Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №29 (1166) → Протоиерей Вадим Буренин: Главные принципы христианской жизни

Протоиерей Вадим Буренин: Главные принципы христианской жизни

№29 (1166) / 1 августа ‘22

Беседы с батюшкой

Тема передачи – главные принципы христианской жизни. Сегодня отмечается День семьи, любви и верности, праздник Петра и Февронии, поэтому будем говорить о семье. Это сложная и интересная тема. Мы понимаем, что семья и брак – основа христианской жизни. Но я никогда не мог понять, почему у нас больше разводов, чем браков, почему у нас в таком невероятном количестве делают аборты, почему люди живут в так называемом гражданском браке и не хотят узаконить свои отношения. Учитывая, сколько в мире христиан, а сколько неверующих, получается, что проповедь о ценности семейных отношений – глас вопиющего в пустыне. Или это не так?

– Давайте начнем с того, что у нас в Петербурге за первое полугодие статистика по бракам и разводам не такая, как вы обрисовали. Заключено примерно 9 000 браков с небольшим, при этом около 6 000 разводов. И нельзя сказать, что у нас все так плохо. Кроме того, за первое полугодие у нас в Петербурге появилось 50 000 новорожденных.

Здесь, конечно, очень много вопросов, и они напрямую связаны с тем, что у нас в 1990-е годы развивалась и дальше продолжает развиваться система планирования семьи, внедряемая с Запада, по которой проводилась массовая стерилизация женщин. В результате у нас очень много женщин, которые хотели бы иметь детей, но детей у них нет и не будет. Кроме того, имеется много заболеваний, и это тоже очень серьезная проблема.

Мы видим, что в нашей стране очень напряженная ситуация и с абортами. Вот здесь статистика каждый год уж совсем удручающая – на свет не появляются миллионы детей. Если бы они все появлялись на свет Божий, очевидно, ситуация в стране была бы совершенно иной.

У нас большая смертность. Наши власти постоянно об этом говорят и пытаются что-то делать в этом направлении. Я думаю, чтобы улучшить ситуацию, потребуются большие усилия. Причем это задача всего общества. Конечно, Церковь старается делать все возможное. Разъяснительные беседы, которые ведет духовенство, деятельность христианских организаций, помогающих молодым людям в их становлении в семейной жизни, будут иметь далеко идущие последствия.

Но одновременно с этим мы наблюдаем и огромное количество так называемых гражданских браков. Говоря простым языком, это сожительство. Но так как слово неблагозвучное, его заменили понятием «гражданский брак». На самом деле это полная безответственность со всех точек зрения: и с духовной, и с морально-нравственной, и с юридической.

Человеку очень важно знать, что институт семьи, который у нас существует, будет способствовать тому, чтобы семья в нашем обществе имела все, что предоставляется государством. Люди, живущие в этом браке, просто лишают себя этого, ведь нормы семейного права на них не распространяются. Потом у этих людей появляются душевные терзания, и они, приходя в церковь, сталкиваются с тем, что необходимо свою жизнь преобразить, и зачастую им приходится весьма нелегко. Слава Богу, что наши пастыри трудятся в этом направлении не покладая рук и многим помогли определиться в этом вопросе. Более того, многие семьи стали настоящими во всех смыслах этого слова.

Но работы в этом плане очень много. И очень важно помнить, что мы, христиане, должны жить исходя из того, что является непреходящим, по словам Самого Спасителя. Что же нам заповедал Спаситель? В Евангелии от Марка Он говорит: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею. Вот первая заповедь! Вторая подобна ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Очень важно, чтобы была гармония. Но зачастую мы наблюдаем перекосы. Какие перекосы? Когда человек говорит: «Нет, я буду только молиться Богу». И забрасывает все свои семейные обязанности: «Вы там уж как-нибудь сами, без меня справьтесь». Либо когда он полностью себя посвящает семейным вопросам и совершенно забывает о том, что нужно посещать храм, что необходимо молиться.

Перекосов быть не должно. Все должно быть гармонично. Здесь опять же нужно помогать молодым семьям в их становлении, а для этого, конечно, очень нужен духовник – тот, кто сможет духовно руководить, духовно помогать, духовно наставлять. В семьях, особенно когда много детей, периодически наступает определенный кризис отношений. В этом тоже необходимо полноценное участие именно пастыря Церкви, он окажет духовную, молитвенную помощь, чтобы семья сохранилась.

Семья распадается ведь не просто так, не на ровном месте все происходит. Случаев масса. Сегодня как раз разговаривал с одной девушкой. Хорошая, прекрасная девушка, ей понравился человек, она хочет с ним жить. А от этого человека убежала жена с ребенком. Но это же тоже не случайно! Женщину надо же как-то довести до того… При этом мужчина в Бога не верит и всячески пытается отстраниться от какой бы то ни было ответственности. А то, что в нашем государстве есть определенные требования того же самого семейного права, просто знать не хочет. «Что хочу, то и ворочу».

Когда мы все это наблюдаем в повседневной жизни, мы понимаем, что здесь надо еще прикладывать очень большие усилия всему нашему обществу. Общество должно быть заинтересовано в том, чтобы преображаться. А как у нас в предыдущие десятилетия ставились задачи? Должно быть общество потребления: заработай больше денег и потребляй больше тех или иных товаров. А с духовными вопросами, оказывается, серьезная проблема. Для того чтобы эту проблему решить, наши пастыри Церкви, наше Священноначалие прикладывают титанические усилия.

Но очень важно, чтобы и само государство не просто прислушивалось к голосу Церкви, а чтобы то, что Церковь предлагает, было руководством к действию. Потому что Церковь на протяжении всего периода существования нашего государства делала все, чтобы жизнь в нашем обществе была действительно христианской, духовной. Очень важно, чтобы от власти до любого простого человека все эти вещи понимали и следовали им. Нужно выстраивать такую вертикаль. Это большая задача. Можно сказать, сверхзадача на сегодняшний день.

А нам с Запада предлагают так называемые новые ценности, пытаются их внедрять. Не нужны нам эти ценности! У нас своя прекрасная духовная история, ей более тысячи лет. Мы имеем богатейший духовный опыт. К истокам нам и нужно обращаться и пытаться выстраивать свою жизнь так, чтобы именно семейная жизнь (а это, в общем-то, основа, ячейка общества) была во славу Божию.

Вопрос телезрителя из Белгорода: «В Книге Бытия Бог завещал: плодитесь и размножайтесь. Но у Адама и Евы детей в раю не было, когда они еще не согрешили. Дети у них появились только после грехопадения, когда они были изгнаны из рая. Получается, что человечество обязано своим существованием грехопадению Адама и Евы. Если бы они не согрешили, может быть, по сей день так и пребывали бы вдвоем в раю».

– Когда мы говорим о том времени, мы должны понимать, что Господь дал возможность первым людям в Эдемском саду, в колыбели нашего мира, исполнять то, что было предначертано Самим Богом. Очень важно послушание и сегодня. Если бы все происходило постепенно, пошагово, то человечество было бы таким, каким его задумал Господь. А люди не послушались Господа.

Дана была очень простая задача: ограничение в пище (что на сегодняшний день мы называем постом), ешьте все, а вот этого не вкушайте. Вот такое небольшое, но послушание. Ведь и мы маленькому ребенку тоже говорим: спички не трогай, в розетку не лезь, вот этого не делай. Почему? Потому, что он еще не вырос. Всему свое время. Так же и в Эдемском саду. Любой плод должен созреть.

Очень важно, чтобы семейная жизнь строилась именно на духовно-нравственных ценностях, в такой семье все – во славу Божию, и дети вырастают воспитанными в христианстве. Мы знаем благочестивые семьи (например, святителя Василия Великого), где праведники были из рода в род, из поколения в поколение.

Нужно постоянно читать, изучать Священное Писание – это для нас просто жизненно необходимо. Когда мы читаем Священное Писание, мы общаемся с Самим Господом. Важно общаться с духовно грамотными священнослужителями, которые могут помочь в разъяснении тех или иных текстов Священного Писания. Нужно читать в том числе и творения святых отцов, они тоже продиктованы Духом Святым и растолковывают нам именно то, что нам необходимо и что мы в состоянии в себя вместить. Ведь когда ребенок приходит в первый класс, его не учат сразу тригонометрии и не рассказывают о сложносочиненных предложениях. Всему свое время.

Сейчас верующему молодому человеку очень сложно найти невесту, будущую жену. Возникают даже православные службы знакомств в интернете, где православные молодые люди могут познакомиться. Существуют молебны, чтобы Господь помог найти жениха (невесту). На Ваш взгляд, почему православным людям сейчас сложно познакомиться?

– Вспомним образ жизни, который был в 90-е годы и далее: дети практически не общались во дворах, не было необходимой социализации. От этого появляются проблемы в более зрелом возрасте, когда люди не знают, как им друг к другу подойти, с чего начать разговор. Поэтому представители Церкви пытаются, насколько возможно, организовывать молодежные клубы, где молодые люди могли бы друг с другом пообщаться, попить чаю. Хорошо, когда на приходе грамотный священник или есть семейный психолог.

Это современная проблема, и мы пытаемся ее решать, насколько можем. Но, к сожалению, немногие идут в Церковь. Мы видим, что в средствах массовой информации Церковь пытаются шельмовать как только можно и делают все для того, чтобы Церковь дискредитировать. Это большая боль. И задача нашего общества – восстановить доверие к Церкви. Если мы этого делать не будем, ситуация будет в этом отношении еще более сложной. Поэтому надо действовать, что называется, всем миром.

Многие думают так: моя хата с краю, все как-нибудь само утрясется и без меня. Но, чтобы все было во славу Божию, необходимо, чтобы каждый прикладывал усилия. Как говорил Серафим Саровский, если ты спасаешься, то и люди вокруг тебя спасаются. Очень важно, чтобы каждый из нас трудился, насколько может, выполняя свою важную миссию. Задача – чтобы после нас остались те, кто продолжит дело, которое мы совершаем. То, что мы совершаем, не должно с нами умереть. И хороший, положительный пример сейчас просто жизненно необходим.

На сегодняшний день общество нуждается в постоянном драйве, поэтому прежде всего обращают внимание на тех священников, которые стремятся позиционировать себя очень яркими личностями. Но вспомним наших святых угодников Божиих: все они были достаточно скромными, не искали никакой похвалы у людей, не пытались себя выпячивать, рекламировать. А сейчас немало молодых священнослужителей пытаются получить доверие определенной аудитории в интернет-сообществах. Но от этого не происходит никаких кардинальных изменений, потому что эта огромная аудитория не приходит в храмы Божии, не принимает участие в тех или иных общественных мероприятиях – они живут в своем виртуальном мире.

А нам нужна реальная жизнь, складывающаяся из реальных дел, которые человек совершает в своей семье, в обществе и в Церкви Божией в том числе. Реальные дела как раз не кричат о себе, этот труд происходит на постоянной основе изо дня в день, из недели в неделю, из месяца в месяц, из года в год. И такие пастыри Церкви, осуществляя свою деятельность, пользуются настоящей любовью. Слава Богу, немало батюшек с 90-х годов осуществляют очень важную и необходимую миссию, и это их внутреннее состояние, они этим живут. Сказано: по делам их узнаете их. Вот их дела свидетельствуют о том, что это настоящие христиане.

Виртуальная жизнь может привести к очень плачевным результатам. Молодых людей в возрасте 17–20 лет в храме настолько мало, что просто оторопь берет. Если и есть молодежь, то это люди от тридцати лет. Что же делать? Понятно, что заставить прийти в храм невозможно. Как привлечь молодых людей в Церковь, чтобы возникали православные семьи?

– Начинать надо со школьной скамьи. На сегодняшний день есть модуль преподавания в общеобразовательной школе, и в этих рамках мы можем приобщать детей к Церкви. Я непосредственно принимал в этом участие, знаю, что и другие пастыри в разных городах стремятся так поступать: приглашают детей в храм, рассказывают о храме, устраивают чаепития, приглашают на рождественские елки, пасхальные концерты. То есть пытаются приобщить детей к Церкви. И когда эти дети вырастают, появляется шанс, что они будут посещать храм.

Современная жизнь сейчас очень насыщенная, и приходится слышать от молодых людей, что все время занимает учеба и совершенно не остается свободного времени. Времени и так мало, а тут еще и определенная интернет-зависимость. То есть на Церковь времени практически не остается. Если появляется семья, нужно налаживать быт, выстраивать свою жизнь, работать – и опять времени на Церковь не так уж много. Хорошо, когда храм в шаговой доступности – есть возможность его посещать. А если храм далеко? По нашим городским пробкам добраться до храма совсем даже непросто, нужно потратить много времени для этого. То есть определенные проблемы имеются, и, чтобы в дальнейшем они решались, нужно прикладывать много усилий.

Например, сегодня я приехал в студию после консультации со студентами перед экзаменом. И я им, в частности, предложил посетить храм, если возникнет желание – помолиться, потом пройти в церковный дом, посидеть с чашкой чая и пирогами, пообщаться с другими в неформальной обстановке. Мы должны искать различные варианты, чтобы привести людей в Церковь. И у нас такая возможность есть. Мы можем посещать различные учебные заведения, участвовать в конференциях, круглых столах. Знаю, что наше духовенство участвует в этом. В крупных городах молодежь приходит в Церковь. Конечно, хотелось бы, чтобы количество молодых людей было значительно больше, но, думаю, это вопрос будущего.

Вопрос телезрительницы из Ярославля: «Я о грустном. Так сложилось, что женщина-христианка не имеет семьи. Отец у нее был тиран, и когда она выросла, боялась: если выйдет замуж, муж тоже будет бить... Это сейчас она верующая и понимает, что на все воля Божия, а в то время она просто боялась отношений, и получилось так, что осталась без семьи. И таких много. Как с этим быть? Как Церковь на это смотрит?»

– Церковь пытается помочь, насколько возможно, каждому, кто обращается с просьбой о помощи. Мы на нашем приходе помогаем. Знаю, и на других приходах батюшки помогают в кризисных ситуациях. Есть кризисные центры помощи. Есть православные психологи, помогающие людям решать проблемы такого рода. Если у человека какое-то пограничное состояние или началось какое-то заболевание, помогают психотерапевты и психиатры.

Очень многое зависит от самого человека, насколько он сам хочет себе помочь. Если у него есть такое желание, он приходит в храм – и ему помогают. Например, если зайти на сайт нашей Санкт-Петербургской митрополии, можно увидеть, что есть разные отделы, каждый из которых занимается своей определенной деятельностью. В частности, этими вопросами тоже занимаются, помогают человеку быть человеком Божиим, справляться с непростой жизненной ситуацией.

Все возможно. Ни в коем случае нельзя унывать, расстраиваться, печалиться. Нужно обращаться к Богу и просить, чтобы Господь помог в этой непростой жизненной ситуации. При молитве к Богу происходит соработничество, и Господь дает человеку возможность жить, быть счастливым. Но нужно потрудиться, приложить усилия. Многие считают, что в какой-то момент мир должен прогнуться, что прилетит птица счастья или что-то произойдет, как в сказке. И человек сидит и ждет. Но если ничего не делать, ничего и не будет. Заболоцкий писал:
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!

В некоторых приходах есть общая молитва за страждущего человека, попавшего в сложную, кризисную ситуацию. Когда прихожане вместе молятся, человек чувствует поддержку и понимает, что он не один. Самое страшное – ощущение одиночества.

Люди задают много вопросов относительно семьи. Например, некая женщина позвонила и сказала: «Я люблю человека, а он неверующий. Что же в этом плохого? Я его люблю, и все у нас будет хорошо». Проблем много, и они реальные...

– Христианская традиция нам говорит, что люди должны жить в семье, где дети будут воспитываться в Православной вере. Представим себе такую семью: она верующая, дети тоже будут верующими, при этом отец семейства не имеет к вере никакого отношения. Ребенок скажет: «Пап, пошли с нами в церковь». А папа скажет: «Никуда я не пойду, мне это не надо». То есть жена и дети собираются в Царствие Небесное, а отец семейства не имеет к этому никакого отношения. Как с этим жить-то? Человек, которого ты любишь, откровенно говорит, что будет вести совершенно другой образ жизни. У меня даже в голове такое не укладывается!

Святые угодники Божии уделяли этому большое внимание и говорили, что подобного рода браки совершенно недопустимы.

Сейчас такие разговоры: мол, стерпится, слюбится, надо попробовать – может, что-то и сладится. И так далее. Девушки зачастую не задумываются о том, что будет в дальнейшем, а просто хотят решить насущные проблемы. Начинаешь с ними разговаривать, объяснять, что пройдет немножко времени, начнутся другие проблемы... Самое страшное в том, что такой человек не чувствует никакой ответственности за свою семью, просто по каким-то причинам ему в данный момент это удобно. И женщины на это ведутся.

Сейчас появляется немало смешанных браков. Например, с китайцами. Наши молодые девушки поначалу очень довольны: не пьет, не курит, по дому что-то делает, деньги есть, насущные потребности удовлетворены. Но пройдет какое-то время – и будет совершенно другая ситуация, когда нужно будет решать следующие вопросы. А как их решать? И кто их будет решать?

Изначально нет понимания, что тот, кто рядом находится, имеет другую систему ценностей, другое мировоззрение. То, что для тебя и твоей мамы норма, для него и его мамы совершенно неприемлемо. Появляется серьезный конфликт. Кто страдает? Дети в том числе. И это беда. Нужно думать не только о себе любимых, но и о детях. Ведь из поколения в поколения будут рождаться дети, внуки, правнуки. Как они будут жить? В какой семье?

Например, я себя в этом отношении считаю счастливым человеком, потому что в моем роду из поколения в поколение были нормальные, полноценные многодетные семьи.

Всем желаю мира, счастья, жизни с Богом. Если у вас будет на пьедестале Господь, если вы стратегически будете стремиться в Царствие Небесное, то все тактические вопросы будут решаться исходя из этого.

Записали:
Таисия Зыкова
и Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс