Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №29 (1166) → Игумен Пимен (Ивентьев): Под святым знамением России

Игумен Пимен (Ивентьев): Под святым знамением России

№29 (1166) / 1 августа ‘22

Беседы с батюшкой

День Казанской иконы Божией Матери празднуется два раза в год. Торжества объединяют не только православных жителей Татарстана, но и многих паломников из других регионов России. Об истории почитания этого образа Божией Матери, традициях его прославления, чудесах и любви народа Божия к нему предлагаю сегодня поговорить.

– Празднования в честь Казанской иконы Божией Матери, в честь ее явления в граде 21 июля 1579 года, – это торжество для Казани и знак милости Царицы Небесной к нашему городу. От Казани началось почитание Пречистой Богородицы в Ее Казанском образе, и в настоящее время нет ни одного храма, ни одной православной семьи, где не было бы хотя бы маленького изображения этого чтимого образа, что говорит о многовековом народном почитании святыни. И Царица Небесная отвечает на молитвы обращающихся к Ней и снова и снова прославляет Свой Казанский чудотворный образ.

Вы сами родом из Казани...

– Да, вся моя жизнь связана с Казанью.

Это Ваша родина, город, где Вы возрастали, в том числе и в духовном плане. Как произошел Ваш приход в Церковь? С какого момента Вы начали чувствовать необходимость быть в церковной среде?

– Верующим человеком у нас в семье была только прабабушка. Она соблюдала посты, почитала церковные праздники, причащалась. Видимо, в моем раннем детстве ей удалось зародить в моей душе семена веры, представление о Православии. Она была 1906 года рождения, но, в отличие от многих своих сверстниц, владела грамотой, училась в сельской приходской школе в начале XX столетия. Благочестие было у людей того времени в крови. Они, может быть, многого не понимали из богословских истин, но внешне проявляли благочестие твердо, и это обращало на себя внимание окружающих. Мне всегда было интересно, почему прабабушка питается по-другому, живет по-другому. И первые походы в храм, конечно, связаны с ней.

Мое взросление пришлось на период возрождения церковной жизни. Помню, что знаковым событием для Казани стало возвращение верующим Петропавловского собора. Этот замечательный памятник выстоял в советские годы. Богослужения в нем, конечно, не совершались, но он не был разрушен, сохранился даже интерьер. Храм этот выстроили в 1723–1726 годы, в память посещения Казани Петром Великим.

Когда этот храм в 1989 году вернули Церкви, это было торжеством для всего города. Недавно мы пересматривали черно-белые фотографии, репортажи казанских газет, и могу сказать, что такое количество верующих можно представить, пожалуй, только на праздник Казанской иконы Божией Матери. В то время открытие нового храма было чем-то небывалым, и люди собрались во множестве. И не только церковный народ, но и люди, любящие город, его историю, тоже принимали в этом участие. Событие действительно было знаковое. В Петропавловском соборе мне доводилось бывать еще в те годы, когда там был планетарий, а тут вдруг открылся храм для молитвы.

Спустя год там открылась первая в Казани воскресная школа. Когда я об этом узнал, мне захотелось пополнить число ее учеников. Кстати, со многими учениками этой первой воскресной школы мы до сих пор общаемся, вместе молимся. Кто-то из учеников тоже стал священнослужителем и даже архиереем (Владыка Мефодий тоже посещал эту воскресную школу). Это было время всеобщего духовного подъема, люди готовы были трудиться ради храма, жертвовать последним. Поэтому Петропавловский собор в довольно короткие сроки привели в надлежащий вид, и он стал центральным храмом Казани.

Что в это время происходило с Казанским собором?

– К сожалению, о Казанском монастыре мы получали представление лишь по старинным открыткам, фотографиям из дореволюционных казанских газет, где видели величественный собор, другие храмы и постройки монастыря. Надежды, что когда-то все это будет восстановлено, не было. Конечно, мы молились об этом, но смутно представляли, что такое возможно.

В 1994 году первой ласточкой возрождения стало открытие маленькой надвратной Софийской церкви на месте бывшего Казанского монастыря. Там собиралась молодежная община (сейчас это уже люди зрелого возраста). Многие радовались открытию Софийской церкви как началу возрождения почитания Казанской иконы Божией Матери.

Надо сказать, что в советские годы почитание Казанского образа при «помощи» (в кавычках) тогдашних властей сводилось к минимуму: никаких крестных ходов, шествий, больших собраний людей. Вообще, власти прилагали усилия к тому, чтобы память о святынях и святителях стиралась, забывалась. И отчасти они в этом преуспели, потому что торжественных богослужений в день Казанской иконы Божией Матери с таким размахом, как в других городах, не было. Так что, когда рядом с местом обретения чудотворного образа стала возрождаться церковная жизнь, люди потянулись к святому месту.

В советские годы одно из помещений монастыря (Крестовоздвиженский храм) занимал педагогический институт, и я, будучи студентом, тоже посещал занятия в этом здании. Большую часть территории монастыря занимала табачная фабрика. Но православные казанцы все равно жили наде-ждой, что святое место будет восстановлено. Тем более что Господь сохранил в годы гонений чтимый образ Казанской иконы Божией Матери – его после закрытия Богородицкого монастыря перенесли сначала в Петропавловский собор, а потом еще в несколько храмов (потому что храмы подвергались закрытию безбожниками), и в конце концов он нашел пристанище в единственном действующем храме в честь Ярославских чудотворцев на Арском кладбище. Этот маленький храм, который при создании не получил своего прихода (был приписным), стал единственным действующим. Туда во множестве стекались люди, чтобы помолиться в праздники и будни. Именно этому храму суждено было стать вместилищем величайших святынь – Казанской иконы Божией Матери, святых мощей святителя Гурия, первого архиепископа Казанского, и многих чтимых икон из монастырей и храмов тогдашней огромной Казанской епархии.

По мере возвращения храмов и монастырей святыни вернулись на свои места. Это и Грузинская икона Божией Матери, и образ великомученицы Варвары, и еще несколько чтимых образов. А некоторые святыни так и пребывают в этом храме. Его с любовью называют сердцем православной Казани, потому что место действительно святое, почитаемое и любимое православными казанцами. В тяжелые годы вокруг этого храма собирались люди.

Вернемся к тому моменту, когда начались первые подвижки по восстановлению святого места...

–Уже ко второй половине 90-х годов, даже в начале 2000-х годов, всерьез встал вопрос о возрождении монашеской жизни на территории бывшего Казанского монастыря. Мы знаем, что монастырь всю свою историю был женским, в наше же время он возрожден как мужской. Видно, такова воля Божия.

Серьезные подвижки стали наблюдаться, когда встал вопрос о возможности возвращения одного из чтимых списков Казанской иконы Божией Матери, который на тот момент пребывал в личных покоях папы Римского Иоанна Павла II. На очень высоком уровне с большим представительством от Казани велись переговоры о передаче этого образа, и папа Римский передал образ Русской Православной Церкви, Святейшему Патриарху Алексию (ныне покойному). Патриарх поставил условие о возрождении монашеской жизни на месте обретения Казанской иконы Божией Матери, и руководство республики, руководство города Казани стало обдумывать, в какой храм можно поместить переданную икону.

На тот момент в более или менее сохранившемся виде был только больничный Крестовоздвиженский храм. Сам по себе небольшой, он очень уютно расположен. Пединститут в короткие сроки выселили (ему нашли другое достойное помещение), и начались интенсивные работы. В праздник Казанской иконы Божией Матери в 2005 году Святейший Патриарх Алексий прибыл в Казань и привез обещанную икону, ее с радостью встретили православные казанцы. Храм к тому времени привели в порядок, в нем начались регулярные богослужения, и встал вопрос о создании мужской монашеской общины. Святейший Патриарх Алексий дал благословение на учреждение мужского монастыря и благословил братию переданной святыней. Перед иконой ежедневно стала совершаться молитва, потянулся народ.

Воссоздание Казанского собора на месте явления иконы тогда мыслилось как что-то гипотетически возможное, но когда-то, в обозримом будущем. Выяснилось, что остались проекты архитектора Старова. Кстати, архитектор Старов – автор проекта Свято-Троицкого собора в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге. Это был признанный архитектор, и именно ему в начале XIX века было поручено проектировать собор на месте обретения Казанской иконы Божией Матери, на месте обветшавшего старинного храма. На закладке Казанского собора тогда был император Павел I, но освящение собора происходило уже без императора – он не дожил до этого дня. Казанский собор стал тогда вместилищем чудотворной иконы, но в годы лихолетья собор разделил участь большинства храмов нашей Русской Церкви.

В начале 2000-х годов стали раздаваться голоса православной общественности и духовенства о возможности воссоздать Казанский собор. Никто не говорил ни да, ни нет, но подготовительную работу вели, причем кропотливо, особенно подвижники из числа краеведов, историков и инженеров, которые готовили проект воссоздания. Особый перелом наступил с назначением на Казанскую кафедру Владыки митрополита Феофана (ныне покойного) – он загорелся идеей воссоздания Казанского собора и в буквальном смысле заразил многих и многих людей, в том числе из власти (сильных мира сего, как мы говорим). И дело сдвинулось с мертвой точки.

В кратчайшие сроки подготовили проект, и на очень высоком уровне воссоздали Казанский собор с привлечением всех возможных сил и средств. Событие было знаковое. Год назад, в праздник Казанской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Кирилл совершил великое освящение Казанского собора. Это было долгожданное событие. Когда-то мы смотрели на старинные фотографии и даже не могли представить, что войдем в воссозданный храм. Но по милости Царицы Небесной храм воссоздан и привлекает большое количество богомольцев.

Хотелось бы сделать несколько акцентов. Во-первых, это историческое место. Еще очень занимательна история, связанная с подземным храмом. Расскажите об этом, пожалуйста.

– Пещерный храм оказался сюрпризом для тех, кто приступил к воссозданию собора. Изначально на историческом фундаменте должны были поработать археологи, и они провели очень кропотливую работу в кратчайшие сроки. Археологические работы не подразумевают быстроты, но в данном случае археологи максимально ускорились и наткнулись на сюрприз. Оказывается, в подвале Казанского собора в начале XX века по инициативе святой преподобномученицы Елисаветы Феодоровны Романовой был создан пещерный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, непосредственно над местом обретения Казанской иконы (то есть над тем местом, откуда она была взята после пожара в 1579 году).

Елисавета Феодоровна в кратчайшие сроки подготовила проект, привлекла знаменитого архитектора Щусева. Он продолжал трудиться и в советские годы. Пример его зданий: Казанский собор, несколько храмов, в том числе Марфо-Мариинская обитель. В советские годы он трудился и проектировал в гражданской сфере.

Все проекты, чертежи пещерного храма сохранились, они были понятны современным архитекторам и инженерам. И было решено воссоздать еще и пещерный храм, вернее, начать воссоздание Казанского собора с воссоздания пещерного храма. Перед тем как заливать бетонную подушку над старым фундаментом, провели работы по воссозданию объема, а потом уже и по воссозданию интерьера. Интерьер уникальный. По всей видимости, преподобномученица Елисавета, которая обладала прекрасным вкусом, сама принимала участие в проектировании убранства храма. Даже есть достоверные сведения, что она сама вышивала некоторые иконы для иконостаса будущего пещерного храма.

Почему такая любовь, такое внимание?

– Мы знаем, что Елисавета Феодоровна была духовной дочерью преподобного старца Гавриила (Зырянова), мы называем его Гавриилом Седмиозерным или Спасо-Елеазаровским (по местам его подвигов). Когда он проживал в Казани в Седмиозерной пустыни, будущая преподобномученица Елисавета неоднократно приезжала к батюшке за духовным советом, а после его упокоения решила почтить его память. Он скончался в 1915 году, когда уже шла Первая мировая война. Елисавете Феодоровне всячески не советовали выезжать из столицы, но она решила лично присутствовать на похоронах своего духовника и молилась на отпевании в храме Казанской духовной академии, так как большинство начальствующих и учащихся на тот момент в Казанской духовной школе были духовными чадами преподобного Гавриила. Поэтому и ректор академии епископ Анатолий, и еще несколько будущих архиереев и священномучеников совершали погребение старца. Так получилось, что на отпевании одного святого собрались еще несколько святых, которые в последующее десятилетие мученически прославили имя Христово.

Старанием преподобномученицы Елисаветы был создан пещерный храм. Это тихое и уединенное место, храм воссоздан буквально до миллиметра. Первым радостным и ощутимым событием в деле воссоздания Казанского собора было именно освящение пещерного храма в честь Рождества Божией Матери, его совершил Владыка Феофан (ныне покойный) в начале 2020 года.

Расскажите для тех, кто еще не бывал в Казанском соборе, доступно ли это место, где произошло обретение? Как оно выглядит?

– Это так называемая крипта под собором, подвальное помещение. На протяжении большей части XIX и вплоть до начала XX века это был обыкновенный подвал, он использовался, наверное, под какие-то хозяйственные нужды. Преподобномученице Елисавете пришла мысль сделать там храм. Мы не знаем, насколько он был доступен в дореволюционные годы, но сейчас люди все больше проявляют интерес к этой святыне. Богослужения там совершаются регулярно. Сам Владыка митрополит Кирилл любит там служить. В будние дни там собираются любители тихой молитвы. Место действительно святое. Заходя в этот храм, не чувствуешь, что это что-то новое, воссозданное, современное, а сразу погружаешься в атмосферу святой древности. В храме все располагает именно к тихой молитве. Это уникальное место, и оно доступно для тех, кто посещает Казань. Конечно, составлено определенное расписание, потому что помещение все-таки небольшое, чтобы люди, не толпясь, в спокойной обстановке могли помолиться.

Само место явления Казанской иконы Божией Матери тоже обозначено и напоминает место Рождества Христова в Вифлееме. Вспоминается, что в начале 2000-х годов, когда разрешили крестные ходы, люди приходили на это место (кто-то краской на асфальте на территории табачной фабрики обозначил примерное место обретения Казанской иконы Божией Матери) и служили молебен. Но на тот момент это уже казалось большим достижением. Сейчас мы спускаемся в крипту и в благоговейной тишине прекрасного пещерного храма молимся Царице Небесной на месте явления Ее чудотворного образа. Это, конечно, великая милость Божия и проявление покрова Царицы Небесной над городом Казань и над нашим Отечеством.

Спасибо, что рассказали о подземном храме. Думаю, мало кто о нем знает...

– Даже казанцы до последнего времени не знали.

Воссозданный Казанский собор – тоже точная копия?..

– Казанский собор воссоздан по старому проекту, на старом фундаменте, по старым очертаниям. Восстановлено подробно и его внутреннее убранство. Кстати, в XIX веке, перед тем как проектировалось убранство, архитектор Иван Старов заложил максимально роскошный иконостас из разных пород камня, но в то время Священный Синод почему-то определил, что, поскольку город не столичный, можно сделать иконостас и поскромнее. Установили добротный, золоченый, но деревянный. И когда встал вопрос о воссоздании, Владыка Феофан настоял, что нужно делать именно по первоначальному проекту. Многие схватились за голову, потому что это более серьезные вложения, но потом согласились, ведь все-таки будет воссоздано на века. И сейчас мы видим прекрасный иконостас из разных пород камня, он поражает своим величием и красотой.

Прошу Вас сказать еще несколько слов в преддверии торжества для всех наших многоуважаемых зрителей.

– Празднование в честь явления Казанской иконы Божией Матери – событие не только для Казани, а для всей России. Кто-то из писателей даже назвал Казанскую икону святым знамением России, ведь почитают ее не только в Казани, а по всей стране. Конечно, те, кто имеет возможность, желание, время, пусть приезжают в наш город и примут участие в торжестве. Традицию нужно возрождать. А возрождать ее нам, ныне живущим. Я думаю, что совместная молитва многих сотен людей перед чтимым образом в очередной раз приклонит милость Царицы Небесной и к нашему Отечеству, нашему общему дому, и к каждому из нас в отдельности.

Записали:
Нина Кирсанова
и Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 
Первосвятитель

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «Самое важное – чтобы Господь хранил в чистоте сердца наши и веру в наших сердцах»

– Во имя Отца и Сына и Святого Духа!В сегодняшнем Евангельском чтении мы находим слова, которые человека, незнакомого с Евангелием, могут настолько озадачить, что если это единственные слова, которые человек прочитает, то скорее всего он закроет Евангелие и больше никогда к нему обращаться не будет – настолько эти слова противоречат здравому смыслу, всей логике человеческой жизни. А слова такие: Не заботьтесь о том, что вам есть, или что пить, или во что одеваться, ибо Отец ваш Небесный позаботится о вас (см.: Мф. 6, 31–32). Но ведь каждый сам заботится о том, что ему есть, что пить, во что одеваться. Почему же Господь сказал такие слова? А потому что этими словами Он хотел подчеркнуть, что естественные заботы человека о самом себе ни в коем случае не должны быть абсолютным приоритетом, жизненной доминантой. А иначе человек мало чем отличался бы от животного. Правда, животным не нужно думать о том, во что одеваться, – Господь позаботился; и в отношении жилья у них в порядке – Господь и об этом позаботился, но без еды-то животное не проживет! И слова Спасителя бросают вызов, особенно современному человеку, у которого все крутится именно вокруг того, как поесть, попить, дом построить, в отпуск съездить, пожить в свое удовольствие. А Господь говорит: не думайте об этом – Господь, Отец ваш Небесный, позаботится о вас.

 
Беседы с батюшкой

Священник Александр Асонов: Как стать православным?

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс