Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №35 (1172) → Игумен Филарет (Пряшников): Сущность веры

Игумен Филарет (Пряшников): Сущность веры

№35 (1172) / 12 сентября ‘22

Беседы с батюшкой

Тема передачи – сущность веры. Что мы вообще можем знать об этом? Ведь мы все люди, все ошибаемся, все думаем по-своему. У каждого свое собственное представление о вере. Но я думаю, что все равно существует что-то самое главное, суть понимания любой проблемы, в том числе и веры. Помогите разобраться, как отсечь наносное, как приблизиться к тому, чтобы понять суть веры?

– Осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. Эти апостольские слова характеризуют человеческую веру в Бога. Люди верят в разные вещи: в свои силы, в разум и т.д. Когда мы поднимаем такой непростой вопрос, как сущность религиозной веры, обязательно нужно сказать о том, как вера приходит. Открывая Священное Писание, мы подтверждаем, что зачастую вера в человеке происходит от слышания, то есть мы что-то слышим. Ведь как неверующий человек становится верующим? Он что-то слышит.

Зачастую приходят к Богу через испытания. Насколько этот путь хорош? Я не знаю. В моей практике были такие моменты: когда человеку тяжело, он обращается к Церкви, подходит к таинствам, но, когда все налаживается, охладевает. Его проблема решена. Те испытания, страдания, которые ему было необходимо пережить, пережиты, и он начинает охладевать к вере, а иногда даже и отходит от нее. Как мы говорим, вера на бытовом уровне.

В чем сущность веры? Вера равна доверию. Вера – это уверенность. Уверенность в чем? Пока я сам не приду к тому, что Бог существует, пока сам лично с Ним не встречусь в своем сердце, пока не пойму, для чего Он мне нужен, моя вера и суть моей веры будут сводиться только к внешним обрядам: поставить свечу, взять святой воды, исполнить другие вещи, к которым люди зачастую и сводят свою веру.

Но все-такие суть веры в Бога – это доверие Богу. С чего начинается наше общение с Ним? Когда мы, приходя к Богу, доверяем Ему свою жизнь. В этом и есть суть веры в Бога. Если на нашем пути что-то встречается, положительное или отрицательное, мы говорим, что это Промысл Божий. Мы верим в Промысл Божий. Мы верим в то, что Бог хранит нас и никогда не даст испытать то, что выше наших сил. В этом и есть суть нашей веры. А то, что человек крестится, исповедует свои грехи, меняет свой образ жизни, а в самом начале этого пути начинает поститься, посещать богослужения, – это все инструменты в его духовной жизни. Но начало этого пути – осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. Какие хорошие слова апостол передает нам!

Кратко обозначая проблему, я бы хотел отметить вот такой путь. Вера в Бога в нас закладывается во время осознания, что Бог существует, что Он есть. Как приходят к этой мысли? Через науку, через размышления, через чтение каких-то статей, через молитву. Когда я хочу поговорить с Богом, чтобы Он укрепил мою веру, я обращаюсь к Нему как к Личности. Это тоже очень важно! Суть нашей веры в том, что мы верим в Божественную Личность, Которая для нас – источник жизни. Наверное, с этого надо всегда начинать, когда мы говорим о сути веры в Бога.

Вопрос телезрителя из Белгорода: «Вера больше основывается и зиждется на познании и изучении или же на чувствах и эмоциях?»

– Я начну вот с такой бытовой вещи в духовной жизни. Когда мы читаем молитвы, должны ли мы стремиться что-то чувственно переживать? Святые отцы говорят, что нет, чувствам предаваться нельзя. Понятно, что мы используем душевный настрой. Мы радуемся, когда поется «Христос Воскресе…». В храме погружаемся в покаянную молитву во время Великого поста, когда поется «Покаяния отверзи ми двери…». Но мы к этому подходим без возвышенных эмоций, без того, что зачастую видим в каких-то харизматических организациях, которые называют себя христианами, пляшут на сцене, поют под гитару, по 100 раз выкрикивают «аллилуйя», «аминь» и т.д.

Христианская практика духовной жизни все-таки не разрешает верующему очень сильно погружаться в чувствования, чего-то искать, добиваться какого-то дара. Вера укрепляется познанием. Прежде всего мы поучаемся в вере, открывая Священное Писание, толкования Священного Писания. Мы открываем богословские книги, которые нам отвечают на очень важные вопросы. Апостол тоже нам говорит, чтобы мы поучались в вере, чтобы давать достойный ответ вопрошающим.

Вера – это, скорее всего, некий синтез… Я читаю, я поучаюсь, я возрастаю. У меня появляется духовный опыт. Но в дополнение к этому, ведя духовную жизнь, посещая богослужения, совершая молитву, я еще набираюсь личного опыта в переживании падения или покаяния. Это подход с совершенно разных сторон. Чувство духовного восторга присутствует, но это не цель. Мы не должны постоянно радоваться и стремиться к этому. Мы не должны постоянно, допустим, печалиться и опускаться на дно отчаяния. Ведь люди часто так и делают. Поддаваясь чувствам, говорят: «Я все равно не спасусь». От этого возникают и уныние, и вечная печаль, и вечное отчаяние. В духовной жизни надо искать золотую середину. Не оправдывать свои дурные поступки милосердием Божиим, что Бог все простит. Люди часто так и воспринимают чувствами, что Бог все простит. А некоторые говорят, что ничего не простит. Здесь мы тоже видим семена дьявольских козней. Враг нашего спасения часто всевает такие мысли в наши сердца. Но от них надо отказываться.

Должна быть золотая середина. Обязательно учиться, обязательно набираться личного духовного опыта, который появляется не только тогда, когда я каюсь в грехах, но и когда научаюсь терпеть. Возникла какая-то ситуация. Откуда я приобрету духовный опыт прощать человека, который меня обидел или которого обидел я? Это и есть наш духовный опыт. В борениях с самим собой: сказать или не сказать, осудить или не осудить. А как Господь на меня посмотрит? Вот это и есть многогранность духовной жизни человека. Вера без дел мертва. То, о чем я говорил выше, это наши личные дела, – дела милосердия, дела покаяния, дела сострадания. Через эти инструменты душа и возвышается.

Есть еще один момент, касающийся понимания сути веры. Казалось бы, Исповедь не может быть все время одинаковой. Когда мы постоянно перечисляем одни и те же грехи, в этом есть какая-то бытовая история. Или так и должно быть? Как лучше строить свою Исповедь, как задумываться о своих грехах, чтобы каждый раз Исповедь была как первая?

– К Исповеди мы всегда готовимся заранее. Церковь советует за несколько дней начать готовиться к таким важным событиям, как Исповедь и Причастие. Мы начинаем читать определенные молитвы, настраивающие нас на покаянный лад: каноны Иисусу Сладчайшему, Богородице, ангелу-хранителю. Люди иногда даже что-то прибавляют, чтобы больше погрузиться в тему покаяния и раскаяния в своих грехах. Ведь Исповедь – не просто отчет о проделанных делах, это сожаление о том, что ты не смог сделать то, к чему тебя призывает Господь. На Исповеди ты каешься перед Господом. Господь стоит и слушает, что ты можешь сказать Ему о своей жизни.

Безусловно, нельзя говорить на Исповеди, что вы что-то сделали из-за кого-то: мол, кто-то другой виноват. Нельзя свою вину ни на кого перекладывать. Вот вы сказали, чтобы Исповедь была как в первый раз. Но иногда свою первую Исповедь человек даже не помнит. Это потом уже он приходит в осознание и чувствует что-то неладное в себе, уже может отслеживать, когда и что он сделал не так, а что сделал правильно.

Почему, например, дети начинают ходить на Исповедь только в семь лет? Потому, что до этого возраста у маленького ребенка еще не сформировался самоанализ, он еще не может давать оценку своему поступку. Хотя сегодня дети быстро взрослеют, мир современных технологий, к сожалению, этому способствует. Когда ребенку всего три годика, а он от гаджета не отходит, это, конечно, беда. Кроме гаджетов есть очень много важных вещей в жизни: книги, то, что развивает личность. Но это дело взрослых, родителей – направить ребенка...

Покаяние – постоянная работа над собой. Исповедь требует от нас постоянного труда.

Вопрос телезрителя из Саратова: «Господь нас призывает стяжать Его благодать. Подскажите, каким образом это сделать?»

– Прежде всего нужно сказать о том, почему благодать Божия может покидать человека. Мы отдаляемся от Господа и лишаемся Его благодати, когда совершаем прегрешения. Понятие «грех» в буквальном смысле означает «промах», «непопадание в цель». Нет маленьких грехов, любое злое дело имеет последствия. Совершая грех, мы чувствуем некую оставленность, чувствуем, что мы чего-то лишились. И чтобы вновь воспринять благодать, приходим к Богу.

Вспомните притчу о блудном сыне: нужно просто вернуться назад, принести покаяние и продолжить свой духовный путь. Не надо отчаиваться, вспоминать, что где-то споткнулся и что-то потерял. Мы часто читаем об этом в святоотеческом предании у святых отцов: пустынники, подвижники, лишившись благодати Божией, начинали все с нуля. Они не отчаивались, но приступали к аскетическим упражнениям и подвигам заново. Иногда благодать Божия бывает удерживаема Богом, чтобы человек понял, насколько плохо жить без Бога, проверяется его смирение.

Храмы Божии в основном посещают люди мирские. Об аскетике мирским людям сложно говорить, им нужно что-то попроще. Все очень просто. Соблазнил тебя глаз, язык или ухо, иди на Исповедь, кайся – и Господь обязательно даст тебе ощущение того, что Он снова к тебе вернулся, и ты снова можешь быть христианином и продолжать свой духовный путь. Вот так я ответил бы на вопрос о том, как вернуть благодать Божию. И нужно понимать, что Господь живет в чистом сердце. Благодать Святого Духа живет там, где нет греха. К этому надо стремиться.

Телезритель сейчас затронул важную тему. Мы в принципе не очень понимаем, что такое благодать. Мы иногда воспринимаем благодать как радование или хорошее настроение. А может ли быть благодать в горе?

– Безусловно. Когда человек горе, испытание, лишение воспринимает как посланное от Бога. Насколько были наделены Божией благодатью мученики, которые шли на страдания, отдавали свою жизнь за Бога! Их резали, пытали, звери их терзали и прочее. В начале XX века, в 20-е и 30-е годы, был самый разгул гонений против Церкви. Священникам выкалывали глаза, распинали на царских вратах, раздирали машинами. И как укрепляла благодать Божия этих мучеников! Как это понять? Мы говорим о высшем подвиге. Господь говорит: когда вас будут предавать, не думайте о том, что говорить, потому что Дух Святой будет говорить в вас. Это великое укрепление. Люди, страдающие за имя Божие, отдающие свою жизнь за веру во Христа, пропитаны благодатью. Страшно об этом даже думать.

Допустим, человек встретился в жизни с определенным испытанием. Например, неизлечимая болезнь. Как это можно принять? Можно впасть в отчаяние, и это первое, что обычно происходит. Можно все усилия направить на то, чтобы обращаться не только к врачам, но к гадалкам, целителям и искать исцеления. А можно сказать: «Если Господь это мне дал, значит, мне надо через это пройти». Безусловно, Божия благодать будет такого человека укреплять, даже если он будет сильно переживать, расстраиваться. Я так рассуждаю. Благодать Божия укрепляет меня, когда я страдаю.

Последние из заповедей блаженств: Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на Небесах. Мы любим последнюю фразу: радуйтесь и веселитесь, ибо все будет хорошо. Но сначала-то – страдания... Может быть, мы не стараемся вникать в сущность веры, чтобы нам легче было жить?

– Я уже сказал в начале передачи: вера равна доверию. Я всегда привожу такой пример: когда мама дает своему сыну таблетку, она говорит: «Выпей, тебе станет легче». Она не рассказывает ему, какие химические реакции начнутся, какие клетки будут взаимодействовать, она просто говорит: «Выпей – и будет хорошо». Малыш доверяет маме и пьет таблетку. Ведь вера присутствует везде. Мы верим науке, верим ученым, что Земля круглая, что нельзя пить что-то вредное. Мы же не проверяем это на себе, но доверяем научным открытиям.

Но грех-то на себе проверяем...

– Потому что мы повреждены грехом. Наша природа несовершенна, и мы рождаемся с этим задатком тлетворности. Но мы говорим о вере. Вера всегда предполагает доверие. В нашем случае, когда мы говорим о сути веры, наверное, мы можем доверять и чужому опыту, потому что кто-то это уже пережил, увидел, соприкоснулся с этим. Но главное – когда я сам пережил опыт встречи с Богом. Я должен почувствовать, что Господь – это Личность и Он только мой. Должна быть личная встреча с Богом.

Мы на одной из программ вспоминали встречу Савла с Господом. Господь говорит: «Савл, Савл! Что ты гонишь Меня?» И потом апостол Павел становится проповедником Христа, хотя за Христом не ходил. Встреча с Господом, единственная на всю жизнь, западает в твое сердце – и ты уже ничего не можешь сделать.

Вот мы постоянно твердим: мы рабы Божии. Что значит рабы Божии? Это значит, мы Ему принадлежим. Как рыбаки кидают сети в море, чтобы выловить рыбу, так и Господь кинул Свою сеть в мир и поймал наше сердце, поэтому мы стали рабами Божиими.

Или же мы рабы греха. Человеку говорят: не пей, не кури, не обманывай, не блуди. Но он не может без этого. И вот это настоящее рабство. Когда ты летишь на самолете восемь часов и думаешь только о том, чтобы быстрее долететь и выкурить сигарету, разве это не рабство? А сколько денег мы тратим на какие-то вещи? Рабство греху не приносит никакой пользы, но, наоборот, разлагает не только душу, но и тело.

Иногда очень сложно понять греховность своей натуры. Бывает, человек, не зная, что ему сегодня сказать на Исповеди, даже начинает выдумывать что-то: мол, я все время говорю, что осуждаю и горжусь, это уже батюшка слышал, надо что-то новое придумать. Владыка Варсонофий однажды в проповеди сказал: подойдите к священнику и спросите, как вам каяться. Не знаю, часто ли люди обращаются с таким вопросом к священнику.

– Надо понимать суть покаяния. Покаяние – это изменение сознания. Стоматологов многие боятся, но ходить к ним надо, потому что это телесное здоровье, от которого многое зависит. Когда мы говорим об Исповеди, речь идет о духовном здоровье. Иногда люди боятся идти на Исповедь, не знают, что сказать батюшке: мол, что он обо мне подумает? Но почему мы не думаем о том, чтобы освободиться от грехов и страстей, чтобы не погибнуть в вечности?

Вы говорите, что люди что-то пытаются выдумывать. Не дай Бог искать новые виды греха. Иногда у человека бывает несколько пороков, страстей, с которыми он будет бороться всю свою жизнь, и эти страсти не дают развиться другим наклонностям, потому что он осознает свое место, что он раб неключимый, не может избавиться от негативного, не может добиться совершенства. Ведь любой грех вновь обнуляет все наши успехи (если так можно выразиться) в духовной жизни. Но мы знаем: если упал – вставай и иди дальше.

Как научить каяться? Я думаю, священник не сможет сразу этого сделать, потому что это личный опыт каждого. Священник может что-то подсказать, привести пример, дать какую-то литературу, где описываются примеры покаяния подвижников или наших современников. Нужно просто внимательно относиться к своей духовной жизни, заниматься познанием себя. Где-то написано, что духовная жизнь – это наука из наук. Постигать эту науку нужно всю жизнь.

Это прекрасно! Действительно, легче жить, когда есть в жизни личный Спаситель и наш общий Отец. И очень сложно жить, затуманив живую веру и благодать чем бы то ни было. Еще вопрос: как радость жизни человеческой соединить с радостью христианской жизни?

– Нужно жить с благодарностью и благодарить Бога за все. Святитель Иоанн Златоуст перед своей кончиной сказал: «Слава Богу за все!» Встретили вы радость – слава Богу за все! Встретили печаль – найдите в себе силы сказать: слава Богу за все!

Нечего добавить. Спасибо, отец Филарет. Нужно приехать к вам в монастырь, побыть там несколько дней, чтобы насладиться молитвой в вашей обители. Благословите наших телезрителей.

– Дорогие братья и сестры! Хочу, чтобы благодать Божия никогда не покидала нас, чтобы ни в каких жизненных ситуациях мы не расставались с Богом. Храните друг друга! Храните веру во Христа! И тогда, поверьте, жизнь станет совершенно иной.

Записали:
Таисия Зыкова
и Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс