

Протоиерей Артемий Владимиров: Откройте сердце пред Господом

№35 (1172) / 12 сентября ‘22

Беседы с батюшкой

Вопрос телезрителя: «Как молиться за врага или человека, который тебе неприятен? Нужно что-то изменить в себе, как бы вывернуть себя наизнанку в попытке забыть обиды? Порой в молитве получается просто перебор слов, сердце-то не звучит, а Бог ведь слышит только сердце».

– Один из наставников молитвы святитель Феофан Затворник учит нас: прежде чем приступить к молитве, поразмыслить и понять, к Кому мы приступаем и что просим. Мы приступаем к Живому Богу, Который, восходя на Крест, просил Отца, дабы Тот оставил грехи Своим распинателям, ибо не ведали они, что творят. Мы приступаем к Богу, Который в Нагорной проповеди прямо изрекает: если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если будете удерживать обиду, то и сами не получите прощения.

Приступая к молитве, размышляйте о том, что все мы из единого теста. Ближние или дальние, враги или недруги – все вышли из единого лона праматери Евы. Все мы люди, ничто человеческое нам не чуждо. Лукавый может внедриться в сознание человека, ожесточить его, сделать нашим противником. Это то же самое, что раковая опухоль, которая разъедает того, в ком поселилась. Нужно понять и осознать общее родство. Все мы носим единую человеческую природу, воспринятую Самим Спасителем и искупленную Им на Кресте. Тогда у нас получится молитва как сопереживание, сострадание. Мы будем молиться, как врачи, которые отделяют болезнь от больного. Не нужно отождествлять человека с его подлостями, гадостями, низостью, жестокостью. Он первая жертва зла, пожирающего его изнутри. Тогда в нас родится понимание, что наши так называемые враги – недруги самим себе. Преподобный Силуан Афонский, общаясь с каждым человеком, в тайне сердца просил Бога: «Господи, мне жалко это твое создание, дай ему благодать Святого Духа. Прости, уврачуй, помилуй».

В молитве также нужно сознавать, насколько мы сами повинны перед правдой Божией, насколько сами грешны. Мы пред Богом ничто. И вот из глубины своего ничтожества мы взываем к Всесовершенному Небесному Отцу, Богу любви и утешения. Молитва, восходящая из сердца сокрушенного и смиренного, тотчас достигает ушей Творца.

Молиться нужно неспешно, внимательно, вникая в каждое слово, которое мы произносим устами или умственно внутри себя, как это бывает у просителей, неимущих, предстоящих пред богатыми господами и чающих, что те ответят на их жалобный вопль.

Если сложить все это вместе, то молитва будет внимательная, сердечная, глубокая, искренняя. Она будет идти не из озлобленного сердца, а из мудрого и сочувствующего. И она даст нам приток благодати. Дух Святой почивает на тех, кто хотя бы и с горечью, и со скорбью, но от всего сердца молится за своих недоброжелателей, желая им усовеститься, покаяться. «Положи, Господи, преграду злу, исходящему от заблудших и ожесточенных рабов Твоих». Молиться нужно всегда искренне, но никогда не желать человеку наказания. Ибо мудрые говорят: не делай другому того, чего не желаешь себе.

Вопрос телезрителя: «Как узнать, увидеть, понять, для чего тебе Богом подаются те или иные скорби, немощи, болезни и другие проблемы?»

– Кокосовый орех человеческого ума весьма ограничен. И как муравей, видя пред собой человека, никогда не сможет вникнуть в его действия и поступки и осмыслить его поведение, так и мы не разумеем путей Божиих. В Священном Писании Господь говорит: ваши мысли – не Мои мысли; ваши пути не Мои пути.

В этом вопросе есть рациональное зерно. Шестым чувством я понимаю, что достойное приемлю, что это все взвешено на весах Божественной милости и правды, но не точно разумею, не доходит до меня, ради чего что-то совершается. Можно и голову сломать, пытаясь каждый раз доискиваться до причин тех или иных событий. Не лучше ли, как Сын, всецело доверять Отцу? Хотя Отец и кажется строгим, но Сын с благодарностью, покорностью принимает от Него и благое, и скорбное. Не лучше ли нам взращивать в себе доверие Промыслу Божиему? Мы знаем, что Бог – Благ и безмерно любит нас. Его праведность не умещается в наши ограниченные понятия.

Лучший рецепт – благодарить Бога, особенно в тех случаях нашей жизни, которые не сразу себя разъясняют. «Господи, я не могу постигнуть свершающееся со мной в существе, но доверяю Тебе, благодарю Тебя, каюсь в своих грехах и верю, что все эти обстоятельства провиденциальные (имеют разумную нравственную цель). Я знаю, что Ты ведешь меня ко спасению, а значит, заботишься о том, чтобы я очистил свое сердце от окалины греха. Знаю, Господи, что Ты хочешь жить со мной и во мне, что Ты приготовляешь горницу моего сердца для вселения Святого Духа».

Христианин должен быть далек от ропота, плаксивости, нельзя клясть свою судьбу. Самое вредное, что может быть, – это вопросы: «За что? Почему? Отчего?» «Господи, совершенно вверяюсь Твоему Промыслу. Слава Тебе за скорбь и за радость». Я склоняю свою главу под удары судьбы и верю, что эта чаша подносится мне, может быть, не без моих собственных ошибок, десницей Отца. Пройдет время – и все встанет на свои места. Тайное становится явным. Бог даст мне внутреннее постижение, разумение, почему со мной свершилось то или другое. И мы увидим светлую сторону медали.

Вопрос телезрителя: «Если я прошу Господа, чтобы излечил моего сына от пьянства, наркомании, табакокурения, читаю молитвы об исцелении, но сын все равно продолжает грешить, значит, мне это полезно? Почему?»

– Давайте не будем в постижении тайн Божиих такими сухими рационалистами. Но, смиренно молясь, призовем трезвое рассуждение. Как родители мы ответственны за детей. Если ребенок пошел по кривой дорожке и подпал под воздействие соблазнов, в этом есть доля и нашей вины. Мы не уделяли ребенку должного внимания в отроческие, юные годы, нам не хватало любви в общении с ним. Если бы мы всегда были с ним рядом и уделяли ему должное внимание, то он не стал бы жертвой улицы.

Однако не будем забывать, что дети тоже свободны в своем произволении. Свою голову не приставишь. Как часто в молодые годы мы делаем ошибки, иногда трудно поправимые. Тем не менее дети остаются нашими детьми. Если родительская молитва постоянная, сердечная, одушевленная, то тем больше шансов у строптивого, неразумного сына прийти в себя. Вспомним древнее церковное изречение: «Дитя плачущей матери погибнуть не может».

Современный греческий старец, уже причисленный к лику святых, преподобный Порфирий Кавсокаливит в одном из своих наставлений учит, что, если ребенок тебя не слышит, если грубит в ответ, если не принимает никаких наставлений, оставь его. Излей свою печаль Богу, расскажи Небесному Отцу и Богородице о том, что тебя волнует и тревожит, перескажи свои страдания по поводу детей. Когда мать или отец печалятся Богу о своих строптивых и непокорных детях, тогда Сам Бог будет говорить с ними. Для того чтобы выполнить этот совет, нужна великая вера в то, что Христос Воскресший нас видит, слышит, любит и никогда не оттолкнет скорбящую родительскую душу. Но, приняв наши скорбные воздыхания, признания, Господь Сам найдет путь к сердцу сына или дочери, отвернувшихся от родителей. Нужны вера и постоянство нашего родительского ходатайства перед Богом за неразумных детей.

Вопрос телезрителя: «Моей крестнице 9 лет. Очень редко удается ее причащать. Родители не отдают мне ребенка с утра из-за того, что в выходные нужно высыпаться. Сами они ни разу не причащались. Подскажите, пожалуйста, стоит ли настаивать и убеждать родителей в необходимости ходить в храм и причащаться? Или только молиться и ждать, когда наступит время, и ребенок сам придет в храм?»

– Из этого вопроса явствует: когда родители просили вас стать крестным, вы не слишком задумывались о том, что сами они – камни, под которые вода не течет, но согласились по какому-то родственному чувству или будучи другом этой семьи. Если семья не воцерковлена, если отец и мать ребенка сами не раскрывают своей совести Богу, не имеют молитвенного предстояния пред Христом, если им совершенно все равно, венчанные они или нет, нужно ли было соглашаться становиться крестным? Ведь совершенно очевидно: как бы ни был благочестив восприемник, воспитание все-таки начинается с собственного дома. Ребенок находится в полной зависимости от духовного устроения папы и мамы. Он, как губка, впитывает их чувства, намерения. Если в три года малыш имеет чистое сердце, которое влечет его в храм, он загорается при виде иконы, хочет поцеловать ее, то в 7–8 лет, как в капельке отражаются солнечные лучи, так в ребенке отражаются прежде всего родительские недостатки и ограниченность, а затем уже добрые чувства.

Стоит ли настаивать? Нужно просчитывать свои действия. Если будете давить на родителей, в ответ получите раздраженное: «Коронавирус еще гуляет, что ты тащишь ребенка в храм? Подрастет – разберется, не надо что-то навязывать. Почему ты так часто звонишь нам? Недостаточно ли того, что мы на Пасху отпустили наше дитя?» Насильно мил не будешь. Если родители блокируют наши благочестивые усилия, нужно вспомнить пословицу: мудрый в гору не пойдет, мудрый гору обойдет. Если родители пока настолько ограниченные, что не понимают и не ценят нравственного воздействия Церкви, духовного воздействия храма и его таинств, давайте пока говорить с детьми о чести и честности, о правилах хорошего тона, что нужно быть добрым и любить все живое. Давайте дарить им соответствующие хорошие книги, в том числе и приключенческие романы – «Дети капитана Гранта» или произведения Майн Рида. Будем подходить с общекультурной, нравственной стороны. И родители увидят, что мы развиваем ребенка, предлагаем свою помощь, чтобы отвести его в секцию по волейболу или в бассейн. Они поймут, что мы не талдычим что-то свое религиозное, а принимаем полнокровное участие в физическом и нравственном становлении ребенка и готовы проверить его домашнее задание по русскому или литературе, предложить билет на «Щелкунчика» в Большой театр. В наше время родителям катастрофически не хватает времени, чтобы пообщаться с ребенком. Они оценят такое проникновенное участие крестного и мало-помалу будут все более доверять своего отрока восприемнику. А там потихонечку можно будет насеивать семена благочестия, как делала это равноапостольная княгиня Ольга в отношении своего внука, будущего князя Владимира. Она его даже крестить не могла в силу нежелания его отца Святослава приближаться к христианству.

Вопрос телезрителя: «Мы с женой официально развелись, но мы венчанные. Могу ли я связать свою жизнь с другой? Можем ли мы с бывшей женой развенчаться?»

– Модное нынче словечко «развенчаться». Откуда только оно пошло по Русской земле? Не думаю, что в словаре Ожегова найдется такой термин.

Очень болезненный вопрос. Батюшки носят в сердце эту рану, переживая за людей. При Венчании были произнесены взаимные клятвы верности и любви. Да, оступиться может каждый. Даже цари, как Давид, не застрахованы от стрелы Купидона. Есть поговорка: назвавшись груздем – полезай в кузов. Кому ты принес эти клятвы? Самому себе промурлыкал? Или Христу, Который внимает тебе со Креста, Который все видит, слышит и знает твои мысли наперед?

Меня удивляет и изумляет, насколько современные люди, часто приходящие в храм и высказывающие готовность причаститься, тормозят, когда речь идет об осмыслении венчальных клятв. Священник должен обращать на это преимущественное внимание. Нужно с чувством, с толком, с расстановкой спрашивать жениха и невесту о намерениях, когда они стоят с зажженными свечами. «Имеешь ли ты, раб Божий Иоанн, свободное произволение и твердую решимость взять себе в супруги сию рабу Божию Татиану? Имеешь ли намерение прожить с ней всю земную жизнь в верности и любви, никогда не оставляя ее, но будучи готов и жизнь свою отдать за свою семью? Есть ли у тебя такая решимость? Готов ли ты обещать Богу из глубины своей совести, что не станешь дезертиром, предателем, отступником?» Иоанн говорит: «Имею, честный отче»… Когда мы доведем до сознания супругов, что они принесли эти клятвы и обеты Самому Господу, что напоминают собой офицеров, присягающих Отечеству всего один раз, тогда на телеканал «Союз» будет поступать меньше таких вопросов. Драма! Трагедия! Во время Венчания дважды звучат слова: что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф. 19, 6). То есть муж не должен оставлять жену, а жена – мужа.

Я, конечно, отказываюсь заочно разрешать эту драму, мне неизвестны все обстоятельства, приведшие к трагедии – разводу. Здесь нужно, наверное, направить стопы свои в храм, найти внимательного священника, поведать ему, что произошло, вместе с батюшкой помолиться. Скажем сразу, что приходской священник некомпетентен в содействии расторжению брака, это уже дело епископа. Ведь священник действует от имени епископа, и, соответственно, если люди венчались в Москве, то разбирать их дальнейшую порушенную судьбу должен уже представитель епископа в управлении делами Патриархии или в той епархии, где свершалось таинство.

Мне бы хотелось, чтобы супруги вспомнили свою первую любовь и осознали, что дети прежде всего являются жертвами этого предательства. Если Бог дал детей, они не заслужили того, чтобы папа и мама разбегались в разные стороны. Ребенок никогда не сможет сердцем понять и принять этот поступок, совершающийся, конечно, по эгоизму взрослых. И мы должны сделать все от нас зависящее, чтобы воссоединиться семьей, окружить детей вниманием и любовью, оставаясь любящими родителями. А там, глядишь, стерпится – слюбится. Но это идеальная ситуация.

Вопрос телезрителя: «Что делать, когда от болезни адская боль круглосуточно? От нее иногда матом кричу, потом прошу прощения у Господа и также прошу: Господи, помоги, облегчи мое состояние или забери меня к Себе. Можно ли так обращаться к Богу?»

– Давайте про мат забудем раз и навсегда. Нужно же понимать, что это инфернальная лексика, и человек, который сосредотачивается на этих грязных мыслях, добровольно впускает падшего духа в свое сердце. Ведь, по существу, матерная брань – это богохульство, хула на Святого Духа. И нужно иметь хотя бы остатки разума, чтобы исключить из пространства своей души подобную мерзость.

С другой стороны, мы понимаем, что человек мучается. Телесная боль иногда настолько сковывает, что душа и «Отче наш» прочитать не может. Что бы я посоветовал, помимо врачебной помощи и болеутоляющих (они тоже бывают необходимы)? Внимательное призывание умом и сердцем имени Господа Иисуса Христа. Иисусова молитва – это бальзам, Пластирь, снадобье, панацея, когда мы в глубинах сердца призываем от осознания своей беспомощности: «Господи Иисусе Христе, укрепи, помоги, исцели, у меня нет сил, только Ты – Врач Небесный и земной. Господи Иисусе Христе, даруй мне живительную благодать».

Когда мы начинаем дышать молитвой и чувствуем, что она становится своего рода пуповиной, соединяющей нас с Небом, Господь чудесно, вышеестественно укрепляет нас в страданиях. Ведь Он прежде взял на Себя всю совокупность человеческих страданий, болезней, скорбей, грехов и вознес их на Крест. И поэтому, когда мы соединяем свой личный крест с Голгофским Крестом (здесь нужно еще сказать о частом приобщении Святых Христовых Таин), тогда зачастую свершается чудесное восполнение человеческой немощи, и Бог силен и воскресить человека, и исцелить его, только бы мы обнимали подножие креста и льнули к нашему Спасителю. Потому что Божественный Страдалец никогда не оттолкнет страждущего, как Он принял разбойника, распятого одесную Себя, сказавшего: «Помяни меня, Господи, во Царствии Своем».

А можно ли в этой молитве говорить: «Господи, забери меня?»

– Лучше бы произносить иные слова: «Царю Небесный… прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша». Что значит «забери меня», когда в душе еще нет ни веры, ни надежды, ни любви, она не возрождена Духом Святым? Куда же Господь нас заберет при нашей непросвещенности, при наших страстях? Но хорошо раскрыть сердце пред Господом. Ведь наше предназначение – стать обителью Божества.

Христос в таинстве Крещения с нами соединился, Он сокровенно присутствует в глубинах нашего духа. И поэтому нужно совершенно раскрыть свое сердце, ввериться Ему, чтобы Он таинственно отпечатлелся в глубинах нашей души, жил с нами. «Иисусе Христе, духом Своим не отлучайся от Меня! Иисусе Христе, даруй мне воспринять Тебя верою! Иисусе Христе, даруй мне быть с Тобою на кресте! Иисусе Христе, слава Тебе!» Это совсем иное расположение, которое, несомненно, будет увенчано поддержкой свыше. Бог Духом Святым осеняет страдальца и примиряет его с земным жребием, утишает боль.

В заключение прошу у Вас слов напутствия для наших телезрителей.

– Да я бы хотел больше самого себя напутствовать, потому что священник говорит не с потолка, а черпая из собственного сердца слово назидания. Дай Бог, дорогие друзья, нам полюбить Господа, потому что любовь творит чудеса. Сам Христос свидетельствует: «Кто много возлюбил Бога, тому многое и прощается». И если мы осознаем, что наше предназначение, цель нашего земного странствования – предоставить Господу место в своем сердце, если мы не захотим выпускать из рук ризы Христовы, уже здесь, на земле, желаем жить с Ним, славить Его, предстоять Ему, просим Его воцариться на сердечном жертвеннике, тогда мы будем чувствовать Его десницу, Его указующий перст. И жизнь превратится в поле чудес, а земля будет первым кругом рая. Кто не верит – пусть проверит.

Записали:
Анна Вострокнутова
и Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс